Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 293 гостей и 3 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



О СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ПРОТЕСТАНТСКИХ ЦЕРКВЕЙ

Печать

Эдуард АНАНЬЕВ

 

Социальная позиция протестантских Церквей России – документ, подготовленный и утвержденный в соответствии с решением Консультативного Совета глав протестантских Церквей России.

Исходя из заинтересованности в социальном служении, в рамках Консультативного Совета Глав Протестантских Церквей России консолидировались четыре наиболее крупные протестантские Церкви: Российский Союз Евангельских Христиан-Баптистов (более 100 тысяч членов, 922 зарегистрированных общины), Российская Церковь Христиан Веры Евангельской (более 300 тысяч верующих, 2100 зарегистрированных общин), Российский Объединенный союз Христиан Веры Евангельской (около 1500 общин), Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня (620 зарегистрированных общин).   Консультативный орган создан 24 февраля 2005г.  Позднее к Совету присоединились: Союз Христианских Пресвитерианский Церквей и Евро-Азиатская Федерация Союзов Евангельских Христин–Баптистов.

Таким образом, конфессии, объединенные Консультативным советом глав протестантских Церквей, включают в себя до 85% всех российских протестантов. (по собственным данным КС ГПЦ).

Социальное служение иных  протестантских течений, таких как Евангелическо-лютеранская церковь России, церковь Ингрии, Пресвитерианская церковь, Англиканская церковь, Кальвинистская церковь и т.д., не получили значительной распространенности на территории Российской Федерации. Безусловно, указанные общины занимают свою нишу в конфессиональном пространстве страны, но они не играют значительной роли ни в социальной ни в религиозной жизни общества.

На первом заседании Консультативного Совета Глав Протестантских Церквей было принято соответствующее Положение, из текста которого видна основная задача КС. Это координация и выработка единой точки зрения  в диалоге в первую очередь с государством, а также координация социального служения протестантских церквей.

Социальная позиция протестантских церквей России, состоящая из 17 глав, вышла в свет в 2003 году. Последовательность тем, рассматриваемых в документе, отражает приоритеты церквей: человек, семья, Церковь, общество, государство, мировое сообщество. В документе подчеркнуто: «в центре всего находится человек – образ и подобие Божье – со своими способностями, правами и ответственностью, достоинством, нуждами и заботами»[i].

Учитывая, что Документ представляет собой единый взгляд различных протестантских деноминаций, справедливо, что его первая глава содержит краткое изложение общих принципов веры, разделяемых каждой из выше приведенных конфессий.  Все церкви объединены общей верой в Триединого Бога;   Библия – полное, непогрешимое, богодухновенное Слово Божье; человек создан Богом по Своему образу и подобию; Церковь есть живое духовное Тело, а всякий верующий в Иисуса Христа как в своего Спасителя, через покаяние и водное крещение приобщается к святой Церкви.

Вторая глава посвящена церковно-государственным отношениям в области свободы совести, права и достоинства личности. Свобода совести включает в себя и свободу вероисповедания, т.е. «право быть верующим или неверующим, выбирать или менять свою веру»[ii]. Так же под свободой совести понимается право создавать религиозные объединения и управлять ими в соответствии с их вероучительными положениями, собираться вместе для обучения и богослужения, распространять религиозные взгляды. Говоря о достоинстве личности, декларируется, что «каждый человек – вне зависимости от пола, возраста, расы, национальности, достатка, социального положения и состояния здоровья – является полноценной личностью»[iii]. Подчеркивается, что уважение к достоинству личности является одним из важнейших показателей нравственного здоровья общества. С позиции протестантской церкви основная задача государства видится в признании и охране достоинства каждой личности. Документом придается особое значение соблюдению основных прав человека, к которым относятся свобода мысли, совести и религии. Протестантские конфессии выражают озабоченность в связи с отчетливо проявляющимися в последнее время нетерпимостью, экстремизмом, различными формами ксенофобии, терроризмом, насилием. Церкви осуждают проявление вражды по отношению к людям из-за несогласия с их убеждениями и взглядами. Подчеркнуто: «люди должны научиться общаться без взаимных оскорблений, без ненависти и злобы обсуждать различные точки зрения. Цель диалога – не достижение единомыслия, что зачастую влечет за собой унизительное подчинение некоей господствующей идеологии, а равноправное и уважительное партнерство. Терпимость по отношению к чужим убеждениям – лучшая профилактика всякого рода экстремизма»[iv].  Воспитание духа толерантности – указывается протестантами как единственный путь для достижения стабильности в обществе. Говоря о личностных правах не осталось в стороне и отношение к такому постыдному явлению как рабство и торговля людьми. Безусловно, протестантское сообщество осуждает все формы этого бедствия. Кроме декларации своего отношения, церкви указывают на необходимость своего практического участия в  служении пострадавшим от этого преступного бизнеса. В социальной Позиции сказано: «мы обучаем священнослужителей, сотрудников религиозных организаций и верующих тому, как противодействовать торговле людьми. Церкви готовы сотрудничать по этому вопросу с общественными и государственными институтами и оказывать духовную и психологическую поддержку пострадавшим и членам их семей»[v].

Видению Церковно-государственных отношений посвящена третья глава документа. С точки зрения протестантов, государство – институт, установленный Богом с целью поддержания порядка в обществе. Основной задачей государственной власти документ называет охрану прав граждан, независимо от их взглядов и убеждений. Сказано: «Права и свободы человека – право на жизнь, свобода слова, печати, собраний, свобода предпринимательства, неприкосновенность частной жизни и жилища, право собственности, семейное право, равенство перед законом, свобода совести и вероисповедания и др. – должны гарантироваться и защищаться государством»[vi]. С целью обеспечения прав и свобод гражданина государственная власть должна защищать права и свободы личности; заботиться о всеобщем благе; совершать правосудие; поддерживать законопослушных граждан; наказывать преступников; защищать граждан от внутренних и внешних врагов. Необходимым условием процветания страны считается взимание государством налогов и сборов. Христиане – протестанты, как патриоты, считают для себя необходимым исполнение законов своей страны. Вместе с тем, если государственная власть перестанет служить общественному благу, «принимая законы, запрещающие свободное богослужение и проповедь Евангелия или же побуждающие верующих к аморальным действиям..», протестанты оставляют за собой право поступать согласно своей совести и Евангельским принципам. Подчеркивая светскость государства, документ четко разделяет цели и задачи государства и Церкви. Государству отводится роль надсмотрщика, обеспечивающего соблюдение основных прав и свобод на собираемые с населения налоги, в то время как Церковь призвана проповедовать Евангелие и утверждать принципы Царства Божьего. Ни при каких обстоятельствах Церковь и государство не должны ни сливаться воедино, ни вмешиваться в дела друг друга. С другой стороны государство и Церковь являются частью общества и они не могут выполнять свои функции изолированно друг от друга. Сферами такого сотрудничества Документ называет: заботу о духовно-нравственном здоровье общества; поддержку института семьи, материнства и детства; служение милосердия и благотворительности; содействие толерантности, взаимопониманию и сотрудничеству между людьми; миротворчество; воспитание любви к Родине (на 6-ом месте) и т.д.

Участие протестантов в общественно-политической жизни прописано в четвертой главе Документа. Церковь – это часть общества, а следовательно, призвана на него влиять внедряя вечные, заповеданные Богом духовные ценности. Влияние может оказывать не только сама Церковь, но и христиане, занимающие ответственные должности в государственных учреждениях или избранные в представительные органы власти.

Документ декларирует основные принципы участия Церкви в жизни общества – это толерантность, взаимодействие с позиции гражданского служения обществу, конструктивный диалог, способствующий совершенствованию общества, укреплению национальной безопасности, благопрепятствованию сохранения религиозной свободы. Указывается на неприемлемость навязывания каких бы то ни было религиозных взглядов, используя государственные институты, образовательные учреждения, СМИ, а также попыток влияния на законотворческие процессы с целью ограничения прав и свобод; политической деятельности, приводящей к разделениям, ненависти, насилию, использования административного ресурса для достижения религиозно-политических целей.

Социальная Позиция поощряет протестантов-христиан к участию в выборах и референдумах, как единственном законном способе формирования органов государственной власти, выражающем волю народа. Сами протестантские церкви подчеркивают свою отрешенность от участия в политической борьбе, занимая нейтральную позицию. Сказано: «церковные кафедры и богослужения не могут использоваться для предвыборной агитации»[vii].

Священнослужители должны воздерживаться от любой политической деятельности, участия в предвыборных компаниях, публичной поддержке политических организаций и отдельных кандидатов, а также агитировать за них. Участие остальных Верующих в политической жизни страны принимается ими индивидуально, без согласования своей позиции с церковными иерархами. Сама по себе политическая активность не является чем-то предосудительным, но существует опасность влияния религии на государственные дела. Обладание властью не может расцениваться как повод для личного преимущества или преимущества своей церкви.

К сожалению, в Документе не прописана возможность участия священнослужителей в народных волеизъявлениях путем голосования, а также отношение протестантов к участию в деятельности политических партий (вне выборов), а также создание протестантских политических организаций, которые, оставаясь свободными в своей деятельности, могли бы координировать ее в соответствии с позицией Церкви.  

Отношение к национальному вопросу прописано в пятой главе. В документе подчеркивается, что добрые взаимоотношения между народами России – это важный фактор социальной стабильности, гражданского согласия и мира. Сказано: «было бы великим заблуждением полагать, будто какая-либо страна пользуется особым расположением Бога, потому что ее народ исповедует ту или иную религию»[viii]. Патриотизм выражается в деятельности, направленной на повышение уровня благосостояния страны и общества, а не в действиях, направленных на формирование предпочтения той или иной религии за счет дискриминации других. Терпимое и уважительное отношение к людям независимо от их национальной принадлежности и религиозного выбора – это залог построения сильного демократического многонационального государства.

Шестая глава посвящена отношениям с христианскими конфессиями и иными религиями.

Протестанты выстраивают свои отношения в обществе, основываясь на открытости и толерантности. В Документе указано, что каждый человек вправе избирать вероисповедание в согласии со своей совестью, без какой-либо дискриминации. Любая религия – это определенная система ценностей, взгляд на Бога, мироустройство, жизнь и смерть. Подчеркнуто:«…для достижения общественного согласия и мира необходимо стремиться к воспитанию в людях толерантности по отношению к представителям разных мировоззрений»[ix]. Исключение составляет лишь оккультизм, взгляд которых, что все дороги ведут к Богу противоречит библейскому учению.

Обращает внимание Социальная Позиция на удручающее нравственное состояние современного общества. Этому посвящена седьмая глава.

Сказано, что: «основой христианской нравственности является вера во Христа и жизнь по Закону Божьему, глубоко осознанное, деятельное и свободное осуществление человеком в своей жизни Заповедей Христа»[x].  Вместе с тем, отмечается, что человек, утрачивающий нравственный стержень, разрушает духовно-нравственную целостность личности. Подобное происходит зачастую ради личной выгоды, из соображений целесообразности. Документ подчеркивает, что нравственная распущенность, алкоголизм, употребление наркотиков и другие действия, дурманящие сознание стали настоящим бичом последнего времени и не могут рассматриваться как чье-то частное дело. Церковь решительно выступает против распространения порнографии, популяризации внебрачных и добрачных связей и сексуальных извращений, делая особый акцент на порочности подобной пропаганды в школьных программах полового воспитания.

В воспитании добропорядочных людей исключительно велика роль брака и семьи. Это описывается в восьмой главе. Для христиан брак – не просто добровольный союз мужчины и женщины, указывает Социальная Позиция, но институт, установленный самим Богом. Семья, с позиции протестантской точки зрения, обладает особым сакральным смыслом. Сказано: «семья – это маленькая церковь в глазах Бога, в которой Бог – Творец, отец – священник, мать – помощница,  а дети – паства. Поэтому в христианском браке изначально присутствуют три личности – Господь и супруги»[xi]. Протестантская Церковь считает невозможным регистрацию «браков» гомосексуальных пар, а также возможность брачных отношений без регистрации в органаз ЗАГС. Указано, что Верующим согражданам дополнительно необходимо получить также и Божье благословение в Церкви. Социальная позиция ни как не комментирует возможность брака между протестантами и иными христианами, а также между протестантами и представителями иных религий. Вместе с тем, уделяется значительное внимание его целям. Основные из них: обретение счастья в союзе любви; удовлетворение сексуальной потребности; продолжение рода; воспитание детей. Рассматривая различные роли мужа и жены, подчеркивается, что их нельзя рассматривать как дискриминацию одного перед другим. Так например в отношении воспитания детей сказано: «ответственность за воспитание детей возложена на обоих родителей, но отцу отводится особая роль – духовного наставника и священника»[xii]. В документе выражается озабоченность ситуацией, когда в современных семьях супруги избирают так называемую «гибкую модель», при которой роль кормильца выполняют оба, а домашние обязанности возлагают на женщину. Подобная формула опасна из-за эмоциональных и физических перегрузок на женщине, а также возможности провокации пассивности мужчин. Правильное распределение ролей в браке позволяет обоим его партнерам полностью реализовать свой творческий потенциал и укрепить их узы. Документ подчеркивает: «семья должна быть местом, где каждый домочадец может чувствовать себя принятым, любимым, защищенным и уверенным, что есть в этом мире люди, которые его понимают и никогда не предадут»[xiii].  Протестантская церковь настаивает на пожизненности верности супругов и нерасторжимости брака. Развод возможен только по причине измены одного из супругов или отказ неверующего супруга состоять в браке с верующим. Сказано: «расторжение брака (развод) – трагедия, причиняющая страдания не только супругам, но и их детям»[xiv]. Протестанты считают, что состояние семей обязательно отражается на жизни всего общества. Церковь считает необходимым свое участие в укреплении института семьи. Для этой цели необходимо организовывать семинары, программы, детские праздники, распространять специальную литературу. Освещение темы брака невозможно без такого социального порока как сиротство. Рост социального сиротства – это вызов сегодняшнего времени. Протестантские церкви считают своим долгом проявлять заботу о сиротах, что выражается в различной помощи детским домам и домам ребенка, организации праздничных программ, благотворительных акций по сбору вещей и продуктов. В сфере пристального внимания протестантов находятся беспризорники. Церковь поощряет те, кто принимает сирот в свои дома, становясь для них опекунами и приемными родителями.

Одной из важнейших ценностей человеческого бытия является здоровье, как отдельной личности, так и всего народа. Об этом сказано в девятой главе.

Сегодняшняя ситуация сигнализирует тревожными тенденциями в состоянии здоровья населения. Низкий уровень рождаемости и самый высокий в Европе уровень смертности, сокращение средней продолжительности жизни, особенно среди мужчин, высокий уровень сердечно-сосудистых, онкологических, инфекционных, психических, венерических заболеваний, алкоголизм и наркомания – все это говорит о бедствии национального масштаба, охватившем Россию. Физическое здоровье Церковь тесно связывает со здоровьем человеческого духа. Написано:«благовестие и исцеление были неотрывны друг от друга и в жизни раннеапостольской Церкви»[xv]. Под здоровым образом жизни Протестантская Церковь понимает такой образ жизни, который максимально обеспечивает сохранение физического, психического и духовного здоровья человеческой личности. Церковь прослеживает четкую связь между образом жизни и заболеваемостью. В поддержании здоровья существенную роль играют физкультура и спорт. Одной из важнейших задач протестанты считают гуманизацию спорта, подчеркивается недопустимость популяризации тех видов спорта, которые связаны с неоправданным риском для жизни и здоровья, или пропагандируют культ насилия. Лечение больного видятся в Церкви как служение любви и сострадания. Церковь поддерживает деятельность, связанную с разработкой новых и совершенствованием уже существующих методов лечения. Протестанты не препятствуют  переливанию крови и трансплантации органов, если по медицинским показаниям больной нуждается в данных операциях. Вместе с тем, осуждаются любые попытки экспериментального исследования действия новых методов на заключенных, психически и тяжелобольных людях, а также на детях. Церковь предостерегает от опасности внедрения так называемой «альтернативой медицины» - оккультно-магической практики, способной подвергнуть сознание и волю человека разрушительному влиянию демонических сил.

Страшные пороки сегодняшнего общества –это не только алкоголизм и наркомания, но и табакокурение. Протестантская Церковь осуждает подобные привычки и видит своей целью разъяснительную работу по предупреждению этих пагубных привычек. Причиной бегства современников в царство алкогольных и наркотических иллюзий – это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркоманию и алкоголизм протестанты считают симптомами духовной болезни общества. В документе сказано: «мы убеждены, что все традиционные меры профилактического, разъяснительного и репрессивного характера не достигнут цели, если не поставить во главу угла изменение системы ценностей молодежной культуры в сторону неприятия курения, алкоголя, наркотиков»[xvi]. Церкви с состраданием относятся к жертвам алкоголизма и наркомании, предлагая им духовную, профилактическую и реабилитационную поддержку в преодолении порока. Уделяет Документ внимание и психическим заболеваниям. Подчеркивается, что в области психотерапии наиболее плодотворно сочетание пасторской и врачебной помощи душевнобольным. Психические заболевания рассматриваются Церковью как одно из проявлений общей поврежденности человеческой природы, вызванной грехопадением, хотя некоторые болезни развиваются либо под бесовским воздействием,  либо становятся следствием поработивших человека страстей. Церкви категорически осуждают использование психиатрии в политических целях.

Не обошел Документ стороной проблему ВИЧ. Сказано: «важнейшим элементом борьбы с распространением ВИЧ-инфекции должны стать целенаправленные усилия по укреплению духовных и нравственных норм в обществе»[xvii]. Протестантские общины предлагают и уже успешно практикуют такие направления деятельности в этой области, как духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, приобщение подрастающего поколения к традиционным нравственным ценностям; разработка профилактических программ по приобщению детей и подростков к здоровому образу жизни; молитва о людях с ВИЧ-инфекцией и их семьях, оказание им необходимой помощи; создание телефонов доверия; содействие социальной реабилитации и защите пав больных ВИЧ-инфекцией.

Нравственным аспектам научных открытий в области современных биомедицинских технологий посвящена десятая глава.

Протестантская Церковь выражает озабоченность по вопросу донорства половых клеток и суррогатного материнства. Справедливости ради, такая позиция несколько либеральна, в сравнении с позицией Православной Церкви, которая подобные действия осуждает.

В отношении абортов, внетелесного оплодотворения и клонирования протестанты придерживаются традиционного общехристианского взгляда, считающего подобные действия недопустимыми. Нередко женщины решаются на аборт из-за тяжелых жизненных обстоятельств. Поэтому в Социальной Позиции подчеркивается: «…мы считаем, что обязанностью Церквей и государства является социальная помощь матери и ребенку»[xviii]. Особенность протестантской позиции в том, что ответственность за убийство, в случае аборта несут не только родители, но и врач, производящий операцию. Протестантская Социальная Позиция не содержит исключения из правил даже в случае, когда при продолжении беременности существует прямая угроза жизни матери.

Протестантская Церковь заостряет взгляд на методах контрацепции. Указано, что супруги могут принимать решение о допустимости контрацепции по обоюдному согласию. Церковь выступает против средств и препаратов, обладающих абортивным действием, искусственно прерывая на ранних стадиях жизнь эмбриона.

В целом, протестанты не возражают против пересадки органов и тканей, уточняя, что подобные мероприятия должны проводиться с согласия донора, на основании его добровольного самопожертвования ради спасения жизни другого человека.

Отрицательно относится церковь к легализации намеренного умерщвления безнадежно больных (эвтаназия), в том числе и по их желанию, считая ее формой убийства или самоубийства.

Одной из форм половых извращений является такое явление, как транссексуальность. Операция по изменению пола является вызовом Богу-Творцу. Сказано, что люди, подвергнувшие себя такой операции, только усугубляют свою внутреннюю неудовлетворенность и жизненную неустроенность.

Экономика, труд, собственность. Отношению к этим понятиям посвящена одиннадцатая глава.

Социальная Позиция называет основные библейские принципы в экономической области. К их числу относятся: право собственности; усердный труд; свобода предпринимательства; благотворительность. Библейское понимание частной собственности основано на том, что земная жизнь и все, что ее наполняет, преходящи. Документ подчеркивает: «частная собственность – это право человека управлять собственностью, принадлежащей Создателю»[xix]. Церковь убеждена, что частная общественная, государственная, муниципальная, корпоративная и другие формы собственности имеют равное право на существование. Произвольный передел и отчуждение собственности недопустимы.  Труд, с позиции протестантизма, «… обладает первостепенной значимостью по отношению ко всем другим элементам экономической жизни...»[xx]. Своей задачей Церковь считает напоминать об отношении к труду и человеку труда. Труд является естественным элементом человеческой жизни. Затрагивает Документ в этом разделе и такое социальное зло, как эксплуатация человека человеком. Подчеркивается, что несправедливое отношение к работнику преступно и неизбежно влечет за собой социальное потрясение.

Особое место в протестантизме занимает отношение к предпринимательству. Документ свидетельствует: «в протестантской среде возник «новый» тип этики с присущими ей, по меньшей мере, тремя особенностями: отношением к труду как к призванию; стремлением к получению прибыли – большей, чем необходимо, чтобы обеспечить себя и свою семью; «аскетизмом в миру», т.е. бережливостью и строгостью в использовании полученного богатства»[xxi].  Для протестанта труд – это особая форма богопоклонения, это способ реализовать Божественный замысел в жизни. Прибыль, получаемая в процессе труда нельзя рассматривать как способ накопительства, но возможность послужить своему ближнему.  Предприниматель – протестант понимает, что его бизнес – это определенные дары и таланты, полученные от Господа, Который, в свою очередь ожидает, что блага доверенные предпринимателю будут рационально использованы и послужат всеобщей пользе.

Одной из ярких форм служения ближним является благотворительность.

Отношению к вопросам войны, мира и военной службы посвящена двенадцатая глава.

Война есть одно из самых трагических последствий грехопадения человека. Церковь осуждает любую пропаганду войны и действия, ведущие к ее развязыванию. Своей задачей Протестантская Церковь считает воспитание у молодого поколения любви к Родине в духе миролюбия и добрососедства по отношению к другим нациям и народам. Если конфликт предотвратить не удалось, Церковь отмечает необходимость оказания духовной, психологической  и иной помощи всем ее жертвам.

Протестантская Церковь разделяет точку зрения христиан, рассматривающих как необходимость - службу в вооруженных силах (как срочную, так и на профессиональной основе). Вместе с тем, «мы с уважением и пониманием   относимся к тем, кто, исходя их христианских и иных убеждений, предпочитают службу без оружия. Важно, однако, чтобы альтернативная гражданская служба не воспринималась соответствующими должностными лицами как некая форма «наказания» за нежелание служить в армии по убеждениям совести»[xxii]. В целом Протестантская Церковь выступает с поддержкой инициативы создания вооруженных сил на профессиональной основе и стремится развивать сотрудничество по направлениям: духовное наставничество военнослужащих – членов христианских Церквей, а также содействие воспитательной работе в среде военнослужащих.

Преступность и наказание, об этом тринадцатая глава.

Протестантская Церковь убеждена, что каждый человек обязан быть законопослушным гражданином своего государства. Любое преступное деяние – это разновидность греха, проистекающее из врожденной испорченности человека. Профилактика преступлений, а также исправление людей, вставших на преступный путь, должна включать в себя духовное оздоровление. В этой связи, Церковь считает целесообразным сотрудничество с  правоохранительными органами и органами исполнения наказаний, а именно посредством участия специально подготовленных служителей в духовно-просветительской и душепопечительской работе с заключенными. Конкретные формы сотрудничества могут быть оформлены соответствующими соглашениями. Говоря о преступниках, Церковь по-прежнему считает их полноценными личностями, вне зависимости от тяжести совершенного деяния. Отсюда, их права и человеческое достоинство должны охраняться от незаконных посягательств с чьей бы то ни было стороны. «Необходимо, чтобы исправительные учреждения соответствовали своему названию, способствовали перевоспитанию преступников, а не их озлоблению и окончательной утрате ими навыков законопослушного поведения в обществе»[xxiii]. Социальная Позиция протестантских церквей России оставляет за рамками своего внимания вопрос применения смертной казни, но уделяет особое внимание вопросу реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Профилактическую работу российские протестанты стремятся проводить и с людьми, входящими в группу риска (алкоголики, наркоманы, подростки из дисфункциональных семей и т.д.).

Четырнадцатая глава посвящена вопросам науки, образования и культуры.

Протестанты уверены, что наука и религия не противоречат друг другу и должны сотрудничать. Церковь предостерегает человека смотреть на науку, как на средство решения проблемы греховной природы и смертности греха. Наука не в силах дать ответы на основные духовные запросы человека. Участие верующих в научной деятельности допустимо и желательно, кроме тех случаев, когда методы научных исследований идут вразрез с непреложными принципами христианской этики»[xxiv].  Церковь всячески поддерживает светское образование, выражая свою озабоченность его общедоступностью. Особая обеспокоенность вызывается коррупцией в образовательной сфере. С другой стороны, светское образование не может быть альтернативой духовному, напротив, они дополняют друг друга. Говоря о культуре, протестанты убеждены, что культура не способна саама по себе духовно воспитать личность. Некоторые же явления культуры, особенно современной, отражают взгляды и ценности, чуждые христианству, и даже враждебны ему. Церковь стремится способствовать проникновению и утверждению в современной культуре христианских ценностей. Приветствуется творческое  самовыражение верующих-протестантов при условии, что их творчество не выходит за рамки  христианской веры и морали.

Экологическим проблемам посвящена пятнадцатая глава. Церковь подчеркивает, что все экологические беды носят по сути антропологический характер. Природа – не вместилище ресурсов, предназначенное для эгоистического расхищения. Духовный и экологический кризисы тесно переплетены и связаны между собой. Загрязнение окружающей среды – есть прямое следствие «загрязнения» человеческого сердца. Протестанты пессимистичны в прогнозах развития этого вопроса. Хотя это не значит, что охранять природу не имеет смысла, наоборот, верующие должны усилить заботу о состоянии окружающего мира. Протестанты уверены, что конфликт человека с природой был обусловлен его конфликтом с Богом. Отсюда вывод: экологический кризис – это показатель неверия и бездуховности сегодняшнего человека.

Уделяет Социальная Позиция внимание вопросу природопользования, призывая делать это как можно более щадящим. Так например, «охота с целью пропитания в отдельных регионах вполне приемлема, но охота ради развлечения есть грех»[xxv]. В вопросах природопользования необходимы умеренность потребностей и разумная бережливость. Верующие призваны к охране окружающей природы. Церковь призывает к повышению юридической ответственности за вред, наносимый природе, выступают за объединение сил по защите окружающей среды. В вопросах экологии протестанты руководствуются принципом единства и целостности сотворенного Богом мира.

Социальное служение церкви. Об этом подробно рассказывает шестнадцатая глава. Говоря об оказании помощи ближнему, протестанты дают определение «ближнего», подразумевая под ним не только брата по вере, но всякого, кто претерпевает какую-либо нужду. Церковь осуждает любой мотив благотворительности, кроме евангельского принципа: делать все, как для Господа! В своем социальном служении «Церковь помогает преодолеть не только последствия греха (такие как рост количества разводов, детская преступность, демографический кризис, всякого рода зависимости), но и трудятся над устранением их причин, предлагая обществу программы духовно-нравственного оздоровления. Это, например, помощь в воспитании детей в детских домах и интерната, поддержки людям, входящим в группы риска»[xxvi].  Церковь твердо отстаивает принципы социальной справедливости, основой которой является всеобщая доступность земных благ. Освещая вопрос богатства, Церковь считает, что  «богатство в гораздо большей степени является плодом творчества и инициативы людей, их трудолюбия, чем результатом простого обладания естественными ресурсами или эксплуатации других людей»[xxvii]. Богатство Протестантской Церковью не осуждается.

Затрагивает Социальная Позиция в этом разделе и вопрос капелланства. «Капелланское служение – это оказание помощи людям специально подготовленными служителями в кризисных ситуациях»[xxviii]. Церковь одобряет и поддерживает труд капелланов, которые трудятся в медицинских учреждениях, воинских частях, местах лишения свободы и т.д. Например, в воинских частях целью их служения является помощь военнослужащим оставаться верными Богу, служа своей стране.

Замыкает Социальную Позицию протестантов семнадцатая глава, в которой говорится о роли средств массовой информации.

Церковь видит в СМИ союзника по способствованию нравственному оздоровлению общества и духовному развитию личности. Приветствуется объективное, в том числе и критическое освещение событий и фактов жизни российских протестантов, но Церковь считает абсолютно недопустимым публикации, призывающие к религиозной розни, национальной вражде, подчеркивающие превосходство одних социальных групп на другими.

Социальная Позиция протестантских церквей России дает представление о взгляде протестантских церквей на социальное служение. Подчеркивая абсолютный примат человеческой личности над социумом, Социальная позиция делает акцент на экклезиологической, а не антропологической (в отличии от католицизма) основе. Если «Основы  социального служения Православной церкви» обращены ко всем чадам Православной Церкви, то Социальная Позиция протестантских церквей обращена к к конкретному адресату, разделяющему ее принципы веры, изложенные в первой главе.

 


[i] Социальная позиция Протестантских Церквей России. М., 2009.с.8

[ii] Социальная позиция Протестантских Церквей России. М., 2009.с.10

[iii] Там же с.11

[iv] Там же с.13

[v] Социальная позиция Протестантских Церквей России. М., 2009.с.14

[vi] Там же с.15

[vii] Социальная позиция Протестантских Церквей России. М., 2009.с.20

[viii] Социальная позиция Протестантских Церквей России. М., 2009.с.21

 

[ix] Социальная позиция Протестантских Церквей России. М., 2009.с.25

 

[x] Там же с.28

[xi] Социальная позиция Протестантских Церквей России. М., 2009.с.31

 

[xii] Там же с. 35

[xiii] Там же с. 36

[xiv] Там же с. 37

[xv] Социальная позиция Протестантских Церквей России. М., 2009.с.40

 

[xvi] Социальная позиция Протестантских Церквей России. М., 2009.с.44

 

[xvii] Социальная позиция Протестантских Церквей России. М., 2009.с.45

 

[xviii] Социальная позиция Протестантских Церквей России. М., 2009.с.47

 

[xix] Социальная позиция Протестантских Церквей России. М., 2009.с.52

[xx] Там же с.53

[xxi] Социальная позиция Протестантских Церквей России. М., 2009.с.54

[xxii] Социальная позиция Протестантских Церквей России. М., 2009.с.58

[xxiii] Социальная позиция Протестантских Церквей России. М., 2009.с.60

[xxiv] Там же с.63

[xxv] Социальная позиция Протестантских Церквей России. М., 2009.с.69

[xxvi] Социальная позиция Протестантских Церквей России. М., 2009.с.71

[xxvii] Там же с. 72

[xxviii] Там же с.73

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100