На открывшемся вчера XV Всемирном русском народном соборе патриарх Кирилл призвал общество сплотиться вокруг базовых ценностей.
"События девяностых привели к кризису ценностей и моральных ориентиров у многих соотечественников. Выражаясь академическим языком, трансляция ценностей старшей частью народа новым поколениям в значительной мере прервалась", — сказал он, сообщает "Интерфакс-Религия".
По его словам, эта преемственность не прервалась полностью, "но это не значит, что сегодня не существует опаснейших вызовов, которые способны трансляцию этих базовых ценностей надломить".
"Общество после сложных девяностых годов оказалось расколото по социальному, национальному и политическому признаку. Однако сегодня мы видим явное повышение внимания и государства, и активных слоев общества к ценностной сфере", — констатировал патриарх.
Политический, экономический, социальный, мировоззренческий плюрализм важно, по его мнению, связать с базисными ценностями, "чтобы машина вразнос не пошла, чтобы свободное и эффективное действие личности и общественных групп имело общее стратегическое целеполагание".
Патриарх Кирилл отметил, что по итогам дискуссии с политическими и общественными силами на базе Собора подготовлен проект базовых ценностей: справедливость, мир, свобода, единство, нравственность, достоинство, честность, патриотизм, солидарность, семья, культура, национальные традиции, благо человека, трудолюбие, самоограничение, жертвенность. По мнению патриарха, в этот перечень следует включить и понятие веры.
Комментарии:
Анатолий Черняев, Институт философии РАН:
Это уже не первая попытка РПЦ провозгласить некий кодекс национальных "базовых ценностей". В начале года был озвучен список ценностей, разработанный Отделом по взаимоотношениям Церкви и общества под руководством прот. Всеволода Чаплина. По-видимому, он был приурочен к Архиерейскому собору, однако вызвал критику в свой адрес и остался без соборной санкции. Критику спровоцировала прежде всего эклектичность документа и то, что религиозные ценности (например, вера) оказались в конце списка, а светские (типа патриотизма) — в начале. Удивительно, что патриарх Кирилл теперь обращается к этому кодексу практически без корректировок. Даже в контексте модернизационного курса нынешнего руководства РПЦ подобное выхолащивание религиозной составляющей в стратегических заявлениях Церкви выглядит довольно странно. Пусть даже это заявление делается не на сугубо церковном собрании.
От своей основной специализации — религиозной — Церковь все дальше уходит в сферу социально-политической активности. Предложенный список ценностей производит впечатление достаточно случайного и декларативного. Непонятно, например, как должны гармонизироваться ценности свободы и солидарности, благо человека и самоограничение, соотношение которых достаточно проблематично и неоднозначно. Бросается в глаза настойчивость, с которой патриарх Кирилл упоминает наследие "сложных девяностых". Очевидно, за этим стоит достаточно тенденциозная трактовка нынешнего кризиса ценностного сознания, который на самом деле начался не в девяностые годы и даже не в 1917 году. Трудно ожидать, что подобное упрощенное осмысление процессов нашей общественной жизни способно оказать на нее благотворное воздействие.
Андрей Игнатьев, Центр изучения религий РГГУ:
Я, признаться, хоть и не православный, отношусь к Его Святейшеству патриарху Кириллу с глубоким почтением (никакой иронии, слово чести), однако просто не понимаю, чего он, собственно, хочет добиться, провозглашая urbi et orbi эти вот самые "базовые ценности": вложить свои 5 копеек в дискуссию о вреде табака, пользе молока и необходимости пользоваться носовым платком, а не занавеской? Сформулировать очередной моральный кодекс, на этот раз — строителя суверенной демократии и капитализма с туземным лицом, а не социализма, как прежде? Предложить нынешним россиянам зеркало, в котором они бы наконец увидели своё подлинное обличье, и душа бы их уязвлена стала? Обязать этих самых россиян хотеть не того, чего мы все обычно хотим (денег, власти и прочего такого), а чего-то совсем другого (ценности, если кто не знает или забыл — это всего только обобщённые и типовые желания)? Или, наконец, показать, насколько безграмотны, оторваны от жизни и лишены всякого вкуса его спичрайтеры и консультанты — судя по выступлению, по преимуществу былые специалисты в области научного коммунизма?
Странно было бы отрицать чудовищное моральное состояние нашего общества, и я был бы последним из тех, кто посмел бы иронизировать над попытками Церкви что-то тут поправить, но вот этих всех разговоров о "базовых ценностях" просто не понимаю — то ли это вообще "беллетристика такая", как говаривал Салтыков-Щедрин, то ли демагогическая и чисто тактическая уступка каким-то внутрицерковным "силам", которые надеются таким образом капитализировать собственное политическое влияние, то ли вообще заблаговременная преамбула к действиям, о которых в данный момент можно только гадать
Источник: Ежедневный журнал
Комментарии