Регистрация / Вход



КАК ПОПАСТЬ В ИСТОРИЮ

Печать


...Предположение о том, что глава РПЦ МП способен выдвинуть свою кандидатуру на предстоящих президентских выборах в православной среде воспринимается почти серьезно. Впрочем, то же самое можно сказать о немалой части населения, наблюдающей стремительную политическую карьеру патриарха Кирилла. Интернет издание Портал-Credo беседует об этом с журналистом Михаилом Ситниковым.


Портал-Credo.Ru: Насколько оправдано мнение, что предстоятель РПЦ МП потенциально может баллотироваться на пост президента России?


Михаил Ситников: Мнения, которые бытуют в нашем обществе – ожидания, надежды, страхи, – наверное, всегда оправданы. Когда в обществе, в самих людях, не существует внутренней стабильности, то одним этим уже можно оправдывать любые мифы, любую несбыточную фантасмагорию. Ну, а случай с санкционированным властью взлетом Патриарха Кирилла в заоблачные политико-административные выси у всех на глазах. Здесь, думаю, особых оправданий для того, чтобы обосновать ходящие слухи не надо.

То, что тогда еще митрополит Кирилл (Гундяев) имеет политические амбиции и "войдет в историю", было ясно давно и всем. Я имею в виду и его непосредственное окружение, и околоцерковную публику.

Но в то время целью единственного, пожалуй, в России гиперактивного церковного администратора виделось больше патриаршество, тогда как об амбициях в отношении овладения светским кормилом стало возможным говорить позже. Уже после того, как была проведена виртуозная "операция" с выборами и Патриарх для начала, как говорится, утвердился на престоле. В то время, когда Церкви была дана отмашка на осуществление имущественного проекта, то есть подарен в качестве аванса Новодевичий монастырь, с весны 2010-го начал открыто продавливаться закон о передаче РПЦ МП общенационального культурного достояния.

Собственно, Церковь и раньше осваивала такие ресурсы, как недвижимость, землю. Но тут в Кремле стали понимать, что новый передел собственности в пользу негосударственного собственника - не просто умыкание у нации ее достояния, а еще и накопление этого имеющего громадную залоговую стоимость состояния в руках политического лидера, амбиции которого растут на глазах. Ведь глава религиозной организации дает понять, что он "знает, как надо", что он готов стать спасителем нации. Так отчего бы людям не думать, что следующим шагом после патриаршества и общенационального духовного лидерства должно быть президентство? Это насчет чисто ментального общественного восприятия.

Ну, а что касается всего остального, то… С одной стороны, конечно же, никакого президентства без изнасилования основ отечественного законодательства и здравого смысла патриарху ожидать серьезно не приходится. Государство светское, церковь от него отделена и священнослужители не вправе занимать государственных должностей по закону. С другой стороны, Россия, как известно, "страна чудес", где сегодня абсурд стал нормой жизни слишком во многом. То есть, в принципиально неправовом государстве, где администраторы всех уровней не руководствуются законом, а манипулируют, руководят им, они способны предпринимать все, что взбредет в голову. Другой вопрос, что момент для этого теперь не самый удачный. Потому что, с третьей стороны такая перспектива, как президент у куколе, способна восприниматься лояльно только какой-то частью церковного аппарата, сделавшего ставку на Кирилла. Ну и, наверное, разного рода маргиналами и восторженными пофигистами, которые, по сути, куда толкнут, туда и покатятся.


Какова гипотетическая вероятность и реальные шансы выдвижения Кирилла кандидатом в президенты России?

Во-первых, в том, что она остается, сомневаться не стоит. Особенно, если отталкиваться от того очевидного всем явления, что руководство РПЦ МП уже понимает, что терять нечего и остается "идти напролом". То есть в делании карьеры у этой религиозно-политической структуры наступила та фаза, когда ей требуется, в первую очередь, удерживаться наверху. Нужно быть в круге внимания, нужно вести себя активно, и не просто активно, а по нарастающей – такова уж закономерность взлетных политических процессов. Тот, кто не "взлетит" выше всех, может рассчитывать на милость более успешных лишь тогда, когда обладает определенными качествами и заслугами – то есть нужен, безопасен и управляем. А Патриарх сейчас, даже если не желает понимать этого, то все равно, как человек крайне неординарный, ощущает, что останавливаться уже непозволительно.

Мне кажется, для того, чтобы кандидатура Патриарха не выдвигалась на выборы и это могло пройти для него без карьерной катастрофы, в самой Церкви должно произойти нечто из ряда вон выходящее. Нечто качественно иное, нежели то, к чему все привыкли в ней и по ней наблюдать. У болеющих за Церковь с большой буквы верующих это формулируется, если упрощенно, так: "Нужно, чтобы РПЦ МП стала Церковью".


Допустит ли власть выдвижение Кирилла и его участие в выборах президента России?

Это интересный вопрос. Во-первых, уже потому, что он вызывает вопрос: "А что, власть может сейчас что-то допустить или не допустить?" В идеале, власть осуществляется, как известно, на основании закона. Точнее, закон действует посредством актов всех ветвей власти. Поэтому, с позиции государства и права, в современной России выдвижение Патриарха, а тем более его участие в выборах, невероятны, так как закон этого не допускает. С другой стороны, вспомним о "стране чудес", где отчебучить можно все, что угодно.

Кроме того, здесь есть еще один немаловажный момент. Будучи теневой государственной структурой, РПЦ МП и ее лидер входят в некий "триумвират". И если отдельным персонам во власти Церковь и ее представители мнятся чем-то новым, какой-то "свежей струей", то для всей системы, которая сегодня готова к реваншу, это старая и хорошо знакомая "МП", находившаяся всегда в распоряжении ответственных функционеров власти. А если вспомнить о том, что происходит в остальной части "триумвирата", то все и любые сторонники реванша обязаны быть прямо-таки заинтересованы в изыскании способа выдвинуть Патриарха. Ведь в ином случае в любой момент в игру могут вступить чуждые этой системе силы и тогда все ее прожекты могут оказаться заведомо бесперспективными.


Каковы реальные шансы Кирилла в случае выдвижения честно победить на выборах?

Честно победить на выборах, участие в которых было бы сомнительно при нынешней Конституции РФ, декларирующей светский характер государства, заведомо нельзя. То есть, умозрительно это, конечно, вероятно. Но тогда до подобных выборов должен быть назначен и состояться всенародный референдум, в результате которого Россия отказалась бы от своего статуса светского демократического государства и декларировала бы себя, как государство клерикальное, например...


К какому результату в отношении народа России к Кириллу привело бы выдвижение его кандидатуры в президенты?

Об этом, опять же, можно говорить, по-моему, только умозрительно. Судя по последним эффектам от политико-популистских деклараций, которые озвучиваются в основном протоиереем Всеволодом Чаплиным, все конфессиональные предложения воспринимаются в стереотипе, как нелепость. Причем, масштабы неприятия клерикальных инициатив растут, несмотря на задействованные для популяризации и пропаганды клерикализма недюжинные государственные ресурсы – СМИ, финансы, административный аппарат. Думаю, что такой реакцией стало бы если не резкое и ярко выраженное неприятие, то – с учетом активности самих церковных и околоцерковных функционеров – резкий скачок уровня социальной конфликтогенности.

Беседовал Владимир Ойвин,

Источник: Портал-Credo.Ru"

Комментарии  

#5 RE: КАК ПОПАСТЬ В ИСТОРИЮВиталий 22.04.2011 23:57
Да вот в историю попасть не проблема, а вот выйти из неё сухим и чистым с не подмоченной репутацией, то есть что бы люди о тебе хорошо говорили и помнили -- то это не каждому даётся.Да и Кирилл уже вляпался в историю по самые по уши, что уже и не отмоешь.
Цитировать
#4 RE: КАК ПОПАСТЬ В ИСТОРИЮЧитатель. 22.04.2011 23:39
-ждут отмашки?-

Наверное, что-то вроде того. Только отмашка будет стихийной, очень похоже.
Цитировать
#3 RE: КАК ПОПАСТЬ В ИСТОРИЮАндрей 22.04.2011 22:08
Меня во всех этих историях (что с юридически ничтожными уставами, что с этими "соборными" документами) удивляет пассивность органов прокуратуры и Минюста, которые по 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" обязаны контролировать деятельность религиозных организаций, в том числе - законность их документов.
Или просто пружина сжимается, "оперативные" дела подшиваются, и просто ждут отмашки?
Цитировать
#2 RE: КАК ПОПАСТЬ В ИСТОРИЮЧитатель. 22.04.2011 21:56
Интересно, а если какой-нибудь совет традиционных мусульман или буддистов примет решение, что разрешает своим представителям избираться в органы госвласти это как-то повлияет на то, что это Закон не позволяет?
В смысле, при чем тут разрешение или запрет религиозной организации? Она же вообще отделена от государства, и все с юридической точки зрения просто блеф.
То, что такие решения РПЦ могли бы еще и исполняться, это произвол.
Цитировать
#1 В документах РПЦ самое важное - мелким почеркомАндрей 22.04.2011 21:48
Архиерейский собор РПЦ МП, в нарушение Конституции РФ и 125-ФЗ, "милостиво соблаговолил повелевать" и разрешил таки (видимо, по многочисленным просьбам трудящихся) иерархам и священнослужителям выдвигать свои кандидатуры на выборах в органы представительной власти.

Соответствующий документ был опубликован 2 февраля 2011 года, на официальном сайте РПЦ МП (http://www.patriarchia.ru/db/text/1400896.html).

Эта бумага составлена в стиле хитрого кредитного договора, где все самое важное написано самым мелким почерком, а крупным - традиционные декларации "в пользу бедных".

Сначала на самом видно месте этот документ однозначно запрещает священнослужителям выдвигаться стройными рядами на выборы, но зато разрешает мирянам (ну, спасибо, родные).

Если посмотреть внимательно, что можно заметить, что едва заметной ссылкой мелким почерком в документе оговаривается, что участвовать в выборах служители церкви всё-таки могут (ай-яй-яй), но правда только в исключительных случаях, а именно, когда это "вызвано необходимостью противостоять силам, в том числе раскольническим и иноконфессиональным, стремящимся использовать выборную власть для борьбы с Православной церковью".

Не понятно только - борьба с раскольничеством предполагается где - в Госдуме? Ну так это демократия у нас тут в России называется, многопартийная система и т.д. Не понятно.

И как понимать "борьбу РПЦ с иноконфесиональными силами" в стенах Госдумы и Кремля? Монополизация веры что-ли и соединение РПЦ с Государством? Ну ребята дают! Сначала тогда надо Конституцию поменять, соединить РПЦ с Государством и назначить единственной "любимой женой".

Не хочу никого обидеть, но даже дети знают какой категории людей "закон не писан".
Цитировать

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал