Регистрация / Вход



В РОССИИ ОПУБЛИКУЮТ СПИСКИ "ЭКСТРЕМИСТОВ"

Печать

Юрий МАКСИМОВ


black-reestr24 марта 2011 года, Правительство России приняло Постановление №211, согласно которому список или перечень организаций и физических лиц, подозреваемых в экстремизме, сделают публичными. Кроме того, это постановление может существенно расширить круг лиц и организаций, в отношении которых могут быть использованы ограничительные меры, поражающие права и свободы граждан.

Первым недостатком является то, что внесение в список (перечень экстремистов) может быть составлен до решения суда, например, на стадии следствия, что нарушает один из принципов юриспруденции – «презумпцию невиновности», так как суд не признал человека виновным, но в отношении него уже принимаются меры «реагирования».

Второй заключается в том, что совершенно разные понятия конкретное "терроризм" и расплывчатое "экстремизм" смешиваются воедино. Терроризм подразумевает совершение тяжких преступлений, взрывы, захват заложников, в любом случае совершенное насилие, связанное с гибелью людей, либо подготовку насильственных действий. Экстремизм ограничивается публичными высказываниями мнений и сообщениями о намерениях, то есть идеями, в нечетко очерченной законом и несформулированной форме.

Третий недостаток в том, что упоминанием в таком списке могут быть опророчены честь и доброе имя человека, т.к. постановление предписывает публикацию «для физических лиц с уточнением данных паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, даты и места рождения, адреса местожительства (регистрации) или места пребывания. Человек может быть ограничен в праве распоряжаться своими деньгами, его социальные связи (друзья, коллеги на работе) могут быть разрушены. Более того, на основании этого списка ему может быть отказано в приеме на работу и так далее, включая поражение его в других правах, которые гарантированы Конституцией РФ.

Четвертый в том, что совершенно неясно, кому адресован этот перечень лиц и организаций и для чего он предназначен. Поскольку это не оговорено в законе, любая организация на основании данного перечня (или ссылаясь на него) может отказать человеку в удовлетворении его потребностей или реализации его прав.

Пятый недостаток тоже вызывает немалое беспокойство: это вопрос о том, кто может попасть в ряд «экстремистов и террористов». В предыдущей версии это определялось так; "об их участии в экстремистской деятельности". В новой версии определение изменено на «об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму». Очевидно, что причастность к экстремистской деятельности может трактоваться очень широко, что расширяет круг потенциальных жертв «перечня» почти до бесконечности: соседи, друзья, сослуживцы, знакомые и т.д.

Подобный «трюк» с размыванием четких критериев (для включения в перечень экстремистов) не нов для истории отечественного законотворчества. В законе о противодействии экстремистской деятельности № 114-ФЗ, вместо замены слов, было использовано сокращение определения. Первоначальное определение экстремизма было таким - «возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;», по версии закона 2002 года. После доработок одно из определений экстремизма было сокращено. Были удалены ключевые слова о связи действия признаваемого экстремистским с насилием и, таким образом, в июле 2007 года, определение стало звучать так «возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни». После такой "косметики"  определения, возможности подвести под "экстремизм" какое-либо высказывание очень существенно расшились.

Один из «черных списков» поддерживается Минюстом РФ. Как показывает практика, даже при отмене судебного решения о признании материалов экстремистскими, изъять их из такого списка очень непросто. Пример тому материалы Л. Рона Хаббарда, решение по которым было отменено, и теперь они юридически не являются "экстремистскими", свободны для распространения на территории России. Эта проблема с изъятием из списка материалов, которые там не должны находиться, привела к обращению в Генпрокуратуру, Следственный комитет и службу судебных приставов, с требованием о возбуждении уголовного дела против Министерства Юстиции России и министра Коновалова. Но, список экстремистских материалов Минюста, включающий более 800 материалов, продолжает расти, вызывая критические замечания.

Таким образом, это очевидно, что публикации «черных списков» или перечней, заведомо оборачиваются новыми проблемами с нарушением прав и свобод граждан. При этом, все перечисленные "недостатки", вероятнее всего являются следствием излишней политизированности процесса создания и изменения законодательной базы нашего государства.

Единственным разрешением такой проблемы было бы приведение законодательства о противодействии экстремизму к уровню правовых стандартов не политизированной юриспруденции. Правительство, осуществляющее управление государством вправе добиваться улучшения жизни людей, «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Статья 2 Конституции Российской Федерации.


Источник: блог Эхо Москвы

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал