В продолжение судебного разбирательства 19 января 2011 года по делу Александра Калистратова, Горно-Алтайский городской суд рассмотрел письмо Кемеровского государственного университета, направлено прокурору Республики Алтай. В документе сообщается об окончании производства судебной экспертизы по определению Горно-Алтайского городского суда от 10 февраля 2009 года. В приложении к письму отмечено отсылка вместе с ним копии экспертизы и акта проделанных работах. В процессе внимательного изучения судом документа, адвокаты подсудимого обратили внимание на ряд связанных с ним нарушений, сообщает корреспондент RP.
Во-первых, удивляет сам факт направления Кемеровским государственным университетом копии экспертного заключения прокурору, который не является стороной по делу. Кроме того, в гражданском судопроизводстве отправка судебных документов не предусмотрена ни в какой иной адрес, кроме суда.
Во-вторых, прокурору был направлен акт выполненных работ, который обычно оформляется по договору. Это указывает на возможность преступного сговора между Кемеровским государственным университетом и прокуратурой Горно-Алтайска. Однако, на основании именно этой экспертизы прокуратура Горно-Алтайска признала 18 публикаций Свидетелей Иеговы "экстремистскими материалами". А теперь на ее же основании осуществляется намерение привлечь к уголовной ответственности законопослушного жителя Горно-Алтайска.
В-третьих, вызывает недоумение то, что письмо на официальном бланке университета подписано заместителем декана факультета филологии М. Осадчим, в то время как право подписи на официальном бланке университета имеет ректор либо проректор.
Адвокаты озвучили, также ряд постановлений. Многочисленные имеющиеся в материалах уголовного дела ответы следственных органов, поступившие из разных регионов Российской Федерации, подтверждают отсутствие фактов возбуждения уголовных дел по такому основанию, как распространение представителями конфессии Свидетелей Иеговы материалов, признанных экстремистскими.
В случае нарушения отдельными верующими положений действующего законодательства - в частности, ст. 13 ФЗ РФ «О противодействии экстремистской деятельности», запрещающей распространение, производство и хранение в целях распространения изданий, внесенных в соответствующий список, - они привлекаются к административной, но не к уголовной ответственности. Однако, являясь исключением из общего правила, впервые на территории Российской Федерации в идентичных действиях правоохранительные органы Горно-Алтайска отчего-то усмотрели состав преступления. Затем, тот же подход стали применять и в других регионах, например, в Тамбове и Йошкар-Оле.
В основе обвинительного заключения лежит решение Головинского суда по Московской общине. Верующими это решение обжаловано в Европейском суд, который пришел к однозначному решению, что в Москве были грубо нарушены права 10-тысячной общины верующих. Суд предписал принять индивидуальные и общие меры, чтобы "восстановить, насколько это возможно, положение, существовавшее до нарушения". Постановление Европейского суда по правам человека (EСПЧ), вынесенное в пользу московской общины Свидетелей Иеговы, вступило в законную силу и является обязательным к исполнению на территории России. Многие из вопросов, которые рассматривались 19 января в Горно-Алтайском горсуде, были исследованы Европейским судом. В данном заседании было зачитано 14 из 54 страниц постановления ЕСПЧ.
Исследование постановления продолжится в следующем заседании, назначенном на 20 января.