Артем МЕЛЬНИКОВ
Во вторник, 18 января 2011 года в 9 часов в Горно-Алтайском городском суде будут возобновлены судебные слушания по уголовному делу в отношении Александра Калистратова - последователя религии Свидетелей Иеговы. По версии следствия, подсудимый распространял религиозные публикации, в которых говорится об исключительности его вероисповедания, что трактуется как «возбуждение религиозной вражды». В заседаниях, назначенных на январь, сторона защиты, представляя доказательства, намерена продолжать настаивать на полной невиновности Калистратова.
Слушания по делу верующего продолжаются четвертый месяц и привлекли пристальное внимание российской и зарубежной общественности. Обстоятельства происходящего в суде широко освещаются в прессе. По мнению аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ данный судебный процесс вполне можно считать для современной России беспрецедентным.
Напомним, что в заседаниях, состоявшихся в период с октября по декабрь 2010 года, заслушивались свидетели обвинения и защиты, при участии экспертов изучались "вещественные доказательства", в качестве которых выступала религиозная литература. Ни один из 62 свидетелей, заявленных стороной обвинения, не подтвердил факта разжигания Калистратовым религиозной вражды и унижения человеческого достоинства. Это привело к тому, что государственный обвинитель отказался от допроса остающихся свидетелей обвинения.
Интересно, что заведомо негативное отношение к вероисповеданию и религиозной организации Свидетелей Иеговы высказывалось только священнослужителями Русской православной церкви Московского патриархата, вызванными со стороны обвинения без какой-либо мотивации. Это производило впечатление уверенности прокуратуры в однозначно негативистском подходе представителей РПЦ МП к инаковерующим. Но связь этого обстоятельства с фактами, требующими свидетельских подтверждений или опровержений, так и осталась загадкой. Дело в том, что священнослужители не имели никаких претензий к подсудимому, не вступали с ним в какие-либо контакты, поэтому не могли сообщить суду по существу дела ничего. Однако, основная нелепость инициативы обвинения заключалась в том, что вызванные им священнослужители, совершенно не знакомые с религией Свидетелей Иеговы, пытались обличать ее в суде практически голословно. Двусмысленность положения православных священиков, вынужденных демонстрировать "возбуждение религиозной неприязни" перед судом буквально "по долгу службы" вызывала сочувствие, так как вызов в суд лишил их возможности не компрометировать при таких обстоятельствах собственную религиозную организацию.
К сожалению, религиоведческая безграмотность православных священнослужителей – явление для России обычное. Вот и в данном случае, как выяснилось в суде, все свои "знания" о религии Свидетелей Иеговы священники почерпнули из книжек и статей штатного православного антикультиста Дворкина, преподающего одну из конфессиональных дисциплин в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ). Если же уточнить, что целью антикультизма (т.е антирелигиозной борьбы со всем, кроме официального православия в РФ) является формирование у людей крайних форм неприязни к иноверию, то многое из прозвучавшего в данном процессе вполне может оказаться мотивацией для постановки вопроса о провоцированнии представителями РПЦ МП межрелигиозного конфликта.
В предыдущем судебном заседании, который продолжался неделю, исследовалось 48 религиозных публикаций, использованных в качестве "основы" для обвинительного заключения. По мнению эксперта - профессора А.Наговицына, все они - как в целом, как и их отдельные части, - "не содержат коммуникативного намерения, направленного на разжигание ненависти или вражды, а также унижение человеческого достоинства по признаку отношения к религии или принадлежности к какой-либо социальной группе". Таким образом, содержащееся в обвинительном заключении утверждение, что религиозная литература Свидетелей Иеговы пропагандирует религиозную и социальную рознь или содержит призывы к "экстремизму", кроме других материалов дела было опровергнуто и присутствующим в процессе специалистом.
Разумеется, в нынешних условиях правового беспредела и идеологической экспансии со стороны "казенных клерикалов" прогнозировать результат процесса, даже гласно демонстрирующего абсурдность обвинения, не представляется возможным. Если ориентироваться на цитату Цицерона, приведенную на табличке при входе в здание Горно-Алтайского горсуда "Благо народа пусть будет высшим законом", терять надежду на справедливость, конечно же, никогда не стоит. Но то, что до процесса над Калистратовым суд "за веру" и "над верой" для постсоветской России был просто немыслим, а теперь он – факт, заставляет задуматься о многом. В частности о том, как далеки представления о справедливости целой государственной системы начала 21-го века от представлений о ней одного единственного Марка Тулия Цицерона, жившего два тысячелетия назад.
Комментарии