Ринат Закиевич, вопрос об экстремизме давно стоит перед обществом, но большинство путают экстремизм с терроризмом и, возможно, не догадываются, что, попав под влияния определенных течений, сами становятся экстремистами. Как этого избежать?
Если вам начинают активно что-то внушать или, скажем, приглашают вступить в какое-либо общество или организацию, в первую очередь, вы должны ознакомиться и изучить закон об экстремизме, в котором черным по белому сказано, что под экстремизмом принято понимать приверженность крайним взглядам и мерам. Если вы чувствуете, что информация, которую вам сообщают, соответствует этому, вам стоит призадуматься. В нашем государстве, как и в любой стране мира существует практика судов, которые признают те или иные организации, течения и общества экстремистскими. Вхождения в такие организации, даже если человек не знает об их экстремистском характере, является нарушением закона и карается в соответствии с ним. В нашей стране незнание закона не освобождает от ответственности. Бывает и такое, что запрещено в других странах, не запрещено у нас. Бывают и спорные моменты – такие, например, как с сайентологами. В ряде стран деятельность этой секты запрещена. У нас же нет. Но в нашей республике, в г. Набережные Челны активисты этой секты совершили ряд преступлений экономической и экстремистской направленности. Их осудили. В данном случае мы видим, что сама организация пока не запрещена, но ее члены могут привлекаться к суду в соответствии с законом.
Как показывает практика, за миссионерской деятельностью, особенно идущей извне, стоят спецслужбы других стран. И многие движения и течения создаются с конкретной изначальной целью, а потом уже развиваются по разным сценариям (затухают, выполнив задачу или продолжают развиваться, выполняя последующие задачи). Это новые течения. В советское время было сложно внедрять подобное в нашу страну, но сейчас они имеют больше возможностей и широкое поле для развертывания своей деятельности, поэтому государство должно обязательно контролировать данный сектор в целях безопасности.
Как человек с первого слова может определить экстремистский характер предлагаемого учения?
Как правило, все, что противоречит устоявшейся традиции, является экстремистским, даже, если традиция и новое течение в чем-то похожи. Если оно новое – это уже означает, что оно идет против общей системы, расшатывает ее. Покушается на положения законов.
В каждой стране есть свои традиции, выпестованные веками. Они общеизвестны и общедоступны, и устраивают большинство граждан этой страны. Если появляется новое течение, то оно, в принципе, не мешает этой традиции, если она развивается изолированно. Например, какие-то закрытые общества, которые не навязывают своих взглядов и никому не мешают. Но если оно направлено на то, что в будущем может подорвать традиции (религии, культуры, устои и т.п.), «забивая клинья и создавая трещины», то это является экстремизмом. Если течение начинает подбивать людей не просто входить в их секты, но и толкает их на последующие радикальные шаги, то это уже терроризм. Через экстремизм легко прийти к терроризму, так же как от слов люди часто переходят к действиям.
В рамках каждой религии могут существовать такие проявления, которые противоречат канонам идеологии, традиционной для определенной территории. Где же грань между законным правом человека на религиозное, национальное самоопределение и экстремизмом?
Если человек говорит, что он не любит представителей другой нации, расы или религии - это его личное мнение, которое других не касается, но только до тех пор, пока его не услышит публика (нечто большее круга семьи или узкого круга друзей). Если мы рассмотрим националистов, то если их националистические идеи как-то унижают другую нацию, это уже неправильно с точки зрения закона о разжигании межнациональной розни. Ты можешь считать себя лучше других, но молча. Декларируя это, ты попадаешь под статью закона. И в данном случае многое зависит от реакции той стороны, которая оказалась ущемленной (другие национальности). Если они захотят поставить тебя на место, наказать, то у них будет на это полное право. В разных странах, как показывает практика, проявления разные, иногда доходило даже до массовых беспорядков. Если нация хочет себя показать – пусть воспитывает своих детей сохранять нацию и ее культуру, но не самоопределяться за счет других. Тем более в такой многонациональной стране, как наша.
И последний вопрос: много ли проблем с мусульманскими течениями?
В нашей республике их больше, может потому, что Татарстан – мусульманский центр России, а ислам – одна из ведущих религий. У нас возбуждены уголовные дела по фактам религиозного экстремизма. Течения, пропагандирующие экстремистские взгляды пришли к нам из стран Ближнего Востока и Саудовской Аравии через студентов, которые там учились, через учителей-чужестранцев. Но с учетом того, что сегодня функционирует Российский Исламский университет, думаю, постепенно чуждым национальным традициям и течениям будет все сложнее и сложнее задурманивать умы людей.
Понятие экстремизма не имеет четкой грани и навряд ли оно будет. Ведь помимо понятия религиозного экстремизма есть еще и другие разновидности экстремизма: политический, молодежный, фашистский, антифашистский, сатанистский и т.д. В различных регионах, а также в зависимости от временных рамок экстремизм может абсолютно по-разному проявляться. Сегодня одно и то же явление может быть нормальным, а завтра стать экстремистским.
Итак, все, что подрывает устои государства, является экстремистскими действиями. Это и есть точка отсчета в данном случае. Поэтому то в разных государствах по-разному могут смотреть на те или иные течения и организации. Скажем, в Саудовской Аравии вахаббизм процветает, тогда как у нас это течение является незаконным.
Беседовала Гузель МАКСЮТОВА
Источник: УММА
Комментарии
В отношении экстремизма: 12 октября 2010 года Ханты-Мансийский окружной суд отменил решение сургутского суда, который ранее отнес материалы Рона Хаббарда к экстремистским. Общий тираж изданных материалов на сегодняшний день составляет более 81 миллиона экземпляров. Решение сургутского суда вызвало недоумение у более чем 12 миллионов прихожан церкви во всем мире.
Напомним так же что Европейский Суд по правам человека единогласно вынес решение в пользу двух религиозных Саентологических групп в России, придя к заключению, что они имеют право на регистрацию в качестве религиозных организаций в соответствии с российским законодательством. Как указано в решении, эти группы и учредители Церкви Саентологии Сургута и Церкви Саентологии Нижнекамска имеют право на свободу религии и свободу объединения в соответствии со Статьями 9 и 11 Европейской Конвенции о защите прав человека. До сих пор это решение ЕСПЧ не исполнено, что нарушает обязательства России (как члена Европейского союза), которые она взяла на себя как страна входящая в Европейский союз. Было бы желательно чтобы подчиненные предоставляли точную информацию своим руководителям, чтобы нонсенс, с неточностью в интервью не повторялся".
Все на борьбу с "экстремизмом"!Еще одна борьба с "ведьмами". Чем это кончится?...