Регистрация / Вход



ПРОШЛОЕ РОССИИ ЗАБИРАЕТ РПЦ МП

Печать

1-й Казачий переулок д.6 в МосквеГосударство позаботилось, чтобы через 10 лет в стране не осталось музеев и памятников

Уходящий 2010 год принес множество судьбоносных — совершенно без кавычек — решений российского правительства в самых разных областях. По мере того, как одни решения вступают в силу, другие при помощи федерального и региональных парламентов готовятся стать законами — становится заметнее, что многие из них складываются в общую картину. Именно такое ощущение создается, если рассмотреть основные правительственные новации в сфере культуры — точнее, музеев и культурного наследия.

Хотели того законодатели и чиновники или нет — но в уходящем году государственную политику в области культурного наследия, во всех смыслах этого слова, изменили так, что уже через десятилетие — к пресловутому, любимому государственными планировщиками, 2020 году — Россия может фактически потерять свое прошлое в его вещественном воплощении.

 

Реконструкция «в законе»

В Государственной думе находятся на рассмотрении — и будут рассмотрены во втором чтении 21 декабря — поправки в федеральный закон №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ». По имени одного из вносителей они известны депутатам как «поправки Плескачевского». Первоначальная, принятая первым чтением, редакция поправок была охарактеризована реставраторами, архитекторами и общественниками — как «законодательная мина» под системой защиты наследия.

Речь в поправках, в том числе, шла о включении в список допустимых работ на объектах культурного наследия - понятия «реконструкции». Это означает, что на памятниках культуры можно будет проводить строительные работы без учета его особого статуса, что в результате может привести к полному искажению первоначального облика объекта, поясняли журналистам эксперты движения «Архнадзор», организовавшего серию одиночных пикетов у здания Госдумы с требованием пересмотреть поправки.

Еще одна предложенная новация - «опустить» уровень принятия решения об исключении памятника из реестров культурного наследия с уровня правительства РФ до уровня Минкульта. Это, как подозревают общественники из «Архнадзора» и питерского движения «Живой город», может облегчить согласование недобросовестным застройщикам, крупнейшим из которых вполне под силу повлиять на не самое богатое и значительное министерство.

Комплекс механического завода семьи Бари в Ленинской слободеОсновными «вдохновителями» поправок считаются чиновники петербуржского стройкомплекса. Дело в том, что наибольший объем реконструкции исторических зданий по стране может быть освоен именно там — ведь в Петербурге, до революции 1917 года бывшим крупнейшим городом России, до наших дней сохранились многочисленные кварталы весьма запущенных, но коммерчески перспективных зданий.

Реакция общественности оказалась на сей раз весьма громкой и оперативной. Помимо упомянутого пикета «Архнадзора», который продолжается всю неделю, 11 декабря на Чистых прудах пройдет митинг общественников с требованиями изменить поправки. Архитекторы, реставраторы и искусствоведы подписали обращение к президенту Медведеву, в котором описывается весь потенциальный ущерб российской культуре от введения этих поправок.

Активность общественности возымела эффект: 6 декабря комитет Госдумы по культуре заявил, что термин «реконструкция» из пакета поправок изъят, в законе останется старая формулировка «приспособление памятника к современномуиспользованию». Однако ряд других потенциально опасных положений в документах всё ещё остаются, поэтому общественники продолжают держать эти поправки в фокусе внимания.

 

Богу - кесарево

Второй обсуждаемый закон, кажется, еще громче: он предусматривает передачу религиозным организациям имущества религиозного назначения. Он уже подписан президентом Медведевым 30 ноября с.г. и получил номер 327-ФЗ. Законодатели и президент таким образом преодолели активное сопротивление работников культуры и общественников, многие из которых предрекают крах музейной отрасли в России по крайней мере, в той области, в какой она связана с историей средневековой России.

Дело в том, что основным «бенефициаром» закона станет Русская православная церковь Московского патриархата, которой надлежит передать многие тысячи предметов, а главное — зданий и земельных участков «религиозного назначения». Среди объектов, которые уже сейчас передаются РПЦ — такие, как Ростовский кремль, Соловецкий комплекс, недавно переданный Новодевичий монастырь.

Во всех перечисленных случаях о своих правах церковь заявляет уже сейчас, а вопросы с предоставлением равноценных помещений музейным и муниципальным организациям решаются медленно и не церковью, а государством. Это вызывает законное недовольство сотрудников этих организаций и общественности — так, в конце ноября получила широкую огласку история вокруг реабилитационного центра «Детство» для больных ДЦП, на часть корпусов которого претендует монастырь.

Но даже если бы музеям предоставляли помещения без затруднений, крупная причина для общественного недовольства остается: это обеспечение публичного доступа в переданные церквам помещения или к уникальным иконам в режиме светского государства. Пока что патриархия предлагает доступ к своим святыням лишь в режиме православного паломничества.

Аргументы противников законопроекта были весьма многочисленны. Во-первых, говорить о полноценном «восстановлении исторической справедливости» в случае с православными храмами и землями неверно, поскольку до 1917 года имущество церкви находилось в руках государства — петровские реформы сделали церковь частью имперской структуры. Во-вторых, многие храмы являются не помещениями для музеев, а важнейшими их экспонатами, так что говорить о «равноценности» замены помещений не приходится. Наконец, опыт последних лет, когда храмы и уникальные иконы передавались церкви, говорит о том, что Патриархия пока еще не является надежным хранителем национального наследия. В числе наиболее хрестоматийных примеров — фрески множества соборов, в том числе владимирских и суздальских; несколько икон XIV – XV века, в том числе Торопецкая и Боголюбская иконы Божьей Матери, которые уже серьезно пострадали от неоптимального хранения после передачи церкви.

 

Подписание договора о сотрудничестве между Калининградской епархией РПЦ МП и Областным историко-художественным музеем г. Калининграда  7.12.2010Анекдотическая ситуация сложилась в Калининградской области, где православной церкви передается несколько зданий бывших лютеранских кирх: общественники негодуют, и поскольку в зданиях расположены библиотеки, филармония и т.п., представители епархии утверждают, что не собираются «выгонять» из помещений культурные заведения, а спасают их от лютеранских общин, которые как раз и собирались лишить областную культуру важнейших объектов.

Недвижимость сейчас нужна Русской православной церкви для принципиально новых задач: верхушка патриархии пытается сделать РПЦ полноценным (и ключевым) участником социальной жизни страны. В планах церкви — множество приютов, школ, храмы и миссионерские центры «шаговой доступности». Недоброжелатели, впрочем, утверждают, что из «социального православия» собираются извлечь и коммерческую выгоду - разместить в перешедших к ним помещениях офисы и магазины.

 

Либерал-чиновник хуже татарина

Если первые два вектора развития можно назвать «осознанными» - и в поправках к закону о культурном наследии, и в концепции «церковной реституции» налицо сознательно принятое правительством решение — то не меньший вред будущему российской культуры наносят никем не запланированные последствия непродуманной социальной политики.

Так, под каток известного 83-го федерального закона о реформе финансирования бюджетных учреждений могут попасть множество провинциальных музеев. Им придется проявлять чудеса самоокупаемости - и некоторым, особенно находящимся вдали от туристической трассы Золотого кольца, придется существовать впроголодь. Крайние варианты - переход музея в режим "работы по запросу", как ведомственные, и полное закрытие.

Другое, чисто московское событие - разграничение прав собственности на памятники культуры между Москвой и федералами - отразится на одном из лучших малых музеев столицы - "Огнях Москвы", ранее принадлежавшем Мосгорсвету, а ныне самостоятельном. Его помещение власти города обменяли на знаменитый Планетарий, а федеральные пользователи разместят в здании в Армянском переулке одно из ведомств. О том, что этот музей может стать локомотивом развития всей отрасли, никто не задумывается.

 

Источник: Свободная пресса

Комментарии  

#2 RE: ПРОШЛОЕ РОССИИ ЗАБИРАЕТ РПЦ МППолесов 15.12.2010 19:22
Это было бы выходом в отдельных случаях. Так, кстати, в Третьяковске с Троицей Рублева и поступили - она в храме при галерее, и все в порядке. Но возможно ли и нужно ли устраивать особые храмы для всех сотен икон, которые находятся в других музеях? Если церковь справедливо желает иметь иконы непосредственно для участия в богослужениях, то с них делают копии. И эти копии, как известно, обладают всеми сакральными свойствами подлинников -то есть, на них, согласно церковным же представлениям, отображенным в канонах, переходит благодать.
Другой выход - это то самое совместное использование, где в музейных объектах религиозного назначения могут совершаться богослужения, когда контроль за ненанесением ущерба наследию осуществляется специалистами. Но церковь же этого не хочет, точнее, не ограничивается этим, требуя все себе в собственность (которая, кстати, имеет немалую залоговую стоимость в российских и зарубежных банках). Что бы ни обсуждали сравнительно лицеприятно в открытых эфирах, но дело обстоит именно так, что религиозную организацию интересует имущественный и финансовы аспект, а не религиозный, этический или культурный на худой конец.
Цитировать
#1 Возвращение икон представдяющих культурную ценность церквиМариева Юлия Игоревна 15.12.2010 14:17
Вчера вместе с 9-летней дочерью смотрели обсуждение на 5-м канале проблемы возвращения культурных ценностей церкви. Прослушав спор, разгоревшийся вокруг икон, представляющих культурное наследие, в котором со стороны РПЦ отстаивалось мнение, что иконы должны находится в храме, а со стороны деятелей культуры высказывалось сомнение, что там они будут иметь необходимые условия для их сохранения; моя дочь высказала, на мой взгляд, дельное и компромиссное предложение. При музеях, где находятся старинные, ценные иконы, составляющие наше кульурное наследие, могут быть созданы Домовые Храмы, где будут совершаться службы и, с одной стороны - эти иконы будут доступны для поклонения верующих, а с другой стороны - для обозрения жаждущими приобщиться к культурным ценностям. И одновременно музейные работники смогут создавать нужные условия для их хранения и следить за состоянием.
Цитировать

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал