Регистрация / Вход



ОБЩЕСТВО БЕЗ ГОЛОВЫ

Печать

 

 

В пригороде Парижа был зверски убит исламистом школьный преподаватель, который на уроке истории в процессе дискуссии о сути свободы слова показал школьникам и карикатуры на пророка Мухаммеда.  С криками «Аллах акбар!» мужчина набросился на свою жертву, убив и обезглавил ее ножом.

По сообщению директора расследовательского антитеррор-сайта SITE Риты Катц, до того, как террорист, оказавший сопротивление был застрелен полицейскими, он успел обратиться через Twitter к президенту Эммануэлю Макрону, назвав его «лидером неверных», а совершенное им убийство - «казнью».

 

Антон ОРЕХЪ

islamism20Чтобы оправдать обезглавливание человека, надо самому не иметь головы на плечах. И общество, которое на полном серьезе начинает дискуссию о том, есть ли оправдание такому поступку — это общество без головы. Французы возмутились и вышли десятками тысяч на акцию памяти убитого учителя Самюэля Пати. Впрочем, французы вообще легки на подъем и гражданскую активность проявляют не на диванах, а на площадях. Но акции прошли, а человека уже не вернуть и сама проблема никуда не делась. Как нам жить в мире, где чеченец, родившийся в Москве и выросший во Франции, отрезает голову учителю, который ни в Москве, скорее всего, ни в Чечне — наверняка — не был и точно не собирался умирать жуткой смертью, показывая школьникам карикатуры?

Давайте сразу отбросим ложные символы. Москва здесь ни при чем. Кто угодно может родиться где угодно и стать с равными шансами и злодеем, и праведником. И чеченская кровь здесь тоже ни при чем. Привязываясь к национальности или географии, вы никогда не поймете, что происходит на самом деле. А происходит столкновение культур и религий. Умные люди скажут об этом лучше меня, но вы не раз слышали про «молодую религию ислам», приверженцы которой могут гораздо острее реагировать на какие-то вещи, которые тех же христиан уже не настолько будоражат.

Христиане жгли за это на кострах и рубили головы несколько веков назад. Возможно, мусульмане через несколько веков тоже будут спокойнее и проще смотреть на какие-то вещи и не увидят в карикатурах на Пророка ничего, кроме картинок, которые кому-то кажутся смешными, а кому-то нет. Но сейчас мы живем все вместе — и просто верующие в самых разных богов, и фанатики, и агностики, и атеисты. И живем все-таки в светском обществе. В котором есть права человека и закон. Светское общество уважает религиозные чувства, но не потакает им. Карикатуры могут быть обидны и лично мне эта идея не сильно понравилась еще когда их публиковали в Дании 15 лет назад. Но это можно критиковать, обсуждать и даже осуждать. Нельзя только одного — убивать! Потому что если сегодня мы признаем убийство за рисунок или за сказанное слово хоть в какой-то мере оправданным, завтра мы потеряем остатки любой свободы. Потому, что пуля террористов или нож безумца станут универсальным способом решения любых противоречий. Но современное общество оказалось в трудной ситуации. Культуры и религии смешались друг с другом раньше, чем оказались готовы мирно жить вместе. И с одной стороны, надо уважать чужие чувства и обычаи, но с другой стороны, нельзя отступать перед ними — иначе люди с кинжалами победят.

 

Источник

 

 

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал