Владимир ГОЛЫШЕВ
Сегодня никто, даже президент России Дмитрий Медведев, не сомневается, что нападение на журналиста Олега Кашина связано с его профессиональной деятельностью. Среди возможных заказчиков рассматриваются лица и организации, которым Олег в последнее время особенно насолил: Василий Якеменко, Андрей Турчак... Даже глава администрации Химок, для которого Олег - один из многих столичных журналистов, писавших по "горячей" теме вырубки Химкинского леса. На экстренном заседании Общественной палаты РФ прозвучало и название подозреваемой организации - "Молодая гвардия Единой России" - распоясавшиеся хунвейбины незадолго до нападения грозили Олегу физической расправой на страницах своего официального сайта.
На фоне всеобщего порыва гражданского мужества и праведного негодования довольно скандально выглядит "заговор молчания" вокруг еще одной крайне подозрительной организации, имеющей все основания желать Олегу недееспособности. Статус "жены Цезаря", который, с молчаливого согласия общества, церковная бюрократия себе присвоила, на самом деле, представляет для общества огромную опасность... Но - вернемся к Олегу.
Сразу после происшествия главный редактор еженедельника "Коммерсантъ-Власть" Максим Ковальский, перечисляя последние материалы Олега, назвал и "заметку про быстровозводимые храмы". Заметка эта вышла 1 ноября 2010 года, за пять дней до избиения. Случилось так, что именно в это время я тоже заинтересовался "быстровозводимой" темой (см статью "Соль земли" на сайте "Правая.Ру") и обнаружил несколько весьма любопытных фактов.
1. Под словами "быстровозводимый храм" скрывается целый квартал разнообразных построек, которые официальные представители РПЦ МП дипломатично называют "дом причта", "административное здание", "воскресная школа", "крестильня", "колокольня" и т.п. Подо все это великолепие мэрия Москвы якобы должна выделить 200 обширных земельных участков в наиболее густонаселенных уголках города. Плюс к этому - офисные помещения на первых этажах близлежащих домов. Тоже безвозмездно - то есть даром.
2. Повальная реституция, в ходе которой РПЦ МП стала собственником необъятных земельных угодий и множества городских построек (в том числе далеко не "культового назначения"), превратила Московскую патриархию в крупнейшего бизнес-игрока на бурно растущем рынке. Судите сами, за последние 10 лет цены на нефть и газ выросли в 4-5 раз, а на гектары и квадратные метры - в 10-12. И всем этим даром доставшимся добром, ценность которого каждый следующий год удваивалась, РПЦ МП распорядилась по-хозяйски. Широко известны масштабные проекты по возведению офисных центров, гипермаркетов, гостиничных комплексов, элитного жилья, в которых представители Церкви играли ключевую роль.
3. Среди бизнес-проектов с участием РПЦ МП была и "сеть магазинов шаговой доступности".
4. "Магазины шаговой доступности" - крайне прибыльный бизнес. Кроме гарантированного спроса, его привлекательность обеспечивается налоговыми льготами за "социальную значимость".
5. Лучшее место для размещения "магазинов шаговой доступности" – "спальные" районы. То есть ровно там, где, по версии церковной бюрократии, население остро нуждается в миссионерстве и церковных требах "с доставкой на дом".
6. В "спальных" районах у РПЦ МП почти нет собственности (в новостройках нечего "реституировать"), но есть потребность ее приобрести...
Думаю, этих пунктов достаточно. Не нужно обладать зоркостью орла и аналитическими способностями Шерлока Холмса для того, чтобы сделать из этой совокупности фактов выводы... Но вернемся к Олегу.
1 ноября в "Коммерсанте-Власть" выходит подготовленный им материал "Чудо шаговой доступности". В нем он сравнивает "быстровозводимые" храмы с "круглосуточными магазинами формата "спиртное-сигареты" и, ссылаясь на свои источники в мэрии, предрекает этому проекту крах - якобы новая власть ему не благоволит.
На тот момент заметка Олега была едва ли не первым по-настоящему болезненным для патриархии материалом по этой "деликатной" теме (эмоциональные пассажи романтиков-антиклерикалов не в счет). И по содержанию, и в виду статуса журналиста: Олег - топовый автор ИА "Коммерсантъ". И еще: будучи талантливым журналистом с редким чутьем и хваткой, Олег не мог не разглядеть в этой долгоиграющей теме "скандальный потенциал".
Итак, 1 ноября выходит заметка Олега. 4 ноября широко разрекламированная церковным начальством торжественная закладка первого "быстровозводимого" храма на юго-востоке Москвы была отменена. По словам пресс-секретаря Патриарха о. Владимира Вигилянского, у святейшего, так активно боровшегося за строительство "быстровозводимых" храмов, "слишком плотный график". Очень странное объяснение, если учесть, что торжественная закладка прежде была в его графике одним из главных пунктов.
Нападение на Олега, как мы знаем, было совершено вечером 6 ноября. Для периодики, как известно, праздников не существует. А значит, окончательная верстка очередного номера еженедельника "Коммерсантъ-Власть" пришлась на выходной - 7 ноября. Именно в этот день Олег должен был сдать свой очередной материал. Но не сдал. По независящим от него причинам.
На этом факты заканчиваются. Начинаются предположения. Вернее вопросы следователям:
1. Нельзя ли выяснить, был ли запланирован в номер материал Олега? И если был - на какую тему?
2. Нельзя ли как-нибудь добыть текст этого материала (или, опросив коллег, составить представление о его содержании)?
3. Не кажется ли вам, что этот текст может указать на возможного заказчика зверского избиения популярного журналиста?
Следствие обязательно должно ответить на эти вопросы. Если, конечно, оно рассчитывает на доверие общества к результатам своей работы. А если "жена Цезаря" все-таки найдет способ убедить следствие этого не делать, остается только одна надежда - президент...
В заключение хочу признаться, что движет мной отнюдь не "синдром правдоискательства" или чувство солидарности с Олегом Кашиным (хотя и это тоже). Интерес у меня сугубо шкурный. В прямом смысле этого слова. Если мои подозрения хотя бы на один грамм оправданы, мне тоже "опасно по ночам выходить на торфяные болота" - туда, где чересчур прытких журналистов поджидают тренированные "собаки баскервилей" с арматурой в цветах. А при таких обстоятельствах единственная охранная грамота - гласность.
Так или иначе, я официально заявляю: если со мной что-то случится, наиболее вероятных заказчиков ищите там, где стоят "быстровозводимые" макеты и солидные господа в черном азартно делят шкуру неубитого медведя.
Источник: Портал-Credo
Комментарии
- гласность, это одно из составляющих демократического общества. И народ должен знать правду о том, на что расходуются деньги. И ни чего глупого в этом нет. Впрочем вы может закрыть глаза и делать вид что ни чего не происходит, за это вас никто не станет порицать.