Регистрация / Вход



БОЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА КЛЕРИКАЛОВ

Печать

 

 

Александр УСАТОВ

 

boch sad frРПЦ и «преодоление» гомосексуальности

 

«Сейчас некоторые деятели либерализма, особенно на Западе, очень недовольны церковью и тем, что церковь защищает традиционные идеалы. Но ведь мы их защищаем не потому, что они традиционны и закреплены в прошлом, а мы знаем, может быть, лучше, чем некоторые политики, как и из чего складывается жизнь людей, из чего складывается благополучие людей. Мы знаем, как влияет на людей семейное счастье… и та нравственность, которую предлагает сегодня церковь... она направлена на защиту жизни людей, на то, чтобы сделать людей полноценными и счастливыми», — заявил митрополит Иларион (Алфеев) 4 июля 2020 года в эфире программы «Церковь и мир» на канале «Россия-24».

Можно усомниться в том, что монахи могут «делать людей полноценными, счастливыми», но вот прививать так называемые традиционные идеалы они точно могут. Рассмотрим, какое отношение это имеет к сексуальной ориентации.

В Московской Руси не было такого понятия. Церковное право рассматривало не влечения и сексуальные мечты, а исключительно поступки. Так в 33-м правиле Стоглавого Собора 1551 года говорится про «содомскую пагубу»: «И о тех о всех скверных и зазорных дел скаредных священником детей своих духовных накрепко испытовати, чтобы таких скверных и мерзких дел не творили. И которые покаются и вперед обещаются, и вы бы их исправляли по правилом святых апостол и святых отец, а без епитимьи бы не прощали. А которые не исправятся, ни покаются и вы бы их ото всякия святыни отлучали и в Церковь входу не давали. И приносу от них не принимали, дóндеже покаются и престанут от своих зол. Таких бо ради скверных дел Божий гнев приходит на православное хрестьянство: овогда ратию, иногда же глади, овогда же тлетворныя ветры, овогда же падение человеком и скотом сииречь смертная язва, иногда же великие пожары и иные многие казни наводит Господь Бог к нашему правлению, чтобы таковая мерзость и законопреступныя дела никогда же в православии не именовалися и попраны бы были до конца»*.[i]

О чем говорит этот текст? Священники были призваны на исповеди тщательно расспрашивать верующих, не согрешают ли те мужеложеством. Если мужчина признавался в том, что практиковал подобное, но раскаивался и обещал впредь не совершать, ему назначали церковную терапию, духовное упражнение для исправления его души. Например, пост или определенное количество молитв, милостыню. Если же мужчины не «престанут от своих зол», то их надо изгонять из храмов и отлучать от церковных таинств. При этом запрещалось брать от таких людей приношения (подарки на храм). Во второй половине текста названа причина столь строгого отношения к практикующим содомитам: за грехи отдельных людей Бог гневался на весь народ и посылал на Русь войны, голод, эпидемии, пожары и иные катастрофы.

Современная РПЦ говорит про содомский грех нечто другое. Она «исходит из неизменного убеждения, что богоустановленный брачный союз мужчины и женщины не может быть сопоставлен с извращенными проявлениями сексуальности. Она считает гомосексуализм греховным повреждением человеческой природы, которое преодолевается в духовном усилии, ведущем к исцелению и личностному возрастанию человека. Гомосексуальные устремления, как и другие страсти, терзающие падшего человека, врачуются Таинствами, молитвой, постом, покаянием, чтением Священного Писания и святоотеческих творений, а также христианским общением с верующими людьми, готовыми оказать духовную поддержку».

Заметна новизна и подмена понятий? Церковная традиция рассматривает действия, т. е. практику анального секса, а в общецерковном документе 2000 года появился термин, которого никогда не было в церковных канонах, — гомосексуализм. Представители РПЦ используют еще один неологизм из XIX века — ориентация.

До 1868 года не было ни гетеросексуалов, ни гомосексуалов. Людям просто не приходило в голову определять друг друга по типу сексуальных отношений или желанию, которое они испытывали. До XIX века рассматривался конкретный поступок (например, воровство), а не идентичность человека (например, «вот этот человек — вор»). Различные формы поведения не воспринимались как единое целое или сущность человека. Тогда оценивали не какую-то суть человека, а его поступки и помыслы, которые могли быть правильными (добродетельными) или неправильными (греховными). В XIX веке гомосексуалистами стали называть особую разновидность людей, у которых мысли и даже обычные формы поведения пропитаны жаждой мужеложства.

Рассмотрим тезисы известных деятелей РПЦ, архиерея, священника и мирянина, о том, что Церковь ожидает от практикующих гомосексуалистов.

 

1.

«Пастырский опыт работы с людьми, имеющими гомосексуальную ориентацию, показывает, что в очень многих случаях человек может либо полностью избавиться от этого, либо так построить свою жизнь, чтобы это не мешало ему быть полноценным семьянином», — утверждает митрополит Иларион (Алфеев).

Известный московский духовник протоиерей Алексей Уминский говорит об обратном: такого пастырского опыта у Церкви нет. «Как это делать — я не знаю. У нас такого опыта нет — те священники, которых волнует эта проблема, несут ее в качестве частного подвига, а этого мало. Если ко мне придет человек с подобной проблемой, я вряд ли смогу ему помочь. Так что помощь гомосексуалисту, стремящемуся в Церковь, — проблема сложнейшая». На слабое знакомство с данной проблематикой указывает и такое высказывание священника: «Многие гомосексуалисты совершенно нормально жили, заводили семьи и даже не знали, что у них есть такая проблема».

Члену Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы Владимиру Стрелову «известны случаи изменения от гомосексуальности к гетеросексуальности». Он  уверен, что «священнику лучше знать конкретные случаи и методы избавления от страсти гомосексуальности, чтобы не предлагать своему духовному чаду просто воздерживаться или вступить в брак. Зачастую невозможность последовать таким советам только усугубляет ситуацию»*.[ii]

Конечно, для того чтобы пропагандировать смену ориентации, нужно верить в саму возможность ее изменения, иметь проверенную методику и статистику результатов такой трансформации личности.

Если один из самых известных священников РПЦ ничего не знает про «лечение» от гомосексуальности, то, может быть, стоит обратиться к опыту западных конфессий: «Что касается христианских организаций, продвигающих “переориентирующую терапию”,  протестантские группы, в которых он был, “приводили к обратным результатам. Обещалась “переориентация”, но этого никогда не случалось — даже близко, что вело только лишь к общему ощущению безнадежности”. Он рассказывал, что, в конце концов, лидер группы, ”красавчик-лакомка”, сбежал с кем-то из этой группы, и теперь они живут в открытых гей-отношениях».

Эти три церковных деятеля, цитаты которых приведены выше, не делают различий между гомосексуальным поведением и влечением, как если бы гомосексуальность была чем-то вроде вредной привычки: бросил курить — молодец. Игнорируются ли эти различия в «воспитательных» целях, или авторы сами обманываются — непонятно, но логическая ошибка налицо. Пастырь может свидетельствовать, что некто вступил в брак, ведет семейную жизнь и т. п. Эти факты, однако, не будут свидетельствовать об изменении сексуальной ориентации, да и у пастыря нет способов достоверно узнать, изменилась ли ориентация: он верит на слово. Как вообще можно зафиксировать «полное избавление»?  С помощью плетизмографа?  Возможно, это бисексуальность или нечто другое.

И еще один вопрос: если «гомосексуалисты не знали, что у них есть такая проблема», то, может, они были гетеросексуалами?

2. Отвечая тем, кто говорит об антинаучности такой позиции Церкви, архипастырь напомнил об исследованиях ученых, которые показывают, что сексуальная ориентация не является врожденной, а складывается в раннем детстве и юности под воздействием разного рода факторов» (митр. Иларион (Алфеев)).

«Сегодня можно с уверенностью утверждать, что нет генов, которые были бы ответственны за развитие гомосексуальности... необычное развитие мозговых структур плода может создать предрасположенность к нестандартному поведению. Опыт психиатрии подсказывает, что гомосексуальность закладывается в основном в детстве из-за неправильных отношений в семье» (В. Стрелов).

Понятно, почему представители РПЦ отрицают, что ориентация может зависеть от генов и процессов внутриутробного развития. Им важно показать, что это результат личного выбора человека, который сам решает, следовать заповедям Божьим или нарушить их.

Однако, сексуальные предпочтения — многофакторный признак. «Бессмысленно выделять в поведении аспекты “биологические” в противовес, скажем, “психологическим” или “культурным”. Они тесно взаимосвязаны, и нельзя сказать, что поведение — это результат действия определенного гена, гормона или детской травмы»*[iii]. Иными словами, в научной среде принято говорить о результате комбинации факторов. Но сложившееся — это не значит, что обратимое. Например, личность человека развивается в процессе социализации, но ее невозможно заменить.

 

Генетика

Действительно, нет прямой связи между конкретным геном и гомосексуальностью. Но сейчас нет сомнений, что в склонности к гомосексуализму наследственность играет существенную роль*[iv]. Семейные и близнецовые исследования указывают на то, что гомосексуальность имеет генетическую компоненту, вклад которой оценивают в 30–40 процентов. Нейрофизиолог Дик Свааб указывает на 50%.

 

Пренатальный период

Нейроэндокринолог Роберт Сапольски уверен, что внутриутробная гормональная среда — это судьба*.[v] Новорожденный может казаться совершенно здоровым, но позже, когда к системам мозга будут предъявлены определенные функциональные требования, выявятся дефекты.

О возможном влиянии эндокринных нарушителей на сексуальную дифференциацию мозга ребенка и тем самым на гендерную идентичность и сексуальную ориентацию, к сожалению, начали беспокоиться лишь в самое последнее время.

Во время беременности закладывается программа жизни после рождения. В этой фазе, например, запечатлевается в мозге ощущение себя мужчиной или женщиной, сексуальная ориентация и уровень агрессивности.

Помимо генетической предопределенности, развивающийся мозг эмбриона постоянно испытывает воздействие множества факторов, влияющих на активность клеток мозга. Это гормоны плода и матери, питательные вещества и химикалии из окружающей среды, проходящие через плаценту. Половые гормоны программируют мозг в мужском или женском направлении. «Гормоны и другие химические вещества играют важную роль в развитии нашей сексуальной ориентации. У девочек, имевших в период внутриутробного развития высокий уровень тестостерона из-за синдрома конгенитальной гиперплазии коры надпочечников, большая вероятность би- и гомосексуальности. Воздействие на плод никотина и амфетамина также повышает вероятность того, что родившаяся дочь может стать лесбиянкой»*.[vi]

Подобным же образом можно рассматривать нарушение сексуальной дифференциации мозга еще не родившегося младенца, вызванное социальным стрессом матери во время беременности. Стресс матери из-за жизненных обстоятельств или во время войны в большей степени маскулинизирует мозг плода женского пола и в меньшей степени мозг плода мужского пола.

Дик Свааб пишет, что от 10% до 20% случаев атипического развития половых органов вызвано не хромосомными нарушениями, а наличием в окружающей среде химикалий. ДДТ (дуст), полихлорированный бифенил, диоксин и многие другие субстанции, встречающиеся в среде обитания, теперь рассматриваются как эндокринные нарушители, так как они могут нарушать воздействие половых гормонов на процесс нормальной половой дифференциации*.[vii]

Кроме этого, обнаружен половой антагонизм. Нетрадиционная сексуальная ориентация коррелирует с очередностью рождения детей. Мужчина с одним или большим числом старших братьев с большей вероятностью станет гомосексуалистом, чем мужчина без братьев или имеющий только младших братьев. Каждый старший брат увеличивает вероятность гомосексуализма у младшего брата на 1/3. Вероятно, во время вынашивания плода антигены вызывают у матери иммунный ответ, что мешает правильному созреванию мозга мужчины*.[viii] Защитная реакция усиливается с каждой следующей беременностью ребенком мужского пола. «Эффект старших братьев», по некоторым оценкам, является причиной каждого седьмого случая мужского гомосексуализма.

Стресс во время беременности также увеличивает вероятность появления на свет ребенка гомосексуальной ориентации, из-за того что стрессовый гормон кортизол матери влияет на вырабатывание сексуальных гормонов плода.

 

Влияние культуры и воспитания в семье

Несмотря на широко распространенное утверждение, что развитие ребенка после появления на свет также оказывает влияние на его сексуальную ориентацию, доказательства этого отсутствуют. Дети, воспитывающиеся у четы лесбиянок, становятся гомосексуалами не чаще, чем другие. Довольно распространенное утверждение, что гомосексуальность представляет собой свободно избранный стиль жизни, также не подкрепляется доказательствами*[ix].

3. «Влечение является следствием поврежденности человеческой природы, с которой человек в принципе рождается в мир. Каждый из нас несет в себе определенные свойства этой поврежденности. У кого-то они сильнее развиты, у кого-то меньше. Кто-то рождается психически больным, кто-то со склонностью к шизофрении, кто-то со склонностью к депрессии. Есть люди, которые рождаются с сильной склонностью к алкоголизму. Есть люди, которые рождаются со склонностью к диабету» (прот. Алексей Уминский)

Священник подменяет и отождествляет медицинское понятие с религиозным. Гомосексуальность рассматривается Русской церковью как болезнь или «ненормальное состояние». Для автора это убеждение, принимаемое на веру, поскольку так «написано в Библии» (напомню, что там говорится и о продаже собственного ребенка и сожжении людей). Как известно из логики, из неверной посылки можно вывести все, что угодно. И автор подбирает те факты, которые подкрепляют неприкосновенное центральное убеждение. Однако, если читатель не воспринимает Библию как авторитетный источник или интерпретирует ее иным образом, значит, нет общей базы для дискуссии и она бессмысленна.

В научной среде невозможно рассматривать ориентацию как поврежденность. Могут быть генетические факторы в случае психических расстройств, но называть это склонностью или поврежденностью — чистая спекуляция.

4. «Такому человеку можно и нужно помочь, но без участия психиатрии это невозможно. Священник здесь должен работать с очень опытными психологами, психотерапевтами, которые могли бы переориентировать человека» (прот. Алексей Уминский).

«Человеку, который не практикует гомосексуальные связи, но имеет подобные влечения, очень сложно жить в наше время. Особенно бывает сложно в общении со священниками, которые могут не знать основ психиатрии, психоанализа, психологии и сексологии... Для более серьезной реабилитации нужна помощь психиатрическая, но как это делать — я не знаю» (прот. Алексей Уминский).

«Следует убедиться в том, что данный психотерапевт использует совместимые с христианством методики и разделяет точку зрения, согласно которой влечение по желанию клиента можно попытаться изменить» (В. Стрелов).

«Терапия проблем пола столь же эффективна, как и других расстройств психики» (В. Стрелов).

«Психотерапевты рассматривают гомосексуальность как клубок проблем, среди которых:

  • вопрос отношения к прошлому (травмы и обиды),
  • комплекс неполноценности (негативное восприятие своего тела, собственных способностей, отношения к себе со стороны сверстников, негативное отношение к себе в целом),
  • неумение строить дружеские отношения и быть своим в компании людей своего пола, отсутствие общих интересов, дел,
  • вопросы личностной зрелости (неумение регулировать свое внутреннее состояние — например, справляться с плохим настроением, прощать или, напротив, свободно радоваться; адекватно выражать свои подлинные мысли, чувства, желания и действовать в соответствии с ними),
  • искаженные представления о любви и семейной жизни,
  • зацикленность на сексуальных вопросах,
  • отсутствие значимой цели и смысла жизни» (В. Стрелов)*[x].

Уже больше 20 лет гомосексуальность не рассматривается как болезнь ни в МКБ, ни в DSM последних редакций*. Если нет такого расстройства в классификации, то невозможна и терапия. Поэтому лечить человека с гомосексуальной ориентацией нормальный врач / психолог не возьмется.

В. Стрелов напрасно в последней цитате о психотерапевтах представляет «гомосексуальность как клубок проблем».  Ни один из перечисленных пунктов напрямую с сексуальной ориентацией не связан.

На Западе в ХХ веке «лечение» «основывалось на обращении к таким факторам, как чувство стыда, навешивание ярлыков и дискриминация гомосексуалов. И какие только безумные методы не перепробовали: и гормональное лечение тестостероном и эстрогеном, и кастрацию, и лечение, которое успешно воздействовало на либидо, но не на сексуальную ориентацию. Применяли электрошок, провоцировали эпилептические припадки. Тюремное заключение помогало и того меньше; печальный пример — суд над Оскаром Уайльдом. Разумеется, прибегали и к психоанализу; кроме того, пациентам давали рвотное, апоморфин в комбинации с гомоэротическими картинками, чтобы отбить у них охоту к гомоэротическим ощущениям. Впрочем, говорят, что единственный эффект такого лечения заключался в том, что, как только врач входил в комнату, пациентов начинало рвать, но их гомоэротические ощущения не уменьшались. 

Поскольку ни один из этих методов не сопровождался должным образом документированными сообщениями об изменении сексуальной ориентации, не остается ни малейших сомнений в том, что она формируется на ранней стадии развития и в дальнейшем не поддается никакому воздействию...

В 2009 году это было подтверждено убийственным отчетом Американской психологической ассоциации (АРА). Вывод гласил, что лечение, направленное на то, чтобы превратить гомосексуалов в гетеросексуалов, не срабатывает и что 150 000 врачей, членов Ассоциации, более не должны предлагать своим пациентам это лечение. В отчете указывалось, что подобное лечение может в крайнем случае научить людей игнорировать свои чувства и не поддаваться гомосексуальным искушениям. Одновременно констатировалось, что подобная терапия может вызывать депрессию и даже приводить к самоубийству*[xi].

5. «Им внушается, что гомосексуальность — это норма, и предлагается эту наклонность в себе развивать, что является для них личностной катастрофой, потому что личность не терпит над собой насилия. Это то же самое, что говорить, будто диабет норма. Если диабетики не будут бороться со своим состоянием, их ждет физическая погибель. Гомосексуалиста в таком случае ждет погибель нравственная» (прот. Алексей Уминский)

Здесь священник снова путает понятия. Сексуальность — базовая потребность — рассматривается им как вредная привычка, квазипотребность. Из этого вытекает второе утверждение: есть «гетеросексуальная личность» и есть «насилие над ней» в виде «вредной привычки». Все это венчается демагогией про диабет. Биологическую потребность с ее особенностями он приравнивает к заболеванию, а потом излагает безответственные фантазии.

6. «Свидетельства преодоления трудностей. Подростку может быть интересно, как другие проживали похожие трудности, с какими трудностями в жизни сталкивается сам наставник. Можно адресовать человека к сайту Преодоление-Х (www.overcoming-x.ru)» (В. Стрелов)*.[xii]

На сайте overcoming-x.ru собраны лишь те материалы и отзывы, которые укрепляют базовое убеждение его автора: гомосексуальность — это плохо. Там  размещены двадцать два анонимных свидетельства «людей, кто находится на пути преодоления (или, лучше сказать, преображения) гомосексуальности или лесбиянства», но нет никаких свидетельств о неудачах «преодоленцев». Создатель сайта их просто скрывает: я знаю о таких случаях даже среди бывших модераторов этого портала, которые разочаровались в методиках «преодоления».

7. Необходимое информационное пособие для всякого, кто занимается молодежной работой и пастырским окормлением: «Предотвращение гомосексуальности: Руководство для родителей» — это единственная книга на русском языке, которая предлагает конкретные рекомендации в ситуации, когда обнаружены трудности с самоопределением у ребенка (В. Стрелов).

В указанном пособии приведены мнения, прямо противоположные ура-восторгам цитируемых нами церковных авторов: «Как правило, в течение первых двух лет усилия по изменению не давали существенных результатов. Переход от гомосексуальности к гетеросексуальности не следует рассматривать как вопрос “или то, или другое”; существует определенный континуум, то есть медленное, прогрессирующее снижение гомосексуальных влечений и увеличение гетеросексуальных качеств и возможностей, степень проявления которых широко варьируется. Полное изменение ориентации, то есть прекращение всех гомосексуальных фантазий и влечений (что рассматривается большинством терапевтов как цель недостижимая), встречается редко... поэтому нельзя ожидать что “когда-то был гомосексуал, а теперь полный натурал”; безусловно, на этом пути бывают откаты назад. Эта трансформация, возможно, никогда не будет полной»*[xiii].

В этом пособии отметим важную оговорку: «Использование чувства вины, манипуляций, насильное направление на терапию или моральное давление не освободят клиента от его влечения, а только вызовут еще большее отчуждение»*[xiv]. Интересно, а что еще может предложить гомосексуалам православный митрополит или священник?

 

P. S. Проблема отношения Православной церкви к геям важна и интересна, потому что вскрывает этические проблемы, на которые у религии нет ответа.

О каком свободном выборе сексуальной ориентации может идти речь?

«Исследования гомосексуализма свидетельствуют о том, что это широко распространенное биологическое явление. Сексуальная ориентация в значительной степени является врожденным свойством человека. Не существует ни одного известного науке эффективного способа изменить сексуальную ориентацию родившегося человека. По всей видимости, “пропаганда гомосексуализма” невозможна, так же как невозможна “пропаганда гетеросексуализма”. Возможна только пропаганда доброжелательного отношения к сексуальным меньшинствам, и похоже, что именно против этого нацелены происходящие реформы законодательства: против пропаганды симпатии, терпимости, равенства». Получается, что многое в жизни человека коррелирует с «естественной и внутренней необходимостью». За что же его тогда можно осуждать?

Если человек не выбирает свою сексуальную ориентацию, а изменить ориентацию невозможно, то данная ситуация вообще недопустима с точки зрения христианского богословия: «В этом случае оказывается, что мы подобны неким неодушевленным марионеткам, всецело зависящим от сил природы, а значит, желание наше, равно как и нежелание предопределены заранее силою необходимости... И Бог становится ни чем иным, как слепым распределителем природных даров, нисколько не заботящимся о началах спасения и о вере, возникающей в результате свободного волеизлияния»*[xv].

Православные христиане в рамках своего мифа полагают, что «человека создал Бог не таким, как других тварей, которые не могут действовать с свободою. Иначе он не был бы достоин награды или похвалы, если бы не свободно избирал доброе; и не мог бы, если бы худ был, по справедливости быть наказан, когда бы был таков не сам по себе, но потому что не мог бы быть иным, нежели чем он родился»*[xvi].

Рассуждения христиан о свободе выбора прекрасны и льстят самооценке людей. Но их польза заканчивается там, где богословские тезисы клеймят и отторгают людей, не вписывающихся в рамки конкретной религиозной системы. 

«Устаревшая идея, что мы свободны в выборе своей сексуальной ориентации и гомосексуальность — не что иное, как неправильный выбор, все еще причиняет немало бед. Если бы некоторые церковные конфессии наконец это открыто признали, многие молодые прихожане, а также и пасторы зажили бы более счастливой жизнью»*[xvii].

 

Илл: Иероним Босх. Фрагмент триптиха «Сад земных наслаждений». 1500—1510

[i] *Стоглавъ. Собор бывший в Москве при великом государе царе и великом князе Иване Васильевиче (в лето 7059). — Лондон, 1860

[ii] *Боженов А.В., Белановский Ю.С. Двое во едину плоть: Любовь, секс и религия. — М.: Эксмо, 2011 (Приложение 2)

[iii] *Сапольски Р. Биология добра и зла: Как наука объясняет наши поступки. — М.: Альпина нон-фикшн, 2019. С. 12, 14

[iv] Ридли Мэтт. Геном: автобиография вида в 23 главах. — М.: Издательство «Э», 2016. С. 205

[v] *Сапольски Р. Биология добра и зла: Как наука объясняет наши поступки. — М.: Альпина нон-фикшн, 2019. С. 200

[vi] Свааб Дик. Мы — это наш мозг. От матки до Альцгеймера. — Спб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2019. С. 99

[vii] Там же. С. 69

[viii] *Ридли Мэтт. Геном: автобиография вида в 23 главах. — М.: Издательство «Э», 2016. С. 209-211

[ix] Свааб Дик. Мы — это наш мозг. От матки до Альцгеймера. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2019. С. 100

[x] Боженов А.В., Белановский Ю.С. Двое во едину плоть: Любовь, секс и религия. — М.: Эксмо, 2011 (Приложение 2)

[xi] *Это два основных руководства, на которые опираются специалисты разных стран для классификации и диагностики всех существующих заболеваний: МКБ (Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем) и DSM (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам).

[xii] Свааб Дик. Мы — это наш мозг. От матки до Альцгеймера. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2019. С. 102-103

[xiii] *Боженов А.В., Белановский Ю.С. Двое во едину плоть: Любовь, секс и религия. — М.: Эксмо, 2011 (Приложение 2)

[xiv] Николоси Дж., Николоси Л.Э. Предотвращение гомосексуальности: Руководство для родителей / Пер. с англ. Я.А. Михневич под ред. В.С. Стрелова. — М.: Независимая фирма «Класс», 2008. С. 168-169

[xv] Там же. С. 168

[xvi] Климент Александрийский. Строматы. Книга вторая

[xvii] Свааб Дик. Мы — это наш мозг. От матки до Альцгеймера. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2019. С. 103, 105

Источник

 

Комментарии:

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал