Регистрация / Вход



ХРИСТИАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Печать

 

 

Ирина РОМАЛИЙСКАЯ

 

moshi20"Это не мученичество, а терроризм".

Священник – о призывах целовать иконы во времена коронавируса

 

Не только светская, но и религиозная жизнь в мире сильно меняется из-за эпидемии коронавируса. Храмы в Италии, Греции, Польше, Германии закрыты. Папа римский Франциск из-за коронавируса обратился с воскресной проповедью при помощи онлайн-трансляции.

В Украине православная церковь ввела ограничительные меры: священникам и прихожанам рекомендуют меньше целоваться во время приветствия, а также воздержаться от целования икон. Глава православной церкви Болгарии заявил, что подчиненные ему священники будут продолжать службы, особенно в преддверии Пасхи, так как это "является ключевым аспектом духовной и физической помощи прихожанам".

Русская православная церковь рекомендовала священникам больше не протягивать прихожанам для поцелуев кресты, чаши для причастия и руки, хотя ограничивать доступ в храмы пока не собирается.

Архимандрит Кирилл ГОВОРУН, профессор университета Лойола Мэримаунт в Лос-Анджелесе, в эфире программы "Вечер" рассказал, как религия реагирует на распространение коронавируса, можно ли в таких условиях проводить службы и причащаться на Пасху или нет.

 

Как религия во всем мире реагирует на нынешнюю пандемию?

Во всем мире религия реагирует по-разному. В каждой религиозной традиции есть вера и есть суеверия. И этот кризис, связанный с пандемией, проявил и то, и другое. Из разных религий мы слышим советы, которые по-другому, как суеверия, расценить невозможно. Например, в буддизме, некоторые буддистские монахи в Мьянме советуют для того, чтобы исцелиться от коронавируса, есть лаймы и косточки от пальмового дерева. Где-то, например в Индии, местные суеверы советуют чуть ли не пить мочу от коровы, которая является священным животным в Индии. А шииты лижут ограды своих святынь.

В каждой религии есть какие-то свои суеверия, но в каждой религии также раздаются здоровые голоса, голоса настоящей, не суеверной веры, которые говорят, что нужно всем быть очень осторожными и избегать этих всех суеверий, которые могут привести к дальнейшему распространению вируса.

 

Давайте поговорим о православии. Как должны бы, по вашему мнению, реагировать на нынешние вызовы ответственные служители?

Собственно говоря, эта реакция уже произошла, и мы слышали голоса практически от всех церквей. Каждая из церквей в православии, как вы знаете, – это церкви не централизованные, как в католичестве, например. В католической церкви папа римский сделал заявление, призвал к соблюдению какого-то порядка – и все следуют этому призыву. В православной церкви автокефальные церкви сами по себе, они сами принимают для себя решения.

В общем-то, есть некий общий знаменатель у всех этих решений, который достаточно разумен и который призывает всех верующих избегать прямых контактов, соблюдать социальную дистанцию. Некоторые поместные церкви даже закрыли свои храмы, как, например, Вселенский патриархат принял решение закрыть свои храмы.

 

То есть допустима, условно, служба онлайн?

Да, она практикуется сейчас. В общем-то, рекомендовано к такому режиму перевести. Многие переходят сейчас в такой режим, что служба совершается в храме, но совершается только священнослужителями, то есть с минимальным присутствием людей, с максимальной социальной дистанцией, и эти службы транслируются онлайн.

Возможна также и другая форма, когда службы могут переходить на дом. То есть из публичных помещений, каковыми являются храмы, в приватные помещения, в домашние условия.

 

Пасха близится, важное для верующих причастие. И помимо этого еще всевозможные исповеди, крестины – что с этим всем делать?

Это очень сложно. Потому что православие особенно – это религия многочисленных физических контактов. Мы любим, почитаем иконы, мы целуем иконы, мы целуем кресты. И у нас очень много, в общем-то, и в других религиях это есть, но в православии много возможностей для соприкосновения с вирусом. И все это каталогизировать и издать предписания, чего делать, а чего не делать, очень сложно, потому что много всего.

Поэтому здесь приходится надеяться на здравый смысл, на разум людей и говорить об общих принципах: избегайте максимально этих контактов с поверхностями, которые могут переносить вирусы.

 

Как вы оцениваете действия тех священников, которые несмотря на все это призывают приходить в церкви, целовать иконы, говорят, что бог вас от всего спасет, бога нужно бояться больше, чем вируса?

Я отношусь к таким заявления не просто как к безответственным, а как к преступным заявлениям. Потому что эти священники мало того, что подвергают опасности свою жизнь и жизнь своих близких, подвергают [опасности] жизнь очень многих людей. Некоторые даже сейчас говорят о мученичестве, мол, идите в церковь, поцелуйте икону и примите мученический венец. Но это не мученичество, это можно назвать терроризмом, если хотите. Мученики от террористов отличаются тем, что мученики подвергают опасности свою жизнь, а террористы – жизнь других людей. В данном случае мы имеем дело с людьми, призывающими к таким действиям, которые подвергают опасности жизни других людей.

 

Главы церквей как должны на это реагировать? И почему мы не видим такой яркой реакции?

Главы церквей высказываются по этому поводу, они издают предписания, как себя вести. Но пресечений в отношении священнослужителей, которые нарушают решения самих церквей, мы пока что не видим. Посмотрим, может быть, они последуют.

 

В комментариях на фейсбуке задают вам вопрос: причащаться на Пасху или нет?

Если соблюдать меры предосторожности, которые описаны в том числе в церковных распоряжениях, то можно – с максимальной осторожностью.

 

Источник

 

 

Комментарии:

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал