Регистрация / Вход



СЕРЫЕ КРЕСТОНОСЦЫ

Печать

 

 

Александр СОЛДАТОВ

 

chernogoria protestyЦерковный фактор может стать причиной политической дестабилизации в самом центре Европы, внутри НАТО. Протесты против нового закона о религии не стихают в Черногории уже третий месяц. Стороны конфликта признают, что без активного участия Москвы тут не обошлось...

 «Одна и та же рука действует в Черногории и Украине», — загадочно выразился  «министр иностранных дел» РПЦ митрополит Иларион (Алфеев), посещая 18 февраля Белград. Расположенную в этом городе Сербскую патриархию РПЦ считает своим главным союзником, после того как почти все официальные православные церкви стран Восточной Европы  «предали « ее, перейдя на сторону  «проамериканского « Константинопольского патриархата. И маленькая курортная Черногория, где россияне охотно приобретают дачи на море, не исключение.

В 2017-м страна вступила в НАТО, несмотря на предпринятую годом ранее при участии российской агентуры попытку госпереворота (об этом говорится в приговоре Верховного суда Черногории, заочно осудившего граждан РФ Эдуарда Шишмакова и Владимира Попова). Теперь власти страны стремятся вернуть символически значимый статус автокефалии национальной православной церкви, освободив ее от постколониальной зависимости от Сербского патриархата (СП).

Случайно или нет, но почти одновременно с Иларионом Белград посетил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Сербия, хоть и с оговорками, остается последним стратегическим оплотом РФ на Балканах. Однако в стране набирают вес проевропейские силы, и Москве становится все сложнее удерживать Белград в зоне своего влияния.

 «Церковная тема» в этом деле может оказаться очень полезной, поскольку апеллирует к самым основам сербского национального самосознания и постимперского синдрома — подобной российской ностальгии по утраченной  «великой державе». РПЦ и МИД РФ призывают сербов  «не отдавать святыни « в Черногории, утверждая, что руководство этого молодого независимого государства предало сербское национальное единство  «в угоду Западу».

Параллель с российско-украинской повесткой очевидна, и митрополит Иларион предсказывает: президент Черногории Джуканович  «закончит как Порошенко».

Влиятельный арабский телеканал  «Аль-Джазира» констатирует, что Черногория стала новой мишенью в геополитической игре Москвы:  «Из-за этого на Украине вот уже шестой год ведется вялотекущая война, а Грузия лишилась больших территорий... Россия ведет свою гибридную войну в Черногории альтернативными империалистическими методами, с помощью православия».

История вопроса

До 1918 года, когда Черногория была аннексирована Сербией, Черногорская церковь имела фактическую автокефалию. Ее отношения с сербскими соседями то ухудшались, то улучшались, но в конце XIX — начале ХХ века Черногорского митрополита рукополагали уже в Петербурге без участия Сербии. До середины XIX в. Черногорское княжество оставалось единственным на Балканах теократическим (точнее — иерократическим) государством: им управляли князья-митрополиты. Во времена квазиимперского сербского государства — сначала монархического, а потом социалистического — все монастыри и храмы Черногории взял под свой контроль Сербский патриархат, который в своем нынешнем виде сформировался лишь в 1920 г.

Среди приверженцев этого патриархата распространено отрицание самостоятельности черногорских народа и государства, подобно тому как в РПЦ любят говорить о  «русском мире « и  «триединстве русского народа «.

При распаде Югославии Черногория дольше остальных  «союзных « республик сохраняла единство с Сербией — вплоть до референдума о независимости 2006 года. Но о возрождении древней церковной автокефалии группа черногорских клириков и мирян заявила значительно раньше — на Церковно-народном соборе 1993 г. С 1997 г.  «непризнанную « Черногорскую церковь возглавляет ее нынешний предстоятель митрополит Михаил (Дедеич). Почти за 30 лет этой церкви удалось получить от властей либо построить всего порядка 15 храмов. Количество же церковных объектов СП в Черногории превышает 650!

Будучи крупнейшим религиозным объединением страны, СП упорно уклоняется от черногорской государственной регистрации, а его священники-сербы отказываются от видов на жительство в Черногории и не платят налоги, фактически находясь на нелегальном положении. Остальные 20 религиозных объединений Черногории благополучно зарегистрированы. Еще одна странность. В стране действует 4 епархии СП, но только одна из них полностью расположена в пределах страны. 3 других охватывают территории как Черногории, так и соседних Сербии либо Боснии и Герцеговины. Это обрекает последователей СП в Черногории на системный конфликт с государством.

Митрополит против президента

Президент Черногории Мило Джуканович обвиняет СП в намерении сохранить религиозную монополю в стране, которая уже давно независима от Сербии и двигается иным геополитическим курсом. В своей борьбе за признание Черногорской церкви он обещает брать пример с Украины. По инициативе Джукановича поздним вечером 27 декабря 2019 г. Скупщина — парламент Черногории — принимает новый закон о свободе вероисповедания. Подобно Петру Порошенко, сыгравшему ключевую роль в признании автокефалии Украинской церкви, Джуканович действует в условиях цейтнота: в 2020-м в Черногории пройдут парламентские выборы. Среди населения северных и центральных регионов страны растут просербские настроения, так что опасность поражения партии Джукановича велика. Так, просербские и антисербские силы в Черногории в равной мере оказались заинтересованы в обострении ситуации, чтобы мобилизовать электорат.

Закон в парламенте удалось принять лишь после драки, устроенной 17 просербскими депутатами, которых в конце концов задержала и вывела из зала полиция. Копья ломаются вокруг 62-й статьи закона, объявляющей государственной собственностью все церковные здания, принадлежавшие Черногории до 1 декабря 1918 года, — момента ее аннексии Сербией. Сейчас СП  «стихийно « владеет примерно 650 зданиями, со статусом которых в течение года будет разбираться кадастровая служба.  «Религиозная община, — говорится в законе, — продолжает использовать объекты и землю, подлежащие регистрации, до решения государственного органа, уполномоченного принимать решения о... распоряжении этими объектами и землей».

Этих строк оказалось достаточно, чтобы Сербский патриарх Ириней заявил о  «государственном терроризме» со стороны Черногории, а десятки тысяч людей по всей стране начали выходить на улицы под сербскими флагами и с однотипными плакатами:  «Не отдадим наши святыни! « Понятно, что черногорское государство не собирается да и физически не сможет  «выгнать» верующих СП из сотен храмов. Речь идет только об упорядочивании статуса объектов недвижимости с последующей — уже законной — передачей общинам.

Черногорская полиция не ведет официальной статистики акций протеста против нового закона. А организаторы все время  «поднимают планку»: если поначалу они говорили о 70 тысячах участников по всей стране, то в прошлое воскресенье, 23 февраля, побили рекорд. На вечернее шествие-молебен якобы вышло более 200 тысяч человек при населении Черногории в 630 тысяч. Акции устраиваются только по вечерам, когда уже темнеет, в четверг и воскресенье, и выглядят очень эффектно. В обязательном порядке они проходят в столице — Подгорице, а в других городах — по очереди (на каждую акцию в каждом городе участников не хватает). Для желающих приехать в столицу неизвестно кем предоставляются бесплатные автобусы, на акциях выступают приглашенные  «поп-звезды».

Например, 23 февраля топ-спикером в Подгорице был архимандрит Савва из Косово, который призывал хранить сербские язык и веру — чтобы  «не было как в Косово». Об очередном молебне оповещают отпечатанные в типографии красочные афиши, развешивающиеся в храмах, на фонарных столбах и автобусных остановках. Во многих храмах для акций припасены государственные флаги Сербии и однотипные плакаты. Уровню организации протеста позавидует любая политическая партия.

Как сообщил  «Новой» предстоятель  «непризнанной» Черногорской церкви митрополит Михаил (Дедеич), каждому участнику акций выплачивается скромное вознаграждение — 70 евро, а если он приводит жену и детей — не менее 100.

Деньги переправляются наличными через сербско-черногорскую границу, которая охраняется довольно слабо. При этом посещаемость собственно церковных служб в Черногории за последние месяцы упала. Как рассказывает священник из Котора, которого в народе зовут  «поп Мома», на литургии приходят раза в два меньше людей — прихожане берегут  «молитвенные силы» для вечерних протестов.

Главным оппозиционером Черногории местные СМИ называют 82-летнего митрополита Амфилохия (Радовича), который возглавляет Черногорско-Приморскую епархию СП со времен социалистической Югославии. Его риторике может позавидовать самый радикальный политик. Старец постоянно называет президента страны безбожником и преступником, призывает народ к свержению власти, которая якобы  «отнимает церкви «. При этом Амфилохий отказывается идти на прямые переговоры с президентом, а тем более — с  «раскольниками «.

В прошлые годы Амфилохия регулярно посещали со своими  «мотопробегами» байкеры из клуба  «Ночные волки», близкого к Кремлю.

Как рассказал  «Новой» один из них, однажды Амфилохий в беседе с байкерами открыто посетовал на перебои в финансировании его епархии из Москвы.

Российский след

Неудивительно, что максимальное недовольство черногорский закон вызывает именно в Москве. Уже 28 декабря, на следующий день после принятия закона, патриарх Кирилл заявил на трапезе в монастыре на Лубянке, что цель закона —  «борьба с Россией». Кирилл дал пропагандистскую установку СМИ: представлять происходящее как отъем  «всей церковной недвижимости от канонической Черногорской епархии Сербской православной церкви к раскольникам». Еще через два дня, 30 декабря, было принято заявление Синода РПЦ, который, впрочем, на свое заседание в этот день не собирался. Обращаясь ко всему мировому сообществу, Синод заявил о  «попрании прав религиозных общин в Черногории». Новый закон назван в документе  «актом поддержки раскола путем ослабления канонической Церкви и попыткой поставить ее в унизительную и опасную зависимость от государства».

Приезжать в Черногорию архиереи РПЦ пока не решаются, поэтому деликатную миссию исполняют епископы ее украинского филиала — УПЦ МП. 27–28 января епископ Барышевский Виктор выступил на антиправительственном протесте в Подгорице, обвинив в гонениях на православие... Константинопольский патриархат. На 29 февраля запланирован визит в Подгорицу главы УПЦ МП, постоянного члена Синода РПЦ митрополита Онуфрия (Березовского) в сопровождении четырех епископов. Накануне Великого поста он будет служить в главном храме Черногории патриарху Сербскому Иринею.

Риторика обоих предстоятелей сводится к тому, что в Черногории нужно взять реванш за  «поражение « в Украине.

 «Всякий, кто помогает украинским раскольникам, — это враг не только Русской Церкви и  «русского мира «, но также и всех православных славянских народов, и всего православного мира», — утверждает Сербский патриарх.

Подобные формулировки используют и официальные российские власти. Выразив  «серьезную озабоченность», МИД России в специальном заявлении о черногорском законе о религии предсказал  «полное выдавливание из Черногории» Сербской церкви. МИД, как и патриарх Кирилл, не сомневается, что черногорское государство изымет у СП все 650 храмов в Черногории и передаст их церкви, которую РФ квалифицирует как  «неканоническую». МИД Черногории расценил такие оценки как вмешательство РФ во внутренние дела этой страны и на всякий случай напомнил о членстве страны в НАТО.

 

***

Учитывая этот геополитический фактор, трудно предположить, что нынешние протесты вернут Черногорию к союзу с Сербией и РФ. Однако, скорее всего, немного  «отыграть назад» черногорским властям придется. Спорный закон о религии уже рассматривается Конституционным судом страны, который, скорее всего, смягчит некоторые его статьи. Впрочем, главный стратегический вектор останется неизменным — церкви стран бывшей Югославии, равно как и церкви стран бывшего СССР, должны стать независимыми, автокефальными.

Константинопольский (Вселенский) патриархат уже готов признать автокефалию церкви Северной Македонии, а в случае с Черногорией занимает выжидательную позицию — в расчете на то, что либо сербское духовенство Черногории само попросит об автокефалии, либо Сербский патриархат, желая сохранить свою целостность, станет союзником Константинополя и выйдет из-под зависимости от Москвы. Когда это произойдет — вопрос времени.

 

Илл: Протесты из-за церковной реформы в Черногории. Фото: EPA

 

Источник

 

 

Комментарии:

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал