Регистрация / Вход



ДИСКУССИОННАЯ ТЕОРИЯ

Печать

 

 

Олег ЧЕКРЫГИН

 

creacionista evolucionХристианская антибилейская парадигма сотворения мира и человека

 

Предположение о том, как можно примирить достижения современной науки с верой в Бога и Творца «всего сущего» с помощью отказа от иудейских «легенд и мифов Древней евреции».

 

Положения современной науки идут вразрез не только с библейской легендой о сотворении мира, но и ставят под вопрос само наше понимание Божьего замысла о человеке, всю церковную концепцию Творения и Спасения. Если мир настолько велик,  что наша планета с людьми оказывается микроскопической песчинкой в необозримой Вселенной, то сама концепция создания человека венцом творения начинает выглядеть малоубедительной: для того чтобы сотворить человека и уготовать ему Вечную Жизнь бесплотного духа вне этого мира, совсем не обязательно размахиваться на такую огромную вселенную. А уж если Бог размахнулся, то человек с его спасением оказывается на задворках Божественного Замысла и венцом творения отнюдь не выглядит.

Антропоцентричность Божьего Промысла рушится, и встает вопрос относительно самого  Бога: а есть ли Он, и если есть, то где? Только на нашей планете или всюду вне нее тоже? А если везде, то что Он вообще здесь на Земле делает, далась она Ему из мириадов других миров и планет? Как примирить горделивую убежденность в собственной значимости, продиктованную наивной верой в уютный мирок «колыбели человечества» во главе с живущим поблизости на Небесах Богом – с объективной незначительностью собственного существования в масштабах необозримой вселенной?

Из этой ловушки разума напрашиваются, собственно, только два выхода.

Первый – замкнуться в скорлупе «веры», и вопреки любым аргументам и фактам твердить себе, и окружающим, что наука врет, что все это «бесовские козни», а мир плоский и стоит на трех китах. Так и поступает большинство «верующих», которые отводят в своей голове для веры отдельную комнатку, и входя в нее целиком и полностью верят в церковную сказочность, а выходя -  оставляют там свою веру до следующего раза, как спецодежду в шкафчике раздевалки. Эта своего рода «религиозная шизофрения» с раздвоением личности на суеверного дикаря и современного бездумного потребителя благ цивилизации, достижения которой его вера отвергает. Второй выход – для не желающих впадать в такую шизофрению  в том, чтобы просто честно отказаться от «религиозного дурмана», признавшись себе, что все церковные сказки – бред и плод первобытных суеверий, примириться с собственной смертностью и жить дальше согласно формуле Павла «будем есть и пить ибо завтра умрем».

Однако, мы-то с вами знаем, что Бог и Отец наш Небесный есть, и узнали мы об этом от Его Сына, нашего дорогого Иисуса, который нас с вами никогда не обманывал. А потому не станем бояться вопросов, которые способны обрушить бумажную, вычитанную из церковных книжек «веру», заменяющую наше личное богопознание. Так, что ж, поищем ответ на этот критический для нашей веры вопрос с помощью Божией и не усомнимся?

 

К чему приведет отказ от древних заблуждений человечества?

Начнем, пожалуй, с отказа от древних заблуждений и иллюзии, что в этих «легендах и мифах» Древнего мира, в частности, еврейской Библии, возможно найти хотя бы что-то путное, какие-то следы информации, позволяющей понять Замысел Творца в отношении человечества. Здесь надо отдать себе предельно ясный отчет в том, что еврейская легенда о сотворении мира Богом включает в себя сотворение очень маленького мирка, не имеющего ничего общего с реальностью. Но тогда придется признать, что источником этой легенды было отнюдь не «божье откровение» Моисею на горе, а всего лишь фантазия древнего автора, жившего спустя века после «Моисея», легенда, которая не могла преодолеть пределов видимого мира и соответствующих представлений о нем. Поскольку же сегодняшнее знание далеко превосходит те представления, то и «откровение Бога» никак не может быть приписано Истинному Творцу, но законно отправляется на свалку истории в связи с «утратой доверия» еврейской Библии, то есть Ветхому Завету.

Ну, а освободившись от пут привязанности к библейской легенде, взглянем на такой мир, каким видится он человечеству сегодня.

Мир возник (был сотворен) из ничего невообразимо давно, и в течение немыслимого по своей длительности времени развивался сам согласно объективным законам бытия, вероятно заложенным изначально, как мы веруем, в его природу Творцом. В таком виде Промысел Божий предстает и проявляется в мире именно в этих законах природы – то есть мир самодостаточен в своем развитии и автономности, и вмешательство Бога в него в виде «ручного управления» является излишним. Для нас это означает, что люди не были персонально сотворены лично Богом, а явились, как говорит о том наука, плодом и результатом эволюции.

Отрицает ли подобная точка зрения само существование Бога? Отнюдь нет, поскольку для верующих в Него возможно принять, что именно Промысел Божий создал мир эволюционирующим в сторону неизбежности возникновения человечества. А почему нет?

Можно предположить, также, что жизнь – не такое уж редкое и уникальное явление, как мы думаем, зная лишь о себе. Даже в пределах земного существования жизнь неоднократно исчезала и возрождалась вновь. Развитие жизни заняло миллиарды лет, а существование человека по самым смелым гипотезам не превосходит и полумиллиона  – да и то вряд ли. То есть, человек с этой точки зрения действительно является «венцом творения» - миллиарды лет занял путь до его появления от простейших форм жизни.

Но зачем Богу вообще это самое человечество? Хлопот с ним не оберешься... Единственно ли оно в столь огромном и древнем Космосе?

Возможно, что и не единственно, да и возникло не в первый, и далеко не в последний раз в жизни Вселенной. Почему бы и нет, если исходить из теории естественной эволюции от ее образования до возникновения жизни и в итоге – Разума, который, будучи Богоподобен, возможно, и является целью Творения: сотворить (или – вернее – породить) равных Себе.

 

Свойства Разума

Разум, в его определениях, данных в разные времена великими  мыслителями, сочетает в себе среди прочего, важные для нашего рассмотрения свойства. Это самосознание, личностность как отделение «себя» от прочего мира, эгоцентричность, как свойство поставлять себя в центр мира и бытия, словесность или вербальность, словотворение как способ познания, то есть способность определять и называть через словесность предметы и явления, и наконец – такие важнейшие свойства, как богоискательство и богопознание.

Из перечисленного, пожалуй, лишь последние два качества и свойства Разума бесспорно являются определяющими его наличие только у человека - у «души словесной»  в отличие от прочих «душ живых» всех прочих, живущих на планете организмов. То есть, именно идея Бога, воплощенная в Слове делает человека «человеком разумным». И развитие до Разума сбылось на нашей планете в процессе длительной эволюции Вселенной, как осуществление Промысла Божия.

Почему именно Земля? Да просто потому, что так получилось в ходе эволюции при равных возможностях для бесчисленного множества других миров: для нас это факт, а имеется ли нечто подобное где-либо еще, одному только Богу известно.

Вот мы и подходим к ответу на вопрос: а зачем так много и так долго – в отношении Вселенной?

 

Кажущаяся расточительность природы

Вспомним о кажущейся расточительности природы: в организме человека примерно два триллиона клеток, каждая из которых несет в себе всю информацию обо всем этом конкретном человеке. Ведь наследственная информация представляет собой сложнейшую и дорогостоящую систему белковых молекул, на создание которой тратится огромное количество клеточного материала и энергии, хотя самой клетке все это не нужно и никогда не понадобится. Казалось бы, зачем это? Например, эритроциты крови лишены клеточного ядра, но живут какое-то время без него и прекрасно исполняют свою узкую функцию газотранспортировки крови. Или опять же, организм мужчины за его жизнь вырабатывает порядка двух миллиардов сперматозоидов лишь для того чтобы оплодотворить максимум с десяток яйцеклеток. Так во всей природе – воспроизводящая функция на первый взгляд колоссально избыточна. Но только лишь на первый. Вспомним, что жизнь на Земле неоднократно оказывалась под угрозой полного уничтожения из-за катаклизмов космического масштаба – и неизменно возрождалась благодаря именно этой самой избыточности.

Возможно, что ту же причину имеет и избыточность Вселенной – то есть, огромный запас прочности в процессе развития Разума путем естественной эволюции по законам Промысла Божия без Его прямого вмешательства в этот процесс.

Ну хорошо – но, казалось бы, зачем такие сложности?

Я лично думаю, что дело все в той же пресловутой свободе воли человека или другого разумного существа, от которого Бог «прячется»: создай мир попроще, и человек с его неуемным любопытством обязательно проковыряет пальцем дырку в театральном заднике, чтобы немедленно обвинить обнаруженного за ним Бога в том, что его надули, втянув против его воли в жизнь без его согласия. Нет, ребята, считайте себя кем хотите, хоть обезьянами, но Творца вы должны сыскать не за стенкой театральной декорации, а в сердце своем, и – сами, без подсказок – полюбить Его всем сердцем.

Но здесь возникает новый критический разрыв смыслов, опять-таки готовый обрушить нашу веру в Творца.  

 

Где душа?

Если все так, как мы с вами предположили, то где же здесь место нашей с вами бессмертной душе, о которой толкуют каждая на свой лад все религии мира? То есть, если человек, как носитель Разума, развился путем естественного процесса эволюции «от обезьяны», то, получается, что Бог никак не мог вдруг взять да и начать с какого-то момента (с какого?) вкладывать «ручным способом» бессмертную душу в ранее вполне себе бездушные существа? Да и зачем бы это, если они и без души вполне обходятся? Или придется признать, что эти бессмертные души Бог дает всем живым существам начиная с грибов и вирусов -  а иначе как отделить живое от неживого?

Итак, оказывается неясным, а есть ли душа у человека, бессмертна ли она? Сохраняется ли вне тела личность, продолжая свое осознанное существование пусть и не в этом мире?

Это вопрос вопросов, потому что если нет, то тогда и никакой Бог нам не нужен.

А теперь приготовьтесь, чтобы не упасть.

Если отказаться от примитивной библейской парадигмы «сотворения мира», и принять сторону эволюционной теории, то придется признать, что никакой души в человеке нет. Есть самообучающийся разум, начинающий овладение познанием мира с себя самого – с нуля, в чем мы и убеждаемся по поведению родившегося младенца, отличающегося от родившихся животных разве что большей, чем у них, беспомощностью.

С теми, кто в возмущении не отшвырнул изложенное, продолжим рассуждать.

Итак, допустим, что души нет. Зато есть Разум, ищущий Бога. И вот с этого момента начинается вмешательство Бога в самодостаточный автономный мир в ответ на запрос, поступивший от человека, Бога взыскавшего в вере и молитве – пришло время пожать плод с древа Вселенной, ради этого плода и насажденной в незапамятные времена. Ибо плод этот созрел: Разум готов принять Бога в себя, и сам стать Богом. Бог наконец-то являет себя человеку по его просьбе, выраженной в богоискательстве: ищите – и обрящете.

 

Рождение Свыше

И как же Он это делает? Для начала Он воплощается в Богочеловека, и в Нем являет Себя миру, принося Благую Весть о возможности личного бессмертия, предлагая людям выбор Себя в качестве Пути и Жизни для Жизни Вечной в Царствии Небесном. «Бога не видел никто никогда – Сын Божий, единородный от Отца, Он открыл». Но для этого разумный, но бездушный смертный человек должен родиться свыше через неведомое Крещение Духом Святым, Который дышит, где хочет.

Когда, и как такое «рождение свыше» происходит? Я считаю, что оно происходит с человеком, в частности, через обретение Дара веры в Сына Божия, Богочеловека. «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим». А что это за слово, которое нужно соблюсти? «Чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал».

Итак, искавший Бога узнает об Иисусе и уверовав в Сына Божия, через эту веру получает от Бога Духом рождение свыше, через которое входит в личное Богообщение, становящееся началом Вечной Жизни. И что же это за рождение, в чем оно выражается и как конкретно проявляется? Я думаю, что выражается в виде «слепка» его разума, который запечатлевает в Себе осенивший человека Святой Дух, а проявляется в человеке установлением связи разума с его отражением, запечатленным в Себе Святым Духом. Это и есть бессмертная душа, и начало ее Вечной Жизни в Духе у Бога в Царствии Небесном. Человек же ощущает эту связь с Небом через особое состояние мира души, которое дается ему в восприятии.

Но ведь люди и до Иисуса искали Бога и веровали во множество богов многих религий, но по вере своей они не получили ни Духа, ни рождения свыше – почему?

Я уже говорил, что богоискательство – это главнейшее свойство Разума, который ищет Бога. Но находит он Его отнюдь не сразу и не всегда, ошибочно принимая за Бога обожествляемые им предметы недостойные: это природные явления, рождающие суеверие, явления из мира «падших духов». Такая «суетная» вера внимание Бога не привлекает, оставаясь всего лишь частью процесса эволюции Разума. Так можно в чем-то отчасти реабилитировать репутацию религии древних евреев, которая сумела эволюционировать от языческого многобожия до веры в единого невидимого Бога, пребывающего вне этого мира – то есть, сделать последний шаг в направлении обожения человеческого Разума. Этим я объясняю немедленный ответ Милости Божией: едва лишь наметилась эта тенденция веры в среде религиозных евреев, именно к ним, как к народу, способному вместить Благую Весть и был послан Сын Божий. К сожалению, надежда эта в отношении евреев так никогда и не сбылась, они так ничего и не поняли, будучи необратимо прельщены идеей своей «богоизбранности», внушенной им их «отцом лжи» на заре их цивилизации. Тем не менее через них Благая Весть дошла до всего человечества и открыла Новую Эру в его истории. Эру возможности для людей стать богами.

Итак, Душа, я полагаю, не дается Богом родившемуся младенцу готовой, чтобы маяться в сосущем сиську бессмысленном существе. Она является конечным «продуктом» Разума человека и  оживляется Духом в виде самостоятельной личности в момент смерти - как оттиск личности со всем ее жизненным опытом, позитивным и негативным. Как матрица, списанная Духом с Его разума, исчезающего вместе с мозгом. Напомню о свидетельстве переживших смерть: вся жизнь в мгновение ока проносится перед внутренним взором – возможно, это и есть подготовка к окончательной «записи» души.

Таким образом, личность человека изымается из физического мира в Царствие Небесное для продолжения жизни в форме бесплотного духа.

 

Ну хорошо – а если не уверовал?

Ну вот не дано было.

Дано бывает всем, и не по одному разу – но не все принимают этот дар веры. Вспомните притчу о сеятеле:

«семя есть слово Божие а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении».

Потому душа рождается только на доброй земле.

«Блюдите, како опасно ходите».

А остальные? Что ж, возможно тот, кто не родился свыше крещением Духа, или «умер свыше» впоследствии отречением от веры или злодеяниями, Духа отогнавшими, и  связь с Ним самовольно прервавшими – так и остается мертворожденным. Его Душа попросту не оживает, поскольку связи с Духом для оживления «записи» у разума не оказывается. Это раз и навсегда решает вопрос «Страшного Суда» и наказания грешников – их никто никак не наказывает, но они по своему собственному выбору, по своей воле Царствия Божия не наследуют, и просто исчезают, с распадом мозга, уходя в небытие.

Ужас!

А что же будет с теми нашими любимыми, кто так и не сподобился при жизни осознания веры в Бога? Неужто и их всех - «в отвал»? Тогда я первый не согласен, и такой «рай», в котором я буду вечно скорбеть о навсегда ушедших в небытие любимых, мне лично не нужен.

Однако, выход из этого очередного логического тупика есть – это Любовь. Бог-Любовь ниспослал человечеству Духа Своего, Который, как пчела на мед, стремится осенить Собою всякое и всяческое проявление Любви.

Всякое? То есть, к примеру, и то, что нынче принято называть любовью с маленькой буквы: сошлись в ночном клубе со скуки и вожделения плоти по пьяни и под наркотиками, случились где попало, и разбежались в разные стороны, как две собаки – это тоже «любоффь» что ли? Ну какая же это любовь, однако, где каждый ищет и получает удовольствие лишь для себя, а другого просто использует как способ и инструмент этого получения?

Настоящая Любовь с большой буквы – это всегда самопожертвование: «Нет бОльшей любви, чем если кто положит душу свою за други своя». Пусть самое малое и незаметное – не жизнью пожертвовать, а хотя бы поступиться своим небольшим удобством, или даже самолюбием ради другого, уступив ему, к примеру, в споре, чтобы не поссориться. Любовь «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит, Любовь никогда не перестает». Видя таковую Любовь с большой буквы, Бог поспешает Ей навстречу, как к блудному сыну – с новой одеждой, тельцом упитанным и драгоценным фамильным перстнем во обручение Духу. Собственно, и так тоже совершается Рождение свыше души – не по вере, а по Любви. Возможно, сам рожденный свыше даже и не подозревает о своем рождении в Духе – а зачем? Достаточно того, что Дух знает его, и уже запечатлел в Себе его человеческую личность, каковое запечатление мы и называем бессмертной душой человека. Вот только не Бог дает ее всем по праву рождения – но сам «человек разумный» воспитывает ее в себе, привлекая к ней Духа Божия Верою и Любовью.

 

Богоявление как Боговоплощение

В связи с вышеизложенным необходимо еще раз уточнить идею Боговоплощения. Уже писал в материале «Богоявление, как результат Крещения Духом» что и Боговоплощение произошло тем же порядком, то есть путем «Рождения Свыше» Иисуса в Сына Божия из просто обычного человека, сына плотника. Вот, только родился Он не в обычную душу уверовавшего в Бога человека, являющуюся запечатлением в Духе его личности, а целиком в Духа Божия, пришедшего в Силе Божией и воплотившегося в человека: «И Слово стало плотью и обитало с нами».

Как? Не знаю, и сошлюсь на Тайну.

Но знаем, как это проявилось: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!».

Ну, хорошо, допустим. Но, как же быть со свободой воли Иисуса, которую Бог не мог просто взять и отменить? Жил-был Иисус-плотник, а потом его просто выселили из собственного тела, или задвинули на задворки, чтобы дать место заселившемуся Сыну Божию – знакомая повадка демонов, насилующих собой несчастных одержимых.

Я думаю, что сама сцена Богоявления, описанная евангелистами, была предложением. Иисус-человек имел возможность выбора и мог отказаться. Но согласился: «Да будет мне по слову Твоему», и вышел из воды крещения Преображенным Богочеловеком, в Котором Бог и человек соединились «неслитно, нераздельно, неразлучно, неизменно».

Как? Извиняюсь, но опять сошлюсь на Тайну.

 

Райская жизнь

И, наконец, вопрос, который возникает у всех и всегда – вот, только внятного ответа никто не знает: а зачем мы вообще сдались Богу в Его Небесном Царстве, со своим бессмертием души в вечности, когда и здесь Его уже до печенок достали своими мерзостями, попрошайническим скуляжом и недовольными претензиями? Да в придачу, еще и поголовным атеизмом и апостасией? Много чего всякого - разного написано про ад, и есть много версий о Страшном Суде и наказании грешников, все этим весьма увлечены. Не так с Раем, Царствием Небесным и вечным блаженством: невнятные мнения об этом сводятся в основном к тому, что в раю мы все будем в общем хоре, играя на арфах, воспевать хвалу Творцу и Славу Богу нашему - неустанно, беспрерывно и вечно. Но, не заскучаем ли? Да и Богу не наскучим ли до того, что нашлет потоп на всю эту благость?

Вот это и есть мой последний вопрос: как думаете, что нас ждет в Царствии Небесном, чем займемся в Вечности, которую уготовал для нас Господь Бог наш?

Ответ, с моей точки зрения, содержится, как всегда, в Евангелии, где Иисус называет нас своими братьями и друзьями: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего».

А кто такой Иисус? Как кто? Известно, кто: Он – Богочеловек, Сын Божий, Творящее Слово Бога.

Вот и выходит по всему, что придется предположить, что признав нас друзьями и братьями, равными Себе в Царствии Отца Своего, Он и участь уготовал нам, равную Своей – стать Рожденными Свыше Сынами Бога, Творцами своих Миров, Космосов, Вселенных и их Богами. Так что будет чем заняться в Вечности.

 

 

Комментарии:

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал