Регистрация / Вход



НАЗАД В БУДУЩЕЕ

Печать

 

 

Антон ЧИВЧАЛОВ

 

autodaf19Представитель РПЦ Вахтанг Кипшидзе пишет в «Независимой газете»: «Страхи, что Русская православная церковь призывает вернуться в Средневековье, являются популярным направлением отечественной массовой культуры». Далее он иронизирует над этими страхами, кажущимися ему совершенно беспочвенными: «Иррациональность этих опасений может сравниться, наверное, только со страхом самих жителей того времени перед людьми с песьими головами».

Спустя два дня стало известно о том, что два жителя Хабаровска объявлены в международный розыск за… чтение Библии: «Следствие полагает, что участие Семенюка и Светоносова в деятельности запрещенной организации подтверждается тем, что в апреле 2018 года они наряду с Аксеновым публично читали Библию [в запрещенном «Переводе нового мира»]».

То есть, логика следствия такая: читал Библию в неправильном переводе – значит, состоишь в запрещенной организации. Никак иначе!

Еще одного жителя Хабаровска прямо сейчас судят по этому же эпизоду – чтение Библии в конференц-зале.

Месяц назад российские таможенники возбудили целых два административных дела против гражданина Украины за попытку вывоза из России запрещенного перевода Библии. Даже вывозить нельзя!

В XXI веке Россия стала единственной страной Европы, в которой существуют запрещенные переводы Библии, которые нельзя даже иметь, не то чтобы читать. За чтение вас ждет тюрьма. Речь идет о части 2 статьи 282.2 Уголовного кодекса РФ, наказание по которой достигает 6 лет лишения свободы. Если повезет, можно отделаться штрафом, принудительными работами или условным сроком. Но это если повезет.

Так повезло в 2016 году трем верующим из Таганрога. В результате прослушки выяснилось, что один читал Иоанна, второй – Деяния Апостолов, третий – Псалтырь. Они отделались штрафами и условными сроками.

Главная церковь страны уже несколько лет никак не комментирует ситуацию вокруг существования в России запрещенных переводов Библии и преследования их читателей, что совершенно немыслимо по меркам современного мира. Значит, ее эта ситуация устраивает. Возврат в средневековье все еще не входит в ее планы или планы поменялись?

Я попытался вспомнить, когда в России последний раз было запрещено читать Библию в том или ином виде. Вот что говорится в книге «Отвергнувшие ведение… Археологическое исследование книги пророка Осии» (Опарин А. А. Харьков, Факт, 2005):

На своём собрании Священный Синод (высшее управление православной церкви после упразднения в 1700 году Петром I патриаршества), отыскав грамоты православных патриархов, решает отправить их во все духовные учебные заведения и раздать их ученикам семинарий. Дело это возглавил Московский митрополит Филарет. [Чистович. Указ. соч. С. 125—126]. В этих Патриарших грамотах о чтении Священного Писания говорилось: «…всякому благочестивому позволяется слушать Писание, дабы веровать сердцем в правду и устами исповедывать во спасение; но не всякому позволяется без руководства читать некоторые части Писания, особливо Ветхого завета. Без разбору позволять неискусным читать Священные Писания тоже значит, что и младенцам предложить употребление крепкой пищи». [Послания восточных патриархов. СПб., 1838. С. 59]. Искусные — это, конечно, духовенство. Как видим, данное запрещение ничем не отличается от постановлений папства, которое, кстати, в эти же годы запрещает переводы Библии на современные языки.

В Европе в средние века могло сильно не поздоровиться тем, кто читал Библию в любом переводе, отличном от латинского. Тридентский собор (1545 г.) запрещал читать «еретические» переводы Нового Завета. По всей Европе переводчики, которые хотели дать Библию простому народу, считались опасными государственными преступниками.

Вот какая типичная для того времени история содержится в вышеупомянутом источнике (А. Опарин):

В шестнадцатом столетии Фландрия, цветущая страна в средней Европе на берегу Северного моря принадлежала к Испании. Когда реформация проникла во Фландрию, многие оставили католичество и приняли свет нового учения. Испанский король Филипп II, царствовавший с 1556-го до 1598-го года, был ревностный католик и ненавидел реформацию. Он послал туда герцога Альбу для подавления реформации. Отправляясь во Фландрию, известный своею жестокостью герцог взял с собою войско, ужасные инквизиционные орудия и множество шпионов, которые выдавали ему людей, подозреваемых в приверженстве реформации. Каждого захваченного проповедника мучили до смерти. Если замечали, что кто-нибудь читает Библию, того связывали, или вешали, душили, сжигали, топили, разрывали на части, заживо зарывали в землю, смотря по произволу жестокого герцога. Раз он узнал, что в доме бургомистра города Брюгге есть Библия. Герцог послал к бургомистру вестника для расследования, одного из таких монахов, которые говорили, что умерли для всех мирских удовольствий и отдались только на служение Богу и добрым делам, но которые в руках инквизиции стали жестокими гонителями и с дьявольскою хитростью ловили еретиков и осуждали их на смерть. Монах пришел к бургомистру. „Кто прислал Вас сюда“, спросил бургомистр. „Герцог“. Это имя наводило страх на всех. Все присутствующие побледнели. „Чего вы желаете“. „Знать, кто здесь читает Библию“. „Я не читаю ее“, ответил бургомистр. „Здесь никто не читает Библии“. „Нет, в этом доме кто-нибудь да читает ее. Пускай все придут сюда“. Родители, дети, прислуга, все вышли и выстроились в ряд в большой зале. Бледные, и дрожа от страха, они ждали, что будет. Монах по порядку начал спрашивать каждого: „Ты читаешь Библию“. Он глазами впивался подобно хищной птице, стараясь проникнуть до глубины души. „Нет, нет“, отвечали ему. И кто бы осмелился сказать ему „да“. Это значило бы попасть в тюрьму и лишиться жизни. Монах продолжал расспрашивать. „Да, я читаю Библию“, ответила вдруг одна служанка; при этом все зарыдали. „Это неправда“, вмешался бургомистр. „Это какое-нибудь недоразумение“ продолжала его жена. „У нее, может быть, и есть Библия, но она не читает ее; она, вероятно, читала ее в другом месте, но только не здесь“, и благородная женщина бросилась к девушке, которая снова овладела собою. „Да, я сказала правду“, подтверждала она“, у меня есть Библия, я ее читаю, и она мне дороже всего“. Этой служанке не было еще восемнадцати лет. Ее звали Вейкен Фан Ренессе. Имя ее незнакомо, но оно золотыми буквами записано в книге жизни, и оно сияет, как звезда в книге Божией. Все ее очень любили и со слезами на коленях упрашивали ее отказаться от своих слов. Но нет, она не может лгать, не может отречься от своей веры. „Кто дал тебе Библию“, спрашивал монах, который при всеобщем горе едва мог скрыть свою радость: уж слишком хороша была находка. „Мой отец дал мне ее“, ответила девушка, „он ее получил от Тинделя“. Тинделя преследовали из одного города в другой. Находясь постоянно в бегстве, ему все-таки удалось печатать и распространять Библию в Англии, в Германии и в Нидерландах. Нечего больше было сомневаться, служанка была виновата. Ее арестовали и повели к герцогу во дворец. Там она стояла перед кровавым судом и должна была отречься от своей веры, но она осталась верной. „Отрекись и спаси свою жизнь“, говорили ей; но никто не мог поколебать ея твердости. Приговор был произнесен: ее должны живую замуровать в городскую стену. Ей дали восемь дней сроку, чтобы одуматься. В девятый день ее вывели из темницы и повели к тому месту, где ее должны были замуровать в стену. Туда пришел и монах. „Сознайся в твоем заблуждении, покайся в твоих грехах, и ты будешь спасена“. Верная служанка ответила: „Нет“. Тогда ее поставили к стене, и рабочие взялись за работу. Напрасно монах всеми силами старался поколебать твердость девушки. „Такая молодая и красивая; неужели ты захочешь умереть“. „Мой Спаситель умер за меня, и я могу умереть за Него“. Между тем стена росла все выше. „Посмотри как стена становится все выше. Тебя живую заключат в эту ужасную и темную могилу“. „Я буду там с моим Спасителем“. Стена была уже почти совсем готова; не хватало еще несколько камней, чтобы покрыть эту могилу. „Бедное дитя, вернись к нам, мы тебя любим: скажи только одно слово“. „Господи прости моим врагам“. И последние камни закрыли каменную могилу… Через сто лет нашли и вынули ея тело и похоронили его на кладбище в Брюгге. Библия, которую читала девушка, осталась до сего дня в доме бургомистра города Брюгге, где она хранилась, как драгоценное сокровище. [Цит. по: Благовестник, 1927. №5. С. 17—19].

Вот это – средневековье, да? И люди с песьими головами бродят где-то неподалеку.

Но в России мы уже достигли где-то середины этой истории. Куда двигаемся дальше? Мы ждем, когда 6-летний тюремный срок за чтение Библии заменят на какую-нибудь зрелищную смертную казнь? Это уже будет считаться средневековьем или снова нет?

 

Источник

 

 

Комментарии:

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал