Михаил СИТНИКОВ
История в Боголюбово хорошо продемонстрировала ту неизбежную последовательность, о которой напоминает народная мудрость о благих намерениях, мостящих дорогу в нежелательные края. Официальная РПЦ МП после нескольких неудачных реплик церковных чиновников о сектантской сущности ее собственных структурных подразделений, не спешит с окончательными заключениями о случившемся в монастыре. Несомненно, это правильно, так как первая попытка преподнести печальную внутрицерковную практику, как откровенно антицерковное явление не удалась. Но удастся ли Московской патриархии удержать от оказания ей "медвежьих услуг" околоцерковными доброхотами, представляется очень сомнительным.
Эмоциональное выступление Аркадия Малера, сгоряча квалифицированного газетой Правда "богословом" по признаку членства в Синодальной библейско-богословской комиссии, может оказаться одной из первых таких услуг.
"Если называть вещи своими именами, - заявляет политолог и глава Византистского клуба по поводу Боголюбова, - то мировоззрение этого движения вообще не христианское, а скорее языческое и если в истории христианства были его аналоги, то это гностики-маркиониты раннего Средневековья, для которых весь смысл Нового Завета сводился к борьбе с Ветхим Заветом, так что не очень понятно, зачем с точки зрения этих еретиков вообще нужно быть христианином, если можно оставаться в родном язычестве и вообще никак не связывать себя с религией инородного происхождения?". В самом деле, зачем именоваться "православными", да еще и "христианами", когда одно исключает, как видим, другое?
Но было бы полбеды, не определи Малер заслуженного священнослужителя РПЦ МП архимандрита Петра (Кучера), а косвенно и единомышленное ему абсолютное большинство клира этой религиозной организации в маркионизме - то есть, в культовом антропоцентризме чистой воды. Если бы только один упомянутый архимандрит настаивал на том, что его форма веры правильна, а остальные – ересь, то так бы дело и обстояло. Однако, ту же позицию занимает воспитанное в традиции того же "православного маркионизма" и вся Русская православная церковь Московского патриархата, начиная от старух на паперти и заканчивая принципами "православной концепции прав человека" или любой другой своей доктрины.
Поэтому, когда далее политолог сообщает, что "ни Христос, ни Церковь в этой картине мира не нужны, но они вспоминаются только по принципу вынужденного двоеверия", адресуя это Боголюбовским верующим, то допустил неточность трижды. Во-первых, в том, что именно в виде идеологической организации "церковь" как раз и необходима для того, чтобы верить в нее вместо Христа. Во-вторых, в том, что такая вера поддерживает только паству архимандрита, избранного его церковным начальством в качестве "козла отпущения", а в-третьих, называя все это "двоеверием", так как от Христа здесь остается только упоминание его имени.
Но ни в какое сравнение с деликатной заумностью Малера не идет откровенно бредовый программный доклад под названием "Третий Рим". Суверенная модернизация", произведенный на свет сознанием руководителя "Ассоциации православных экспертов" Фролова.
Не боясь делать рекламу такого рода сочинениям в сравнительно здравосмысленной среде соотечественников, нельзя не заметить, что публиковать его полностью решится далеко не каждый. Однако, это оказалось под силу информагентству Regnum, устойчивой репутации которого нельзя повредить ничем. В том числе, и декларацией клириков и мирян РПЦ МП, пытающихся "понять и объяснить современные общественно-политические, культурные, экономические, геополитические и прочие процессы с позиции нашей веры". При уточнении в преамбуле к этому произведению, что "Ассоциация видит себя как своеобразное НПО, "мозговой центр", этакий православный аналог "Рэнд Корпорейшн", адрес, к которому следует обращаться за разъяснениями по поводу дальнейших умозаключение этого творения, уже не представляется неясным.
Исходя из "высокой ставки" вопроса о репутации крупнейшей религиозной организации страны, представляющей собой негласную государственную подструктуру еще с советских времен, нетрудно предположить, что и ее политика в отстаивании достигнутых корпоративных успехов будет соответствующей стандартам идеологического выживания, практиковавшимся в бывшем соцблоке. Поэтому, развенчания обнаруженных в лоне церкви "еретиков-маркионитов", равно, как и новые попытки интерпретации мифологем "Третьего Рима" с формированием доктрины "политэкономического иосифлянства" с прицелом на всемирный "Русский мир", это только начало.
Которое, впрочем, очень смахивает и на "начало конца"…
Источник: CIVITAS