Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 273 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



В ЕГИПТЕ НЕСПОКОЙНО

Печать

Ахмед Фаузи САЛЕМ

 

kopt tavardosРелигиозный раскол в египетской церкви. Чем он завершится?

 

Уже неделя прошла с момента убийства отца Епифания, епископа и игумена монастыря Святого Макария (Анба Макар) в Египте, однако обстоятельства произошедшего до сих пор остаются в тайне, несмотря на десятки сообщений в СМИ и заявлений со стороны Церкви. Убийство настоятеля монастыря в собственной келье заставляет нас обратиться к давнему конфликту между школой Матты Аль-Мескина (Матфея Бедняка), к которой принадлежал епископ Епифаний, и школой Папы Шенуды III. Этот конфликт начался около 50 лет назад и накалился до такой степени, что обрёл характер идеологической борьбы на высшем уровне внутри Церкви.

 «Епископ Епифаний ушёл от нас при загадочных обстоятельствах», — так Коптская церковь описала произошедшее событие, которое взбудоражило египетскую общественность и, возможно, весь мир в последние несколько дней, и несмотря на продолжающееся расследование, которое до сих пор не дало результатов, призвало все заинтересованные стороны изучить ситуацию вокруг этого монастыря и раскрыть подробности его конфликта с Церковью и восстания против неё вследствие разногласий по многим вопросам, составляющим основу христианской религии.

 

Как начался конфликт между Шенудой и Матты Аль-Мескином?

Конфликт между Шенудой и школой Аль-Мескина начался из-за критики и сомнений касательно достоверности некоторых частей Евангелия от Марка и роли праведных дел в получении дара спасения. Кроме того, школа критиковала некоторые отрывки, содержащиеся в Евангелии от Матфея, а также концепцию единства с другими религиозными общинами, равно как и способы, используемые для достижения этого единства. Все это составляет корень конфликта между двумя школами, одна из которых создала свой оплот в монастыре Святого Макария, где был убит настоятель Епифаний.

Религиозные догмы, исповедуемые школой Матты Аль-Мескина, связаны с древним наследием переведенных с английского историй из жития святых в период раннего христианства. Ее последователи не следуют буквальному прочтению религиозных текстов, как это делают сторонники другой школы, которую возглавлял Папа Шенуда и его преемник, прежде чем стать во главе Церкви. Последние цепляются за традиционные устои Церкви, в которой воспитывались, и рассматривают все остальное как отступление от истинного пути.

Конфликт продолжался в латентной форме, и сегодня позиции сторон препятствуют его завершению. Когда Шенуда возглавил Коптскую церковь, сразу после своей интронизации он запретил изучение идей и работ Матты Аль-Мескина, который оставался в изоляции вследствие этих решений вплоть до своей смерти в 2006 году. Однако его сторонники из числа монахов монастыря Святого Макария не спешат заявить о своём поражении, и до сих пор привержены его идеям, как если бы он был все ещё жив. Об этом явлении говорил покойный Папа в своей знаменитой проповеди. Он сказал, что эти монахи преданны покойному настоятелю и не подчиняются ни Папе, ни священному Синоду, ни епископам.

Все без исключения знают, что конфликт между Маттой Аль-Мескином, Папой Шенудой и его школой не был предан забвению, после того как соперник Шенуды взял на себя управление церковными делами вследствие большого столкновения, которое произошло между президентом Анваром Садатом и покойным Папой. Конфликт продолжался почти восемь лет, начиная с событий в 1972 году и заканчивая выступлением Папы против Кемп-Дэвидского соглашения.

Во время знаменитых арестов в 1981 году Садат не забыл Шенуду и приказал немедленно поместить его под домашний арест, в котором патриарх находился в период с 1981 по 1985 годы, пока не был выпущен на свободу бывшим президентом Египта Хосни Мубараком в очевидной попытке получить поддержку последователей Коптской церкви, большинство которых проявили солидарность по отношению к Шенуде в его выступлениях против Садата.

Шенуда вернул себе положение в Церкви и не забыл, из-за чего коптская община оказалась под ударом и что стало причиной окончательного разрыва с Аль-Мескином, который оставался в изоляции вплоть до своей смерти в 2006 году. Несмотря на все это Шенуда всегда стремился восхвалить Матту Аль-Мескина и считал его праведным монахом, который не осознавал опасность ошибочных богословских утверждений. Однако битва между учениками той и другой школ не завершилась. Так, последователи Шенуды обвинили Аль-Мескина в ереси. Дело дошло до того, что они обвинили его в подстрекательстве президента Садата против Папы и самой Церкви.

 

Меры и контрмеры

В свою очередь ученики отца Матты Аль-Мескина всегда боролись за то, чтобы защитить честь своего наставника, и предпринимали ответные действия. Их целью был сам глава Церкви — Папа Шенуда, которого они обвинили в дискриминации всех, кто с ним не согласен. Они превратили спор в теологический конфликт, и использовали все своё культурное оружие и изобретательность в прочтении коптских религиозных текстов на языках оригинала в отличие от Шенуды и его сторонников, которые могут читать их только в переводе на другие языки.

С 1985 года Аль-Мескин, который умел вести борьбу с умом и прекрасно понимал, что вступит в войну на выживание, целью которой станет его жизнь, укрылся в монастыре Святого Макария, где начал свою работу. Его целью было добиться интеллектуальной и административной независимости монастыря от Коптской церкви, в чем он добился больших успехов. В последующие годы война приобрела теологический характер: появились десятки книг, написанных представителями двух школ на всех уровнях, проповеди и заявления для средств массовой информации, будь то внутри или за пределами Египта, включая выступления на христианских каналах, которые превращались в дебаты и взаимные обвинения в искажении религии.

На протяжении всей жизни отца Матты Аль-Мескина монастырь Святого Макария оставался источником оппозиции, и после его смерти Церковь приняла ряд мер, чтобы положить конец восстанию монахов этого монастыря. Она приложила большие усилия для того, чтобы вернуть монастырь в лоно Коптской церкви и тем самым покончить с этой ненормальной, по её мнению, ситуацией. Церковь прибегла к силе и угрозам отстранения всех, кто не следует новым инструкциям, поставив их перед выбором между полным повиновением Папе Шенуде или отставкой.

В 2009 году в монастыре Святого Макария впервые повесили изображение покойного Папы. До этого момента отец Матта Аль-Мескин запрещал это делать и действовал очень умно, заявляя, что портрет не повесят, пока не будет доказано, что он нанёс удар изнутри по Коптской церкви в целях становления во главе коптской общины. Вместо портрета Папы он повесил изображение Христа, который согласно религии является великим епископом и главой Церкви.

 

Илл: Глава Коптской православной церкви Александрийский папа и патриарх святейший Тавадрос  (Феодор) II © AP Photo, Nariman El-Mofty

 

Источник

 

Справка RP: епископ Епифаний, настоятель коптского монастыря Анба Макар в Бехеире, к северо-западу от Каира, 29 июля 2018 был обнаружен в этом монастыре мертвым. По сообщению служб безопасности, причиной смерти священнослужителя стали тяжелые травмы головы и спины.

Согласно данным христианской организации «Open Doors», в 2017 в Египте, где проживает около половины всех христиан Ближнего Востока, за веру погибли 128 христиан, более 200 были изгнаны из своих домов.

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100