Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 506 гостей и 4 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



"РУССКИЕ РОТШИЛЬДЫ"

Печать

Михаил КИЗИЛОВ

 

stary veryЕвреи и старообрядцы: Что между ними общего

 

Белые евреи

На наш взгляд, особенно примечательным является тот факт, что на территории Латгалии (современная Латвия), начиная с довоенного периода старообрядцев часто называли белыми жидами, или белыми евреями. О причинах появления подобного экзоэтнонима источники обычно говорили, что старообрядцы похожи на евреев своей «упертостью», замкнутостью и истовостью в вере. Один из них, например, утверждал: «Староверы — это белые евреи, а те евреи — чёрные…» Другой полагал, что ортодоксальные евреи — это как староверы у русских. Подобного рода суждения можно встретить на территории Латгалии крайне часто. Вспомним также о том, что зажиточных старообрядческих купцов часто называли русскими Ротшильдами.
В городе Оргееве (Молдова) при опросе респонденты евреи и неевреи высказывали мнение, что ближе всех к евреям стоят именно старообрядцы-липоване. В Латгалии также считали, что евреи похожи на старообрядцев своей общинной сплочённостью.

 

Пищевые запреты

Старообрядцев и евреев действительно объединяют строгие гастрономические ограничения. В регионах, где отсутствует мусульманское население, евреи и старообрядцы оказываются единственными этносами, у которых имеются пищевые табу. Тем не менее запреты старообрядцев и еврейский кашрут (свод законов о допустимой и запретной пище) носят достаточно разный характер. Если у евреев пищевые ограничения базируются на 11-й главе библейской книги Левит, а также на-положениях Талмуда, то у старообрядцев они основаны преимущественно на так называемой народной Библии, а также на представлениях, не опирающихся на библейские предписания (например, кролика нельзя есть, потому что он рождается слепым). В отличие от евреев старообрядцы могут есть свинину, но у них также полностью отсутствует разделение на мясное и молочное, что является одним из основных принципов кашрута. Впрочем, отчасти верно и утверждение Ильи Магина, писавшего, что запреты старообрядцев и кашрут восходят «к тому же ветхозаветному источнику — 11 главе книги Левит». Часть пищевых табу старообрядцев действительно обусловлена тем же критерием, что и у евреев: разделённость или неразделённость копыта. Именно признак нераздвоенности копыта лежит в основе запрета на поедание конины как у старообрядцев, так и у евреев. Маца как обрядовая еда также часто сравнивалась с куличами у старообрядцев.
Сами старообрядцы крайне любопытно объясняли причину, по которой им можно есть свинину, а евреям нельзя: «…Свинья закопала Христа, да, значит, зарыла, чтобы спрятать его так, по сказкам, поэтому они (евреи, — прим. М.К.) считали, что грех есть эту свинью», которая спасла Христа.
В городе Балта (Украина) местные старообрядцы рассказывали о том, что раньше хлеб никогда не покупали в магазине, а только у еврея-пекаря, так как «у него чисто». По мнению В. Дым-шица, «бессарабские липоване с охотой и без подсказки сравнивали свои дие-тарные запреты с кашрутом. Сама идея «кошерного» и «трефного» явно делала для них евреев более симпатичными и понятными».

 

Язык

Проживающие рядом этнические группы, говорящие на разных языках, всегда так или иначе начинают понимать язык соседей, а также заимствуют их отдельные словечки и выражения. Не являются исключением в данном случае и евреи-ашкеназы, говорившие на идиш, и старообрядцы.
На территории Литвы в литовский язык и говоры местных старообрядцев проникли такие слова ивритского происхождения, как бахур (bachuras, bakuras — парень) и хебра (chebra — компания). Кроме того, заимствованием из языка евреев следует также объяснить старообрядческое слово «школа» в значении «синагога». У семейских староверов Верхнеудинска «т зафиксировано любопытное слово «шабашники» в значении «выходные, нерабочие дни». Здесь также прослеживается влияние еврейского слова «шаббат/шабес» (выходной день с вечера пятницы до вечера субботы), редуцированного до слова «шабаш» с добавлением суффикса — ник.
Более того, по мнению одного из латгальских респондентов, как и у евреев, говоривших на идиш, у староверов был свой язык для молитвы, который «понять нельзя». В данном случае роль церковнославянского как языка литургии сравнивается с ролью идиша у евреев (хотя теоретически церковнославянский следовало бы сравнить с ивритом (древнееврейским) — языком еврейской религии). В некоторых регионах старообрядцы перенимали у евреев идиш в качестве разговорного. Об этом, в частности, писал В. Дымшиц, проводивший исследования в городе Оргееве.

 

Традиционная одежда внешний вид

И тем и другим предписывалось носить отличительную одежду или отличительные знаки.
В художественной литературе XIX века упомянуты сразу несколько отличительных знаков на одежде старообрядцев. К примеру, К.П. Масальский в романе «Чёрный ящик» (1833) писал: «Карп Силыч, по примеру отца держась раскола, носил платье, предписанное указом для раскольников. На нём был длиннополый суконный кафтан, весьма низко подпоясанный, с четвероугольником из красного сукна, нашитом на спине. В руках держал он с жёлтым козырьком картуз, который было предписано носить задом наперёд». Специфическая одежда была и у евреев: они носили на голове шапки-ермолки, или так называемые крымки, и тёмные длиннополые кафтаны, подпоясанные кушаком. В какой-то момент евреи заменили ермолки на картузы с козырьком, напоминающие старообрядческие. Особенно примечательно, что верующим старообрядцам и евреям запрещалось брить бороды: по этой причине многие внешние наблюдатели путали одних с другими.

Репрессии со стороны властей

И евреев, и старообрядцев объединял также статус преследуемого меньшинства: евреи были религиозным и этническим, а старообрядцы — этноконфессиональным меньшинством страны. Обе группы подвергались похожим гонениям — и в Российской империи, и в СССР. Евреям предписывалось жить в черте осёдлости, а отдельным группам старообрядцев — в удалённых регионах России. Тем не менее ничего похожего на черту осёдлости у старообрядцев не было, и в XIX-XX веках они свободно расселялись по всей территории России и СССР. Обе группы облагались правительством двойным налогом. Существовал также запрет на карьерный рост: евреям и старообрядцам не разрешалось занимать государственные и административные должности и иметь высокие военные чины. Чтобы избежать преследований, евреи и старообрядцы покидали пределы России и бывшего СССР. И те и другие рассеянны по миру и живут отдельными общинами: небольшие группы евреев и старообрядцев можно найти практически во всех странах — от России до Южной Америки и Африки.

 

Обвинения в ритуалах с использованием христианской крови

Интересно, что отдельные антисемитские авторы упоминали о том, что старообрядцы, равно как и евреи, осуществляли ритуальные убийства детей: «Наши раскольники, толка детогубцев, делали то же, но пили порошок не сами, а опаивали им других для привлечения посредством чар сих к своему братству». Обвиняли в этом старообрядцев и отдельные представители господствующей православной церкви XIX века. Не стоит даже и говорить об абсурдности подобных обвинений.

 

Законы ритуальной чистоты (нечистоты)

Можно сравнить такие моменты, как использование отдельной посуды («поганая кружка») для чужаков у старообрядцев и ритуально чистой посуды (только для мясных и только для молочных продуктов) у евреев. Схожи и методы очищения ритуально загрязнённой посуды: у старообрядцев южной России и Сибири практиковалось прокаливание, что напоминает процедуру кэширования у евреев. У беспоповцев также существовал запрет на совместную трапезу с еретиками и иноверцами, которая воспринималась как «мирщение».
Подводя итоги, отметим, что у евреев и старообрядцев было много общего: статус преследуемого меньшинства, резко отличающийся от этнических соседей внешний облик и одежда, наличие законов ритуальной чистоты и нечистоты и многое другое. В результате в зонах компактного проживания евреев и старообрядцев между этими двумя группами сложились дружественные отношения, резко диссонирующие с враждебным отношением к евреям со стороны большинства православных верующих, прихожан господствующей церкви.

 

Источник.

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100