Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 780 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



СИНОД, КОТОРЫЙ УДИВИЛ

Печать

 

rpc sin14051814 мая 2018 года в Санкт-Петербурге состоялось заседание Священного Синода Русской православной церкви. Обычное дело, казалось бы, но решения, которые были там приняты, могут стать историческими для церкви. Своим первым впечатлением делятся редакторы «Стола»

 

Олег ГЛАГОЛЕВ: Молния! Синод постановил, что акафисты (длинные хвалебно-благодарственные молебные стихословия) требуется регламентировать и хотя бы убрать из суточного круга. Что хорошего? Что в храме должно стать меньше невнятицы и псевдомолитвенной магии. Пока они звучат как мантры, длинные, плющом цепляющиеся ко всякому богослужению в начале и в конце. Как, например, один из популярных акафистов – иконе Богородицы «Неупиваемая Чаша», который почему-то более всего связывают с сильной магической защитой от алкогольной зависимости. Вряд ли это что-то изменит, но отрадно, что в Синоде есть тревога от загромождённости богослужебной жизни.

О другой синодальной тревоге – миссионерской – гласит ещё один пункт постановлений: «утвердили Концепцию деятельности епархиального миссионерского отдела». На первый взгляд, довольно беспомощную. На второй – её хочется обсуждать. Поговорить о просочившемся туда страхе сектантства и о необходимости миссии среди самих православных, не знающих своей веры.

Но самое интересное, как всегда, – рокировки на епископских кафедрах.

Вместо преставившегося одного из достойнейших и старейших архиереев РПЦ – митрополита Таллиннского Корнилия – представлены два претендента: архиепископ Верейский Евгений, ректор Московской духовной академии, и епископ Нарвский и Причудский Лазарь, временно управляющий Эстонской православной церковью МП.

В Нижнем Тагиле правящим архиереем стал епископ Евгений (Кульберг), викарий Екатеринбургской епархии. Владыка Евгений – представитель правых фундаменталистских кругов, духовное чадо о. Александра Шаргунова. В 2003 году, ещё будучи мирянином Алексеем, он попал в ленты новостей как человек, громивший выставку «Осторожно, религия».

Нижнетагильский епископ Иннокентий, бывший архитектор, займёт  (я бы сказал – украсит) кафедру Александровскую и Юрьев-Польскую вместо ушедшего на покой архиепископа Евстафия. Епископство Евстафия, когда он ещё был Читинским, в свою очередь, тоже отмечено одной провластной неловкостью: он запретил в служении о. Сергия Таратухина за признание Михаила Ходорковского политзаключенным.

Единственным назначением, не вписывающимся в главное правило патриархийной арифметики «от перестановки сумма не меняется», стало назначение на одну из старейших кафедр – Псковскую. Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий отправлен наконец на покой.

В историю РПЦ он если и войдёт, то, скорее всего, как гонитель исповедника веры протоиерея Павла Адельгейма и известного иконописца Зинона (Теодора). А вот место его занял «исторический» епископ, один из ведущих представителей фундаменталистского крыла РПЦ Тихон (Шевкунов), чью трактовку истории России – выставку «Россия – моя история» – российские историки назвали «пропагандистской игрушкой». Епископа Тихона (Шевкунова) называют «духовником президента». Кто у кого духовник, конечно, неизвестно. Но в глазах многих епископ Тихон – любимец власти, самый могущественный и состоятельный иерарх РПЦ, имеющий в своих руках старинный Сретенский монастырь в центре Москвы, где он в рекордные сроки построил огромный собор. Чтобы стать патриархом, по законам нашей церкви, епископ должен не менее 5 лет управлять епархией. До вчерашнего дня епископ Тихон был викарным, то есть епископом без епархии, и кто-то это его назначение сочтёт финишной прямой преданного ставленника государственной власти на патриарший престол. При нынешней неуёмной и неразумной тяге российской власти возглавлять и контролировать всё – это не кажется совсем уж фантастической идеей.

 

Андрей ВАСЕНЕВ: О! Это была жаркая встреча со значительными последствиями. Такая фасовка епископов с размаха попадает в тренд майских указов президента. Недаром новость о назначении епископа Тихона (Шевкунова) на митрополичью кафедру во Псков попала во все таблоиды. Новостники дрались за мгновения, чтобы написать об этом первыми. Правмир оказался самым проворным, он на несколько минут обогнал Интерфакс. Но первый слив пошёл из надёжного источника – Facebook Владимира Легойды, председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ.

Из одного угла несётся: «Аксиос!», – то есть “Достоин!”, из другого раздаётся слабое: «Ой, мамочки, что будет-то?!».

Всё будет хорошо, если каждый займётся своим делом. А тут простой расклад по партитуре. Прыгнуть из викарного епископа Москвы в митрополита Псковского – это, безусловно, повышение. Но одновременно уехать епископу Тихону из столицы, ослабить здесь своё влияние – это большой риск. Чем же он оправдан? Да только лишь тем, что теперь можно будет, пленив в очередной раз сердца многочисленных читателей «Несвятых святых», показать свою любовь к родным пенатам юности, вернуться в Псковские Печоры, в монастырь старца Иоанна Крестьянкина, откуда и начиналась карьера владыки Тихона. Эта епархия при прошлом её правителе Евсевии сильно «отморозилась», так что энергии и талантам нового молодого предприимчивого епископа будет где развернуться. Превратив Псковскую митрополию в рай для православных туристов, написав об этом книгу и сняв фильм, лет через пять у он будет иметь не только бриллиантовую репутацию, но и билет на патриарший трон по формальному признаку – это пять лет служения на митрополичьей кафедре. Вот тогда и… поговорим.

А пока надо срочно решать вопросы. Дела, дела… На кого оставить Сретенский монастырь и кузницу кадров – Сретенскую семинарию? Ведь когда-то это было как раз подворье Печорского монастыря. Кого поставить на место епископа Тихона в Москве? Как разрешится интрига с другими перестановками, выстраиванием защиты от этого сильного конкурента? Председатель Учебного комитета, ректор Московской духовной академии (кузницы кадров № 2) владыка Евгений Верейский вот-вот улетит от нас в  Эстонию по адресу Pikk 64-4, 10133 Tallinn, где сейчас вакантна кафедра Эстонского экзарха. Кто же займёт его место? И как разрешится вопрос с тремя основными фигурами? Ведь, по слухам, на место управления второй по мощи епархии должен переехать ныне Санкт-Петербурский митрополит Варсонофий, а на его место в Питере поставят известного владыку Илариона (Алфеева). Всё это – тайны патриаршего двора и «третьего отделения» полиции.

 

Источник

 

Комментарий RP: представляется  бесспорным, что сегодня любые церковные решения Московского патриархата являются для него историческими. При перспективе неизбежности  разрешения внутрицерковного и церковно-общественного кризиса в той или иной форме, каждый акт религиозной корпорации способен принципиально менять направление того или иного вектора ее дальнейшего развития. При этом кадровые перестановки, новые декларации канонического характера или тенденции в процессе межцерковного и межрелигиозного общения выглядят равнозначными. 

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100