Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 635 гостей и 3 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



"ПРАВО-СЛАВИЕ ЯЗЫКОВ"

Печать

 

uglanov VEDAВ последние годы тема русского язычества становится все более популярной. Интерес к исконным верованиям народов, населявших Россию растет в противовес мифологизированию древней и новой истории Руси. В особенности заметно это на примере интереса к культурообразоующим религиозным традициям, где православными и правоверными зачастую именуют себя последователи не только авраамических религий но и изначального для страны язычества. Ширятся ряды «родноверов», «славяно-ариев», «родичей» и других неоязыческих течений. Между тем ещё до середины прошлого века спор о русском язычестве вёлся только в научных кругах, что нетрудно объяснить как симбиозом клерикальных структур со светской властью, так и формируемой в процессе сотрудничества церкви и государства идеологии.

 

 

  • В каких богов до принятия христианства верили россияне? Что такое язычество?

Слово «язычество» происходит от славянского слова «языцы», то есть «народы», не принявшие христианство. Также оно в исторических летописях обозначает «поклоняющийся многим богам (идолам), идолопоклонник».

Само слово «язычество» — калька с греческого ethnikos (языческий), от thnos (народ). От этого же греческого корня народ называется этносом, и образовано название науки — этнография, которая изучает материальную и духовную культуру народов. При переводе Библии переводчики переводили словом «язычник» еврейские термины «гой» (нееврей) и подобные им. Затем словом «язычник» первые христиане стали обозначать представителей всех не-аврамических религий.

То, что эти религии были, как правило, политеистическими, повлияло на то, что язычеством в широком смысле стали называть многобожие как таковое.

 

Трудности

Научных исследований по русскому язычеству вплоть до последней трети XX века было очень мало.

В 1902-1934 годах чешский филолог Любор Нидерле опубликовал свой знаменитый труд «Славянские древности». В 1914 году была издана книга историка-масона Евгения Аничкова «Язычество и Древняя Русь». В начале XX века исследовал русское язычество и филолог финского происхождения Вильо Петрович Мансикка («Религия восточных славян»).

После Первой мировой войны интерес к славянскому язычеству спал и пробудился вновь уже во второй половине XX века.

В 1974 году вышел труд Владимира Топорова и Вячеслава Иванова «Исследования в области славянских древностей». В 1981 году — книга археолога Бориса Рыбакова «Язычество древних славян». В 1982 году — нашумевшая работа филолога Бориса Успенского о древнем культе Николая Мирликийского.

Если мы зайдём сейчас в любой книжный магазин, то увидим на полках сотни книг по русскому язычеству. О нём пишут все, кому не лень (даже сатирики). Тематика очень популярна, однако «выловить» в этом океане макулатуры что-нибудь научное крайне непросто.

Представления о русском язычестве до сих пор обрывочны. Что мы знаем о нём?

Русское язычество было политеистической религией. Это доказано. Верховным богом был Перун, что сразу ставит язычество славян в ряд религий с богом-громовержцем во главе пантеона (вспомните Древнюю Грецию, Древний Рим, индуизм).

Представление о главных языческих богах даёт нам так называемый Владимирский пантеон, составленный в 980 году.

В «Лаврентьевской летописи» читаем: «И нача кня-жити Володи мерь въ Киеве единъ, и постави кумиры на холму вне двора тсремнаго. Перуна древяна, а главу его сребрену, а оцсъ златъ, и Хърса Дажьба, и Стриба, и Симаръгла, и Мокошь [и] ж ряху имь наричющея б[ог]ы… и жряху бесомь».

Идёт прямое перечисление богов Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Симаргл и Мокошь.

 

Хорс

Хорс и Даждьбог считались богами солнца. Если Даждьбога признавали славянским богом солнца, то Хорса считали богом солнца южных племён, в частности торков, где ещё в X веке было сильным скифско-аланское влияние.

Имя Хорса выводится из персидского языка, где корш (коршид) обозначает «солнце».

Однако олицетворение Хорса с солнцем было оспорено некоторыми учёными. Так, Евгений Аничков писал о том, что Хоре не бог солнца, а бог месяца, луны.

Этот вывод он сделал на основании текста «Слово о полку Игореве», где упоминается величественное языческое божество, которому Всеслав Полоцкий путь перебегал: «Всеслав-князь людям суд правил, князьям города рядил, а сам ночью волком рыскал: из Киева дорыскивал до петухов Тмутаракани, великому Хорсу волком путь перерыскивал».

Ясно, что Всеслав перебегал путь Хорсу ночью. Великим Хорсом, по мнению Аничкова, было не солнце, а месяц, которому также поклонялись восточные славяне. 

 

Даждьбог

Споров относительно солярной природы Даждьбога не возникает. Его имя происходит от слова «даждъ» — дать, то есть дай-бог, дающий бог, буквально: дающий жизнь.

По древнерусским памятникам, солнце и Даждьбог — синонимы. Солнцем называет Даждьбога в 1114 году Ипатьевская летопись: «Солнце же царь, сын Сварога, он же Даждьбог». В уже упомнятом «Слове о полку Игореве» русский народ назван даждьбожьими внуками.

 

Стрибог

Ещё один бог из Владимирского пантеона — Стрибог. Он обычно считается богом ветров, однако в «Слове о полку Игореве» читаем: «Вот ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоря».

Это позволяет говорить о Стрибоге как о боге войны. Первая часть имени этого божества «стри» происходит от древнего «стрити» — уничтожать. Отсюда Стрибог — уничтожитель добра, бог уничтожающий, или бог войны. Таким образом, Стрибог — уничтожающее начало в противовес доброму Даждьбогу. Другое название Стрибога у славян — Позвизд.

 

Симаргл

Среди перечисленных в летописи богов, идолы которых стояли на Старокиевской горе, не совсем ясна сущность Симаргла.

Некоторые исследователи сопоставляют Симаргла с иранским божеством Симургом (Сенмурв), священным крылатым псом, хранителем растений. По предположению Бориса Рыбакова, Симаргл на Руси в ХП-ХШ веках был заменён богом Переплутом, имевшим то же значение, что и Симаргл. Очевидно, Симаргл был божеством какого-то племени, подвластного великому киевскому князю Владимиру.

 

Макошь

Единственная женщина во Владимирском пантеоне — Макошь. Она, по разным источникам, почиталась как богиня воды (имя Макошь связывают с общеславянским словом «мокнуть»), как богиня плодородия, рождаемости.

В более бытовом смысле Макошь также была богиней овцеводства, ткачества и женского хозяйства.

Макошь ещё долго почитали после 988 года. На это указывает хотя бы один из вопросников XVI века. Церковник на исповеди обязан был спрашивать женщину: «Не ходила ли еси к Мокоше?». Богине Макоши (позже Параскеве Пятнице) приносились в жертву снопы льна и вышитые полотенца.

 

Велес

В книге Иванова и Топорова отношения Перуна и Белеса восходят к древнейшему индоевропейскому мифу о поединке бога грозы со змеем; в восточнославянской реализации этого мифа «поединок бога-громовержца с его противником происходит из-за обладания окотом».

Волос, или Белес выступает в русских летописях обычно как «скотий бог», как бог богатства и торговли. «Скот» — деньги, подать; «скотница» — казна, «скотник» — сборщик дани.

В Древней Руси, особенно на Севере, культ Волоса был весьма значимым. В Новгороде память о языческом Волосе сохранилась в устойчивом наименовании Волосовой улицы.

Культ Велеса был и во Владимире на Клязьме. Здесь известен пригородный Николо-Волосов монастырь, построенный, по преданию, на месте капища Волоса. Существовало капище Волоса и в Киеве, внизу на Подоле у торговых пристаней Почайны.

Учёные Аничков и Лавров считали, что капище Волоса в Киеве находилось там, где останавливались ладьи новгородцев и кривичей. Поэтому можно считать Велеса или богом «более широкой части населения», или «богом новгородских словен».

 

Велесова книга

При разговоре о русском язычестве нужно всегда понимать, что эта система представлений реконструируется по данным языка, фольклора, обрядов и обычаев древних славян. Ключевое слово здесь — «реконструируется».

К сожалению, с середины прошлого века повышенный интерес к теме славянского язычества стал порождать как малодоказуемые околонаучные исследования, так и откровенные подделки

Самой известной мистификацией является так называемая Велесова книга.

По воспоминаниям сына учёного, в своём последнем выступлении на бюро отделения академик Борис Рыбаков сказал: «Перед исторической наукой стоят две к опасности. Велесова книга и Фоменко». И сел на своё место. В подлинность Велесовой книги до сих пор верит очень много людей. Это не удивительно: по ней история русичей начинается с IX века до н.э. От праотца Богумира. На Украине изучение Велесовой книги включено в школьную программу. Это, скажем мягко, поразительно, поскольку подлинность этого текста не признаётся академической общественностью.

Во-первых, множество ошибок и неточностей в общепринятой хронологии, во-вторых, несоответствие языка и графики заявленной эпохе. Наконец, просто отсутствует первоисточник (деревянные таблички).

По признанию серьёзных учёных, Велесова книга является мистификацией, созданной предположительно русским эмигрантом Юрием Миролюбовым, который в 1950 году в Сан-Франциско опубликовал её текст с так и не продемонстрированных им табличек.

Известный филолог Анатолий Алексеев выразил общую точку зрения науки, когда написал: «Вопрос о подлинности Велесовой книги решается просто и однозначно: это примитивная подделка. В защиту её подлинности нет ни одного аргумента, против её подлинности приведено множество аргументов».

Хотя, конечно, приятно бы было иметь «славянские Веды», но только подлинные, а не написанные фальсификаторами.

 

***

С возникновением новой религиозной идеологии предки, веками чтившие своих богов, не могли сразу позабыть о них. Поэтому многие из них просто формально заменены православными святыми.

 

Велес и святой Власий

Языческий бог Велес упоминается в летописях и как Волос. Видимо, именно благодаря созвучию имён с принятием христианства функции Велеса взял на себя православный святой Власий. Как известно, в древности Велес слыл покровителем домашних животных, то есть скота. После крещения Руси за здоровье скотины верующие стали молиться святому Власию. Ведь, согласно житию, Власий обладал способностью исцелять животных от всяческих недугов. К тому же этого святого почитают в тот же день, в который когда-то почитали и Белеса, — 11 февраля.

 

Перун и пророк Илья

Бог грома Перун «трансформировался» в пророка Илью. В старину, заслышав гром, наши предки говорили, что это Илья-пророк на своей колеснице по небу ездит. Согласно Библии, при жизни Илья с помощью молитв не раз вызывал засуху и дождь, а также «низводил огонь с небес». Во времена язычества 2 августа, когда теперь православные верующие почитают пророка Илью, назывался Перуновым днём.

 

Стрибог и Мирон Ветрогон

Стрибог — повелитель ветров и воздуха в целом — отмечал свой праздник в конце августа, тогда же почитают теперь и святителя Мирона, прозванного в народе Ветрогоном. Как ни странно, согласно поверьям, именно на Мирона наблюдается особенно ветреная погода. «Мироны-ветрогоны пыль по свету гонят, о красном лете стонут», — говорили наши предки.

 

Макошь и Параскева Пятница

Макошь — одна из немногих языческих богов в женском обличье, она оказывала особое покровительство женщинам, помогала им в хозяйстве и рукоделии, а также в семейной жизни. Со временем Макошь превратилась в святую Параскеву Пятницу (Льняницу), которая тоже считается женской заступницей и хранительницей домашнего очага. Однако женская половина населения Руси так не хотела расставаться с любимой богиней, что ещё несколько веков после принятия христианства ей поклонялись тайно и даже продолжали приносить жертвоприношения, бросая в колодец пряжу или нитки. В пятницу, в день почитания Макоши, а затем и Параскевы, хозяйки откладывали все домашние дела: не стирали, не шили и не пряли.

Главную богиню дохристианского пантеона называют по-разному - Мокушь, Мокошь, Макошь, Мокешь. Мокушь. Она была единственной женской богиней среди богов мужского пола на языческом капище, которое Великого Киевского князя Владимира — будущего крестителя Руси.

Имя богини, по мнению большинства учёных произошло от греческого слова mokos (прядение). Однако известный исследователь Фасмер заметил, что «мокушь» напоминает по своему звучанию глагол «мокнуть». Данная версия тоже имеет право на существование, так как Мокушь являлась богиней урожая, а урожай зачастую зависит именно от дождя. Также вода всегда олицетворяла собой материнство, а Мокушь заведовала и этой стороной человеческой жизни.

К тому же если само слово «макошь» («мокушь») разбить на две части, то значение каждой из них укажет на их общее значение. Получается: древнейшее слово «ма» — мать и слово «кош» — жребий или судьба. Отсюда следует, что Мокушь является «матерью судьбы», то есть она вправе решать, что именно человека ожидает в тот или иной период времени.

Однако словом «кош» называли также и корзину для зерна, амбар и даже телегу для сена, то есть вещи, связанные с сельским хозяйством.

Макошь, как правило, изображали в образе женщины средних лет с длинными руками. В них она держала веретено или рог изобилия. Иногда на голове Макоши красовались кичка — головной убор с рогами.

На вышивках и в скульптуре Макошь могла изображаться в виде высокой фигуры с большой головой (иногда коровьей), стоящей между двумя силуэтами рожениц в облике лосих.

Если судить по фольклорным источникам, Макошь  могла обернуться страшной горбуньей на гусиных лапах или лохматой кикиморой. Иногда она и вовсе становилась невидимой, помогая хозяйке по дому.

Любимым животным Макоши была кошка. Во-первых, потому, что кошку всегда пускали в дом, в отличие от собаки. Во-вторых, через кошку Макошь могла предупредить женщину об опасности или прийти ей на помощь.

Служили Макоше пауки. Потому как они занимались тем же делом, что и сама богиня: пряли и ткали.

Статуэтки Макоши (или кумиры) изготавливали только из «женских» древесных пород — осины или липы.

В первую очередь Макушь являлась покровительницей домашнего хозяйства, а именно женского рукоделия — прядения и ткачества. Она заведовала женским плодородием, урожаем, а также домом и достатком в ём. Жёны, матери да и просто хозяйки просили помощи и защиты у Макоши. Её так и называли — бабья заступница.

Однако главенствующую роль Макошь играла в людских жизнях, являясь старшей из богинь, прядущих судьбу. Нитями она связывала каждого человека его добрыми и злыми поступками. Так рождалось своеобразное кружево человеческой жизни. В зависимости от того, сколько в кружеве зла, а сколько добра, Макошь решала его судьбу. В работе богине помогали сёстры Доля и Недоля, Среча и Несреча. Каждая из них, в какой-то момент дотрагиваясь до нитей или чаги материи, и делали человека в тот или иной период его жизни счастливым или несчастным, бедным или богатым, удачливым или неудачником. Макошь знала всё как о настоящей жизни человека, так и о его прошлых и будущих перевоплощениях.

Также Макошь была богиней магии и волшебства. Гадания и колдовство совершались только под её руководством. Она же стояла на пороге между миром живых и миром мёртвых.

В качестве жертвы для Макоши женщины бросали в колодцы пряжу, нитки или кудель. Этот обряд назывался «мокриды».

Излюбленным днём Макоши считалась пятница. В этот день недели нельзя было прясть, ткать или шить. Иначе богиня могла рассердиться и запутать пряжу или помешать дошить рубаху, а порой и явиться с исколотыми иглой руками.

 

Сварог и Кузьма и Демьян

Черты славянского бога-кузнеца Сварога переняли сразу два святых — Кузьма и Демьян. Имена братьев зачастую соединяли в одно — Кузьмадемьян. Этих святых считали своими покровителями все работники кузниц, которые почитали за грех трудиться 1 ноября — на Кузьмудемьяна. Кроме того, на Руси братья слыли и куриными покровителями. В деревнях в честь этих святых принято было разводить костры и сжигать петуха. Точно такой же обряд исполняли язычники, поклонявшиеся Сварогу.

 

Ярило и святой Юрий (Георгий)

Юрьев день отмечается 23 апреля, именно тс)гда, когда наши предки почитали бога Ярилу — бога солнца и весны. Кроме схожего звучания (-яр и -юр) у языческого божества и христианского святого есть ещё много общего. Например, оба они являются олицетворением победы: Ярило символизирует победу весны над зимой, а святой Георгий покровительствует воинам.

 

Неделька и святая Анастасия

Славянское божество с ласковым именем Неделька сменила христианская святая Анастасия. Свой праздник Неделька отмечала в воскресенье. Работать в этот день было запрещено, в противном случае Неделька могла каким-либо образом свести все труды на нет.

Примечательно, что имя Анастасия в переводе с греческого обозначает «воскресенье».

 

Прародитель всего

На верхней ступени иерархии славянской религиозной мифологии стоит бог Род. Все остальные боги являются всего лишь проявлениями Рода, ведь  это он  — отец всего сущего на земле.

Согласно славянской мифологии, вначале не было ничего, кроме хаоса. Затем посредством высших сил появилось так называемое Вселенское яйцо, из которого и родился главный бог Род. Именно Род разделил единый сгусток силы на тьму и свет, ночь и день. Из чёрных частиц Род создал тёмных богов, из белых — светлых. Светлые боги стали отвечать за созидание и обновление, а тёмные — за разрушение и уничтожение. Однако боги враждовали между собой, и Род расчленил мир на три части: Явь, Навь и Правь. В Яви жили боги стихий и обычные люди, в Нави — тёмные боги, а в Прави — светлые.

Для устранения беспорядков бог Род создал другого бога — кузнеца Сварога. Сварог сковал мир цепями, благодаря чему в мире воцарился порядок. От дыхания Рода появилась на свет и жена Сварога — Лада богиня гармонии, красоты и мудрости.

Кроме того, Род создал небо, землю, звёзды, луну, солнце, растения, животных и людей — словом, всё, что только есть вокруг нас. Недаром многие понятия, обозначающие окружающий нас мир, имеют один корень «род»: природа, родители, родина, народ, урожай.

 

Поклонение Роду

После того как Род создал мир, богов и людей, он ушёл на покой и растворился в окружающей атмосфере. Именно поэтому точного описания внешности Рода не существует. Иногда он изображался в образе седовласого старика, но этот образ, как считают специалисты, является всего лишь человеческим воплощением Рода на земле. Кроме того, бог Род спускался к простым смертным и в теле аиста. Вероятно, эта легенда и дала жизнь народному поверью, согласно которому аисты приносят в дом детей.

В честь главного славянского бога Рода не создавались идолы или специальные капитальные храмы. Молиться Роду можно было в любом месте, ведь он был вездесущ. Пиршество, посвящённое богу Роду, наши предки по традиции устраивали 31 декабря. В этот день дом украшали ветками хвойных деревьев и сладостями. Это праздник назывался Щедрец.

Устраивали гуляния в честь Рода и 8 сентября, когда собирали с полей последний в году урожай. В этот день славяне организовывали так называемые рожаничные трапезы и просили у Рода и его помощниц рожаниц защиты не для себя лично, а для всего народа в целом. На пиру угощались творогом, яйцами, сыром, олениной, овсяной кашей и ягодным вином. После водили хороводы вокруг самой старшей женщины в общине, держащей в руках хлеб.

Весенний праздник Рода приходился на 14 апреля. В этот день пели гимны в четь бога Рода, разжигали костры и прыгали через них, проходя тем самым обряд очищения, обновления, «рождения заново».

 

Культ Рода

Культ бога Рода на Руси был столь прочен, что христианству не сразу удалось его искоренить. Так, в тексте, датируемом XII веком, под названием «Слово Исайи Пророка» говорилось: «Откажитесь от идольских пиров Роду и рожаницам!». К тому же наши предки не называли себя рабами брга Рода, а считали себя его детьми, что также противоречило новому религиозному учению. В связи с тем, что, согласно язычеству, бог Род являлся родоначальником всего сущего на земле, боги и люди являлись прямыми родственниками. Трудности в искоренении язычества привели к тому, что христианству пришлось позаимствовать у идолопоклонников множество праздников и обрядов. По мнению российского учёного Капицы, образы Рода и рожаниц были вытеснены образом Богородицы. Поэтому теперь рожаничная трапеза больше известна как христианский праздник Собор Пресвятой Богородицы.

 

  • Мироустройство

Правью и Явью в древнеславянских верованиях назывались стороны бытия. Помимо них, существовало ещё и понятие Нави. Описание этих терминов можно найти в так называемой Велесовой книге, начертанной на дощечках. Этот документ был обнаружен белогвардейцем и российским живописцем Фёдором Изенбеком в одной из разграбленных во время революции усадеб князей Донских (в других источниках — Задонских).

Изенбек заинтересовался испещрёнными славянскими буквами дощечками и забрал их с собой в Брюссель, где поселился после 1917 года. Там документ увидел российский историк Юрий Миролюбов. Он долгое время изучал письмена, а через несколько лет опубликовал их с разрешения владельца. Несмотря на то, что многие современные учёные считают велесову книгу подделкой, она даёт богатый материал для описания некоторых древнеславянских понятий.

Сейчас человечество условно делит мир на реальный и загробный. В первом мы существуем, проживаем свою земную жизнь. Во второй отправляемся после смерти. То, что могло быть до рождения, обычно не оговаривается либо считается небытием. Реальный мир наполнен предметами и явлениями, которые можно потрогать, увидеть и вообще как-то ощутить органами чувств.

Всё, что касается загробного мира, окружено мифами и догадками. Атеисты вообще исключают возможность существования после смерти чего бы то ни было. Древним славянам, мироустройство казалось более сложным. Явь, Правь и Навь были для них такими же обыденными понятиями, как для нас — ветер или дождь.

 

Явь

Реальный мир предки-славяне называли Явью. Она включает всё, что происходит с человеком с момента рождения и до последнего предсмертного вздоха. Явь наполняют ощутимые вещи, явления и события, которые происходят с человеком при жизни. Отсюда возникли современные понятия «наяву», «явный».

 

Навь

По представлениям древних славян, человеческая жизнь не была «подвешена в пустоте». Она представлялась неким отрезком времени или сгустком жизни, погружённым в Навь. То, что было с душой до рождения, и то, что ожидает её по окончании земного пути, — всё это Навь. Мертвецов, неприкаянные души русалок и другую нечисть славяне также называли Навью, потому что всё это принадлежало к миру духов.

 

Правь

Законы мироздания, созданные верховным божеством из славянского пантеона Даждьбогом, именовали Правью. От этого слова образовались современные понятия «правильно», «право», «по праву», «по правилам». Считалось, что Правь управляет всеми явлениями в этом мире и одновременно является миром богов. Простым смертным не дано понять высшие законы Прави, но они интуитивно могут следовать им. Человека, почитающего богов и законы предков, после смерти ждёт награда. Его душа вознесётся в Правь и будет жить в мире богов.

 

Илл: Александр Угланов, "Веда"

 

Тайны религии

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100