Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 288 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



НРАВСТВЕННОСТЬ ПО ПРИКАЗУ

Печать

Мария ОРЛОВА

 

nravsДуховность и нравственность - приказом начальства

Написала духовно-нравственный обзор в послезавтрашний «Караван+я», что на самом деле может получиться из насаждения духовности и нравственности повелениями начальства.

 

Одна из самых обсуждаемых тем января 2018 года — принятая в Тверской области Стратегия духовно-нравственного воспитания детей на 10 лет. 24 января этот документ одобрило областное правительство.

Общественная реакция была, скорее, негативная. «Зачем?» — удивляются люди. «Чтобы молодежь нравственная росла», — убежденно отвечает власть в лице губернатора Тверской области Игоря Рудени, уполномоченной по правам ребенка Ларисы Мосолыгиной, и митрополита Тверского и Кашинского Виктора. Заместитель губернатора Андрей Белоцерковский подчеркнул, что «духовно-нравственное воспитание – это формирование системы ценностей, которая определяет в последующем все жизненные и прочие решения, определяет судьбу человека, а соответственно, региона, страны».

Удивительна чиновничья уверенность, что принимая такие документы, можно что-то исправить глубоко внутри человека! И ладно бы, все ограничилось мероприятиями внешкольными, такими, как «Уроки милосердия» для учеников младших классов, проект «Школа Рачинского» для студентов колледжей, летние детские и молодёжные палаточные лагеря, фестиваль «Кубок Святого князя Михаила Тверского», областной духовно-спортивный фестиваль, форум «Вера и Дело», фестиваль «Новолетие в Пречистом году». Или проектом «Нас пригласили во дворец», по которому всех школьников Тверской области водили на экскурсию в Тверской императорский Путевой дворец, открывшийся после ремонта. Это все дело добровольное, развивающее, и в любом случае, обогащающее впечатлениями на всю жизнь.

Хуже другое, духовно-нравственное воспитание планируется внедрить в качестве предмета в 50-ти школах Тверской области. В конце прошлого года в тверском ДК «Пролетарка» прошла презентация учебника, написанного некоей монахиней, и неким священником, кажется, из Екатеринбурга. На презентации присутствовали все те же: все три архиерея — тверской Виктор, ржевский Адриан, бежецкий Филарет, губернатор Тверской области Игорь Руденя и прочая духовная и нравственная общественность.

Уже сейчас родители начинают переживать, в ущерб чему будет введен новый предмет. А также, кто это будет преподавать? Замотанные жизнью учительницы, у которых у самих весьма размытые понятия о духовности и нравственности, в связи с тем, что сначала их воспитывали как советских пионерок, а потом они плавно превратились в постсоветских пенсионерок? Священникам в школу пока нельзя – у нас Церковь отделена от государства, и может, это к лучшему (ведущим специалистом по работе с детьми в Тверской епархии считается иеромонах Иаков (Степкин), фигурировавший некоторое время назад в деле о педофилии). Хотя тот же замгубернатора Андрей Белоцерковский уверен:

— Самым главным носителем, который хранил эти ценности (духовности и нравственности) в течение тысячи лет, является Русская православная церковь. Именно эти ценности обеспечили единство нашего государства и его возрождение на самых сложных поворотах истории.

Будут введены модули по духовно-нравственному воспитанию для студентов педагогических колледжей и педагогических специальностей в вузах. Ответственными за исполнение сделают Минобразования, Институт усовершенствования учителей, Комитет по делам молодёжи и Тверская митрополия Русской православной церкви.

 

«Черные миссионеры»

В общем, пропала нравственность и духовность. Представьте себя на месте учеников школ, попавших под раздачу. Они понимают, зачем им учить математику, физику, иностранные языки – это знания, которые пригодятся в будущем, которые нужны для поступления в вуз. А тут абстрактный предмет, который, мало того, что отнимает время у необходимых предметов, так еще и преподается на немыслимо далеком от мира подростков языке, скучными людьми, про морально-нравственные качества которых ребята заранее все знают.

Это спланированная акция по десакрализации, посеву отвращения к словам «нравственность» и «духовность». Знаете, есть в православии такое понятие – «черный миссионер». Человек, который, вроде бы, проповедует что-то хорошее, но с таким видом, что любой мыслящий слушатель решит: «Если он – за это, то я – против». А поскольку сдавать предмет надо, в школьнике вырабатывается самая печальная черта отечественной психики последних ста лет – двуличие, привычка говорить одно, а думать другое.

Все это уже было. И ни к чему хорошему не привело.

 

100-летие начала гонений на Церковь

Мы вступили в 2018 год, когда все – юбилейное и символическое. Сто лет страшным событиям красного террора и гонениям на Церковь являются поводом задуматься, что это было, из какого ада мы вышли. А так же о том, как бы в этот ад ненароком не вернуться.

В минувшее воскресенье, 4 февраля, Русская Православная Церковь отметила день новомучеников и исповедников, пострадавших в годину гонений на христианство в нашей стране. Этот день поминовения приурочен к дате одного из первых убийств большевиками православных иерархов, дню гибели Киевского митрополита Владимира. Ровно сто лет назад его расстреляли прямо в Киево-Печерской лавре. После архиереев расстреливали в алтаре, распинали на Царских вратах (как, например, Тихона, епископа Воронежского). Священников и мирян гибло без счету, причем убивали, ссылали, арестовывали с изощренной жестокостью.

И кто это делал? «Народ-богоносец», учившийся в церковницей-приходских школах, в обязательном порядке изучавший Закон Божий. Духовно-нравственное воспитание было тогда на гораздо более высоком уровне, нежели тот, что смогут обеспечить потерявшиеся в жизни учительницы из современной Тверской области. Но это не только не помогло, а наоборот, усугубило ситуацию. Кстати, среди самых отъявленных безбожников было много бывших семинаристов. В том числе, в Тбилисской духовной семинарии учился Иосиф Сталин, под руководством которого в 1920-30-х годах уничтожали православных всех званий, только за исповедание веры.

 

Почему в России не помнят подвиг мучеников за веру?

Я часто думаю, каково было верующим дореволюционной формации, привыкшим к комфорту и осознанию официальности, правильности своих взглядов, вдруг оказаться в положении гонимых преступников? В книге про священномученика митрополита Серафима (Звездинского) прочитала, как он году в 1916 говорил своим духовным дочерям: мол, Господь не дал нам стать такими, как мученики первых веков христианства — наш путь к спасению в смирении. И буквально через пару лет всем, и митрополиту, и этим девушкам из купеческих семей, пришлось стать мучениками еще похлеще, чем при римском императоре Диоклетиане.

Сейчас канонизация новомучеников приостановлена волевым решением патриарха Кирилла. Уж больно их много, и с каждым годом становится известно все больше и больше. Собственно, народ разделился на две половины — мучеников и мучителей.

Надо сказать, почитание новомучеников не очень прижилось в нашей заново сформировавшейся почти на пустом месте православной среде. Когда большая часть прихожан считает Сталина самым великим руководителем всех времен и народов, до того ли им, чтобы интересоваться судьбой последнего священника их храма перед закрытием оного в 1930-х годах?

И слишком они близко к нам. Обывателю православному надо красивую сказку, максимально непохожую на нынешнюю жизнь: вроде истории про льва и Макария Великого. Тут же — реальные люди, которых многие еще помнят. Скандал вокруг фильма «Матильда» показал, что представления о святости в постсоветском сознании какие-то странные. Даже намек, что святые имели обычную человеческую жизнь и слабости, свойственные людям, воспринимается как оскорбление, подрыв невеликой, видимо, веры.

Подвиг же новомучеников — свидетельство того, что святым может стать каждый из нас.

 

***

Никакое духовно-нравственное воспитание тут не поможет. Может быть, надо просто лучше изучать историю и литературу, учиться самостоятельно мыслить, делать выводы из ошибок прошлого? В таком случае, не нужно писать пустопорожние стратегии, отнимать учебное время у и без того загруженных школьников. Все это не более, чем сотрясание воздуха, обычная демагогия и фарисейство, то, с чем, напомним, боролся сам Христос.

 

Источник

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100