Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 254 гостей и 6 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



ТБИЛИСИ: НАЧАЛО ЛЕТА

Печать

 

tbilis un2Международная конференция по теме «Религия и наследие советского государства» в столице Грузии Тбилиси несмотря на широкий круг обсуждавшихся на ней вопросов, по времени была заметно компактной и длилась всего три неполных дня – со 2 по 4 число июня сего года.

 

Прибывших на форум ученых из разных стран Грузия встретила нестандартной для Европы, но привычной для самой Грузии погодой – теплом и светом, пришедшими, впрочем, после небольшого похолодания. Но это, казалось бы, стороннее для научного форума обстоятельство, сыграло свою роль. В чисто этическом и эмоциональном плане участники были настроены благожелательно не только друг к другу, невзирая на то, что среди них были и принципиальные оппоненты, но и к мелким шероховатостям, которые неизбежно возникают в наши дни при организации мероприятий подобного масштаба.

Конференция была структурирована по уже апробированной для такого рода встреч схеме. Официальные выступления организаторов и приветствия участникам пришлись на первое пленарное заседание, которое состоялось во второй половине дня 2 июня, закончившись несколькими часами для неформального общения. Но вначале с приветствиями выступили ректор Свободного университета Вахтанг Лежава, декан Школы права этого университета Натия Хантадзе и директор Международного центра исследования религии и права Брегг Г.Шарфс из Университета им. Бригама Янга (США).

Последний и предоставил слово двум основным докладчикам – президенту и основателю Кестонского института (Великобритания) с темой «Советское наследие при Горбачеве и после него», и экс-судье Конституционного суда Кетеван Еремадзе (Грузия) по теме «Свобода религии и вероисповедания в юриспруденции Конституционного суда Грузии».

Таким образом, основная работа форума проходила с утра до вечера  3 и 4 июня в формате тематических секций. Такая форма выступлений с докладами и обсуждений воспринимается наиболее оптимальной, хотя и имеет свои минусы, когда форум представляет немалый интерес. Дело в том, что при одновременной работе нескольких тематических секций, специалистам всегда приходится вставать перед непростым выбором, какой темой с ее обсуждением необходимо будет «пожертвовать» в пользу не менее интересной. Поэтому каждому отдельному участнику или приглашенному гостю здесь заведомо невозможно охватить весь спектр выступлений ученых – в данном случае в областях религиоведения и права, о чем затем приходится сожалеть. Тем не менее, уже по тому, что удается услышать и узнать на таких конференция, можно безошибочно судить о большем или меньшем эффекте таковых.

Так в случае тбилисского форума кроме его заявленной темы «религии и наследия бывшего государства», к которой, как ни странно, в самой России обращаются довольно редко, можно отметить, что подавляющим большинством участников поднимались весьма острые и злободневные вопросы. Это, например, доклады профессора, директора Центра изучения религий РГГУ Николая Шабурова «Особенности политики Российской Федерации в отношении религиозных меньшинств (на примере альтернативного православия, Церкви Саентологии и Свидетелей Иеговы); профессора кафедры психологии СПБГУ прот. Владимира Федорова «Религиозная толерантность и миротворчество Русской Православной Церкви в досоветской, советской и постсоветской России»; доктора юридических наук, адвоката СПЦ Анатолия Пчелинцева «Распространение религиозных убеждений и миссионерская деятельность: конфликт интересов»; доктора юридических наук, профессора НИУ ВШЭ Леонида Сюкияйнена «Правовые проблемы взаимодействия государства и ислама в современной России»; юриста СПЦ Станислава Кулова «Актуальные проблемы правоприменения законодательства о миссионерской деятельности в современной России»; эксперта ИАЦ «Сова» Ольги Сибиревой «Законодательство о религиозных организациях и положение религиозных меньшинств в России в 2000-х гг»; доктора философских наук, профессора РАНХиГС Вильяма Шмидта «Религия и ее определение как проблема этнокультурной устойчивости и вызов национальной безопасности»; доктора философских наук Екатерины Элбакян «Социальное самочувствие религиозных меньшинств в советском прошлом и российском настоящем»; кандидата философских наук, ведущего сотрудника ИЕ РАН Романа Лункина «Российское христианство и власть: политика ксенофобии и страх перед демократией»; кандидата филологических наук, редактора НГ-религии Андрея Мельникова «Фактор Сталина и сталинизма в деятельности современных религиозных организаций России»; доктора юридических наук, профессора Льва Симкина «Развитие правовой политики в сфере государственно-религиозных отношений: от свободы вероисповеданий без берегов к гибридному подходу»; доктора ист.н., к.филос.н., профессора Департамента истории и археологии ДФУ Светланы Дударенок «Религиоведческий аспект подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел»; члена Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Наталии Евдокимовой «Отношения между церковью и государством: внутренняя политика, отношения собственности, образование и культура»; доктора философских наук, профессора, депутата ВР Украины Виктора Еленского «Православные церкви и постсоветские государства и общества: перед лицом меняющихся реалий»; доктора философии Тартусского университета Мерилин Кивиорг «Колебания степеней религиозной толерантности – советское похмелье в странах Балтии»; доктора культурологии, кандидата филологических наук, профессора МГУ им.М.В Ломоносова Елены Волковой «Коммунистическое христианство в постсоветских литературе, культуре и искусстве», немедленной реакцией на который стало сверхэмоциональное выступление представителя Московского патриархата Вахтанга Кипшидзе, сменившего на посту ОВЦО РПЦ МП памятного протоиерея Чаплина.

Вероятно, одного этого, далеко не полного и выборочного перечня названий докладов, будет достаточно, чтобы оценить как разнообразие аспектов при подходе участников к теме, так и остроту дискуссий. Такие дискуссии возникали по окончании доброй половины выступлений в секциях, где, как уже упоминалось, и проходила основная часть работы Конференции. К сожалению, организаторы в силу объективных причин не в силах издать полностью материалы этого во многом эксклюзивного форума. Но, по мере возможности по предоставлении авторами соответствующих текстов, часть докладов и подготовленных по ним статей, все же публикуются и будут публиковаться далее в рубрике «Документы» на ресурсе «Центра религиоведческих исследований «ReligioPolis».

В плане упомянутой эксклюзивности Международной конференции «Религия и наследие советского государства», нельзя не отметить строгой фактологичности абсолютного большинства выступлений. Конечно, в этом отношении немалую роль играл такой фактор, как реальное отсутствие идеологической цензуры, что давало возможность, в частности, российским участникам чувствовать себя менее скованно, чем в своей стране. Традиция умолчания о реальных проблемах в разных сферах общественной и общекультурной жизни – в том числе, научной и религиозной, - делает сегодня организацию подобного рода мероприятий в самой России все более рискованной. Говорить о действительных проблемах и искать пути к их разрешению - это никак не укладывается в общеполитический тренд отвлечения от таких проблем с запугиванием населения мнимыми угрозами.

В этом отношении, встречу религиоведов и юристов из разных стран мира в Тбилиси можно считать базирующейся не на идеологических установках, введенных в отдельных государствах, а на действительном положении вещей в постсоветском пространстве в сфере взаимодействия религии и государства и действительных результатах такого взаимодействия.

Разумеется, при том что деструктивность наследия большевизма до настоящего времени в разной мере проявляется на всем пространстве постсоветской и постсоциалистической территорий, было бы откровенно недостойно стремиться нивелировать этот грустный факт, как делается это, например, в России с использованием апробированного десятилетиями метода пропаганды.  

В Тбилиси представителям российской делегации было возможно говорить об абсурдности восприятия в России религиозного миссионерства (Пчелинцев), о парадоксах толерантности и миротоворчества, о несовпадении религиозного законодательства с административной практикой властей (Кулов, Сибирева), о действующем поныне фактора сталинизма (Мельников), о калькировании клерикальной структурой большевистских методов и идеалов (Ситников), о синтезе коммунистической идеологии и христианской церковности в РПЦ (Волкова) и о многом еще, что в России сегодня очень не приветствуется обсуждать.

В частности, доклад филолога Елены Волковой, например, был основан на фактах использования религиозной символики в декларациях светского искусства и поп-культуры, в процессе общественного сопротивления клерикальному реваншизму в стране. Использование религиозной идеологии, предоставленной «титульной» церковью в качестве «скрепы» организаторам тоталитарного реванша, вмешательство той же церкви во все сферы светской жизни страны, включая общественную, культурную и политическую, не смотря на высокую степень общественной инфантильности, вызывают заметное отторжение. Наиболее откровенные проявления этого, как и во времена господства большевистской идеологии, наблюдаются в изобразительном искусстве (плакаты, карикатура, иллюстрации итп), в организации, зачастую, отчетливо эпатажных акций и флешмобов.

Анализ ученым этого нового для России явления в заметной степени возмутил представителя Московского патриархата В. Кипшидзе, который предпочел вместо признания существования и естественной для клерикального чиновника критики такого феномена, обрушиться на докладчика. Оставляя за пределами текста использованные им эпитеты, можно отметить разве что их странность в смысле неуместности для научного мероприятия, да и для приличного общества в целом. Однако всем понятная «служебная обязанность» в силу принадлежности выступившего к структурам клерикально-политической корпорации в России, была воспринята участниками и организаторами форума лишь как «запланированное недоразумение».

Немалая доля обсуждений проблем, поднятых выступавшими в докладах и выступлениях пришлась и на неофициальную часть международного форума. Это наблюдалось даже во время немногих, но весьма интересных прогулок по Старому Тбилиси, любезно организованных сотрудниками Свободного университета. Что, впрочем не помешало участникам конференции в эти немногие часы наслаждаться не только духом древнего города, но и настоящим южным летом, которого в июне этого года многие были лишены.

 

RP

 

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100