Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



РАЗНЫЕ ПРОСТРАНСТВА

Печать

Роман КОСАРЕВ

 

matild n2 bЧеловек, ступающий на путь священника, соглашается с рядом ограничений, которые всегда будут присутствовать в его жизни. Об этом заявил пресс-секретарь патриарха Московского и Всея Руси отец Александр. В беседе с телеканалом он выразил свою точку зрения на критику фильма «Матильда», подчеркнув, что церковь не должна давать оценку культурным произведениям, однако кинолента, по его мнению, может задеть за живое очень многих людей.

 

Спасибо огромное, что уделили нам время. Сразу же начнём с вашей цитаты: «Таинственная и загадочная история, в которой нет никаких тайн, загадок и проблем». Это относится к последней поездке президента Путина на Валаам. Почему она стала такой сенсационной?

Всё то, что попадает в объективы камер, к сожалению, нуждается в комментировании и объяснении. Хотя зачастую какие-то случайные кадры и секундные движения людей не заслуживают даже минимального внимания по сравнению с теми важными вещами, ради которых совершаются в том числе и такого рода поездки.

Президент приехал на Валаам с какими-то своими обстоятельствами. У него, разумеется, была часть публичной программы и часть закрытая, непубличная. Он, как и любой человек, имеет на это право. Тем более, что он приезжает на Валаам ежегодно. И помимо открытой части у него есть личная программа, где он пребывает на Валааме. И любой нормальный человек может дать ему право на частную жизнь. Эта история с красной коробкой тоже была частью того, что находилось за скобками публичности. В этой коробке находилась икона и эта икона затем, насколько я понимаю, предназначалась для личного пользования президента.

 

Мы не сможем узнать, что это за икона?

За подробностями стоит обращаться не ко мне, поскольку это не составляющая патриаршего пребывания на Валааме. Ещё раз повторю, что мы все должны деликатно и с пониманием подходить к каким-то составляющим непубличной жизни президента. Его публичность, понятное дело, зашкаливает. Иногда любому человеку нужно побыть одному и за пределами видимости телекамер. Давайте относиться с уважением к его частной жизни.

 

Президент оказывает много внимания Валааму. Другие известные личности посещают Валаам?

Действительно, президент каждый год посещает Валаамскую обитель, здесь он останавливается на несколько дней. Это правильная, хорошая традиция, сложившаяся за последние годы. Хочется надеяться, что эта традиция будет продолжена. Впрочем, глава государства посещает многие другие монастыри и храмы, и это является неотъемлемой составляющей его деятельности. Очень отрадно видеть, что здесь нет ненужного стеснения или неловкости. Тема, связанная с естественным присутствием православия как ключевой веры в нашей стране очень важна.

На Валаам, конечно, прибывают многие другие паломники и простые люди. Монастырь пользуется любовью со стороны многих известных людей. Монастырь на Валааме не ищет публичной славы, то как-то неловко называть какие-то имена. Монастырь известен своим гостеприимством, и им пользуются многие наши сограждане. 

 

Хотелось бы поговорить о списке профессий, которые несовместимы со службой священника. Почему возникла необходимость создавать этот список?

Возникла потребность кодифицировать, систематизировать всё то, что находится в различных канонах и установлениях церковных, и описывает возможность или невозможность по отношению к прямым обязанностям священнослужения. Например, это профессии врача, военного, профессии, которые могут быть связаны с убийством человека. Действительно, такого рода профессии несовместимы. Также с актёрским ремеслом и многие другие подобного рода вещи.

Сейчас это находится в стадии обсуждения. Это не то, что какие-то списки будут вывешены и прибиты на какую-то дверь. Сейчас в церкви на протяжении последних 7-8 лет лет происходит очень активная внутренняя дискуссия на очень широкий круг вопросов. Существует такой орган, как Межсоборное присутствие, который включает в себя мирян, духовенство со всей русской церкви, из всех стран, которые, собираясь вместе, обсуждают и богословские, и социальные, и медийные вопросы, которые существуют на повестке дня в церкви.

Сейчас много тем, на которые мы не можем дать исчерпывающего ответа, например тем, связанных с биоэтикой, отношением Церкви к экстракорпоральному оплодотворению, к эвтаназии, к различным вопросам, связанным с абортами. Очень много всего, на что нужно сейчас находить ответы церкви. Для этого существует Межсоборное присутствие, которое должно эти ответы формулировать. В том числе внутрецерковный вопрос, связанный с профессиями, тоже на Межсоборном присутствии рассматривался. Почему это вызвало такой ажиотаж — не знаю, но это скорее внутренний вопрос, который обязательно найдёт свой окончательный ответ.

 

Главное, что дискуссия идёт, и нет какого-то эффекта закрытых дверей.

Очень важно, что церковь в этом смысле открыта для диалога, для дискуссии. Не только для своих, но на прошлой неделе было заседание президиума Межсоборного присутствия, на котором Патриарх отмечал, что нам важны мнения и членов церкви, и экспертного сообщества, и самого широкого круга общественности, потому что нам важно слушать и слышать, что говорят люди о церкви, о том, какой ей быть.

Конечно же, решение о том, какой быть церкви, принимает только церковная полнота во главе с Патриархом и епископами. Но для того, чтобы принимать какие-то решения, нужно слышать мнения и суждения людей.

 

Вы служили в космических войсках. Космонавт сможет стать священником?

Космонавт, конечно же, сможет стать священником, если того захочет. Пока таких прецедентов не было. Но, может быть, впереди много всего нового увидим. Я служил в космических войсках по названию, в действительности я был просто рядовым, который занимался чем-то  регулярным, скафандр на себя не надевал.

Любые профессии, которые несут нечто позитивное в человеческую жизнь, связаны с наукой, с развитием человеческого общества, в том числе и космонавтика, вполне благословляются церковью, да и другие профессии, за исключением каких-то непотребных вещей. Нет вещей скверных по своей сути для церкви. Конечно, церковь называет грех грехом, и в этом её призвание, но всё, что является частью нашего социума, благославляется церковью и приветствуется.

Институт военного капелланства существует достаточно давно. В отношении Русской православной церкви всё очень активно развивается. При нынешнем руководстве Министерства Обороны складываются добрые взаимоотношения. Священники имеют право проходить свою часть службы в вооружённых силах. 

Священники-капелланы по условиям не являются чем-то особенным в воинской части. И священник исполняет всё то же, что исполняют обычные офицеры: он ходит в камуфляже, они едят в одной столовой, он исполняет тренировки. Как и остальные офицеры, он осуществляет свои функции. Когда необходимо совершает богослужение, общается с солдатами. И это самая важная составляющая служения священника в армии: общение с военнослужащими, ответы на их вопросы, разрешение их проблем. Человеку сложно, одиноко, часто тяжело находиться в армии, особенно в первое время. И вот тут священник для людей, которые сами исповедуют православие, — это очень важная составляющая того, что человек может найти выходы из сложных ситуаций и, наоборот, радоваться вместе с остальными тому, что происходит.

 

Есть мнение, что церковь посылает неоднозначные сигналы по поводу фильма «Матильда». Какова позиция Патриархии по поводу этого фильма?

Я не стану пытаться сформулировать какую-то официальную позицию, я выскажу своё суждение. Любой художник, который делает что-то, что он считает правильным и нужным, должен отдавать себе отчёт, что любое творчество — это ответственность. Перед зрителем, перед тем, к кому он это творчество обращает.

Алексей Учитель снял не камерный фильм для каких-то избранных зрителей, не кино для своих. Он снял кино для широкого проката. Это его художественная реплика, обращённая к населению нашей страны.

И ему, конечно же, нужно понимать, что восприятие его творчества может быть очень неоднозначным. Ему нужно быть к этому готовым. Почему сейчас, до выхода фильма на экраны, возникают негативные волны? Человек понимал, видимо, надеюсь, о чем он снимает фильм, и, самое главное, о ком он снимает фильм.

Нужно отдавать себе отчёт, что наш последний император Николай II является не только исторической личностью, но и святым, прославленным церковью, является человеком, образ которого, святость которого несомненны для миллионов людей. Этот человек дорог для людей не столько, как историческая личность, но как святой, близкий, родной сердцу какого-то конкретного человека. И здесь, конечно, нужно понимать, что этим фильмом режиссер может задеть за живое очень многих людей.

Та реакция, которая есть, это нечто в достаточной степени естественное. Фильм очевидно вызовет неоднозначную реакцию и не пройдёт незамеченным, в том числе с негативной точки зрения.

Никто не заставлял Алексея Учителя снимать этот фильм. Он его снял и столкнулся с разнообразной реакцией. При этом, я думаю, что будет и позитивная реакция на фильм. Я уверен, что в нем есть правильные хорошие стороны.

Вы спрашиваете о том, должна ли церковь официально давать отповедь? Важно, чтобы оценка этого фильма, как и любого другого произведения культуры, не исходила из церкви, с амвона. Чего нужно категорически избегать, чтобы священник, стоя на амвоне на проповеди говорил, что «вот это произведение хорошее, а вот эта плохая, а на этот фильм ходить нельзя, а туда идите жечь кинотеатры». Так, конечно, делать невозможно.

Церковь не может из своего сакрального пространства, священного пространства храма оценивать явления культуры. Каким бы он ни был этот фильм, это, всё же, явление культуры, которое нужно оставить внутри этого культурного пространства и не пытаться это культурное пространство затянуть в церковь, и, наоборот, не пытаться церкви неестественным образом вступить внутрь этого культурного пространства.

Но, конечно же, церковь является организмом, в котором живут очень многие люди с диаметрально противоположными взглядами. Люди, которых объединяет лишь вера в Господа Иисуса Христа. Всё остальное вообще никак не соотносится у некоторых людей, нет никаких сходств. Но в главном они едины, а всё остальное, в том числе и взгляды на фильм, могут быть разными. 

Нужно всем набраться терпения, когда этот фильм выйдет на экраны, чтобы была объективная его оценка. Набраться решимости принимать ту оценку, которая последует, и отдавать себе отчёт в том, что церковь неоднородный организм. Священноначальник церкви не может просто  взять и сказать: «Вот это вам должно нравиться, а вот это нет». Это простые, свободные люди, которые могу высказывать свою точку зрения, это их право. Если они объединяют себя вокруг православия и говорят, что «мы, православные, считаем, что этот фильм недостаточно хорош или просто плохой», то извините. Значит, принимайте их позицию.

Разумеется, в этом смысле, мы всегда стремимся к взвешенности и призываем людей не выходить за рамки приличия. В этом смысле, конечно же, нужно предостерегать людей от излишней агрессии. Но это такая болевая тема. Тем более, что этот фильм снят в год столетия революции , на следующий год расстрела царской семьи, и эти даты очень значительны для многих наших сограждан.

 

Можно ли провести аналогию с карикатурами на пророка Мухаммеда в Исламе?

То, что позволяет себе известная французская газета, является сознательным эпатированием публики. Они специально, отдавая себе отчёт, разжигают неправильные чувства в людях. Надо понимать, что они также несут ответственность за то, что они делают. Поразительно, что они этого не понимают и кричат о каких-то свободах и правах.

Есть разница между сознательным эпатированием людей, карикатурным жанром и высоким кинематографом, частью которого является Алексей Учитель. Это взгляд конкретного режиссера, конкретного художника на тот или иной исторический аспект, и его попытка объяснить своими методами, своими инструментами, своим фильмом донести свою мысль до зрителей, а там сознательное разжигание розни.

Я не думаю, что до этого может дойти. Несомненно, наше русское гораздо более адекватно и сознательно, и я уверен, каким бы ни был этот фильм, он не является карикатурой и сознательным искажением образа.

 

Источник: RT на русском

 

Комментарий RP: позиция, заявленная в интервью пресс-секретаря главы РПЦ МП может восприниматься санкционированной руководством этой религиозной структуры. В этом отношении заметно, что клерикальная организация пытается изменить свой сложившийся в обществе имидж в сторону большей адекватности. Хотя от некоторых штампов, в которых совмещаются понятия сакрального и профанного, представителям титульной церкви все же не удается освободиться. Так, например, само сравнение Пророка, как культовой фигуры в исламе с российским императором  в едином ключе объектов, нестандартный взгляд на которые может расцениваться «кощунственным», выглядит заметно нелепым. Но и в данном случае православный священнослужитель отделяет намеренный глум от права на авторское прочтение образа режиссером.

 

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100