Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 431 гостей и 3 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА НА РЕГИСТРАЦИЮ

Печать

Надежда ЩЕМЕЛЕВА *

 

saent zalЧетверть  века на регистрацию  церкви – много или мало?

 

Это краткий обзор событий, связанных с историей возникновения и регистрации религиозной группы «Саентологическая церковь г. Санкт-Петербурга». Происходят они уже без малого четверть века, и большая часть повествования  относится к периоду после принятия в 1997 г. нового Федерального закона № 125 «О свободе совести и о религиозных объединениях». Прихожане группы – законопослушные граждане – все это время отстаивают в соответствии с Конституцией страны свое право на исповедание выбранной ими религии.

С 1994 г. я являюсь прихожанкой данной религиозной группы, а с 2002 г. - одним из десяти учредителей «Саентологической церкви г. Санкт-Петербурга». Первая церковь Саентологии была учреждена в 1954 г. в Лос-Анджелесе (США). В 1960 г. в мире насчитывалось семь Саентологических церквей[i] и 22 саентологические миссии[ii]. В 1996 г. церковь Саентологии была представлена в 105 государствах, а в 2016 г. - в 184 странах, имея  около 14 миллионов последователей и около 12 тысячи церквей, миссий и религиозных групп[iii].

В СССР первая группа последователей Л. Рона Хаббарда появилась в 1984 г. в Ленинграде. В 2016 г. в России действовали 50 миссий и 88 религиозных групп саентологов при общей численности последователей около 80 тысяч человек.

Основой Саентологического учения являются труды основателя Саентологии Л. Рона Хаббарда, составляющие более пяти тысяч печатных работ и трех тысяч записанных на пленку лекций. В совокупности они составляют религиозное Писание церкви Саентологии. Ключевым положением Саентологии является вера в то, что каждый человек – это бессмертная духовная сущность, хорошая в своей основе, которая проживает множество жизней и имеет способность к бесконечному совершенствованию. Саентологи считают, что каждый из них вернется на Землю в череде перерождений еще много раз. Саентология признает существование Бога – Верховного Существа или Создателя Вселенной. Бог постигается в результате продвижения по ступеням духовного совершенствования.

Человек, как духовное существо, носит название «тэтан» (от греческой буквы тэта θήτα). Тэтаэто восьмая буква греческого алфавита, которую в Древней Греции использовали для обозначения духа или мысли. Учение о тэтане является основополагающим. Кратко его суть выражена в следующих словах: «человек является духовным существом, у которого есть разум и тело. Дух [тэтан] является источником всего хорошего, честного и творческого в мире. Это сам человек». Путь к духовному освобождению, постепенному продвижению к Богу называется в Саентологии «Мостом к полной свободе», который включает в себя определенные религиозные практики, позволяющие прийти к этой свободе[iv].

Целью деятельности Саентологических церквей является  помощь верующим пройти по саентологическому пути спасения и достичь Полной Свободы.

Саентологи – активные граждане своей страны, убежденные патриоты, сторонники сильной и единой России. Они выступают за традиционную крепкую семью, заботу о детях и пожилых людях, за высокие моральные ценности, поддерживают государство и непримиримы к преступности и аморальности, следуют здоровому образу жизни и помогают своим согражданам.

Мое знакомство с Саентологией состоялось в ноябре 1993 г., когда от одной из родственниц я узнала о существовании в Ленинграде группы, которая занимается распространением знаний об этой религии. В  канун Нового года, 30 декабря 1993 г., я  впервые пришла на  Пушкинскую улицу, дом 10, квартира 25, где прослушала первую лекцию о том, как устроен и работает разум человека; получила новый взгляд на духовную природу человека; увидела путь спасения, который для меня оказался очень понятным и желанным. От посещения остались яркие впечатления. Несмотря на предновогоднее время, помещение было заполнено до отказа и люди плотно стояли вдоль стен и в проходах. Меня поразила атмосфера сильного интереса, таинственности и надежды на спасение. Я сразу почувствовала, что это то, что я искала, появилась надежда, что благодаря этому познанию моя жизнь  изменится к лучшему.

Как мне стало известно, устойчивый круг последователей и активистов Л. Рона Хаббарда, насчитывавший около сотни человек, сформировался в течение дести лет. В момент, когда я вошла в этот круг, живо обсуждалась идея организационного оформления группы и ее регистрации в качестве религиозной, с получением юрилического лица.

23 мая 1994 г. представители религиозной группы саентологов провели учредительное собрание, на котором было принято решение образовать религиозную организацию «Саентологическая церковь г. Санкт-Петербурга». Соответствующее заявление с приложением Устава организации было подано в августе 1994 г. в Управление юстиции Санкт-Петербурга. В январе 1995 г. новое учредительное собрание религиозной группы «Саентологов Санкт-Петербурга» приняло решение об образовании «Церкви Саентологической миссии в Санкт-Петербурге» (далее Церковь Саентологии), принятии Устава, избрании органов управления, а также о поручении адвокату вести переговоры о регистрации Устава. В марте того же 1995 г. собранный полный пакет необходимых документов для регистрации Саентологической церкви  направлен в Управление юстиции Санкт-Петербурга. Однако ответ от Управления юстиции не последовал, лишь было сообщено, что все документы переданы в экспертно-консультативный совет Государственной думы РФ для проведения правовой и религиоведческой экспертизы. Такая неопределенность продолжалась вплоть до 1997 г., что вынудило членов группы в марте 1997 г. подать повторную жалобу начальнику Управления юстиции Санкт-Петербурга на нерассмотрение обращения верующих о регистрации группы. Но она осталась без рассмотрения со ссылкой на то, что документы по-прежнему находятся в экспертно-консультативном совете Государственной думы РФ. Последующие попытки обжаловать волокиту с рассмотрением обращения членов саентологической группы к положительным результатам не привели.

Обращение летом 1997 г. в прокуратуру Санкт-Петербурга дало первый информационный результат – оказывается, по мнению прокурорских работников, все дело в том, что в материалах верующих отсутствовало указание района деятельности религиозного объединения[v].

Очевидная волокита и ненадлежащее отношение к обращениям граждан побудили их 14 апреля 1998 г. обратиться за защитой своих прав в Министерство юстиции Российской Федерации. В конце мая пришло сообщение о том, что это обращение направлено в Управление юстиции Санкт-Петербурга по принадлежности. Некоторое время спустя из отдела регистрации религиозных организаций Управления юстиции Санкт-Петербурга пришел  краткий ответ: «заявление на регистрацию религиозной организации оставлено без рассмотрения».

В сентябре 1997 г. вступил в силу ФЗ № 125 «О свободе совести и о религиозных объединениях». В соответствии с ним, регистрация ставиась в зависимость от «подтверждения существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией».

Саенитологическая группа в 1999 г. уведомила муниципальное образование «Владимирский муниципальный округ» о своем существовании и получила свидетельство о регистрации религиозной группы от 1 ноября 1999 г. № 2. С тех пор и по настоящее время группа подает ежегодные уведомления в те муниципальные образования, на территории которых осуществляет свою деятельность.

В декабре 1997 г. Министерство юстиции РФ опубликовало «Комментарии к закону», подготовленные заместителем председателя комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве Российской Федерации Себенцовым А.Е. В Комментариях относительно «15-летнего ценза» разъяснялось: «Закон не регламентирует порядок постановки на учет в органах местного самоуправления религиозных групп, выдачи подтверждения и его форму. В этой связи целесообразно урегулировать этот порядок соответствующим нормативным актом субъекта Российской Федерации. Что касается доказательств сроков существования религиозной группы, то они должны предъявляться в орган местного самоуправления самой группой в виде данных государственной регистрации и местного учета бывшего Совета по делам религий при СМ СССР, архивных материалов, судебных решений, свидетельских показаний и иных форм доказательства».

В рамках данного разъснения мы проделали исследовательскую работу по поиску подтверждений существования религиозной группы в течение пятнадцати лет, направив запросы в архивы города, районные и городские прокуратуры, библиотеки, провели встречи с основателями группы, первооткрывателями Дианетики и Саентологии.

Нам удалось собрать свидетельские показания, фотографии, заявления и прочее о функционировании религиозной группы. К примеру, мы узнали, что Дианетику и Саентологию применяли в СССР. Об этом в заявлении (февраль 2002 г.) в адрес  ГУ Минюста РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области сообщал профессор И.А. Доморацкий: «Настоящим сообщаю, что в бытность мою ректором Института информатики, технологий и экономики (ИИТЭ) при обсуждении учебно-тематического плана на 1992/93 г. с преподавателем кафедры спецдисциплин «И» зашел разговор о только что появившейся книге «Дианетика: современная наука душевного здоровья». Он сказал, что тематика,  изложенная в «Дианетике», уже в 1954-1957 гг. читалась курсом в спецорганах (КГБ)».

В феврале  2002 г. была получена справка от муниципального округа № 20  следующего содержания: «В соответствии в п. 5. ст. 11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» на основании заявления и предоставленных документов Муниципальным советом муниципального образования муниципального округа № 20 Санкт-Петербурга подтверждается факт существования религиозной группы Саентологов на территории Санкт-Петербурга с 1984 г.».

Все собранные материалы, подтверждающие существование группы саентологов в Санкт-Петербурге более 15-ти лет, были оформлены в соответствии с законом, нотариально заверены и направлены 7 февраля 2002 г. в Главное управление Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. К заявлению были приложены  документы на 594 листах.

6 марта 2002 г. Главное управление вынесло решение отказать в регистрации Саентологической церкви Санкт-Петербурга со ссылкой на ст. 12 Федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» на следующих основаниях:

1. Сведения об основах вероучения и соответствующей ему практике, поданные вместе с заявлением на регистрацию церкви, не соответствовали закону;

2. Пункты Устава не соответствуют закону;

3. Протокол № 1 содержит противоречия в наименовании религиозной организации.

Приведя учредительные документы в соответствие с законом и замечаниями Главного управления Минюста, группа 15 марта 2002 г. подала новое заявление о регистрации. Одновременно к нему были приложены копии регистрационных свидетельств церквей Саентологии в Европе и мире.

17 апреля 2002 г. представителем Саентологической церкви Санкт-Петербурга  было направлено обращение на имя начальника Главного управления Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области сразу с несколькими требованиями:

1) предоставить возможность ознакомиться с запросом о проведении государственной религиоведческой экспертизы; 2) отменить незаконное действие – запрос на проведение государственной религиоведческой экспертизы; 3) зарегистрировать Саентологическую церковь Санкт-Петербурга, так как было предоставлено достаточно материалов, в том числе и экспертных, достаточных для принятия решения о регистрации церкви[vi].

Одновременно копии запросов, в том числе от президента местной религиозной организации «Саентологическая церковь г. Санкт-Петербурга», были направлены Уполномоченному по правам человека в РФ[vii], председателю экспертного совета для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ, полномочному представителю Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе[viii], заместителю начальника отдела по контролю за регистрационной деятельностью территориальных органов и учреждений юстиции Федерального управления Министерства юстиции РФ по Северо-Западному федеральному округу, прокурору Санкт-Петербурга, председателю ЗакСа, председателю комиссии по вопросам правопорядка и законности, председателю комиссии по образованию, культуре и науке, и. о. заместителя начальника Главного управления Министерства юстиции по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

25 апреля 2002 г. Главное управление Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области уведомило о том, что учредительные документы, предоставленные для регистрации Саентологической церкви Санкт-Петербурга, направлены для проведения государственной религиоведческой экспертизы. А 18 мая 2002 г. дополнительно сообщило, что при необходимости  сроки рассмотрения заявления о регистрации могут быть продлены до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы. 24 мая 2002 г. Главное управление пояснило, что сроки рассмотрения продлены в связи с тем, что 1) организация не имеет подтверждения о вхождении в централизованную религиозную организацию того же вероисповедания и 2) поскольку саентологическое вероучение ранее не было известно на территории РФ, возникла необходимость проведения дополнительного исследования на предмет признания организации в качестве религиозной и проверки достоверности сведений относительно основ ее вероучения.

11 сентября 2002 г. Главное управление Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области вынесло решение отказать в регистрации религиозной организации в соответствии со ст. 12 Федерального закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» по следующим основаниям:

1. Несоответствие положения в «Сведениях об основах вероучения» ст. 6 закона;

2. Представленные экземпляры Уставов неидентичны, а также не заверены руководящим органом (руководителем) организации;

3. Положения Устава, а также информация, содержащаяся в «Сведениях об основах вероучения», закрепляющие применение и распространение «саентологических технологий», противоречат ст. 43 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан»;

4. Один из пунктов Устава содержит противоречие, что не позволяет достоверно определить правовой статус организации;

5. В результате проведенной Главным управлением проверки установлено, что представленные документы содержат недостоверную информацию;

6. Сведения, подтверждающие существование религиозной группы на территории Санкт-Петербурга на протяжении пятнадцати лет, недостоверны;

7. Сведения об участии в учредительном собрании всех учредителей организации не достоверны;

8. Не имеется подтверждения на право использования термина «саентология», поскольку документы, представленные от иностранных организаций (учреждений), не могут быть приняты к рассмотрению, т.к. не заверены в установленном законом порядке;

9. В связи с введением с 01.07.2002 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» документы, представленные для государственной регистрации организации, необходимо привести в соответствие с действующим законодательством.

24 октября 2002 г., приведя учредительные документы в соответствие с Законом и с замечаниями Главного управления Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, организация «Саентологическая церковь Санкт-Петербурга» вновь подала заявление на регистрацию. Заявление было подано с приложением 12 учредительных документов.

22 ноября 2002 г. Главное управление Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области вынесло очередное решение об отказе в регистрации религиозной организации в соответствии со статьей 12 Федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» по следующим основаниям:

1. В нарушении п. 5. ст. 11 закона заявление на государственную регистрацию подано не от всех учредителей;

2. В нарушение требований ФЗ РФ «О государственной регистрации юридических лиц» неверно указано название регистрирующего органа;

3. Пункт 3.1 Устава не соответствует требованиям  п. 3.ст. 8 закона;

4. В нарушение требований п. 2. ст. 10 закона в Уставе организации не указан порядок формирования и компетенция правления;

5. Не представлен документ, подтверждающий право организации на  использование термина «саентология»;

6. Сведения, подтверждающие существование религиозной группы на территории Санкт-Петербурга на протяжении 15 лет, не достоверны;

7. Положение Устава, а также информация, содержащаяся в «Сведениях об основах вероучения», закрепляющая применение и распространение саентологических технологий, противоречит ст. 43 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан»;

8. Согласно религиоведческому заключению по вопросу квалификации Саентологической церкви Санкт-Петербурга создаваемая организация не признана в качестве религиозной;

9. Представленный для государственной регистрации в числе прочих документов «отказ от притязаний» противоречит ст. 17 Конституции РФ.

19 декабря 2002 г. подан запрос в Главное управление Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с просьбой разъяснить пункты Заключения об отказе в регистрации Саентологической церкви от 21 ноября 2002 г. 8 января 2003 г. получен ответ от Главного Управления, что «разъяснение» не относится к его компетенции.

17 апреля 2003 г., приведя учредительные документы в соответствие с законом и замечаниями Главного управления Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, организация «Саентологическая церковь Санкт-Петербурга» вновь подала заявление на регистрацию, с приложением 10 учредительных документов.14 мая 2003 г. поступил ответ, что и в этот раз организации отказано в регистрации по следующим основаниям:

1. Сведения, подтверждающие существование религиозной группы на территории Санкт-Петербурга на протяжении 15 лет, не достоверны;

2. Согласно религиоведческому заключению по вопросу квалификации  религиозной организации «Саентологическая церковь города Санкт-Петербурга», создаваемая организация не признана в качестве религиозной;

3. Устав организации содержит положения, противоречащие действующему законодательству;

4. Невозможно установить достоверность сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа организации.

4 июля 2003 г. президент организации «Саентологическая церковь Санкт-Петербурга» обратилась в Главное управление Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с просьбой пояснить, на основании каких именно документов или свидетельств и по каким основаниям был сделан вывод о недостоверности сведений, подтверждающих существование религиозной группы на территории Санкт-Петербурга в течение 15 лет. 31 июля 2003 г. Главное управление Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области указало на невозможность ознакомления с выводами Главного управления о недостоверности документов, подтверждающих существование религиозной группы на территории Санкт-Петербурга на протяжении 15 лет[ix].

14 августа 2003 г., приведя учредительные документы в соответствие с законом и замечаниями Главного управления Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Саентологическая церковь Санкт-Петербурга вновь подала заявление на регистрацию, с приложением 13 учредительных документов.

8 сентября 2003 г. Главное управление Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области вынесло решение отказать в регистрации религиозной организации по следующим основаниям:

1. Представленные сведения, подтверждающие существование религиозной группы на территории Санкт-Петербурга на протяжении 15 лет, недостоверны;

2. Согласно религиоведческому заключению по вопросу квалификации религиозной организации «Саентологическая церковь г. Санкт-Петербурга» создаваемая организация не признана в качестве религиозной;

3. Наименование высшего органа управления организации в представленных документах указано противоречиво;

4. Представленные сведения о заявителях недостоверны;

5. Согласно представленным документам президент и контрольно-ревизионная комиссия организации неправомочны;

6. В Уставе организации не устранены положения, противоречащие действующему законодательству;

7. Устав организации содержит большое количество редакционных неточностей и неопределенность отдельных положений.

11 октября 2003 г. учредители местной религиозной организации «Саентологическая церковь г. Санкт-Петербург» подали заявление в Октябрьский федеральный суд Адмиралтейского района Санкт-Петербурга на Главное управление Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Причиной иска было признание со стороны Главного управления незаконным и нарушающим права и свободы граждан действий по уклонению от регистрации местной религиозной организации «Саентологическая церковь г. Санкт-Петербурга».

Только 20 декабря 2005 г. суд первой инстанции вынес решение об отказе в удовлетворении требований религиозной организации. Данное решение было обжаловано в Городском суде Санкт-Петербурга, но 24 мая 2006 г. суд вновь отказал в иске религиозной организации.

Суммируя всю историю с подачей заявлений о регистрации, можно придти к заключению, что нам отказывали без каких-либо предусмотренных законом оснований. Не добившись справедливого рассмотрения просьбы о регистрации в российских инстанциях, мы  вынуждены были в ноябре 2006 г. подать жалобу в Европейский суд по правам человека[x]. Своим решением от 2 октября 2014 г. Европейский суд признал, что были нарушены права российских граждан, ходатайствовавших о регистрации религиозной организации «Саентологическая церковь г. Санкт-Петербурга», и Российская Федерация допустила нарушение  ст. 9 и 11 Европейской конвенции о правах человека. Данное решение вступило в силу 15 февраля 2015 г. Несмотря на это, вплоть до настоящего времени решение ЕСПЧ так и не было исполнено.

 

***

Подытоживая, укажу, что за годы деятельности  религиозной Саентологической группы известные ученые, российские религиоведы провели десятки религиоведческих экспертиз, подтвердивших религиозный характер Саентологии, в том числе и  религиозной группы «Саентологическая церковь г. Санкт-Петербурга».

Количество прихожан за время наших «хождений» в органы юстиции и суда существенно выросло.  Все они активно участвуют в различных социальных проектах: правовое просвещение молодежи; борьба с наркотиками; помощь при стихийных бедствиях, пожарах и катастрофах; содействуют созданию и укреплению межконфессионального диалога; ооткликаются на призыв городских и районных властей принять участие в субботниках по уборке улиц и парков, а также являются инициаторами многих субботников, особенно в летнее время, помогая убирать мусор в парках и очищать водоемы; помогают малоимущим, бездомным, многодетным и малообеспеченным семьям.

Мне  хочется верить и надеяться, что правда восторжествует, и  группа граждан сможет реализовать свое право на свободу вероисповедания и зарегистрировать религиозную организацию. 

Более трех десятков лет на регистрацию одной религиозной организации – на мой взгляд, это слишком много!


* Надежда Ивановна ЩЕМЕЛЕВА – учредитель религиозной группы «Саентологическая церковь г. Санкт-Петербурга»

 


[i] Церковь – основная форма религиозной организации в Саентологии. В отличие от миссии церковь может обучать саентологических священников.

[ii] Миссия – начальная форма религиозной организации в Саентологии.

[iii] Слово «саентология» означает «знание о том, как знать». Оно образовано от латинского слова scio, что означает «знание в самом полном смысле этого слова», и греческого слова logos, что значит «учение». Саентология стремится привести человека к новому уровню духовного осознания, когда он сможет сделать свои собственные выводы, касающиеся природы Бога (или Верховного существа, или бесконечности), и о том, что ожидает его после этой жизни.

[iv] Теология и практика современной религии. Справочная работа, представленная Международной Церковью Саентологии. Копенгаген: «New Era Publication International», 1998. С. 55-56.

[v] Отметим, что ранее никто из специалистов Управления юстиции никогда не делал соответствующих замечаний к учредительным документам.

[vi] 30 апреля 2002 г. Прокуратура Санкт-Петербурга ответила, что если религиозную организацию не устраивает решение Главного управления Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, то она вправе  обжаловать это решение в Министерство юстиции РФ. Кроме того, отказ в регистрации Саентологической церкви может быть обжалован в суде, также может быть обжалован отказ Главного управления Министерства юстиции по Санкт-Петербургу и Ленинградской области РФ предоставить копию запроса на проведение религиоведческой эксперты в Экспертном совете.

[vii] 12 июля 2002 г. аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ уведомил, что обращение по вопросу регистрации организации «Саентологическая церковь Санкт-Петербурга» направлено в Главное управление Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области для рассмортения по существу.

[viii] 13 мая 2002 г. из аппарата полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе сообшили, что вопрос об отказ в регистрации Саентологической церкви не относится к его компетенции. Кроме того, пояснили, что в случае необходимости Главное управление Министерства юстиции по Санкт-Петербургу и Ленинградской области при регистрации религиозной организации может обратиться за  религиоведческим заключением в Экспертный совет, образованный Министерством юстиции РФ.

[ix] От имени всех учредителей организации «Саентологическая церковь Санкт-Петербурга» (10 человек) было подано обращение в Главное управление Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в котором, в частности, говорилось: «в ответ на обращение с просьбой разъяснить, какие именно сведения о существовании религиозной группы и по каким основаниям были признаны недостоверными, Вы указали, что «конкретные разъяснения оснований отказа в государственной регистрации религиозной организации, действующим законодательством не предусмотрены». Учредители со ссылкой на правовые акты РФ и международные акты указали, что подобная позиция Управления юстиции не основана на вышеупомянутых нормах правовых актов. Отмечено было, что ссылка Управления юстиции на религиоведческое заключение не состоятельна и не основана на законе, так как в соответствии с Постановлением правительства РФ от 3 июня 1998 г. № 565 регламентируется проведение экспертиз в соответствующем экспертном совете. Фактически же в Экспертный совет, образованный органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, материалы для проведения экспертизы не поступали.

[x]  В заявление, в частности, говорилось: «Возможность образовать юридическое лицо для осуществления совместной деятельности в области общих интересов является одним из наиболее важных аспектов свободы объединения, и отказ предоставить статус юридического лица объединению физических лиц – религиозному или нет – представляет собой вмешательство в осуществление права на свободу объединения.

В соответствии с российским Законом о религиях «религиозная группа», не обладающая правоспособностью юридического лица, не может иметь и осуществлять права, обусловленные исключительно статусом юридического лица зарегистрированной «религиозной организации», в числе которых права иметь в собственности или арендовать имущество, иметь банковские счета, обеспечивать судебную защиту общины, основывать культовые здания и сооружения, проводить богослужения в общественных местах, производить, получать и распространять религиозную литературу, т. е. права, необходимые для осуществления права исповедовать свою религию.

Таким образом, ограниченный статус, предоставляемый «религиозным группам» в соответствии с Законом о религиях, не позволяет членам такой группы эффективно пользоваться своим правом на свободу религии, что делает это право иллюзорным и теоретическим, а не практическим и эффективным, как того требует Конвенция». 

 

Источник: сборник статей «Свобода совести в России: исторический и современный аспекты»,  Российского объединения исследователей религии (РОИР), вып.13

 

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100