Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 277 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



МОЩИ ДОБРОЙ ВОЛИ

Печать

Александр СОЛДАТОВ

 

moshiN prilet052017В русском православном календаре есть необычный праздник. Его не отмечают православные греки: для них празднуемое событие было поводом для печали. Речь о «Николе Вешнем», празднике перенесения мощей святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца, из его родного города Миры (ныне турецкий город Демре в провинции Анталья) в итальянский Бари.

Событие имело место в 1087 году, спустя 33 года после Великой Схизмы 1054 года, когда Христианская церковь окончательно разделилась на Западную (католическую) и Восточную (православную) и были провозглашены взаимные анафемы. Вооруженные венецианские купцы связали византийских монахов, молившихся у раки мощей св. Николая, и силой вывезли эти мощи на Запад.

Ныне Русская церковь отмечает перенесение мощей св. Николая 22 мая по новому стилю. В Католической церкви праздник практически неизвестен — он отмечается 9 мая только в Бари.

В русской благочестивой традиции (которая из года в год воспроизводится в проповедях на «Николу Вешнего») принято оправдывать «странный» праздник тем, что посредством насильного вывоза в Италию мощи были спасены от осквернения турками, которые теснили Византию в Малой Азии. Но турки-сельджуки окончательно оккупировали Анталью (греческую Анатолию) и прилегающие районы только в 1216 году. Еще в начале XIII в. регион контролировали те же итальянцы-крестоносцы.

Почему малоизвестный греческий святой стал самым любимым на Руси? (И сегодня немало православных считают, будто Святая Троица — это Иисус Христос, Богородица и Никола-угодник.) Ряд ученых утверждает, что образ св. Николая в процессе христианизации Руси слился в народном сознании с былинным образом богатыря-пахаря Микулы Селяниновича, олицетворяющего крестьянскую силу. В день Микулы, позже ставший днем перенесения мощей св. Николая, посевы злаковых культур давали первые зеленые ростки, что всегда считалось чудом.

 

Нейтрализация католиков

Духовный отец патриарха Кирилла — митрополит Никодим (Ротов), умерший в 1978 году на приеме у папы Римского, — имел две главных мечты: «воцерковление» советского государства и «воссоединение» православия с католицизмом. Есть немало оснований предполагать, что нынешний патриарх РПЦ МП стремится исполнить эту программу. Ключевым событием в ее рамках стала встреча Кирилла с папой Франциском в феврале прошлого года в аэропорту Гаваны. Такая встреча имела место впервые за всю тысячелетнюю историю русского православия, и патриарх осознавал, на какой риск он идет. Секретность встречи сохранялась до последнего: даже Архиерейский собор РПЦ МП, проходивший за неделю до нее, ничего не знал о готовящемся «историческом событии».

Паства патриарха, традиционно настроенная антизападно и, в первую очередь, антикатолически, восприняла случившееся с недовольством. В Банченском монастыре Московского патриархата на Буковине даже собрался собор, осудивший Кирилла как еретика. Патриарху пришлось сделать «шаг назад»: отказаться от участия во Всеправославном соборе на Крите в июле прошлого года — ?также весьма непопулярном мероприятии среди консервативной паствы из-за царившей там экуменической атмосферы.

Очевидно, что сближение с католицизмом для Кирилла приоритетнее, чем всеправославное единство и классический экуменизм, ориентированный на протестантов.

Выдержав более чем годовую паузу после Гаванской встречи, Кирилл делает следующий важный шаг в направлении Ватикана. Он договаривается с папой Франциском о временном (с 21 мая по 28 июля) принесении мощей св. Николая в Россию, за что православные, почитающие его «главным святым», должны быть особенно благодарны братьям-католикам. К тому же мощи будут сопровождать католические прелаты, в СМИ появится масса доброжелательных публикаций о городе Бари и о «спасении великой святыни от сарацинов» в 1087 году. И главное — консервативной общественности протестовать против этого сложно: праздник 22 мая, к которому и приурочено событие, испокон веков отмечается всеми русскими православными — в этот день даже был крещен царь-мученик Николай II, получивший имя в честь св. Николая.

Сближение патриарха Кирилла с католиками связано не только с романтическими воспоминаниями о митрополите Никодиме и стремлением завершить его миссию. Рассуждая прагматически, именно католическая церковь воспринимается как главный конкурент Московской патриархии на международной арене. Особенно это заметно на Украине, где все большим влиянием пользуется гонимая в советские времена греко-католическая (униатская) церковь.

Неудивительно, что, ведя переговоры с Ватиканом, Московская патриархия стремится «продать» свое сближение с ним в обмен на отказ Ватикана от поддержки украинских греко-католиков. Об этом, в частности, постоянно говорит «министр иностранных дел» РПЦ МП митрополит Иларион (Алфеев), выступая перед разными католическими аудиториями на Западе. А события в Донбассе только подлили масла в огонь патриархийной риторики: сам патриарх официально написал в августе 2014-го, что эта война имеет признаки «межконфессиональной», когда на стороне Украины выступают «воинствующие униаты», а «Новороссию» защищают смиренные православные. Во внутренней пропаганде образ «зловредных униато-фашистов» также всячески противопоставляется хорошему образу Ватикана, который вместе с РПЦ МП отстаивает в Гейропе то, что осталось от традиционных христианских ценностей.

 

Пиар, бизнес и язычество

Помимо высокой международной и межконфессиональной политики принесение мощей св. Николая в РФ преследует и совсем уж приземленные цели. Как показывает опыт подобных громких «паломничеств святынь» (например, Пояса Богородицы в 2011 году), это прекрасный повод для пиара Московской патриархии.

Если говорить честно, ее репутация в российском обществе довольно спорная: многие люди уже научились отличать православие как таковое от корпорации, созданной в 1943 году, и тем более от личных интересов Кирилла как политика или как олигарха. Патриарх перенес личную пиар-катастрофу в 2012-м (скандалы с Pussy Riot, часами Breguet и «нанопылью» в Доме на набережной), а массовые протесты в Москве и других городах России против «быстровозводимых» храмов или эпическое стояние петербуржцев за Исаакиевский собор показывают, что потенциал падения рейтинга РПЦ МП в России далеко не исчерпан.

Привлечение миллионов людей к общехристианским святыням в таких условиях становится шансом на удержание бренда «православие» в руках Московской патриархии и лично патриарха Кирилла. Другое дело, что этот пиар-инструмент является одноразовым и в стратегическом плане мало на что влияет. Но на фоне вышеописанного и это хлеб.

Наконец, каждые «гастроли святынь» — неплохой бизнес. Пока люди стоят в многочасовых очередях, их можно кормить, развлекать, продавать им разные иконки, брошюрки и, как принято сейчас выражаться, «святыньки». Отстояв очередь, каждый, конечно, захочет оставить у себя вещественный носитель благодати, приложив его к мощам. Кроме того, для паломников из провинции (которые охотнее реагируют на такие акции, чем пресыщенные благодатью столичные жители) надо арендовать тысячи автобусов, сотни тысяч гостиничных мест в понастроенных при московских монастырях и храмах «паломнических центрах». Опять же, всю эту армию паломников нужно кормить, развлекать и всячески обслуживать.

Но, по правде говоря, весь этот ажиотаж не имеет прямого отношения к православной вере. Сегодня частицы мощей святителя Николая есть в абсолютном большинстве (если не во всех) московских и петербургских храмов. Православие действительно признает наличие особой благодати в мощах святых. Но действие или «количество» этой благодати не зависит от размера мощей. Напротив, православие осуждает представления о том, что от «количества» благодати может зависеть ее «качество». Такие представления считаются оккультно-магическими или, выражаясь более традиционным языком, языческими. Именно их обслуживает индустрия «гастролей святынь», уводя таким образом людей от православия в дебри суеверий. Более-менее просвещенные православные христиане редко стоят в этих очередях к привозным святыням — а стоят там либо «публичные персонажи» (чисто для пиара), либо носители описанных выше оккультно-магических представлений.

В УК РФ теперь есть странная статья о «защите чувств верующих». И если бы она работала по-настоящему, то политико-коммерческая эксплуатация общехристианских святынь, несомненно, была бы признана оскорблением этих чувств.

 

Илл: Торжественная встреча ковчега с мощами святителя Николая Чудотворца в московском аэропорту Внуково-3. Фото: ИЗВЕСТИЯ / Михаил Терещенко

 

Источник: Новая газета

 

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100