Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 324 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



СТАРЕЦ

Печать

 Любовь ПОПОВА

 

...Вопреки расхожему мнению, эпоха свободомыслия и борьбы за демократию в церковных приходах Пскова не закончилась с гибелью отца Павла Адельгейма. Спустя три года после его смерти псковские священники не стали молчать, а написали жалобу в Московскую патриархию. Они открыто обвинили действующего митрополита Евсевия в самодурстве и «духовном садизме», посоветовав столичным чиновникам от православия вовремя отправлять на покой правящих архиереев.

 

Архиепископ Евсевий (Саввин) пришел в Псковскую епархию в 1993 году. И сразу обозначил себя в первую очередь политиком. «Жизни тебе в епархии не будет», – предупредил он отца Павла Адельгейма и православно объяснил, что знакомый епископ ему все рассказал про псковского батюшку (этим знающим архиереем, вероятно, мог быть покойный митрополит Макарий, в свое время написавший на Павла Адельгейма донос в КГБ). Обещание владыка держал: лишил отца Павла двух приходов, отлучил от финансирования созданный Адельгеймом приют для детей-инвалидов, а в 2008-м снял с батюшки сан настоятеля в храме святых Жен-Мироносиц. Еще были громкие суды с прихожанами, у которых отнимались все церковные полномочия и передавались правящему архиерею. Конфликт дошел и до патриарха, который на общецерковном суде потребовал у священнослужителей «взаимного прощения и примирения в духе Евангельской любви».

Владыка не отреагировал.

Параллельно противостоянию с Адельгеймом глава епархии ополчился на журналистов. В январе 2008 года в газетах «Правда» и «Псковский рубеж» вышла статья Олега Дементьева «Осиное гнездо под золотыми куполами», где местные жители фактически обвиняли ныне покойную игуменью Елисавету (Беляеву), на тот момент настоятельницу Спасо-Елеазаровского монастыря, в рэкете. Автор предполагал, что она угрозами заставляет людей продавать землю монастырю, а монахинь – зарабатывать совсем не христианскими методами. Выход материала совпал со строительством резиденции архиерея в Елизарово.

Игуменья Елисавета обратилась в суд и взыскала с журналиста 20 тысяч рублей за ущемление чести, достоинства и деловой репутации. Олег Дементьев ответил обращением к президенту, где указал на неправомерное расширение охранной зоны монастыря. Через несколько дней владыка Евсевий предал неверующего журналиста анафеме. «В связи с непрекращающейся гнусной клеветой и сатанинской ложью в адрес насельниц Спасо-Елеазаровского монастыря и в частности игуменьи Елисаветы (Беляевой)» Олег Дементьев «отлучается от православного церковного общения и предается анафеме – проклятию», - сообщал разосланный пресс-службой епархии релиз (авторские орфография и пунктуация сохранены – Л.П.)

Олег Дементьев мог составить компанию Льву Толстому, также отлученному от церкви после выхода оскорбившего ее иерархов романа «Воскресение», но выяснилось, что митрополит Евсевий традиционно превысил свои полномочия. Глава синодального информационного отдела московской патриархии Владимир Легойда заявил, что «от церкви может быть отлучен только тот, кто является ее членом» и что анафеме должен предшествовать целый ряд действий, в том числе попытка вступить в переговоры. «Анафема в любом случае не вступит в силу без согласия патриарха Кирилла», – подчеркнул церковный чиновник. В патриархии очередную выходку скандального архиерея предпочли замять.

В 2013 году митрополит Евсевий снова оказался в центре внимания федеральных СМИ из-за «пасхального скандала». В главный праздник всех православных он разъезжал по Пскову на мерседесе, где вместо госномера висела табличка со скромной надписью «Владыка». «Считайте это милой пасхальной шуткой, – прокомментировала инцидент епархия, а чуть позже уточнила, что табличку митрополиту подарили и с тех пор на каждые Пасху и Рождество он вешает ее на автомобиль. «В ГИБДД об этом знают, разрешение получено», – утверждали клирики. Полицейские оказались не в курсе и все-таки выписали штраф в 5 тысяч рублей «за владыку», правда, на имя водителя.

Все это время одним из главных заступников архиерея был показательно религиозный губернатор Андрей Турчак. По неофициальной информации, по его распоряжению новость про «владычный госномер» даже вынималась из печатной версии региональной «Комсомолки». В 2015 году Андрей Анатольевич ходатайствовал за Евсевия в патриарших кругах: владыка тогда перешагнул предельный для архиерея возраст в 75 лет и по правилам мог уйти на покой. Источник «Псковской губернии», близкий к епархии, утверждает, что одним из главных аргументов губернатора была просьба не раскачивать еще одну лодку в нестабильном приграничном регионе, мол, владыка с ролью примиряюще-объединяющего пастыря справляется, а смена духовного лидера может обернуться «разбродом и шатаниями».

Владыку оставили, но в конце 2016 – начале 2017 годов Псковская епархия только за три месяца отметилась тремя же федеральными скандалами. Первый грянул в начале декабря, когда псковский городской суд приговорил тогда еще настоятеля храма святых Жен-Мироносиц протоиерея Сергия (Иванова) к трем годам лишения свободы условно и штрафу в 15 тысяч рублей за хранение оружия и наркотиков в крупном размере. Митрополит Евсевий прокомментировал ситуацию спустя три недели: назвал всю информацию клеветой, а ее распространителей пообещал вычеркнуть из книги жизни. Правда, позже, под давлением общественности, все-таки временно запретил в служении осужденного настоятеля.

В январе 2017 архиерей уволил сельского священника игумена Романа (Загребнева), который был настоятелем храма Святителя Николая в посёлке Заянье Плюсского района, за отказ молиться за патриарха Кирилла. Также официальными причинами запрета в служении и снятия священнических и монашеских одежд были названы распространение своих книг еретического содержания, смущение народа ложными измышлениями, клевета на церковное священноначалие и уход в раскол. По информации источников «Псковской губернии», конфликт между игуменом Романом и митрополитом начался еще в 2011 году и был связан с некими финансовыми обязательствами. Плюсские прихожане митрополита не поняли и ответили коллективным письмом в патриархию с просьбой вернуть батюшку.

Но владыка уже был занят: он снимал нагрудные кресты с псковских священников. 26 февраля он проводил чин прощенья у себя в Троицком кафедральном соборе и ожидал увидеть на богослужении все духовенство Пскова, но 18 клириков в это же самое время вели службу у себя на приходах и к митрополиту прийти не смогли. Тот в ответ не смог их простить: архиерейской резолюцией лишил батюшек права носить нагрудные кресты аж до Пасхи.

Терпение псковских священнослужителей лопнуло. «Это ли (имеется в виду снятие нагрудных крестов – Л.П.) не показатель, что «старец» заигрался на своем месте и уже давно пережил свой яд?» – поинтересовались они у московской патриархии. В первых числах марта те самые восемнадцать (среди них были как священники, так и диаконы – Л.П.) отправили патриарху Кириллу жалобу на архиерея, где сообщали о «лицемерном чине прощения», который обернулся «духовным насилием» над клиром. По мнению авторов письма, массовка из батюшек была нужна Евсевию для того, чтобы «пустить пыль в глаза общественности и богомольцам, создать иллюзию массового уважения и почитания его высокопреосвященства и привить к себе «любовь» пастырей «духовным» кнутом».

Припомнили митрополиту и его манеру общения – «вопиющее, свинское обращение и отношение к духовенству в канцелярии епархиального управления и на церковных службах», «злоупотребление своим положением, духовный садизм». Все это священники ласково назвали «старческим безобразием» и посоветовали «оставить эпатажного митрополита еще года на два». «Этого будет достаточно, чтобы митрополит Евсевий окончательно развалил Псковскую епархию, обратил в бегство в иные конфессии остатки православных верующих и само духовенство», – пригрозили обескрещенные батюшки.

Уставший от публичных псковских конфликтов патриарх Кирилл, по информации известного богослова Андрея Кураева, сразу после истории с жалобой лично назначил управляющим канцелярией митрополии эконома Донского монастыря медийного иеромонаха Фому (Демчука). Именно он, вероятно, возглавит епархию. По другой информации, Псковскую епархию возглавит некий молодой иеромонах из Троице-Сергиевой Лавры: благо получать сан игумена, архимандрита, епископа, архиепископа в «особых случаях» в РПЦ можно и с разницей в два дня. Сам же митрополит Евсевий «на покое» будет жить и молиться в одном из домиков-коттеджей Елеазаровского монастыря.

Того самого монастыря, который он так рьяно защищал от Олега Дементьева.

«Уже давно я, сознавая свою немощь, просил Святейшего о помощи через его посланника. Слава Богу, Святейший благословил, и мы ныне встречаем дорогого иеромонаха Фому», - отреагировал на приезд посланца из патриархии невозмутимый митрополит. На передачу дел у него есть четыре месяца: в мае архиерею исполнится 78 лет, после чего Священный Синод одобрит его прошенье об отставке. Пасха в этом году пройдет 16 апреля: и у псковичей есть все шансы полюбоваться на прощально-праздничный владычный авто-заезд.

 

Источник: Псковская губерния

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100