Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 684 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



КОГДА ГОВОРЯТ КРАСИВО

Печать

 Андрей КУРАЕВ

 

...Созрело тут предложение к Богословской комиссии:

Коллеги, может, вы подготовите ликбезовскую справочку для Святейшего о том, что значит на вашем профессиональном теологическом языке слово "личность"? Ну или хотя бы крупным шрифтом распечатаете для него статью В. Н. Лосского "Богословское понятие личности"...

А то ведь вчера опять и снова - увлекшись полемикой с Райкиным, патриарх сказал, что "представители культуры — что они делают? Удобряют ли почву для собирания добрых плодов или сеют нечто, что способно разрушить человеческую личность?".
http://www.patriarchia.ru/db/text/4654869.html

Увы, даже ад не способен до конца разрушить человеческую личность. Он может ее лишь вечно разрушать. И этот грамматический нюанс весьма важен для православной антропологии.

За пределами грамматики - фраза из этой же проповеди "Сегодня задача Церкви — идти вперед по непростому пути, возделывая национальную почву". Почему именно национальную? Где святоотеческий прецедент именно такого понимания этой притчи?

Да и в целом предложенная экзегеза мало убедительна:

"Когда Церковь сеет семя, то есть проповедует слово Божие, ни один священнослужитель, ни один проповедник не знает, на какую почву упадет это семя. Совершенно очевидно, что сеяние семени Божиего должно сопровождаться преобразованием почвы. Чтобы почва была плодородной, она должна быть культивирована. А культивировать поле значит его вспахать, удобрить, если нужно, полить".

Если вид почвы заранее неизвестен - то как можно сразу, без исследования браться за его обработку? Так и плуг и мотыгу можно притупить или поломать о камень.

И как это почва неизвестна? А как же столь усердно имитируемая Миссионерским отделом патриархии разработка "карты миссионерского поля"? И как же быть с постоянным апостольским различением почв эллинов и иудеев?

Да, личный отзыв каждого человока, тем более на длинной целожизненной дистанции - малопредсказуем (и из поповичей порой вырастают редкие мерзавцы). Но тогда к чему этот разговор о "национальной почве"?

И как может христианский миссионер заранее, до проповеди, до бросания евангельского семени удобрить душу собеседника? Чем он должен ее вспахать?

А если он все же как-то несловесно и без Евангелия ее вспахал и подготовил к сеянию, то значит, он все же ее узнал?

Впрочем, из проповеди вообще следует, что вспахивают почвы художники и актеры.

Ну, а постоянный призыв к удобрению почвы (которого все же нет в евангельской притче) заставляет немного содрогнуться. Патриарх ведь, наверно, за все традиционное. А если традиционный способ удобрения пахоты наложить на отождествление пахоты с душой неофита, то выглядит это как призыв нагадить в душу. Что странным образом как раз совпадает с перформансами некоторых современных "художников-модернистов".

 

Источник: блог А.Кураева

 

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100