Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 239 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



АНТИМИССИОНЕРСТВО

Печать

 

 

antimissiaЯков Кротов:Некоторое время назад мы делали программу с адвокатом Инной Загребиной о том, как теоретически должен работать так называемый "закон Яровой", карающий за определенные типы миссионерства. Прошло полтора месяца, и накопилась практика применения этого закона, причем практика, как я понимаю, оказалась далекой от того, что ожидалось.

 

У нас в гостях адвокат, управляющий партнер Адвокатского бюро "Славянский правовой центр" Владимир Ряховский, христианин веры евангельской.

Вы ждали именно таких дел, которые прошли?

 

Владимир Ряховский:Было восемь дел, прямо связанных с применением "закона Яровой". Но еще несколько дел связаны не напрямую.

Яков Кротов:Помимо ряда дел за незаконную миссионерскую проповедь, в России уже около 20 лет преследуют Свидетелей Иеговы , подбрасывая им якобы экстремистскую литературу. Уже в течение четверти века очень активно преследуют Русскую православную свободную церковь в Суздале. Сейчас идет дело о сносе в Ногинске православного храма Украинской церкви, но граждане России в этой церкви молятся, и они ее построили. То есть не надо думать, что антимиссионерское законодательство - это единственная проблема.

Тем не менее, неожиданным оказалось то, что почти все попавшие - протестанты, кроме одного кришнаита. У вас нет ощущения, что это часть атаки именно на протестантскую часть христианства?

Владимир Ряховский:Я не думаю, что это специально ориентировано на протестантов. Но протестанты более открытые, их больше видно. Да, в их миссионерской деятельности есть такая особенность, как служение от двери к двери, когда они ходят по квартирам и приглашают на свои библейские чтения, раздают литературу. Сегодняшнее протестантское движение, особенно Христиане веры евангельской - это крупные активные действующие церкви. Причем они активны не только в соблюдении религиозных практик, они активные граждане своей страны, жители своего города, они занимаются благотворительной, просветительской деятельностью.

Яков Кротов:Но не миссионерством.

Владимир Ряховский:Да. У меня было одно абсолютно не обоснованное дело - можно сказать, наезд на крупнейшую протестантскую церковь в городе Благовещенске.

Яков Кротов:Насколько я понимаю, для протестанта крупнейшая - это община в две-три тысячи человек.

Владимир Ряховский:Если взять Благовещенск и Амурскую область, то там до 200 тысяч жителей, и город там - 100 тысяч, и если там полторы тысячи членов одного протестантского прихода, то это много. Причем они устраивают разные спортивные праздники, у них там и реабилитационный центр, и социальная помощь престарелым, инвалидам. У них в 2010 году начались проблемы, и сначала были административные претензии – по выпуску литературы, аудио- и видеозаписей, потом им вменяли так называемое нейролингвистическое программирование, воздействие на людей.

Я нахожусь в Благовещенске в гостинице, и окна у меня выходят на центральную площадь. В это время празднуется День города. По громкой связи говорят: "На площадь выходит колонна церкви "Новое поколение" - это самая большая, самая динамичная церковь, их двери всегда открыты. Если у вас есть какие-то проблемы, приходите, вас там ждут, встречают!" И выходит колонна, действительно, самая большая, идут семьями, с детьми, с шариками, с лозунгами.

Это было в воскресенье, а буквально в понедельник в одном квартале от этого места слушалось дело о запрещении части деятельности этой церкви, потому что пастор в своих проповедях якобы оказывает воздействие на аудиторию. Он говорит не монотонно, а то громче, то шепотом, а кроме того, использует и вербальные, и невербальные методы, и жестикуляцию, и говорит под музыку – и тем самым оказывает психологическое воздействие.

Я выступал в этом процессе и сказал: "Я - адвокат, я стою перед судьей, я выступаю перед судом присяжных, и моя цель – оказать психологическое воздействие? Конечно! И, конечно, когда я говорю, я могу говорить громко, что-то повторять, где-то выдерживать паузу. И что, я тоже должен иметь лицензию на миссионерскую деятельность, чтобы выступать в суде? А чем отличается от меня священник или актер, который играет в спектакле? А чем отличается потрясающий фильм? Это все оказывает психологическое воздействие! А в православном храме – и хор, и…"

Яков Кротов:Нет, православие не трогайте, у нас все скучно, и надо иметь огромную веру, чтобы отстоять эту занудную службу.

Владимир Ряховский:Но это оказывает психологическое воздействие?

Яков Кротов:Нет! Только негативное – хочется уйти. Но потом подумаешь: я лучше помолюсь…

Владимир Ряховский:И вот в перерыве судебного заседания мы общаемся с представителем регионального Министерства юстиции, которое участвовало третьим лицом в процессе, и я говорю: "Знаете, а я не понимаю: вот церковь ведет в городе такую работу, я вчера на празднике видел их колонну - почему же у них такие проблемы? Какие к ним претензии?" На это мне говорят: "Знаете, если бы они не высовывались, не были так на виду, то у них не было бы проблем. Они, по сути, стали градообразующей церковью!" И я говорю: "Ох, вот такого я еще никогда не слышал! Это такой комплимент, завтра я донесу до них это".

Вот откуда возникают проблемы. С другой стороны, общеизвестно, как работают наши правоохранительные органы. Дана команда – нужно показать борьбу с экстремизмом, так пойди, поищи террориста, экстремиста, который где-то тайно, подпольно что-то делает. А здесь – пожалуйста, вот они, наяву. И Свидетели Иеговы тоже - большое количество их литературы признано экстремистской. По какому признаку?

Яков Кротов:Они говорят, что есть единый Бог, и это оскорбляет многобожников.

Владимир Ряховский:Да. И они говорят, что их вера - самая правильная, истинная. Я знакомился с материалом, и там в журнале была такая статья – женщина говорит, что она искала Бога, искала истину, ходила в православный приход, но что-то там не так, пошла к католикам, к протестантам, а потом встретила Свидетелей Иеговы и поняла, «что это мое, это истина». А один из признаков экстремистской деятельности – это пропаганда религиозного превосходства, и тут можно формально сказать, что превосходство есть. Но самое главное, что любой верующий человек, какой бы религии он ни придерживался, он ее исповедует и считает, что для него это самое правильное, самая что ни на есть истина.

Яков Кротов:Я думаю, каждый верующий считает, что истина объективна. Не для меня есть Бог, а Бог для всех.

Владимир Ряховский:«Нет спасения вне лона православной церкви».

Яков Кротов:Нет, я думаю, что православная теология несколько сложнее и добрее.

Владимир Ряховский:А "православие или смерть"?

Яков Кротов:Это православные экстремисты, которые и в Сербию ездили воевать. У них почти свастика на рубашках и знаменах.

Владимир Ряховский:Да, может быть, это неудачный пример. Но можно по-разному относиться к этому лозунгу …

Яков Кротов:Нет, к нему нельзя относиться по-разному…

Владимир Ряховский:Я, допустим, понимаю его не как то, что к тебе подошел человек, поднял руку и спрашивает: "Православие или смерть? Выбирай". А можно это понять так, что для меня жизнь – Христос, а смерть – приобретение, и вне лона Церкви нет жизни.

Яков Кротов:Вы хороший адвокат!

Напомните мне, в котором из четырех евангелий Господь Иисус Христос сказал: идите до четырех концов земли, занимайтесь благотворительностью, спортом, открывайте детские лагеря, печатайте книги – и так далее? Нет такого в Евангелии.

Владимир Ряховский:В Евангелии есть: идти и научите, идите и проповедуйте Христа и во имя того-то…

Яков Кротов:Это же призыв к миссионерству?

Владимир Ряховский:Да, конечно. И я считаю, что это обязанность каждого – если ты веришь, если ты принял Христа в свое сердце, то твоя обязанность как христианина – не закапывать это куда-то, не прятать, а именно говорить. В то же время, проповедь бывает разная. Вот вы в облачении идете по улице – это проповедь? Конечно, проповедь!

Яков Кротов:А если я иду в штатском, но глаза горят верой?

Владимир Ряховский:Мы сейчас все ближе и ближе подходим к "закону Яровой", и одно дело – миссионерская деятельность в нашем с вами христианском понимании, что это миссия. И эта наша миссия может заключаться и в моем свидетельстве, и в чем-то другом, даже во внешнем виде. Даже звон колоколов или еще что-то – это свидетельство.

Миссия, свидетельство и моя личная жизнь… Я могу говорить что угодно, но если я не устраиваю, как надо, свой дом, то я не могу проповедовать. Здесь все очень многогранно: и твоя благотворительность, и служение. Одно дело – миссионерская деятельность, как понимают ее христиане, а другое – миссионерская деятельность, как сегодня определил ее закон.

Яков Кротов:На мой взгляд, протестанты попытались подладиться под беззаконие и заранее, опережающим образом как бы отказались от миссионерства. Вот мы занимаемся борьбой с наркотиками, воспитываем детей, показываем пример, а проповедуем только для своих. Это уже небольшое, но отступление от Евангелия.

Владимир Ряховский:Я не знаю, на основании чего вы это говорите.

Яков Кротов:Вы сами подчеркиваете, что Церковь, конечно, участвует в парадах, но она, в отличие от Свидетелей Иеговы, не ходит от двери к двери. Но это не практика Свидетелей Иеговы, это слова Евангелия. Откуда взялась у них эта практика? Свидетели Иеговы в XIXвеке вышли из баптистов, пытаясь буквально осуществить наставления Спасителя. Сказано: "Я посылаю вас по двое" – и они ходят по двое. Сказано: "Обходите дома" – и они реально обходят дома. Это, может быть, слишком буквалистская, но интерпретация Евангелия, а не манифеста Компартии. В этом смысле, скорее, я должен оправдываться, почему я не хожу от двери к двери.

Владимир Ряховский:Не совсем правильно ходить, стучаться в квартиру и настойчиво предлагать участие. Наверное, можно и по-другому. Хотя чего-либо противозаконного в этом до принятия "закона Яровой" не было. И соседи же приходят и что-то спрашивают, и за солью приходят. Сейчас, перед выборами, приходят агитаторы. Почему про это можно, а про это нельзя?

У меня был случай, когда ко мне в дверь позвонили Свидетели Иеговы, я сказал им: "Спасибо большое! Я со всем этим знаком, у меня все это есть. Привет вашему председателю!" – и называю его по имени. Они удивились, и все. И я не чувствовал, что это было назойливо. Но я допускаю, что жалобы про назойливость могут быть обоснованными.

Яков Кротов:Как сказал великий персидский поэт Фирдоуси, красота Лейлы в глазах Мейджнуна… Назойливость Свидетелей или протестантов, Билли Грэма - она в сердце человека, которому кажется, что это назойливо. Что должен отражать закон: некоторые объективные правовые идеалы или неврозы отдельных граждан, даже находящихся при власти?

Владимир Ряховский:Что такое закон? Возникают какие-то общественные отношения, которые необходимо урегулировать.

Яков Кротов:Вы марксист или христианин? Какие общественные отношения? "Не убий" – это возникновение общественных отношений? Это закон?

Владимир Ряховский:Общественные отношения могут быть самые различные. Закон – это договор, правила поведения. Допустим, правила дорожного движения – увеличилось количество машин, стали возникать проблемы, и необходимо было регулировать, мы едем по правой стороне или по левой, вот это будет переход, перекресток нужно проезжать вот так… Вот мы договорились, и мы должны этому следовать. Если ты поехал на красный свет, то ты уже нарушил закон.

Яков Кротов: А бывают неправовые законы?

Владимир Ряховский:Конечно!

Яков Кротов:Вы сняли у меня камень с души!

Владимир Ряховский:Законы бывают и чрезмерные. Если мы берем религиозную сферу, то тут должны быть какие-то пределы государственного вмешательства.

Яков Кротов:А если в законе будет написано, что запрещается дышать по вторникам, это неисполнимый закон?

Владимир Ряховский:Знаете, судя по тем законам, которые принимает наш "принтер", можно ожидать и такого.

Яков Кротов:Но вы же не прекратите дышать. А проповедь в воскресенье – это для христианина как дыхание.

Владимир Ряховский:Да, и поэтому все-таки должен быть предел, до которого государство может вмешиваться. К примеру, мы говорим о регистрации религиозной организации, постановке на учет, налоговых выплатах – я считаю, что это должно быть со стороны государства.

Яков Кротов:Если пастор или священник - не освобожденный работник, он работает где-нибудь в магазине, а вечером в воскресенье священствует, на пенсию не претендует, то регистрация – дело добровольное?

Владимир Ряховский:Да.

Яков Кротов:То есть если люди хотят послабления по налоговой части, то они идут и регистрируются, а если они согласны платить налоги со своих доходов, как коммерсанты, то они регистрируются. Так во всем мире!

Владимир Ряховский:Если религиозное объединение, группа граждан хочет иметь статус юридического лица, обособленное имущество, счет в банке, работников по трудовому договору, то у них появляется необходимость пройти процедуру регистрации. Но это должно быть сугубо добровольным делом.

А что касается 1997 года, разделения религиозного объединения, группы и религиозной организации, то религиозная группа – это объединение граждан для совместного вероисповедания, которое действует без государственной регистрации, без статуса юридического лица. Вот, допустим, мы где-то в сельской местности проводим богослужение в частном доме – конечно, это должно быть сугубо наше право – хотим мы регистрироваться или нет. А получается, что после 1997 года уже неоднократно предпринимались попытки сделать так, что религиозные группы необходимо регистрировать.

В прошлом году были приняты изменения. До прошлого года было так, что если религиозная группа желает приобрести статус юрлица, преобразоваться в религиозную организацию, значит, она уведомляет о своей деятельности, ждет 15 лет либо подтверждает свое вхождение в централизованную организацию и регистрируется. Но это, опять-таки, право граждан. А после изменений в закон религиозная группа уведомляет о создании…

Яков Кротов:Обязана.

Владимир Ряховский:Нет, там нет слова "обязана". «Уведомляет о создании». Но сегодня на практике мы сталкиваемся с тем, что предъявляют претензии к группе, которая не уведомила о своем создании. И это уже путь в никуда. Есть немало протестантских общин, которые в советский период находились в подполье, и для них уже частью вероучения стало то, что они не регистрируются. И они ни при каких обстоятельствах не будут регистрироваться.

И для пятидесятников,  к которым принадлежал мой отец, епископ, Иван Петрович Федотов, уже частью вероучения стало – не регистрироваться. И они не будут ни уведомлять, ни регистрироваться. И что, они нарушают закон? Сегодня уже из Ставрополя пришла законодательная инициатива о введении ответственности за не регистрацию, хотят добавить в эту статью о религиозных группах обязанность – регистрироваться.

Яков Кротов:Это все равно, что признать сожительство уголовным преступлением, если мужчина и женщина не регистрируют брак.

Владимир Ряховский:Да! И сколько человек в религиозной группе – закон не определяет. А по аналогии с другими законодательными актами группа – уже два человека.

Яков Кротов:Так и в Евангелии сказано: "Где двое или трое, там и я среди них". Домашняя церковь – муж и жена.

Владимир Ряховский:Пришел ко мне сосед, даже мой единоверец, даже моя семья – это что, уже группа?

Яков Кротов:Конечно! А если вы будете ребенку рассказывать про Евангелие, то это совращение малолетних.

Владимир Ряховский:То есть группа страстных рыболовов поехала на рыбалку – это нормально, а если мы собрались читать и молиться, то мы должны регистрироваться? Еще раз говорю: должны быть разумные пределы государственного регулирования. И запретят мне сегодня дышать – я все равно буду дышать, а запретят мне говорить о Боге – я все равно буду говорить.

Яков Кротов:Это экстремизм! Когда закон только приняли, у нас в гостях была ваша коллега Инна Загребина, и она совершенно четко говорила о том, что к одиночкам этот закон не относится, он регулирует миссионерскую деятельность внутри объединений. Пошла практика, и она говорит именно о том, что полиция думает: миссионерская деятельность – это право только тех людей, которые входят в объединения.

Владимир Ряховский:Закон никудышный! Мне кажется, этот закон писали люди, которые абсолютно ничего не смыслят в религиозной практике.

Яков Кротов:И в юридической! Они забыли написать, что миссионерство – монополия организаций.

Владимир Ряховский:Нет, это есть в тексте. По закону миссионерская деятельность – это, прежде всего… Вот берем новую статью – 24-прим: это деятельность религиозного объединения по распространению своего вероучения среди лиц, не придерживающихся этого вероучения, в целях вовлечения в данное религиозное объединение, осуществляемая непосредственно религиозным объединением либо уполномоченными лицами, и совершенная публично. Вот пять признаков.

Яков Кротов:Закон дает исчерпывающие определение? По логике, где-то за семью горами действует принцип: что не запрещено, то разрешено.

Владимир Ряховский:В чем здесь ошибка и правоприменителей, и тех, кто настолько испуган этим законом? Понятие в законе о миссионерской деятельности не идентично тому, как мы с вами понимаем наше миссионерское служение. Если мы рассматриваем в каком-то деле то или иное действие, то, прежде всего, мы отвечаем, является ли это миссионерской деятельностью. Будет являться при наличии этих признаков.

Яков Кротов:Если я лично вышел на улицу и сказал "Христос воскресе", это не миссионерская деятельность, потому что по закону миссионерская деятельность – это прерогатива организаций. Но сейчас полицейские-то тащат именно одиночек! Это же интерпретация закона по принципу: «что не написано, то запрещено».

Владимир Ряховский:Вот было первое дело по применению этого закона – в Черкесске кришнаит раздавал литературу. Он объяснил, что никого не представляет, ни от кого не действует, никого не вовлекает, он просто раздает литературу и говорит о своих убеждениях. Он занял абсолютно правильную позицию! Но что делают правоохранительные органы? Составляют протокол, что он в нарушение закона о свободе совести нарушил порядок осуществления миссионерской деятельности тем, что незаконно распространял литературу. Что это такое? В законе вообще ничего про это нет!

Яков Кротов:Но насчет распространения литературы там все-таки есть.

Владимир Ряховский:Нет, в законе 1997 года было («литература, издаваемая религиозной организацией»), а сейчас ввели – «распространяемая в миссионерской деятельности, должна содержать полное наименование». Но какого-либо запрета на распространение нет. Поэтому суд абсолютно правильно отверг обвинения в его адрес, и дело прекратили.

Вы правильно сказали, что у нас правоприменитель, то есть сотрудник полиции, видит людей, проявляющих религиозную активность - есть ответственность за миссионерскую деятельность, статья 5.26 - и составляет протокол, вместо того, чтобы посмотреть в законе, что такое миссионерская деятельность. Я не защищаю этот закон, я категорически против него, я был одним из его критиков еще на стадии принятия, но на сегодняшний день есть восемь-девять дел, в которых этот закон был применен абсолютно неправильно!

Яков Кротов:А он вообще может быть применен правильно?

Владимир Ряховский:Может. Закон не запрещает миссионерскую деятельность, он ее регулирует, установлен порядок. У нас не допускается миссионерство в жилых помещениях, кроме предусмотренного статьей 16-ой.

Яков Кротов:Да, а в статье 16-ой разрешаются богослужения в жилых помещениях вкупе с миссионерской деятельностью.

Владимир Ряховский:Да, не допускается в жилых помещениях, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2-м статьи 16-ой Закона о свободе совести. А там говорится, что богослужения и ряд церемоний проводятся беспрепятственно. Значит и миссионерская деятельность допускается.

Яков Кротов:Да, и это же абсурд!

Владимир Ряховский:И еще ограничение – запрещается распространять свое вероучение в помещении другой религиозной организации, другого вероисповедания, без письменного согласия ее руководящего органа. Вот Ивану Журавлеву вменили то, что он в лютеранской кирхе говорил о своем вероисповедании без письменного разрешения. Нашли какую-то зацепочку…

Яков Кротов:Там все утяжелялось тем, что человек приехал с Украины, и они решили, что он украинец. А он чистый гражданин России. И поехало… А вот Александр Якимов, республика Марий Эл, пастор христиан веры евангельской, то есть это абсолютно легитимное, зарегистрированное…

Владимир Ряховский:Нет, это не организация, это религиозная группа. Но эта группа уведомила о своей деятельности.

Яков Кротов:Да, все по закону.

Владимир Ряховский:Деревенский праздник, день деревни, староста села дает слово пастору. Он поздравляет деревню, желает ей благословения - семьям, детям, городу, урожаю и всем-всем. И стоял баннер: "Родная деревня, с праздником!", подписанный "Новое поколение". Можно ли оценить его выступление как миссионерскую деятельность? На него составили протокол за миссионерскую деятельность. Но если обратиться к закону, является ли его выступление миссионерской деятельностью? Он действовал от имени организации? Да. Говорил о вероучении? Мне кажется, нет. В целях вовлечения? А что, он вовлекал кого-то, куда-то звал, приглашал? В его действиях не обнаруживаются признаки того, что является миссионерской деятельностью. Мы можем говорить о том, что он призывал Божье благословение, и мы можем говорить о миссионерской деятельности с точки зрения христианина.

Но даже если имеют место все признаки, если эту деятельность можно было признать миссионерской, что он нарушил? Что, нельзя заниматься миссионерской деятельностью на этом публичном мероприятии? Можно! А почему нельзя? Ему нужно было иметь какой-то документ? Если это религиозная группа, то по закону он должен был иметь решение общего собрания этой религиозной группы, что от имени этой религиозной группы он вправе заниматься миссионерской деятельностью. У него было решение общего собрания от 20 июля: как только этот закон вступил в силу, он оформил себе разрешение на миссионерскую деятельность.

Он ничего не нарушил! Тем не менее, на него наложен штраф, и суд признал это миссионерской деятельностью и нарушением статьи 5.26.

Но самое интересное, что его судили 3-го числа, а 7-го слушалось новое дело – в отношении старосты, который предоставил ему слово. Староста сказал: "Я не имею отношения ни к какой религиозной организации, но знаю пастора, знаю их общину, знаю, что они занимаются благотворительностью, и я его пригласил". В чем тут миссионерская деятельность?

Яков Кротов:Он пособничал.

Владимир Ряховский:Ну, тогда нужно еще ввести ответственность за пособничество или попустительство.

Яков Кротов:Да, и еще за недоносительство о миссионерской деятельности!

Владимир Ряховский:Вот я даже посмеялся над этим делом о покемонах . Блогер ловил покемонов – может, он делал благородное дело, освобождал святое место от этой нечисти!(смеется)Но вопрос гораздо сложнее. Если это абсурдное дело дойдет до суда, то суд должен будет установить обстоятельства дела. "Что ты делал?" – "Ловил покемонов". – "А они что, там были?" И у меня сразу вопрос: а как они там оказались, кто их туда пустил, а где была служба безопасности?(смеются)

Я предлагаю принять экстренные меры, создать в Следственном комитете группу по особо важным делам, потому что екатеринбургские полицейские сами с этим не справятся. А почему бездействует Национальная гвардия? Почему у нас по храмам свободно разгуливают покемоны? Может, их собрать и всех депортировать?

Яков Кротов:Доерничаетесь, Владимир Васильевич…

Владимир Ряховский:Это просто маразм! И самое интересное, что мои слова оказались пророческими, и буквально через два дня создали следственную группу - четыре следователя районного комитета. В районе семь следователей, и четырех из них бросили на это покемонское дело. Это просто пародия на наши правоохранительные органы! У них что, нет других проблем?

Яков Кротов:Это принцип Питера:  если вы расширяете штат учреждения, то этот штат находит себе работу. Если наращиваются штаты силовиков, то они ищут себе применение.

Вернемся к вопросу о неврозе. Страх миссионерства, страх, что твой сосед - другой, нежели ты… По-моему, за пределами Российской Федерации все здороваются – продавщицы, рабочие на бензоколонке, в ЖЭКе: говорят "здравствуйте", и люди отвечают "здравствуйте". В Российской Федерации не здороваются, боятся, хотя нет закона, запрещающего здороваться. Я думаю, это проявление той же психологии, которая породила антимиссионерский закон.

То, от чего спасает Спаситель – разобщенность людей, страх перед другим. В этом суть христианства. Я боюсь ближнего своего, у меня презумпция, что он – враг, что он - Каин, а я - конечно, Авель. И я принимаю закон, запрещающий здороваться. Это одержимость или что?

Владимир Ряховский:Ну, это уже традиционно, исторически.

Яков Кротов: Да ладно, до революции такого не было!

Владимир Ряховский:Но у нас постоянно было религиозное превосходство, и законы были нехорошие…

Яков Кротов:Но после 1905 года их отменили, ослабили.

Владимир Ряховский:Формально отменили, а фактически, может быть, просто ослабили.

У меня знакомая женщина – председатель одного из районных судов. Она говорит мне: "У меня сын женился, девочка очень хорошая, воспитанная, образованная, но есть одна проблема – она из баптистской семьи". Я говорю: "Ну, и что? Может, она потому такая воспитанная, хорошая мать и хорошая жена, что воспитывалась в такой семье". Она говорит: "Да я все понимаю, я с ними очень дружу, это прекрасная семья, но я никому не могу об этом сказать". Судья, уже опытная, она знает законы, знает Конституцию и испытывает вот этот комплекс!

Яков Кротов:То есть закон только отражает мироощущение людей, живущих в стране, во всяком случае, большинства?

Владимир Ряховский:Наверное, закон и должен регулировать именно такие отношения…

Яков Кротов:Но сколько стран, где эта сфера вообще не регулируется!

Владимир Ряховский:Вот у нас, допустим, в уголовном праве есть субъект уголовно-правовых отношений – несовершеннолетний, должностные лица, есть военнослужащие, есть военные преступления, есть группа лиц или что-то там еще. И вот был введен закон об оскорблении религиозных чувств верующих, и субъектом правоотношений становится такое лицо, как верующий: это оскорбление именно чувств верующих, а не кого-либо другого.

Вот, допустим, совершено какое-то деяние, которое следственные органы пытаются подвести под оскорбление религиозных чувств, а мне хочется задать вопрос: чьи чувства оскорблены? Верующего. А кто такой верующий? Я понимаю – мужчина или женщина, военнослужащий или должностное лицо, несовершеннолетний - можно документально подтвердить, что они являются таковыми. А как можно подтвердить, что человек - верующий?

Яков Кротов:А в чем сложность? Разжигается костер, ты на него всходишь, и, если ты верующий, пламя расступается. Или, если ты протестант, ты берешь змею, и она тебя не кусает.

Владимир Ряховский: Мне приходилось участвовать в качестве адвоката в делах по оскорблению чувств верующих, по 148-ой статье, и мне невольно хочется задать вопрос тому, что считает себя потерпевшим: по каким критериям он - верующий? Я могу сказать, что вера без дел мертва. А какой ты верующий, если у тебя в семье то-то и то-то? Ты просто называешь себя верующим. И мне интересно, кому в голову могло прийти – внести в уголовное право такой новый субъект, как верующий.

Яков Кротов:Это я вам скажу как историк. Чекисту! 58-я статья про антисоветскую деятельность умерла, да здравствует статья про оскорбление чувств верующих! Но сажать будут тех же самых людей те же самые люди.

А вы, как христианин и как юрист, призывали к гражданскому неповиновению?

Владимир Ряховский:Я не призывал к неповиновению, но сам я поступал бы по своей совести и каждому советовал бы так поступать.

Когда мы смогли ознакомиться с этим законом… А это отдельная история, потому что утром 24-го числа депутаты впервые увидели его письменную редакцию (она не была даже выставлена в базе), и в этот день они приняли 160 законов, по которым нам надо жить.

Яков Кротов:Вы будете проповедовать Христа без справки?

Владимир Ряховский:Конечно!

Яков Кротов:Чрезвычайная благодарность вам за разъяснения, за готовность жить по Евангелию. И то же пожелание всем нашим слушателям, как верующим, так и неверующим. Свобода одна для всех.

 

 Фото: Люди протестуют против «Пакета Яровой». Москва, 9 августа 2016 года

 

 

Источник: Свобода

 

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100