Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 129 гостей и 3 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



ПРОЗРАЧНЫЙ СИМБИОЗ

Печать

 

...Какие интересы преследуют чиновники и бизнесмены, которые поддерживают и финансируют РПЦ? Почему священники обычно снисходительны к их грехам? Об этом - в интервью Deutsche Welle.

 

Немецкий социолог Тобиас Кёлльнер (Tobias Köllner) руководит исследовательским проектом, цель которого - проанализировать взаимовлияние Русской православной церкви и политической верхушки современной России. Год он прожил во Владимирской области, в частности, для того, чтобы понять мотивы чиновников и бизнесменов, оказывающих финансовую поддержку местным церквям. В интервью Deutsche Welle он говорит об отношениях власти и РПЦ.

 

Тобиас Кёлльнер: Сразу стоит отметить, что они не только сотрудничают друг с другом. Бывают конфликты, конкуренция. Но существует четкая тенденция к партнерству. В своем исследовании я обозначил это термином "чередующиеся авторитеты". Иерархи РПЦ, как и политики - часть российской элиты. Они очень близки идеологически: говорят о "национальной мощи", подчеркивают уникальность русской культуры и противопоставляют Россию Западу. Причем, их отношения строятся на двух уровнях: личном и институционном. Пример тому - создание различных комиссий представителей власти и церкви, привилегированная позиция РПЦ в процессах законотворчества и совместные появления на публике.

 

DW: Когда официальное разделение между государством и церковью утратило четкие границы?

Система начала развиваться на региональном и локальном уровне еще во время президентства Бориса Ельцина. Это не была любовь с первого взгляда: многие просьбы РПЦ и православных активистов были выполнены не сразу. Например, введение института священников в армии или уроки религии в общеобразовательных школах. Но сейчас РПЦ, православие уже воспринимаются как часть русской культуры, русской цивилизации, а не только как религия.

 

А как строятся отношения предпринимателей и РПЦ?

Бизнесмены делают пожертвования церкви не только, чтобы искупить грехи. Они видят в этом возможность получить конкретную выгоду. Деньги, отданные на строительство храма, помогут наладить контакты с важными политическими фигурами, а если захотят избираться - набрать больше голосов на выборах. Для духовной практики предприниматели предпочитают встречаться со своими священниками наедине, за закрытыми дверями. У них, как правило, очень близкие отношения, в которых одна сторона выступает в роли духовного наставника, другая дает деньги церкви. При этом они более или менее равноправны. Духовник обычно снисходителен к бизнесмену: слишком жесткая критика может оттолкнуть его и лишить священника источника финансирования.

В свою очередь, те, кто спонсирует РПЦ, имеют явное политическое преимущество. Это сказывается и на предпринимателях: "сверху" от них ожидают пожертвований в адрес православной церкви. В противном случае бизнес может лишиться выгодных госзаказов, возникнут проблемы типа налоговых проверок и инспекций санитарного надзора.

 

Как церковь служащие относятся к подобной форме благотворительности?

Священники оценивают это двояко. С одной стороны, они благодарны за поддержку и всячески подчеркивают ее значение. С другой стороны, особенно когда речь идет о крупных сумах, - понимают, что грех, который таким образом пытаются искупить, наверное, очень большой. Но большинство относятся к таким подаркам довольно прагматично и старается не отпугивать покровителей своими увещеваниями. Один из священников процитировал в разговоре со мной такую поговорку: "Не проживешь - не согрешишь, не согрешишь - не покаешься". И так легко это сказал...

 

Можно ли по одной, отдельно взятой Владимирской области делать вывод о всей системе отношений РПЦ с ее элитарной паствой? Или это единичные явления?

Думаю, что выводы исследования можно проецировать минимум на всю европейскую часть России. Приведенные мною примеры - не единичные, а скорее типичные.

 

Подобные отношения между чиновниками, бизнесменами и церковью существуют только в России?

Конечно, нет. Так же они складываются и в других странах бывшего СССР. Но византийская идея о гармоничных и равноправных отношений государства и церкви - идеал, который на практике не был достигнут ни в самой Византии, ни в России, ни в каком либо другом православном государстве.

 

По теме:

Комментарий: Кризис мирового православия 

Комментарий: Православие на Страшном суде 

Эксперты: РПЦ является основным получателем грантов президента РФ 

Комментарий: Патриарх Кирилл устанавливает единомыслие 

 

 

Источник: Deutsche Welle

 

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100