Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 159 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



"СОШЕСТВИЕ ЕДИНОРОДНОГО"

Печать

Михаил РОМАШКО

 

arm echmiadzЭчмиадзин - один из красивейших христианских монастырей. Находится он в Армении, совсем недалеко от Еревана, в городке, который в советские годы тоже назывался Эчмиадзин, а сегодня именуется Вагаршапат. Монастырь принадлежит Армянской апостольской церкви и является резиденцией Верховного Патриарха-Католикоса всех армян.

 

По армянской легенде, армяне стали христианами в 301 году. Как всегда в таких историях, не обошлось без чудес.

 

Избавление от язычества

В те годы царем Армении был язычник Трдат III. Как всякий язычник, к христианам он относился плохо. Как-то во время привычного языческого жертвоприношения царь заметил, что один из его приближенных по имени Григорий не желает в этом благом деле участвовать. Царь велел у Григория выспросить причину отказа, тот и признался, что он христианин. Само собой, христианин Григорий тут же отправился для вразумления в тюрьму. А царь стал выискивать среди своего народа и других христиан. И нашел. Это были женщины, бежавшие от преследований римского императора, - трудно, правда, сказать какого: Диоклетиана, Максимиана, Галерия или Констанция Хлора. Трдат оказался не лучше римлян. Женщин, которые именовали себя девами-рипсимиянками, он велел казнить. И тут с ним случилась большая беда. Царь тяжело занемог. Лекари не знали, как его вылечить. Словом, Трдат понял, что еще немного, и он умрет. А сестра царя, женщина чувствительная, стала вдруг чуть не каждую ночь видеть один и тот же сон: будто бы только один человек знает, как спасти царя от смерти, и это тот самый Григорий, которого братец бросил в темницу. Не выдержала сестра, рассказала царю сон. Трдату терять уже было нечего, повелел он освободить Григория и привести к его ложу. Привели. Приняли бывшего сидельца с почестями и приготовились исполнять все указания. Григорий сразу поставил диагноз: это воздаяние за нежелание принять истинную веру, за все злодейства, христианам причиненные, и особо за убиение непорочных дев. Распорядился Григорий похоронить несчастных по христианскому обычаю, а на месте их казни заложить христианскую церковь. Самого же царя и всех придворных он долго мучил благочестивыми проповедями, а потом всех оптом окрестил. И как только Трдат получил святое крещение, болезнь его прошла, точно ее и не было. Следом за придворными крещению подверглись и все подданные Трдата. А Григорий тут же стал епископом в этих местах.

Спустя два года был заложен и главный христианский храм - Эчмиадзин, что означает «сошел Единородный», как считается сейчас, или «первый исход», как думал в XIX веке генерал Сергей Тучков, занимавшийся перевозкой ценностей из Эчмиадзина в Грузию, чтобы спасти их от наступавших частей турок.

Правда, как считают азербайджанские ученые, может быть армяне и приняли христианство в 301 году, но в 303 году никакого Эчмиадзина они не строили - во всяком случае, на территории нынешней Армении. Их Эчмиадзин располагался на реке Евфрат. А на месте нынешнего Эчмиадзина еще три века назад располагалось азербайджанское село Учкилиса, о чем сохранились старинные документы и о чем писал в своей собственноручно уничтоженной потом книге академик Орбели. И это не единственная тайна Эчмиадзина.

 

«Портрет» персидского шаха

Легенда о волшебном появлении на стене Эчмиадзинского собора лица персидского шаха относится уже к очень позднему времени. Легенда рассказывает следующее. В 1604 году шах Аббас начал очередную войну с армянами. На Эчмиадзин у шаха были большие планы: он думал собор снести, а камни и все декоративные элементы отправить в Исфахан. Жители Эчмиадзина нашли самый простой и действенный способ спасти свой собор. Всем было известно, что шах ни за что не тронет постройки, если там будет изображен его портрет. Поэтому за одну ночь они изобразили всесильного властителя на стене своего собора.

В 1680 году Эчмиадзинский собор подвергся грандиозной перестройке. И на одной из стен было изображено трудно идентифицируемое лицо. Считается, что это один из донаторов собора, имя которого осталось неизвестным.

Однако генерал Тучков рассказывает сходную историю про другого персидского властелина - Надир-шаха. Когда его люди погрузили сокровища Эчмиадзина для эвакуации, Тучков заметил золотую лампаду с драгоценными каменьями, которая стояла под иконой Спасителя.

Он хотел и ее отправить в эвакуацию, но местный архиерей взмолился, чтобы лампаду не трогали, ибо ее прислал сам шах и просил, чтобы лампада горела вечно под этим образом. Объяснение было простым: шаха излечил от тяжелой болезни католический священник, так что шах считал, что для профилактики новой болезни лампада должна находиться в христианском храме!

 

Храм, плывущий по воде

Про Эчмиадзин сложена легенда, что он стоит на священном подземном озере и что воды этого озера можно увидеть, если поднять крышку одного из многочисленных колодцев, которые имеются даже внутри собора. Обычно в этот рассказ никто не верит - ну много ли вы знаете соборов, под которыми плещется вода? А на самом деле это святая правда. Хоть и не на озере, но стоит собор на «водной подушке», которую старинные строители решили использовать как средство спасти постройку от землетрясений, которые в этом регионе бывают и частыми, и мощными. Колодец, из которого берут воду для церковных ритуалов, наполняется именно этой «похрамной» водой. Считается, что она святая, а местные жители считают ее целительной и невероятно вкусной.

Но кроме тайн сооружений Эчмиадзина, есть и тайны, связанные с ритуальными предметами и артефактами, которыми Эчмиадзин невероятно богат.

Во-первых, такого количества золотых изделий с таким количеством драгоценных камней нет в других христианских монастырях и соборах. Эчмиадзин буквально ломится от золота - старинного и не очень. Чего стоят, например, армянский алфавит из чистого золота и изукрашенный каменьями золотой крест, изготовленные в относительно недалекое советское время! История появления этих реликвий проста и невероятна трогательна. В годы, когда нельзя было принимать добровольные пожертвования от граждан, и особенно от иностранцев, люди собирали на этот алфавит и этот крест золото буквально по крупицам: как шпионы или контрабандисты, они ввозили золото из Франции малыми порциями. Эту контрабанду, грозившую уголовной статьей, везли все, кто мог - артисты, художники, литераторы, врачи, инженеры, простые домохозяйки. А потом из собранного золота изготовили красивейшие артефакты.

Еще в Эчмиадзине множество святых реликвий. Есть кусочек окаменевшей доски от Ноева ковчега - эта реликвия вставлена в оклад, а сверху находится серебряный крест.

Имеется несколько штук дланей с благословляющими пальцами - в таких реликвариях хранятся мощи многих святых, в том числе и первого епископа Григория.

Особой славой пользуется реликвия, два века назад изъятая из сокровищницы скального монастыря в Гехарде. Это так называемый наконечник копья Лонгина. Точнее, это один из четырех артефактов, который может быть настоящим наконечником копья, которым был проткнут бок Иисуса Христа.

Верующие не сомневаются, что копье, доска от ковчега или кости, волосы, зубы и прочие части святых тел подлинные. Хотя наличие на железном острие наконечника копья четко вырезанного креста уже делает этот артефакт неубедительным, а доски от Ноева ковчега точно не могут быть настоящими - одна из них выкрашена коричневым лаком, а другая обита синим бархатом...

Но в Эчмиадзине есть более ценные предметы, чем реликвии церкви, - это книги. Эчмиадзин на протяжении веков собирал свою библиотеку. Вот она - подлинное сокровище монастыря. Говорят, сюда в свое время попали книги из Александрийской библиотеки - втайне от правителей хранители библиотеки с помощью многочисленных переписчиков изготовляли копии самых важных исторических документов, а оригиналы небольшими партиями отправляли в другие страны.

 

Источник: Загадки истории

 

Комментарий RP: согласно официальной версии церковной истории Армянской апостольской церкви, город Вагаршапад в 4 в. был столицей Армении, где в период правления царя Трдата, принявшего христианство, здесь был выстроен первый христианский храм - Эчмиадзинский кафедральный собор. По легенде, место для храма царю указал Григор Просветитель, которому повелел так в своем явлении сам Христос (название Эч-Миадзин означает Сошествие Единородного). По церковной версии первоначально храм был деревянным и создавался в виде базилики, на месте которой в 5 в. и появилась трехнефная купольная базилика, существование которой было подтверждено уже и археологическими исследованиями.

arm echmiadz planОднако, стоит заметить, что по свидетельству жившего в 4 в.историка Фауста Византийского, написавшего "Историю армян", первый храм и духовный центр армянских христиан появился не в Валаршабаде, а на юго-западе от оз. Ван, в Тароне (совр. Муш, Турция).

Еще одной любопытной деталью, связанной с историей Эчмиадзина, можно считать то обстоятельство, что главный храм монастыря возведен на месте святилища огнепоклонников, остатки которого сохранились до наших дней. Это небольшая постройка, возведенная из "рваного камня на глиняном растворе с очагом в виде тонира... как храма огня" (Ф.Тер-Мартиросов), которая скрыта сегодня под алтарной апсидой, но сохранена церковью нетронутой. Данная подробность не афишируется и не упоминается в информации для многочисленных туристов, а вход в подземное сооружение из помещения музея находится под замком (на плане обозначен красной стрелкой).

 

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100