Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 156 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



ПЕЧАЛЬНИКИ ОТ ПРОПАГАНДЫ

Печать

 

lgat professБорьба за политическое влияние под флагом заботы о благе "жертв сект

 

На сегодняшний день, в мире переполненном коммуникационными технологиями, социальными сетями, различными сайтами и деятельностью СМИ, информация, которая появляется в пространстве интернета и теле- радио вещания, распространяется с огромной скоростью. Доверчивая часть аудитории проглатывает всю эту информацию и принимает на ее основе выводы в своей жизни. Таким образом, при помощи распространения той или иной информации, любую организацию или отдельную личность можно, как возвысить в глазах общества, так и полностью дискредитировать, вплоть до прекращения деятельности.

Газета «Нераскрытые преступления»  в ответ на обращение общественного объединения «Кавальер» уже более трёх месяцев занимается исследованием явления религиозного экстремизма - методов, механизмов и личностей, которые превратили экстремизм в свой бизнес. Сегодня в качестве эксперта свою точку зрения высказал доктор философских наук, профессор Института заочного экономического образования Воронежского государственного университета - Александр Владиленович АРАПОВ. Ключевое вопросы касались деструктивной деятельности так называемых антисектанстких организаций, которые зарабатывают деньги на страхе аудитории посредством развешивания ярлыков таких как «деструктивный культ» и «тоталитарная секта».

 

 Журналист: Расскажите о таких понятиях, как «тоталитарная секта» и «деструктивный культ». Откуда они взялись и насколько они научны?

Александр АРАПОВ: Словосочетания «тоталитарная секта» (totalitarian sect) и «деструктивный культ» (totalitarian cult) в английском языке первоначально использовались для описания политических, а не религиозных движений. В 1930-е гг. и позднее так называли фашизм и коммунизм. Примерно с 1960-х годов их стали использовать для обозначения различных негосударственных групп и идеологий, в том числе, религиозных. В применении к религиозным объединениям, эти термины имеют скорее публицистический, чем научный характер. Есть собственно научный термин - «новые религиозные движения», который не несёт оценочной окраски.

 

С научной точки зрения, кто может делать выводы, является та или иная организация сектой? Какая группа специалистов может делать подобные выводы?

Сразу надо сказать, что юридического смысла в Российской Федерации термин «секта» не имеет. В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» действующем в РФ, есть определения религиозной организации и религиозной группы, а такого типа религиозного объединения, как «секта» там нет. Далее - в этом же законе перечислены основания для снятия с регистрации религиозной организации или запрета деятельности религиозной группы. Опять-таки, такого основания: «потому, что это секта» в законе нет. В Российской империи, в законодательстве был термин «секта» и означал он религиозную группу, отделившуюся от господствующей православной церкви. До 1905 г. такая группа была однозначно нелегальной. В ситуации, когда в православие (так же как и в другие вероисповедания) записывали в младенчестве, тут была некоторая формальная ясность (хотя это не означает, что тогдашнее законодательство соответствовало действительным интересам России). Но и ясность была не полная. Что, например, делать, если конкретная группа отделилась от православной церкви, но при этом такое же вероисповедание существует легально? Такая ситуация возникла, например, с первыми русскими баптистами. Баптизм был разрешённой («терпимой» в терминологии того времени) конфессией, распространённой на территории Российской империи среди немцев. Специально по такому случаю придумали термин «штундо- баптистов».

«Секта» сейчас - это просто ругательство. Ни юридического, ни научного смысла он не имеет. Странно создавать экспертный совет для оценки ругательств. Представим, такую ситуацию. Два мужика (скажем, Иванов и Петров) выпивали, и потом Иванов обозвал Петрова козлом. После чего создаётся экспертный совет из докторов наук и депутатов Государственной думы, чтобы определить, действительно ли Петров козёл.

 

На сколько распространено в мире такое явление, как апологетические центры? Ни для кого не секрет, что русская православная церковь использует данный механизм для назначения неугодных и инакомыслящих - «сектами» и «культами».

Всюду между различными религиозными организациями идёт борьба за умы и сердца людей. Часто в этой борьбе прибегают к административному ресурсу. Упомянутые термины в последней четверти XX века получили широкое распространение в среде протестантских апологетов. Действительно, в этот период популярность традиционного протестантизма в Европе и Северной Америке резко упала, церковные здания приходится даже сдавать в аренду. Зато новые религиозные движения стали приобретать всё больше последователей и стали рассматриваться конфессиями- «старожилами» в качестве опасных конкурентов. Фундаменталистские апологеты пустили в ход такие средства, как навешивание оскорбительных ярлыков типа «деструктивный культ» и «тоталитарная секта». Характерно, что Дворкин прибыл в Россию из США. Там он набрался соответствующей терминологии, которая в России оказалась в новинку, и затем уже здесь сделал себе на этом имя.

 

За последнюю четверть столетия существует множество прецедентов манипуляций такими понятиями как «тоталитарная секта» и «деструктивный культ». Как вы думаете, кому выгодно развешивать такие ярлыки?

Те, кто призывают к борьбе с сектами посредством стеснений и гонений, несомненно, полагают, что действуют в интересах православия. Но это «ревность по Боге, но не по рассуждению» (Рим.10:02). Те, кто призывает прибегнуть к административному ресурсу в борьбе с оппонентами, не понимают, насколько они вредят самой православной церкви!

Обратимся к истории. В 1917 году авторитет господствующей церкви во всех слоях населения, был крайне низок, это отмечали все объективные исследователи. Интеллигенция не знала о православии элементарных вещей (несмотря на обязательный Закон Божий в гимназиях). Простые люди стояли в храме в шапках, плевали на пол во время богослужения и т.д. Если бы было иначе, то антирелигиозная политика большевиков не имела бы никакого успеха. На протяжении советского периода, Русская православная церковь приобрела огромный авторитет, именно как гонимая церковь. В годы гонений был написан чудесный цикл стихов Бориса Пастернака на евангельские темы (вошёл в «Стихотворения Юрия Живаго»). Православную церковь уважали даже интеллигенты- атеисты, как легальную оппозицию официозу. «Не та вера истинная, которая мучит, а та, которую мучат» - эту народную пословицу цитировал ещё Николай Лесков в XIX веке. В период перестройки гонения на православную церковь, слава Богу, прекратились. Но зачем самим становиться в позицию гонителей? Вместо того, чтобы требовать запретить кружки Свидетелей Иеговы, эффективнее было бы организовать православные кружки по изучению Библии и донести о них информацию до всех интересующихся. В России, если будет выбор между иеговистским и православным кружком, подавляющее большинство выберет православный.

 

Какую историческую роль сыграл Александр Дворкин в формировании манипуляционной политики по назначению организаций «сектами» и «деструктивными культами»? Какие это повлекло за собой последствия?

Тут вспоминается другая пословица: «В нашем полку нет толку - кто раньше встал и палку взял, тот и капрал». Дворкин первый взял палку «сектоведения» и стал размахивать этой палкой налево и направо. Во второй половине 1990-х гг. эта палка оказалась востребована на государственном уровне. После вторых президентских выборов в окружении Б.Н. Ельцина большое влияние (прежде всего, на идеологию) имела группа людей с националистическими и даже монархическими взглядами. Один из них - Н.Д. Егоров продвинулся даже до должности Руководителя Администрации Президента. Тут Дворкин со своими сектоведческими идеями пришёлся кстати. У него уже были определённые наработки, и он смог извлечь из ситуации максимальную выгоду. Но надо понимать, что в плане формирования идеологической линии, Дворкин никакой особой роли не играл и не играет. Это не такая уж крупная фигура, и тем более, не игрок. Он лишь уловил тенденцию и ловко её использовал

 

Ряд европейских экспертов, а также из Российской Федерации - элита науки считают, что деятельность Дворкина носит экстремистский характер. Как вы можете прокомментировать подобную позицию?

Самое прискорбное, что взгляды таких людей как Дворкин, могут быть восприняты как официальная и единственно возможная точка зрения православной церкви. В православии существует традиция совсем другого отношения к иным вероисповеданиям. Прот. Александр Мень написал большой цикл работ по истории религии. У него везде мы видим уважительное и объективное отношение ко всем нехристианским (и тем более - христианским) исповеданиям. В «Откровенных рассказах странника» изданных Феофаном Затворником православный христианин доброжелательно даёт лютеранину рекомендации по умному деланию, а не обращается к нему с руганью. В проповедях и статьях свят. Георгия Чистякова не только не найти оскорблений и навешивания ярлыков, но такие высказывания даже невозможно там представить.

 

Насколько известно, существует некая процедура «депрограммирования», которая признана незаконной во многих странах. Но на смену «депрограммированию» приходит «exit counseling» (консультация по выходу). Ядром этого явления являются психологи. В России например, на арене возле Дворкина появился психолог, который называет себя сектоведом, Александр Невеев. Мы провели ряд экспертиз, некоторые из них уже вышли в эфир. Специалисты в религиоведении, социологии и философии подчёркивают, что этот человек не является никаким сектоведом. Как вы считаете, психологи могут быть сектоведами и вести достаточно радикальную и агрессивную деятельность против НРД (новые религиозные движения) и других (не религиозных) организаций?

Я смотрел видео Александра Невеева. Считаю, что такие высказывания по религиозным вопросам не заслуживают того, чтобы всерьёз их обсуждать. Невеев в качестве признака сект, выделяет то, что их основателями являются «люди необразованные», «фельдшера и шофёры». Что за снобизм по отношению к фельдшерам и шофёрам? С каких пор в духовной жизни стал важен мирской статус? Среди православных святых уж точно больше людей самых простых профессий, чем кандидатов психологических наук.

 

Во Франции существует организация ФЭКРИС (Европейская федерация центров по исследованию и информированию о сектанстве). Она имеет много филиалов по всему миру. Дворкин является вице- президентом этой организации.ФЭКРИСведёт достаточно радикальную и агрессивную борьбу со многими НРД и другими организациями, не всегда религиозными. Они используют «депрограммированию» и «exit counseling». Многие специалисты считают, что их деятельность несёт вред своими нападками и клеветой. Что вы можете сказать об этой организации?

Они пишут, что ФЭКРИС «политически, религиозно и философски нейтральна.» Но как может быть религиозно нейтральной организация, которая обзывает религиозные объединения «сектами»? Под флагом заботы о благе неких «жертв сект» идёт борьба за политическое влияние. Есть там и беспринципные личности, готовые за деньги изобразить что угодно, есть вполне искренние люди. Многие озлоблены разными жизненными обстоятельствами и ищут на кого излить свою злобу и самоутвердиться за счёт других.

 

Как на ваш взгляд можно себя защитить и противодействовать попыткам акций религиозного экстремизма?

Универсальный ответ: «Имей мужество пользоваться своим умом» (И.Кант).

 

Статью подготовила Главный редактор газеты «Очная ставка», Екатерина СИДОРОВА.

 

Источник: CONT

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100