Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 190 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



ПО СТОПАМ АДЕЛЬГЕЙМА?

Печать

Всеволод ЧАПЛИН

 

В.ЧаплинПодошло к тысяче число проголосовавших за мою петицию об избрании священнослужителей общинами. Количество подписавших для довольно специфической темы не такое уж маленькое. Среди подписавших следующие клирики (только те, которых я смог идентифицировать):

 

протоиерей Александр Шабанов, Тверь; протоиерей Владимир Зелинский, Италия; протоиерей Вячеслав Баскаков, Тверь; протоиерей Иоанн Косых, Ульяновск; протоиерей Всеволод Чаплин, Москва; иеромонах Никанор (Лепешев), пос. Наяк, Нанайский район, Хабаровский край; священник Стахий Вертилецкий, Хабаровский край; священник Георгий Рощупкин, Ульяновск; священник Филипп Парфенов, Москва; священник Александр Шрамко, Беларусь; диакон Кирилл Храмчихин, Москва; диакон Олег Симаков, Самара (так человек представился, подтверждения сана в интернете не нашел).

Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер (Москва) просил публично обозначить, что он «оставил комментарий» к петиции.

Еще один клирик из Нижегородской области, с которым я на связи, просил не называть его имени.

Смелым отцам – спасибо за поддержку.

Появилась и некоторая критика. Так, Елена Жосул на сайте expert.ru довольно подробно излагает аргументы «против». Поскольку руководство «Эксперта» на мое предложение ответить там же сказало, что это не совсем их тема (все-таки опубликовав текст Елены), отвечу здесь – пожестче, чем ответил бы в «Эксперте».

Елена пишет: «Зачем?» - первоочередной вопрос, возникающий при размышлении над идеей усиления выборного принципа в Церкви. Действительно ли в избрании клириков и архиереев Русской церкви паствой есть необходимость – именно сегодня, в текущей фазе церковной жизни?».

Увы, произвол и вкусовщина при назначении духовенства вызывает боль и неприятие многих людей. Вот только что мне написали из одной славной епархии: отправлен за штат заслуженный, но способный служить настоятель, и вместо него назначен молодой архиерейский любимец, который уже является параллельно настоятелем другого храма. Зачем лишать общину полюбившегося священника и разрывать молодого человека на два послушания? Зачем вообще некоторые настоятельствуют в двух-трех храмах? «Ради хлеба куса»? Бесправие общины при определении священника, а епархии – при определении архиерея вызывает сотни жалоб каждый год. И эта ситуация требует исцеления.

Читаем далее текст Елены: «Много ли сегодня во всей России наберется полноценных приходских общин – маленьких «гражданских сообществ» церковной реальности, способных поддерживать соборный дух в своем небольшом пространстве? Полагаю, ответ на этот вопрос очевиден для всякого, кто обладает опытом регулярной церковной жизни хотя бы в течение нескольких лет и кто внимателен к этой жизни и происходящим в ней процессам. Даже отсутствие специальных исследований позволяет сказать: в настоящее время ожидать от приходов достаточной гражданской активности – в той мере, какая необходима для реализации обсуждаемых электоральных инициатив – преждевременно. Большинство современных русских приходов сегодня еще слишком слабо развиты с точки зрения крепости приходской общины. Можно сказать, что они находятся в стадии созревания, становления».

Мой опыт – другой. За 15, 20 и более лет существования – а именно столько существует большинство городских общин – все ресурсы развития они уже употребили. И в каждой можно найти одного-двух, а то и пятерых кандидатов в священники. И каждая способна определить, какой пастырь ей нужен. В сельской общине кандидатов обычно нет – пусть помогут соседние города, только дав возможность кандидату поработать в сельской общине годик-другой. Ведь такая община всегда предпочтет знакомого человека незнакомому, особенно «залетному» юноше, который обычно в этой общине и не задержится – «полетит» дальше или «слетит» с катушек (недаром у нас сейчас многие сотни бывших священников, рукоположенных поспешно и направленных в незнакомую для себя среду). Кстати, «гражданское общество» Локка тут как бы и при чем.

Дальше Елена пишет: «Сложно сказать, сколько времени нужно приходу для полноценного «взросления», - наверное, жизни как минимум двух-трех поколений. <…> Согласно данным большинства опросов, православными верующими сегодня готовы назвать себя около 80% россиян, однако регулярное участие в церковных таинствах принимают лишь несколько процентов – от трех до пяти. <…> Подспудно потребительское отношение к храму (я прихожу, чтобы удовлетворить личные религиозные потребности), к сожалению, является частью религиозного чувства немалого количества сегодняшних верующих. Потому что всё на счету – личное время, свободное от работы, лучше посвятить семье и развлечениям, свободные деньги потратить на детей либо ремонт в квартире, но не на приход. Показательна в данном случае ситуация с десятиной. Практика жертвы на храм одной десятой части своего дохода сегодня совсем не распространена. Комфортнее положить ее на депозит, а не в приходскую кассу».

Ждать появления «идеальных» христиан надо будет не два-три поколения – вечно. Во всех «древне-идеальных» странах, включая православные империи, регулярное и добровольное участие в церковных таинствах принимало меньшинство. Сегодня, по данным службы социологов, среди православных жителей России это все-таки не 3-5 %. 21 % из них причащающихся раз в год и чаще, 30 % - реже раза в год. Мои многолетние наблюдения подтверждают реалистичность приведенных цифр. Такова же картина среди православных на Западе, что не мешает им избирать священников. До революции причащалось по своей воле примерно столько же людей, а знаний о вере у них было едва ли меньше, чем у наших современников, однако в начале ХХ века эти люди избрали в епископы лучших из новомучеников. Вводить же образовательный, а тем более денежный ценз – просто дискриминация. Если не начинать избирать священников и епископов хотя бы в крупных городах, ответственный прихожанин не родится никогда.

«В подавляющем большинстве случаев, - читаем у Елены, - в случае конфликта со священником, верующий меняет храм, уходя к другому духовнику. Свое право свободного выбора он уже реализует в выборе прихода».

Увы, это никак не отнесешь к пожилым одиноким людям, которые просто не смогут ездить в той же Москве на другой конец города – даже раз в неделю.

Елена пишет: «Понадобятся списки избирателей по приходу – но как их формировать с учетом того, что в настоящее время принадлежность человека к конкретному приходу формально никак не зафиксирована? По какому принципу прикреплять прихожанина к конкретному «избирательному участку»? Будет ли в данном случае учитываться фактор прописки? В обсуждаемой петиции делается уточнение, что приходское собрание должно быть «открыто для участия любого православного христианина – местного жителя». В таком случае прихожане автоматически привязываются к одному из ближайших районных храмов по территориальному принципу. Но уже одно это разрушит существующие в городах приходские общины. Когда верующие из спальных районов годами посещают храмы в городском центре. Потребуется введение избирательного ценза – нельзя же допускать к выборам случайных «захожан» наравне с прихожанами».

Приглашать надо всех. Постоянных прихожан за службой с амвона, и они придут, вне зависимости от «территориального» фактора. Ну и местных жителей - тоже всех, включая «захожан». Все-таки они прежде всего придут в ближайший храм на крещение, венчание, исповедь, даже если не ходят в церковь постоянно. Им не все равно, кто у них служит.

Читаем далее: «Для обеспечения принципа выборности кандидатов на настоятельство должно быть как минимум двое. Конкуренция между ними в той или иной форме станет неизбежностью. Слаб человек, и любая форма борьбы за любую условную власть его слабости усиливает… Конкуренция исчезает лишь в том случае, если один из кандидатов берет самоотвод, тем самым аннулируя сам принцип выбора. Но наличие ее, пусть даже в минимальной форме, - действительно ли это необходимо для здоровой духовной атмосферы на приходе? Или, может быть, есть смысл проводить прямые дебаты между кандидатами на настоятельство? В формате - чего уж, раз всё разворачивается на духовном поприще – открытой исповеди перед своим возможным будущим приходом. С ответами на возможные уточняющие вопросы со стороны электората».

На самом деле в моей петиции написано: «Кандидаты в настоятели, пресвитеры и диаконы конкретной приходской общины должны предлагаться именно этой общиной. Если кандидатов нет – то соседними общинами, в крайнем случае – епархией». Никаких внешних кандидатов в принципе вообще быть не должно – ни одного, ни двух, ни пятерых, за исключением случая слабой общины, в которой нет своих кандидатов. Настоятеля в многоштатном приходе надо выбирать из имеющихся клириков. Пусть будет два кандидата – не страшно. Практически уверен, что никакой «битвы пиар-компаний» в этом случае не произойдет. В одноштатном – достаточно одного кандидата, он там обыкновенно и будет только один. Выборы обязательно из двух кандидатов – вовсе не обязательны. Выбирать, конечно, предлагается не только настоятелей, а всех клириков – и при наличии двух кандидатов из той же самой общины (что случится не так уж часто) битвы между ними ожидать не стоит.

Не замечено Еленой и еще одно важное предложение из петиции: «Отстранение священнослужителя от служения или его перевод из общины должны происходить по его собственному желанию или строго по каноническим основаниям, после обсуждения вопроса на приходском собрании».

В то же время автор текста в «Эксперте» пишет: «Смирение не тождественно слепоте и беспрекословному порабощению. Беззаконные поступки, очевидные грехи духовенства, являющиеся соблазном для прихожан, должны осуждаться и обличаться последними – в том числе с применением тех мер, которые сегодня в Церкви существуют, например, протестов и жалоб прихожан в епархию, при необходимости – последующего обращения архиерея в инстанции церковного суда. Есть, в конце концов, и инструменты гражданской журналистики. Сегодня не так уж трудно «забить в набат» в блогосфере, привлекая публичное внимание к творящимся в твоей духовной вотчине безобразиям, тем самым не оставляя им шанса быть замолчанными и незамеченными (в том случае, если есть явная «административная» тенденция к замалчиванию)».

Увы, я не знаю практически ни одного случая, когда архиерей менял бы свое решение об отстранении клирика и вернул бы его назад после «протестов и жалоб прихожан». В случае неприемлемого для людей нового назначения решение иногда пересматривают, но это практически никогда не делается именно на основании мнения мирян. Это мнение де-факто объявляют несущественным. Поэтому и должны быть гарантии его учета.

Дискуссия на поднятую тему, на мой взгляд, только начинается – жалко, что не страницах expert.ru. Кстати, среди желающих сохранения существующих порядков обнаружилось несколько ультраконсервативных священнослужителей и мирян. Посмотрим, что они скажут на фоне попыток установить архиерейской властью либеральную диктатуру в Церкви, в том числе через кадровые решения…

 

Источник: блог Всеволода Чаплина

 

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100