Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 124 гостей и 3 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



ЗАМКНУТЫЙ КРУГ КРАЙНОСТЕЙ

Печать

Алексей МАКАРКИН

...Патриарх Кирилл: первый решительный шаг

 

Деятельность предстоятелей Православной церкви часто оценивается в современном мире преимущественно по их заявлениям и решениям, носящим общественный характер, имеющим политическое значение. Патриарх Кирилл за период своего пребывания у кормила церкви, сделал целый ряд подобных заявлений – во время двух своих украинских визитов, в начале кризиса, когда он обратил внимание на нравственный аспект социально-экономических проблем. Были приняты решения по вопросам «присутствия» православия в средней школе и армии. Именно эти события чаще привлекали внимание светской прессы.

Однако основной сферой деятельности патриарха, разумеется, является церковная, в которой он выступает как пастырь и администратор. Первые полтора года пребывания Кирилла на патриаршем престоле ознаменовались кадровыми «подвижками» в церковном руководстве, затронувшими в значительной степени центральный аппарат церкви, созданием Межсоборного присутствия – постоянно действующего консультативного органа, призванного обсуждать проблемы церковной жизни и готовить проекты документов, рассматриваемых на Архиерейских соборах. Что касается сущностных изменений в церковной жизни, затрагивающих интересы основной части священнослужителей и паствы, то патриарх проявлял осторожность, учитывая консерватизм многих клириков и практикующих верующих, являющихся сторонниками сохранения «статус кво». Однако нынешним летом из ближайшего окружения патриарха была выдвинута первая масштабная инициатива (явно санкционированная самим Кириллом), которая привела к серьезной дискуссии в церковных кругах.

 

Крестить или сначала просвещать?

Одним из первых кадровых решений Кирилла в марте 2009 года стала замена председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации1 . Вместо одного из ближайших соратников покойного патриарха Алексия II, известного церковного историка и писателя архимандрита Иоанна (Экономцева), им стал выдвиженец нового патриарха, епископ Зарайский Меркурий (Иванов). Врач-педиатр по светскому образованию, он был пострижен в монашество и рукоположен в священники в конце 80-х годов в Калининграде, входившем в состав Смоленской епархии, возглавляемой тогда архиепископом (затем митрополитом) Кириллом. В 1996 году Кирилл выдвинул его на должность настоятеля строившегося в Калининграде кафедрального собора. В 2000 году состоялась епископская хиротония Меркурия, тогда же он был назначен управляющим патриаршими приходами в США, находившимися в ведении Отдела внешних церковных связей Московской патриархии, руководимого будущим патриархом.

В США епископ Меркурий провел девять лет, вплоть до перевода на свою нынешнюю должность. Характерно, что американская религиозная жизнь характеризуется большим вниманием именно к катехизаторской деятельности, к проповеди вероучения. Это относится не только к чрезвычайно активным протестантским организациям, но и к американским православным, входящим в юрисдикцию Православной церкви в Америке или восточных греческих патриархатов. Возможно, что этот опыт учитывался при назначении владыки Меркурия на должность главы отдела, призванного стать одним из ключевых в церковной администрации патриарха Кирилла. Характерно, что именно при этом отделе организована комиссия по вопросам духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе, которую также возглавил епископ Меркурий. Эта комиссия должна координировать работу, связанную с включением в прошлом году в школьную программу «Основ православной культуры», о чем патриарх Кирилл договорился с президентом Дмитрием Медведевым. В начале нынешнего года епископ Меркурий стал сопредседателем комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения.

24 июня 2010 года Отдел религиозного образования и катехизации выпустил документ под названием «Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви». В нем настоятелям приходов предписывалось иметь помощников на должностях педагога-катехизатора в штатном расписании прихода. Это положение не является новым – оно была сформулировано еще Архиерейским собором 2004 года, однако за это время сделано было немного, так как механизм контроля за исполнением данного требования отсутствовал. Священнослужители на практике не считали, что катехизация входит в число безусловных приоритетов церковного руководства, и понимали, что отсутствие катехизатора на их приходах не приведет к санкциям. Теперь же введена система аттестации катехизаторов в епархиальном отделе религиозного образования и катехизации – соответственно, нарушение этого правила (либо выдвижение на должность некомпетентного человека) может стать предметом серьезного разбирательства.

Но еще более важным выглядит раздел документа, касающийся «оглашения» - процедуры подготовки к крещению, которая обычно игнорируется в современной приходской практике Русской церкви. Оглашение существовало в древней церкви, когда верующие приступали к крещению обычно в зрелом возрасте. В Александрии существовало специальное училище, в котором оглашенные получали необходимую подготовку, а святой Кирилл Иерусалимский составил «Огласительные и тайноводственные беседы», предназначенные для лиц, желающих принять крещение, а также только что крестившихся (последних более подробно «вводили» в суть церковного учения, тогда как оглашенные получали элементарные знания). Оглашенные имели право присутствовать лишь на первой части литургии, специально называемой «литургией оглашенных», и покидали храм после специальной молитвы о них (так называемой «ектении об оглашенных», до сих пор остающейся в литургическом тексте). Принятие причастия проходило уже в ходе «литургии верных».

Сейчас эти правила на практике не соблюдаются, так что некоторые либеральные священники предлагали изъять из текста литургии «ектению об оглашенных», воспринимая ее как потерявший актуальность «музейный экспонат». Этому препятствовала церковная традиция, отличающаяся высокой степенью инерционности. Впрочем, сейчас этот древний текст может приобрести актуальность.

 

Россия: крещена, но не просвещена

Хорошо известно, что после демократизации конца 1980-х годов количество россиян, принимающих крещение, резко увеличилось по сравнению с советским периодом. Церковь из маргинального явления превратилась в «модное», а принадлежность к ней – пусть формальная – стала социально одобряемым явлением. Все это способствовало тому, что крещение стало лишь эпизодом в жизни человека, не оказывающим большого влияния на его дальнейшую судьбу. По данным мартовского опроса ВЦИОМа, большая часть православных верующих в России (их в стране 75% от всего населения) не может вспомнить религиозные ритуалы, которые они соблюдают (38%). Сравнительно небольшая часть респондентов указывает, что посещает церковь (17%), соблюдает пост и религиозные праздники (по 11%). Значительно меньше верующих сообщили, что принимают таинства и молятся (по 7%; таким образом, «посещение церкви» для многих россиян связано не с участием в литургической жизни, а с постановкой свечек «за здравие» и «за упокой» и подачей соответствующих записок), носят нательные религиозные символы (3%), соблюдают заповеди (3%), поминают усопших (1%). Лишь 54% православных, свидетельствует другой опрос ВЦИОМ, проведенный в январе 2010 года, читали Священное Писание. 39% россиян, объявивших о том, что являются неверующими, являются крещеными (хотя общее число людей, открыто причисляющих себя к атеистам, согласно этому опросу, невелико – 8%).

Еще интереснее другое. В октябре 2007 года социологи ВЦИОМ выяснили, что лишь половина россиян верит в Бога, а еще 31% только допускает его существование. Аналогичный опрос ВЦИОМ, проведенный в 2005 году, показал, что многие респонденты из тех, кто причисляет себя к верующим в Бога, одновременно верят в приметы (21%), гороскопы (9%), колдовство и магию (8%), инопланетян (6%). Более того, подавляющее большинство россиян - 88% - уверены, что воскрешение из мертвых невозможно. В то же время 8% такую возможность в принципе не исключают, причем 2% из них уверены, что воскрешение возможно. Таким образом, люди, идентифицирующие себя с православием, часто не являются даже верующими и не разделяют основных догматов христианства (упоминание о воскрешении из мертвых содержится в Символе Веры, который читается во время каждой литургии). С православием их связывает нечто иное – «мода», национальная идентичность («православный – значит русский»), представление о патриотической роли церкви на различных этапах отечественной истории и др.

Среди современных православных широко распространено «магическое» восприятие религии. По словам известного российского религиоведа Андрея Зубова, «российское сообщество – это сообщество сейчас глубоко нехристианское. Даже, если оно формально крещено или даже если люди подходят к таинствам, оно в целом по всем религиоведческим параметрам сообщество шаманистического типа. И отношение к священникам, к сожалению, в основном именно как к шаманам. Детей к причастию приносят, чтобы они не болели. Покреститься – чтобы ничего с тобой не случилось. И так советуют даже в церкви».

 

Просвещение перед крещением

Понятно, что священноначалие хотело изменить такое положение дел. В документе, подготовленном отделом, руководимым епископом Меркурием, утверждается, что «в настоящее время большинством духовенства сознается недопустимость практики совершения Таинства Крещения без предварительного оглашения и, в то же время, недостижимость повсеместной полноценной подготовки к Таинству». Поэтому предлагается проводить оглашение со всеми взрослыми и детьми старше 12 лет, желающими креститься. Исключение могут составлять лишь особые случаи - например, если крещаемому угрожает смертельная опасность. Эту формулировку можно понимать достаточно широко (например, если крещение хочет принять солдат, оправляемый в «горячую точку», и даже если речь идет о призывнике, направляемом в самое ближайшее время на военную службу). В документе отмечается также, что «в каждом конкретном случае условия подготовки к Таинству Крещения должны определяться священником с пастырской любовью и рассудительностью». Однако, в любом случае, большинство взрослых, принимающих крещение, должны, согласно позиции отдела Патриархии, пройти оглашение.

Его формы и сроки могут быть различными, но предусмотрен необходимый минимум – «проведение двух предварительных бесед, ориентирующих оглашаемого в основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни, и направленных на укрепление его веры и его готовности изменить свою жизнь ради Христа». В первой беседе внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения человека с просьбой о крещении и помощи ему в осознании подлинных христианских мотивов крещения, ответам на его вопросы. Во второй – акцент должен быть сделан на нравственных аспектах христианской жизни и на проверке правильности усвоения им вероучительных знаний. Две беседы предусмотрены не только для того, чтобы во время второй провести своего рода экзамен, хотя бы и самый элементарный. В документе сказано, что «в период между беседами предполагается самостоятельный духовный труд: чтение Евангелия, обретение опыта личной молитвы и посильное участие в литургической и церковно-общинной жизни прихода». Таким образом, крещаемый должен хотя бы раз поприсутствовать на богослужении и прочитать хотя бы несколько страниц из Нового Завета.

Отметим, что речь идет именно о минимальных требованиях. В приходах, где создаются благоприятные условия, желательно повышать уровень минимальных требований к оглашаемым. Приводятся примеры ряда приходов, где обязательным условием крещения является цикл тематических бесед (3-12 и более). При индивидуальной подготовке оглашаемого к крещению продолжительность периода оглашения и количество бесед можно варьировать, «но, несомненно, длительность подготовки играет положительную роль».

Более того, перед совершением крещения необходима исповедальная беседа, во время которой священник должен, в частности, выяснить, нет ли в жизни человека препятствий к совершению этого Таинства. Особо перечислены некоторые из них «блудное сожительство, работа или иная деятельность не соответствующая нормам христианской нравственности». Таким образом, из числа кандидатов к принятию крещения исключаются как люди, находящиеся в незарегистрированном браке, весьма популярном среди молодежи, а также работающие в неодобряемых церковью сферах – например, в стриптиз-шоу и в подразделениях медицинских учреждений, специально занимающихся абортами.

Если положения документа «Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви» станут правилом для всей церкви, это означает принципиальное изменение подхода к ее пополнению новыми членами. Место количественных показателей должны занять качественные. Проблема в том, насколько сейчас церковь готова к таким изменениям. Тем более, что только что в одной из епархий произошел скандал, прямо связанный с проблемой катехизации перед крещением.

 

Архиепископ Антоний vs протоиерей Фаст

В марте 2010 года руководителем отдела катехизации Красноярской епархии был назначен один из нее наиболее известных священнослужителей, 56-летний протоиерей Геннадий Фаст, выпускник физического факультета Томского университета и Московской духовной академии, кандидат богословия, автор ряда богословских и исторических трудов. Он являлся настоятелем Успенского собора в городе Енисейске, а в нынешнем году назначен настоятелем одного из храмов краевого центра.

Однако уже летом он был смещен со всех должностей местным правящим архиереем, архиепископом Антонием, оставшись лишь простым священником в Енисейске. В защиту отца Геннадия началась кампания (с протестами выступали как клирики, так и миряне), которая вынудила архиепископа разъяснить мотивы своих действий. По словам владыки Антония, протоиерей Фаст виновен в том, что отказывался крестить взрослых людей без предварительного оглашения, то есть выполнял требования, чуть позже сформулированные в документе синодального отдела. Архиепископ убежден, что «в практике Святой Церкви никогда не стоял вопрос «крестить или не крестить» в зависимости от уровня познания Истины, которая дается катехизатором». По его мнению, «в наше постатеистическое время перед священником часто стоят граждане, десятилетиями напичканные атеистической пропагандой, и надо бы только радоваться, что где-то там, в фибрах их русской души, в поисках спасительного для себя выбора пути в жизни, горит еще огонек веры их древних предков». Таким образом, по мнению красноярского архиерея, для принятия крещения достаточно простого желания человека – как это обычно происходит и сейчас. Архиепископ опасается, что оглашенные могут не выдержать испытаний и уйти в какие-либо секты, где к ним не предъявляют повышенных требований.

Архиепископу Антонию резко ответил протодиакон Андрей Кураев, считающийся одним из сторонников нынешнего патриарха (он принимал самое активное участие в его избирательной кампании). По его мнению, «христианин должен знать, во что верует и что именно делает его христианином. Тот, кто ничего не знает и не желает знать о Спасителе, Его учении и Его Церкви, не может быть крещен». О «фибрах души» Кураев пишет с сарказмом: «Может, владыка Антоний напишет для «Православной энциклопедии» статью про этот дивный термин. «Фибры души как переносчик генетического православия». Кстати, раз оно там уже гнездится, то, может быть, таких генетически-православных и крестить то не надо?». От сарказма он переходит к логической аргументации: «Что за идеализация нынешних заказчиков самой массовой требы? Как можно полагать, что эти люди жаждут духовной жизни, если даже на предложение прослушать несколько бесплатных бесед об этой самой жизни они реагируют гневным протестом и отказом?». По мнению протодиакона, именно крещеные без оглашения становятся затем жертвами сект.

 

Противоречия катехизации

Конфликт в Красноярской епархии свидетельствует о том, что проблема оглашения носит сложный и противоречивый характер. С одной стороны, ясно, что человек, крестившийся формально и не знающий основных положений вероучения, не может быть опорой церкви. Неудивительно, что наиболее активные священнослужители предпринимают усилия для того, чтобы принимать в церковь лишь людей, имеющих хотя бы элементарную подготовку, позволяющую судить о том, что ими был сделан сознательный, серьезный выбор. Среди них как «либералы», так и «консерваторы» - обязательная катехизация еще с 1990-х годов принята в общине священника-реформатора Георгия Кочеткова (тогда же лишенного прихода в Москве из-за конфликта с традиционалистами). Существует она и в других «либеральных» приходах.

А в прошлом году в Екатеринбургской епархии, возглавляемой далеко не либеральным архиепископом Викентием, местным миссионерским отделом были разработаны «Краткое изложение основных принципов подготовки мирян ко крещению» и тематический комплекс из 12 огласительных бесед с желающими креститься. По словам руководителя епархиального миссионерского отдела священника Александра Сандырева, «на епархиальном собрании шла дискуссия, какой катехизис проводить в малых городах и селах, некоторые священники высказывали сомнение, что не смогут проводить длительное оглашение. Но владыка Викентий настроен бескомпромиссно: перед крещением надо провести 12 бесед». В храме, где служит о. Александр, 12 бесед проводятся в течение трех месяцев. Он считает, что «после крещения человек должен войти в общину. Стать не просто прихожанином (отстоял службу и ушел), но ответственным членом Церкви, участвующим в жизни прихода. Все это мы стараемся донести на этих беседах».

С другой стороны, есть несколько проблем, которые препятствуют распространению катехизации. Пожалуй, самая простая из них – отсутствие традиции оглашения в Русской церкви. Однако в царской России православие было государственной религией, взрослых крестили редко (если речь шла о переходе из нехристианской конфессии) и этому предшествовала миссионерская – пусть самая элементарная - деятельность. Что же касается Советского Союза, то в нем сам факт принятия решения о крещении в сознательном возрасте было демонстрацией веры в стране с официальной атеистической идеологией.

Вторая проблема обусловлена распространенным мнением о том, что раз крещение обязательно для спасения человеческой души, то недопустим любой риск, связанный, например, со скоропостижной кончиной человека в период оглашения. Этот аргумент носит не только логический, но и эмоциональный характер, и сильно действует на чувства верующих. В то же время есть и другой возможный подход, свойственный психологии религиозных людей, который можно сформулировать предельно коротко: «Все делается по воле Божьей».

Третья проблема связана с конкретными особенностями современных российских приходов. В том числе с материальными интересами приходов, которым выгодно массовое крещение. И с другой стороной этого же вопроса – у священников, загруженных многочисленными требами (освятить квартиру, машину и др.), не всегда есть время для занятий. И с недостаточной квалификацией многих священнослужителей, которые не привыкли к тому, чтобы разъяснять людям в индивидуальных беседах вопросы вероучения – для некоторых даже произнесение обычной проповеди является сложной задачей. И с характером прихода, который часто лишен сплоченности и серьезной организации, если не считать небольшого «актива» (это не только небрежение со стороны конкретных священнослужителей, но и объективная проблема современного «атомизированного» общества). Отсюда неприятие новых идей со стороны значительной части клира – впрочем, оно обычно носит «тихий» характер, связанный с нежеланием идти на конфликт.

Четвертая проблема связана уже с феноменом потенциальных оглашенных. Современные россияне часто не воспринимают приход в церковь как дополнительный труд, связанный с необходимостью слушать лекции (хотя бы минимальное количество). Поэтому церковь может действительно лишиться многих неофитов, но только из числа тех, для которых крещение не является осознанным выбором.

В любом случае, появление документа синодального отдела религиозного образования и катехизации свидетельствует о том, что решение вопроса об официальном введении оглашения выходит на «финишную прямую». Оно может состояться уже на ближайшем Архиерейском соборе, который состоится в феврале 2011 года. Возможно, окончательный вариант решения будет носить компромиссный характер, учитывающий мнение оппонентов, но его основные параметры, скорее всего, будут предусматривать расширение катехизации до крещения.

 

Источник: Политком

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100