Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 314 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



ИСКУССТВО КАК МЕТОД ВОСПРИЯТИЯ МИРА

Печать

Марина МАЦКОВА

Золотая МандалаНа протяжении многих веков тибетская "икона" — тханка служила не только объектом ритуальных церемоний, но и, главным образом, методом познания и раскрытия возможностей ума практикующих Дхарму.

Буддийское искусство наполнено космогоническими символами, которые дошли до нас в первозданном, практически не измененном виде благодаря передаче от мастера к ученику. Только самым успешным в практике и особо одаренным художникам разрешалось рисовать тханки — только совершенные по красоте произведения могут вдохновлять к открытости в познании пути и методов Просветления.

Тибетская тханка — это окно в иной мир:
изображения на плоскости на самом деле открывают несколько измерений, которые, как правило, нельзя описать словами. Этим объясняется разномасштабность композиций, их пластика и цветовой строй, особенности пропорции. Не случайна и деталировка объектов сложнейшими знаками и символами: каждый завиток растения, вся орнаментика одежд, любая линия подчинены гармонии и содержат в себе много информации.

Получая наставления Ламы, мы используем мысленные образы Будда-форм. Образы Будд, Бодхисаттв, Йидамов, Защитников программируют наш ум на проявление просветленных качеств. Отождествляясь с Ламой и Йидамами, мы проникаем в самые глубокие тайны поучений.

У разных людей восприятие мира различно. Некоторым проще осознавать, опираясь на образы, — в этом случае мы говорим, что они воспринимают мир визуально. Другие не видят форм в их конкретном выражении, включая сознание для медитации через интеллект. Но и в том и в другом случае изображения способствуют лучшей концентрации и вдохновению.

На одной из лекций у Ламы Оле спросили "Почему формы Йидамов, данные нам 2500 тысячи лет назад, не изменились? Соответствуют ли они уму современных людей? И есть ли уверенность, что они так же помогают человеку сегодня, как и тысячелетия назад?"

Оле ответил: "Ум не имеет цвета, веса, запаха размера и формы. И это означает, что он независим и от моды. Иногда ум работает через человеческое тело и в этом случае он имеет две стороны: он является осознающим — то есть может знать, и он активен — то есть может действовать.

Если людям дается форма для медитации, имеющая определенный цвет, размер и другие параметры, это значит, что будет возникать обратная связь. Энергии будут определенным образом течь в наших телах и мы постепенно будем перенимать те качества, на которые мы медитируем.

 Когда мы медитируем на мирные формы, то удаляем глупость, когда на формы в союзе — преобразуем привязанности, гневные аспекты помогают нам бороться с ленью: благодаря им у нас появляются энергия и активность. Все это — формы обратной связи. Связи нашего ума с Просветлением".

 

Образы Бодхисаттв

Образы Бодхисаттв объединены общими визуальными характеристиками. Так, например, если Будды изображаются в монашеских одеждах, то на Бодхисаттвах всегда изысканные одеяния, их руки и ноги украшают многочисленные браслеты, на шее сверкают ожерелья, на голове — корона. Это украшения, выражающие состояние радости Будд, богатство и полноту духовного пути и его конечной цели — Просветления. В отличие от Защитников и Йидамов, изображаемых стоящими на солнечных дисках, что указывает на их непревзойденную силу и защищающую активность, Бодхисаттвы, подобно Буддам, сидят на лунных дисках и цветках лотоса, символизирующих чистоту намерений. Бодхисаттвы часто изображаются сидящими со спущенной вниз правой ногой, что говорит о готовности в любой момент прийти на помощь.

У них столь же совершенные пропорции, что и у Будд, тогда как Защитники более приземисты и в очертаниях приближены к квадрату.

В зависимости от активности, все они имеют различные цвета.

 

Манджушри

В текстах встречается очень много красивых эпитетов и имен этого Бодхисаттвы. Его называют "Совершенный Ум", "Совершенная Речь", "Владыка Речи", "Лев Речи". На тибетском языке его имя — Джампел Янг — означает "Обладающий Мелодичным Голосом". Лама Оле Нидал передаёт его главную сущность именем "Будда Мудрости".

Как и в случае Зеленой Тары, изображения этого Бодхисаттвы довольно популярны и являются распространенными.

Манджушри олицетворяет мудрость Будд трех времен (прошлого, настоящего и будущего) и десяти направлений (имеются в виду верх, низ и четыре главные стороны света и четыре промежуточные). Его наделяют способностью понимать Дхарму, а также хорошей памятью, совершенством ума и красноречием.

Его цель — помочь практикующим в постижении своей собственной сущности и истинной природы вещей.

С чтения мантры Манджушри буддисты начинают любые занятия наукой, ему посвящаются духовные стихи, которые предваряют написание текстов. Практики на Манджушри развивают память, сообразительность — способствуют развитию относительной и абсолютной мудрости.

Изображается Манджушри в образе шестнадцатилетнего юноши, поскольку буддийская мудрость — результат не умудренности годами, а озарения, позволяющего сразу проникнуть в суть бытия. Подобная мудрость и освобождение от страданий — одно и то же. Она запредельна и постигается благодаря особой практике.

Согласно легенде, 84 тысячи лет назад он был учеником Будды той эпохи и дал обет не уходить в Нирвану, пока не придут все тысяча Будд этой кальпы.

Манджушри также является одним из Бодхисаттв — ближайших учеников Будды Шакьямуни. Его миссия — искоренение неведения и зла, причиненного неведением. Поэтому самым распространенным иконографическим изображением считается то, где он показан с поднятым пламенеющим мечом, "рассекающим тьму неведения" в правой руке и книгой Запредельной Мудрости — Праджняпарамиты — на лотосе в левой.

Манджушри проявляется и в Семействе Лотоса Будды Амитабы, и в Семействе Алмаза Будды Акшобхьи.

В Непале он считается основателем цивилизации и создателем долины Катманду. Благодаря своей силе и интуиции он увидел голубое пламя, символизирующее Ади-Будду, — в лотосе на большом озере в Непале. Он отправился туда, дабы преклониться перед этим пламенем мудрости, но пробраться к лотосу ему мешала вода. Тогда он рассек своим мечом холмы на южном берегу, и вся вода из озера ушла на юг. Сухая равнина стала долиной Катманду. "Кат" — означает "город", а "манду" — видоизмененное "манджу". Таким образом, название столицы Непала Катманду означает "город Манджушри". Известная ступа Сваямбху сейчас стоит на том самом месте, где когда-то был лотос, увиденный Манджушри.

В легенде о рождении Манджушри говорится о том, что однажды изо лба Будды Шакьямуни возник луч света и расколол дерево. Внутри дерева мгновенно вырос цветок лотоса, на котором восседал Манджушри, светящийся и украшенный драгоценностями.

Бесчисленны легенды о том, как Бодхисаттва наставлял философов. Одна из них рассказывает о том, как мудрец из Викрамашилы не мог объяснить значение некой священной формулы и решил отправиться к Бодхисаттве Манджушри, ибо объяснить ее мог только он. На своем пути он встретил крестьянина, который предложил ему остановиться на ночлег в его хижине. Внезапно на месте их встречи возник монастырь, и ученый понял, что перед ним сам Бодхисаттва Манджушри. Утром магическая формула была объяснена.

Есть еще несколько ипостасей и имен Манджушри: Манджугхоша — "Красивый Голос", Манджунатха — "Красивый Спаситель", Вагишвара — "Господин Речи", Кумарабхута — "Бывший Принцем" — в этом случае в руках он держит Колесо Учения или символическое изображение драгоценностей и книгу, его кожа золотисто-желтого цвета, который символизирует богатство его знаний. Его руки могут быть в жесте Поворота Колеса Учения, на лотосах он держит меч и ваджр. Довольно часто встречается изображение Симхананды-Манджушри, сидящего на лотосовом троне верхом на белом льве. В руках у него также меч и книга на лотосе. Его подругой считают богиню красноречия — Сарасвати, которая иногда изображается вместе с ним.

Манджушри — Джнянасаттва изображается со скрещенными ногами, в полной позе медитации. У него четыре руки, которые держат меч, стрелу и лук, символизирующие единство метода и мудрости, а также лотос с книгой.

Кроме этих форм, известна тантрическая трехглавая и восьмирукая форма Манджушри — Дхармадхату Вагишвара. Его атрибутами являются меч, стрела, ваджр, книга, лук и колокольчик.

Йидам Ямантака тоже является тантрической формой Бодхисаттвы Манджушри.

Наверное, в недалеком будущем мы будем медитировать на непосредственно находящиеся перед нами в пространстве голограммы Будд — настоящие формы энергии и света. Вместе с этим, скорее всего, изменится и наше мировосприятие. Возможно, мы будем более способными понимать вещи такими, какими они являются на самом деле, в то время как традиция написания тханок, литья скульптур останется высоко в горах Тибета. И пусть это послужит на благо всем существам.

 

Источник: Буддизм сегодня

 

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100