Известный церковный публицист протодиакон Андрей Кураев, исключенный перед Новолетием из числа преподавателей Московской духовной академии за эпатажные, по мнению руководства учебного заведения, выступления в интернете и СМИ, по-прежнему считает, что имеет право давать публичную оценку общественным и политическим событиям.
Свою позицию он прокомментировал по обыкновению в собственном "Живом Журнале":
" Быть может, разочаровывая ожидания некоторых людей, говорю, что я не изменился после вчерашнего.
Это значит, что я
- остаюсь верующим православным христианином.
- считаю патриарха Кирилла каноническим главой Русской Православной Церкви.
- по прежнему считаю, что "официальная позиция РПЦ" по актуально-политическим сюжетам в своей претензии на непогрешимость и внутрицерковную обязательность является богословским новоделом.
В Церкви есть библейские заповеди, есть вероучительные догматы, есть церковные каноны.
Но "официальная позициия" по вопросам текущей политики - это то, что узкий круг церковных руководителей публично говорит государственному руководству. Когда это касается не очевидных церковных нужд или вопросов морали, а становится комментарием к текущей политической жизни, понятно, что комментарии сами обретают характер достаточно партийных суждений. И именно поэтому они не могут обладать статусом внутрицерковной обязательности, ибо церковь объединяет людей исключительно на основе единства веры, а не на основе политических симпатий или антипатий.
Обычно такие (по своему необходимые) официальные позиции бывает стыдно вспоминать уже лет через 20 после их озвучивания. Мне помнится старая московская история: в 1987 году московский настоятель отказался зачитывать послание патриарха Пимена к годовщине октябрьской революции. И пояснил сослужителям: "Из этого послания следует, что 7 ноября важнее, чем 7 января".
В общем - я не изменился. Церковь меняется...", - написал в канун 1 января в своем блоге протодьякон Кураев.
Разумеется, полагать, что все версии странного "долготерпения" клерикальной администрации, а затем импульсивной "кадровой расправы" над А.Кураевым, а также его собственная реакция на происшедшее полностью проясняют ситуацию было бы наивно. Но один из фактов не вызывает никаких сомнений. А именно: выводя из состава представительского церковного ВУЗа последнюю не отличавшуюся откровенной сервильностью фигуру в РПЦ МП, клерикально-политическая корпорация в скандальной форме нанесла очередной серьезный ущерб собственной репутации.
Нетрудно предположить, что это внутрицерковное происшествие окажется в ряду судорожных акций "титульной конфессии" далеко не последним. Судя по развивающимся в стране событиям, тесная связь клерикализма и чиновничества политического режима в России обеспечивает их полную поведенческую синхронность в условиях стремящегося к своей развязке кризиса.
ReligioPolis
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.