Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас один гость и 2 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



"БИТВЫ БОГОВ"

Печать

 

некрокульт в православииИнцидент с олимпийским огнем, погасшим в Москве в руках одного из участников эстафеты - 17-кратного чемпиона мира по подводному плаванию Шаварша Карапетяна, получил, можно сказать, богословское объяснение.

Профессор Московской духовной академии, известный православный миссионер и активный блоггер протодиакон Андрей Кураев заявил в своем "Живом Журнале", что "седой Кремль и его святыни не пустили этот огонь в себя. Он погас аккурат в момент его пронесения под Спасскими воротами (с факел в Кремле, октябрь 2013восстановленной иконой Спаса Смоленского)". Таким образом, отмечает Кураев, "вопрос, беспокоивший меня и многих православных, благополучно разрешился". Беспокойство для православного священнослужителя было обоснованным, ведь "огонь был зажжен с молитвой к Зевсу и Аполлону некоей "верховной жрицей".

Успокоило Андрея Кураева то, что новое возжжение факела состоялось "от обычной ФСО-шной зажигалки!. "Ну, это уже по нашему, привычно. Огонь, зажженный в Кремле и обнесенный вокруг его святынь, можно передать всей России. Это вышло настолько красиво, что поневоле подозреваешь тайный умысел православного лобби в Кремле", - заключает богослов.

Между тем тему олимпийского огня Андрей Кураев начал серьезно обсуждать еще до появления этого символа в Москве.

Его серьезно встревожило, насколько далеко "может зайти и к каким духовным последствиям может привести шуточное или игровое поклонение языческим богам"

По его словам, "как и в случае с идоложертвенной пищей, ответ будет зависеть от качества "духовной настройки" не только действователя, но и зрителя".

В отношении идоложертвенной пищи протодиакон в своем посте делает подробный историко-богословский экскурс, ссылаясь на мнение таких авторитетов, как апостол Павел, Климент Александрийский, Иоанн Златоуст и других. При этом он разделяет аспект чисто богословский и педагогический.

Касаясь последнего, Кураев пишет, что знающему о сути идоложертвенной пищи, "прежде чем самому пользоваться... своим знанием, надо подумать: не повредит ли это тому человеку, у которого такого знания еще нет, не понудит ли это и его прикоснуться к пище, которую он же сам еще считает нечистой, и не смутит ли это тем самым его совесть".

"Не идол вредит человеку, а человек сам вредит себе, если придает какое-то значение идоложертвенной пище", - заключает протодиакон.

Возвращаясь к олимпийской тематике, Кураев с недоумением указывает на информацию Ярославского телевидения, которое сообщило, что "прибытие эстафеты с огнем в сей город встретят колокольным звоном". "Еще недавно, - пишет далее он, - европеец мог быть убежден в том, что окружающие его люди чужды язычеству. Лишь полвека назад язычество было надежно похоронено в европейском мире, и театр действительно равнялся театру. Сегодня я боюсь, что это далеко не так".

"Современное сознание очень активно долбится оккультной пропагандой. Поэтому там, где один человек произносит слово "дух" даже в светском понимании - как некое настроение и пафос - весьма возможно, что кто-то из миллионов его слушателей слово "дух" воспринимает именно как некого персонажа, которого можно вызывать и к которому можно обращаться. А на церемонии в Олимпии... как раз много говорилось о духе: мол, с этим огнем, дарованным богами, дух Олимпиады войдет в каждое русское сердце и в каждый дом", - отмечает представитель РПЦ и заключает далее: "Если учесть, в какое время мы живем, мне кажется, есть смысл нажать на тормоза и приостановить навязчивую языческую ритуализацию олимпийского движения. Нас (Церковь) постоянно обвиняют в том, что мы куда-то лезем. Но вот теперь у нас есть возможность спросить: а что вы со своей молитвой языческим богам лезете к нам?"

"100 лет назад это было бы лишь спектаклем. Но паганизация столь настойчива, многолика и массова, что при оценке стоило бы учесть реальное всеверие обывателя. Можно ли гарантировать, что для миллионов людей, мнящих себя христианами, но уже зараженных неоязыческой пропагандой, это останется в рамках театральной постановки?" - вопрошает Кураев.

Он красочно описывает церемонию в Олимпии, где верховная жрица, роль которой играет греческая актриса, одетая в античную тунику и сандалии, выйдя из руин храма Геры в окружении других жриц, произносила молитву богам Аполлону и Зевсу с просьбой послать на землю священный Олимпийский огонь.

"Пусть настанет священная тишина. Пусть умолкнут небо, земля, море и ветра. Пусть умолкнут горы и крики птиц, ибо нас будет сопровождать Фивос, бог, приносящий огонь. Аполлон, бог солнца и идеи света, пошли нам свои лучи и зажги священный факел для гостеприимного города Сочи. А ты, Зевс, дай мир всем народам на земле и увенчай венками победителей священного состязания!" - приводит протодиакон текст обращения к языческим богам. После этого верховная жрица, преклонив колено у алтаря древнегреческого храма Геры, поднесет факел к параболическому зеркалу, и от солнечных лучей вспыхнет Олимпийский огонь.

Затем Андрей Кураев задает вопрос о том, "может ли наша Церковь попросить Российский олимпийский комитет обратиться в Греческий олимпийский комитет с просьбой провести зажжение факела без молитв, добавляя, что "аналогичная просьба может быть передана и через Элладскую православную церковь".

А чтобы еще более подкрепить обоснованность такой просьбы, православный миссионер дает ссылку на публикацию, в которой говорится, что мысль ввести в церемониал Олимпийских игр символику олимпийского огня была идеей доктора Геббельса, воплощенная на Берлинской олимпиаде 1936 года.

Отметим, что тема спорта и язычества уже была затронута накануне другим представителем РПЦ - председателем Миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы иеромонахом Димитрием (Першиным), который объяснил проигрыш Александра Поветкина в бое с украинским боксером Владимиром Кличко тем, что россиянин слишком увлекся язычеством.

"Боюсь, главная ошибка боксера в том, что победу нельзя добывать любой ценой. Скажем, ни за какие спортивные достижения нельзя платить своей душой. Не каждую энергию можно впускать в свой внутренний мир", - заявил иеромонах Димитрий, подчеркнув, что во время боя "духи пращуров" Поветкину не помогли.

"Поветкин в начале своего спортивного пути говорил о своем православии, затем стал адептом неоязычества, в чем убеждают его свежие рунические татуировки и сварожья песенка, под которую он иногда выходит на ринг", - отметил священник. Надо было "не руны накалывать, а тренироваться", заявил представитель Церкви.

"Не будем забывать о том, что нашему сердцу нужны не идолы (обереги, руны, заговоры), но свобода жизни во Христе. За эту свободу мы сражаемся с хозяином, по выражению Вячеслава Бутусова, "этого дохлого мира", бросаем ему вызов в Таинстве крещения, сочетаемся Христу и вот так, сражаясь и молясь, идем по жизни навстречу своему воскресению", - подвел итог иеромонах Дмитрий.

 

Источник: NEWSRU.com

 

Комментарий RP: Трудно сказать, в каком смысле, кроме ироничного, можно воспринимать определение представителями клерикального сообщества факта угасания факела "богословским". В то же время, не до конца понятным может выглядеть и использование представителями РПЦ МП аргументации не христиансткого, а откровенно суеверного плана, столь близкой и убедительной для большинства людей пост-атеистического пространства, считающих себя верующими. Одно из наиболее вероятных объяснений лежит, наверное, "на поверхности" и заключается в том, что в религиозной корпорации заинтересованы в первую очередь перспективами своего популистского успеха в ущерб вероисповедному. Использование при этом элементов религиозного фундаментализма никак не противоречит эффективности суеверий: склонность большинства формально верующих людей видеть в технической неисправности факела опосредованный намек на "благодатность православия", которая "не пускает в Кремль языческих богов", строится на природе архаичной "народной веры", то есть язычества. При намерении использовать христианскую аргументацию для пусть даже протеста против заведомо поддерживаемого, тем не менее, руководством РПЦ МП популистского проекта власти в форме олимпиады, такая аргументация оказалась бы терпимой к "эллинскому духу" в светском мире. А значит, не могла быть столь действенной для нагнетания страстей среди суеверной "религиозной общественности", как замешанная на суеверии.

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100