Введения научной специальности "теология" в номенклатуру Высшей аттестационной комиссии следует ожидать к апрелю. Об этом сообщил в беседе с журналистами директор Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки РФ Александр Наумов.
По заявлению чиновника, сообщает информагентство Интерфакс, сроком признания богословия научной специальность видится "максимально, с учетом всех согласований – апрель". К этому времени, по его мнению, все "необходимые изменения будут внесены в положение о подготовке кадров и в перечень специальностей". В составе Высшей аттестационной комиссии, по такому случаю предполагается создание диссертационного совета по теологии.
По отзыву ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, священнослужителя Владимира Воробьева, после признания церковной дисциплины "богословие" полноценной наукой, церковные "духовные школы тоже смогут выдавать государственные дипломы и присуждать научные степени, которые будут признаваться государством".
Интересно, что об опасности подобной профанации российские академики говорили еще в 2007 году в своем знаменитом "Письме десяти".
"В марте с.г. в Москве, - отмечалось, в частности, в документе, - проходил XI Всемирный русский национальный собор. Среди его решений обращает на себя внимание резолюция "О развитии отечественной системы религиозного образования и науки". Название несколько странное. Если религиозное образование - внутреннее дело РПЦ, то с какой стати церковь заботится о развитии науки? И нужна ли науке такая забота? Из дальнейшего текста все становится ясным. В резолюции предлагается обратиться в Правительство РФ с просьбой "о внесении специальности "теология" в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии. Сохранить теологию как самостоятельное научное направление".
Давняя тенденция по внедрению богословия в ряд светских наук перестала скрываться сторонниками клерикализации нашей страны именно с момента проведения упомянутого Собора. По поводу признаваемого церковью и научными институтами положения о принципиальных различиях между объектами исследований науки и религии, между действительно учеными и клерикалами разных конфессий разногласий не существует. Объект исследований науки - окружающий мир во всем бесконечно познаваемом разнообразии его проявлений, в то время, как объектом религиозной дисциплины богословия (теологии) является непознаваемый Бог (Абсолют). Таким образом, искусственное помещение конфессиональной дисциплины, не имеющей отношения к изучению бесконечно познаваемого объекта в ряд научных дисциплин с позиции здравого смысла может быть объяснено лишь шельмованием общественности.
В масштабах цивилизованного мирового сообщества между богословием и наукой давно поддерживается вполне конструктивный и взаимообогащающий диалог. Одно лишь это обстоятельство может свидетельствовать о разноприродности явлений, которые в силу вполне определенных причин сторонники клерикализации светской России умудряются "смешивать воедино".