Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 363 гостей и 3 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



В ОДНОМ ФЛАКОНЕ

Печать

 

Christmas_Calendar

Профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев предложил перенести празднование Рождества на 1 января, сообщает "Интерфакс-Религия".

"По какому бы из нынешних церковных календарей ни праздновали христиане Рождество, все равно получается абсурд. Если Рождество Христово 25 декабря, то отчего же год, считаемый от Его Рождества, начинается лишь через неделю? Если же Рождество Христово 7 января, то почему новое "лето от Рождества Христова" начинается за неделю до него?" — пишет отец Андрей в своем блоге.

По его словам, этих неувязок не было, пока новолетие было сентябрьским, а счет годам велся "от сотворения мира", а не от Рождества.

"Возврат к такому счету нереален. Так, может, христианам стоит договориться между собой о том, чтобы совместить празднование Рождества и Новолетия? Пусть Рождество будет 1 января", — предложил протодиакон.

Канонов, которые запрещали бы православным сдвигать празднование Рождества, нет, отмечает он (каноны говорят лишь о времени празднования Пасхи). Однажды Церковь эту дату уже "волевым образом" меняла — в середине IV века, напомнил автор.

"Литургических последствий и перестроений в календаре тоже такая перемена почти не принесет. Даже праздник Крещения Господня может остаться на прежнем месте, ибо время крещения Христа никак не связано со временем Его рождения (Он крестился в возрасте 30 лет)", — пишет отец Андрей.

По его словам, библейских указаний на время Рождества нет (по косвенным признакам можно вычислить лишь середину зимы, но не точнее).

"Раннехристианских свидетельств о той или иной дате Рождества также нет — по той причине, что первые поколения христиан жили Пасхой (и до сих пор дни памяти святых — это дни их ухода в вечность, а не дни рождения их для земной жизни)", — добавил отец Андрей.

 

Александр ЩИПКОВ, гл. редактор портала Религия и СМИ :

На первый взгляд в этой идее нет ничего антицерковного, поскольку дата празднования Рождества условна и не раз переносилась. Однако живем мы в России, где существует своя собственная многовековая календарная традиция, которую наша Церковь героическими усилиями сохранила при советской власти.

Для того, чтобы уничтожить народ, нужно сделать всего три вещи: уничтожить или реформировать веру, язык и календарь. Повторяя опыт Французской революции, большевики начали своё правление именно с уничтожения народной веры, русского языка и календаря, поскольку календарь является одной из скреп национального единства.

Взлом календаря – это взлом всего психологического уклада жизни православного человека. Большевиками это делалось сознательно и целенаправленно. А ведь была еще и попытка отменить воскресный день и перевести нас сначала на пятидневку (1929-1931 гг.), а затем на шестидневку, которую отменили только летом 1940 года. Сюда же я бы отнес и насильственное введение ленинского "декретного" времени, к которому Дмитрий Медведев с детской беззаботностью самоуправно добавил еще один час.

В 20-е годы прошлого столетия именно протесты верующих сделали возможным для патриарха Тихона отказаться от перехода на новый стиль, который тот вынужден был на короткое время принять под давлением властей. Русская Церковь осталась верна своему календарю в эпоху гонений, и именно она сохранила его, упорно печатая календари с двойными датами. Церковный календарь принадлежит области Предания, вмешательство в которое может спровоцировать непредсказуемые последствия.

Бесконечный стёб отца Андрея изрядно поднадоел. Провокативная "жириновщина" неуместна в Церкви. Эти методы "вброса" и "обкатки" экстравагантных идей здесь не работают. Некоторые видят в поведении Кураева юродство, но юродство подразумевает собственное унижение, а не унижение окружающих. А если это не стёб, а серьезное предложение реформировать церковный календарь, то выглядит эта революционная новация, мягко говоря, безответственно. Как-то Кураев в одной из своих статей тонко подметил, что миссионерство — очень опасное служение — слишком часто приходится общаться с нецерковной аудиторией, и проповедник рискует перенять идеи, не совместимые с традицией Церкви. Похоже, что на этот раз отец протодьякон сам угодил в эту ловушку.

 

Источник: Ежедневный журнал


Комментарий RP: Предложению Андрея Кураева об исправлении календарной нелепости с празднованием рождения Иисуса после празднования дня начала летоисчисления от его рождения, в логике отказать нельзя. О причинах возникновения этого курьеза известно достаточно, чтобы понимать, что альтернативная дата празднования Рождества назначалась Восточной церковью в 4 веке в прагматических целях, хотя и не принципиальна для доктрины христианства. Об этом, ссылаясь на условность такой даты, вынужден косвенно оговориться и Александр Щипков. Однако, однажды начатая уже из популистских соображений церковная игра с «календарной историей» в нынешних условиях имеет повод для продолжения. Только теперь уже «в обратную сторону», так как религиозной организации РПЦ МП выгодно не переносить дату Рождества, а, напротив, упорно настаивать на нынешней, какой бы нелепостью она ни выглядела. Дело в том, что «Предание», на особую значимость которого ссылается Щипков, это рутинизированные представления основной массы последователей данной религии, которые и воспринимаются ими, как основа исключительности их вероисповедания. Поэтому покушения на устои «бабкослужения» и в самом деле могли бы лишить РПЦ МП основной части остающейся паствы.

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100