Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 252 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



СТОЛЕТИЕ "РУССКОГО ГЕТЕ" В УСЛОВИЯХ ЭКСПЕРИМЕНТА

Печать

граф Л.Н.ТолстойОдин из важных постулатов северокорейской  теории чучхэ, состоит в том, что возможно не только "сокращать расстояния", но и "сжимать время". Похоже, российский опыт наглядно подтверждает справедливость, как минимум, этого ее положения. В последние уже не месяцы, а дни в отечестве натворено столько, сколько не происходило когда-то за столетия. Правда, изобретатель чучхе – покойный Ким Ир Сен, отчего-то упорно недоговаривал, обходя в своих трудах вопрос о том, как подобные эксперименты со временем отражаются на рассудке их участников. Это досадно. Потому что при отечественной практике экспериментирования выводы приходится делать исключительно пост-фактум. Конечно же, нам не привыкать к такого рода процедурам, плотно вошедшим в традицию, но все равно жаль: быть может, знали бы заранее, так и не совались в очередной "эксперимент".

Например, знали бы, что ускоренная модернизация процесса "возрождения духовности" по чучхэ в Совете Федерации приведет к тому, что спикер Миронов заявит, что РПЦ МП надо "вернуть" не принадлежавшее ей имущество, так, начинали бы там не с "духовности", а с ознакомления депутатов с отечественной историей. Но "ляп" уже прозвучал, студенты и школьники, знающие об указе Петра Первого насчет национализации церковного имущества посмеялись. Тем не менее, введение спикером соотечественников в заблуждение попало в некотором роде даже в фазу. Потому что через пару дней сам руководитель РПЦ МП – патриарх, выдал обескураженному президенту ФРГ Кристиану Вульфу нечто еще более замечательное.

Упрекнув главу европейского государства в том, что в Европе "убирают веру из общественной жизни" и ведут "демонтаж религиозного сознания", Кирилл уподобил это богоборчеству революционных матросов. То есть, предыдущему эксперименту, при котором "разрушались церкви, спиливались кресты с церквей, чтобы их использовать для каких-то светских целей, где религиозная жизнь была вытеснена из общественного пространства, ей давалась возможность проявлять себя в узких рамках сугубо личной, интимной жизни, не больше". Правда, предстоятель тут же отчего-то полностью дезавуировал только-что сказанное оговоркой, что в Европе "никто не говорит, что нужно убрать христианское присутствие во имя светлого будущего, но используется другая философская система: нужно убрать кресты из школ, религию - из общественного пространства во имя прав человека". Иными словами, христианство-то не задевается, но, вот, использовать культовые символы этой религии в качестве обязательного антуража светского пространства, "у них" не позволяют. То есть, тотальной клерикализации, которую внедряют в РФ, почему-то не хотят, да еще и так же упорно, как в РПЦ не жаждут строительства мечетей для каждого микрорайона.

По протокольной вежливости президента было ясно, что он сумел оценить ситуацию правильно. Не хамить же в ответ. Однако, своеобразная оригинальность происшедшего стала понятной не только г. Вульфу, но и миллионам российских и зарубежных телезрителей с пользователями интернета. За исключением разве, что самого патриарха, да ему подобных. Например, того же протодьякона Кураева – широко образованного церковного функционера, который наряду с очень немногими, воспринимается в российском обществе, как один из глашатаев официального православия.

Миссионерское мероприятие ведомственного богослова, проведенное в Богословской академии Кишинева, перекрыло, наверное, все прочие пики его карьеры. Причем, речь вовсе не о том, что вместо извинения за заранее нанесенные оскорбления верующим одной из православных организаций РПЦ МП Кураев продолжал настаивать на том же и при личной встрече с опороченными им учащимися и священнослужителями, а совсем о другом. В смысле, о самом том факте, что функционер Московской патриархии принялся обличать последователей культа, созданного… самой Московской патриархией и пользуемого ею, шире некуда. Нет бы сдержаться, вспомнить о том, что "если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его." (Мк 3,24-25), но дьякона все-таки понесло. Ну и "вынесло", конечно, из Богословской академии на свежий воздух под улюлюканье в спину. Ведь, православные молдаване – народ горячий, почти как правоверные мусульмане.

"Разделение в себе" – в данном случае, признак не только характерный для некоторых процессов, встречающихся и в сообществах, и в личностях, но и весьма заметный. Потому что, миссионер из церковного главка восстал не на постороннюю религиозную организацию, что давно стало нормальным для РПЦ МП, а на входящую в ее структуры такую же организацию, как она сама - только в миниатюре. Называя Общество св. Матроны "сектой", а его членов "еретиками", протодьякон ставил им в вину такое же обличение в ереси и упреках главе Московской патриархии, которые патриархия сама практикует в отношении тех, кто ей не по душе. Таким образом, благодаря таланту Кураева, первый опыт религиозной организации в порицании собственного зеркального отражения оказался настолько ярким и недвусмысленным, что наверняка войдет в анналы истории феномена РПЦ МП. Ну, а Кураеву несомненно светит очередная награда от патриарха.

Поэтому уже на фоне Кишиневского симптома, прогнозы Кирилла о будущем преумножении последователей столь своеобразного православия, аж, до 40 миллионов, выглядят донельзя пессимистично. Причем, не в том смысле, что через 20 лет православных должно бы ожидаться на порядки больше, а в том, что к тому времени "естественный" социальный отбор, вероятно, уже сделает свое дело, и синдром "разделения в самих в себе" будет поддаваться успешному лечению.

Вероятно, та же заведомая бесперспективность приспособления имени Бога для обслуживания нужд стремящихся к власти, была причиной глубокого скепсиса в отношении церковной организации своего времени и у графа Льва Толстого, столетие со дня смерти которого будет вспоминать вся цивилизованная культура 20 ноября 2010 года. Удивляться тому, отчего эта дата так упорно игнорируется в России, при наличии вышеупомянутых признаков "духовного возрождения", наверное, просто неуместно. Подобно нынешним детям индиго, чистосердечно отвечающим в ответ сказанную им в назидание неумную вещь "вы говорите глупость", Толстой еще в 1901 году с той же обескураживающей прямотой отвечал в письме священнику, призывавшему его взять свои слова о церкви обратно.:

"Не могу я вернуться, - писал Л.Н.Толстой, -  не только вернуться, но и не относиться с отрицанием к этой вредной секте еще и потому, что секта эта, соединившись с правительством, т.е. людьми, захватившими власть и совершающими всякого рода злодеяния, старается для оправдания того правительства развращать темный народ и молодые поколения, внушая им ложные понятия о Боге и законе Его".

Да-да, так и писал человек, которого уже столетие весь мир называет "русский Гете". Так, что же удивляться, если войдя в сезон клерикального реванша, которым ублажается изголодавшаяся по тоталитаризму номенклатура, родина великого Толстого предпочитает вообще пореже о нем вспоминать?

Так что, упущение Ким Ир Сеном важного аспекта в изложении теории чучхэ, оборачивается в эпоху его воплощения при неподходящих условиях целым ворохом абсурдных несоответствий. Тут, "новая церковь", "новые учителя", "новая духовность", а Европа подсовывает нам какую-то светскую цивилизацию с "русским Гете", да президент насчет какой-то непонятной модернизации толкует… .

Здесь любая голова кругом пойдет…

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100