Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 111 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



М.Ю.СМИРНОВ. "РЕЛИГИОВЕДЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЛИГИОЗНОЙ ГРУППЫ "САЕНТОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА" - Москва. 2014

Печать

I. Квалификация составителя в качестве специалиста по религиоведению

- доктор социологических наук (диплом: ДДН № 00503121 от 21 сентября 2007 г.);

- кандидат философских наук (диплом: ФС № 007878 от 18 сентября 1986 г.);

- доцент (аттестат: ДЦ № 019664 от 1 февраля 1990 г.);

- автор 5 научных монографий, 2 научных брошюр, более 140 научных и научно-методических публикаций (статей, тезисов, докладов, методических разработок) по вопросам теоретического религиоведения, историй религий, социологии религии; 

- заместитель председателя Научно-методического совета по религиоведению Межрегиональной общественной организации Общество «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской области; 

- в 2010–2011 гг. член региональной экспертной группы (Санкт-Петербург) Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам общественных объединений и религиозных организаций;

- стаж религиоведческой научно-исследовательской и преподавательской деятельности свыше 33 лет.

Составитель не разделяет доктринальных убеждений последователей Саентологии, не принадлежит ни к какому религиозному объединению, российскому или зарубежному, и не участвовал прежде ни в каких религиозных объединениях какой бы то ни было религии.

 

II. Использованные материалы

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»               № 125–ФЗ. 

3. Издания Международной Церкви Саентологии и зарегистрированной в Российской Федерации религиозной организации «Саентологическая Церковь Москвы», не входящие в Федеральный список экстремистских материалов, публикуемый Министерством юстиции Российской Федерации.

4. Материалы религиозной группы «Саентологическая Церковь города Санкт-Петербурга»:

- Книга учёта церемоний религиозной группы (посвящение в духовный сан, венчание, наречение, прощание с умершим);

- Журнал учёта: Церковные церемонии и воскресные службы. Статистика.

- Брошюра «Религиозная группа “Саентологическая Церковь города Санкт-Петербурга”. Обзор» (СПб., 2013).

5. Научные религиоведческие публикации:

- Александрова Н. Н. Будущее религии в России в контексте НРД: социально-психологические основания // Будущее религии в Европе / Под ред. И. Х. Максутова, О. К. Горевой. — СПб.: Алетейя, 2010. С. 260–269.

- Богданов В. А., Лисовский В. Т.  Новые  религиозные  движения:  отклонение  или норма? // Вестник С.-Петерб. ун-та. 1995. Сер. 6. Вып. 4 (№ 27). С. 65–71.

- Балагушкин Е. Г. Теоретические проблемы исследования нетрадиционных религий // Балагушкин   Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. Часть ?. М.: Изд-во Института философии РАН, 1999. С. 12–58.

- Балагушкин Е. Г., Шохин В. К. Религиозный плюрализм в современной России: новые религиозные движения на постсоветском этапе // Мир России. М., 2006. Т. XV. № 2. С. 62–78.

- Дударёнок С. М. Нетрадиционные религии как культурно-исторический феномен. Церковь Саентологии на российском Дальнем Востоке // Дударёнок С. М. Нетрадиционные религии на Дальнем Востоке: история и современность. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного государственного университета, 2004. С. 37–115, 461–528.

- Жеребятьев М., Феррони Вс. Феномен новых религиозных движений // Пределы светскости: общественная дискуссия о принципе светскости государства и о путях реализации свободы совести  / Сост. А. М. Верховский. — М.: Центр «Сова», 2003. С. 240–250.

- Иваненко С. И. Саентология и бизнес. (У каждой эпохи — своя религия). — СПб.: Изд-во «Древо жизни», 2011. - 152 с.

- Кузнецова Т. Н. Саентология: теория и практика // Религия в XX? веке: архаика и современность / Отв. ред. А. А. Белик. — М.: Каллиграф, 2012. С. 259–287.

- Кукушкин Г. А. Церковь саентологии: основы вероучения, культовая и внекультовая практика / Автореферат диссертации канд. филос. наук. — М.: Российская Академия государственной службы, 2003. - 21 с.

- Кравчук В. В. Новые религии в современной России и проблема экстремизма // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 2004. № 1–2. С. 169–176.

- Куликова Г. Саентология ? религия или коммерция? // Религия и право. М., 2001. № 2. С. 10–17.

- Смирнов М. Ю. Специфика субкультуры новых религиозных движений // Интеллигенция в диалоге культур / Под общ. ред. Ж. Т. Тощенко. — М.: Изд-во Российского государственного гуманитарного университета, 2007. С. 479–492.

- Смирнов М. Ю. Культовые движения как религиозный феномен // Шестые Ковалевские чтения. Материалы научно-практической конференции / Отв. ред. Ю. В. Асочаков. СПб.: Ф-т социологии С.-Петерб. ун-та, 2011. С. 557–560.

- Смирнов М. Ю. Социальные функции современных нетрадиционных культов и культовых движений // Социальные функции религии в условиях модернизации общества: XXI век. Материалы Международной научно-практической конференции  / Отв. ред. Е. С. Элбакян. ? М.: ИД «АТИСО», 2011. С. 115–126.

- Смирнов М. Ю. Будущее новых религиозных движений в России: неопределённость перспективы // Религия как социальный институт / Отв. ред. Е. С. Элбакян. — М.: ИД «АТИСО», 2011. С. 200–211.

- Фаликов Б. З. Новые религиозные движения: проблемы религиозного статуса (на примере саентологии) // Религия и право. Информационно-аналитический журнал. 2001. № 2. С. 8–11.

- Фаликов Б. З. Культы и культура: От Елены Блаватской до Рона Хаббарда. — М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2007. - 265 с.

- Элбакян Е. С. Социальная значимость саентологии и активность саентологического сообщества в современной России (по данным социологического исследования, осень 2011 г. – зима 2012 г.). — М.: Издательский дом «АТиСО», 2012. - 48 с.

6. Религиоведческие учебные издания:

- Кантеров И. Я. Современные нетрадиционные религии и культы // История религии: Учебник:        В 2 т. Т. 2 / Под общ. ред. И. Н. Яблокова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа, 2007. С. 644–672.

- Кантеров И. Я. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). 2-е изд., испр. — М.: Моск. гос. ун-т, 2007. – 472 с.

- Костылев П. Н. Новые религиозные движения // Религиоведение: Учебник / Под ред. И. Н. Яблокова. — М.: ООО «Издательство Юрайт», 2012. С. 473–479. 

- Эгильский Е. Э., Матецкая А. В., Самыгин С. И. Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения: Учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2011. - 224 с. 

7. Справочная литература религиоведческого содержания:

- Кантеров И. Я. Церковь сайентологии // Энциклопедия религий / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. — М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. С. 1403–1404.

- Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О свободе советси и о религиозных объединениях» / Авт. колл.: Шахов М. О., ин. Ксения (Чернега О. А.), Ряховский В. В., Вагина Т. В., Себенцов А. Е. и др.; под общ. ред. Маранова Р. В. — М.: Славянский правовой центр, 2011. - 624 с.

- Новые  религиозные  культы,  движения  и  организации  в  России: Словарь-справочник  /  Науч.  ред. Н. А. Трофимчук, Ф. Г. Овсиенко, М. И. Одинцов. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Изд-во Российской Академии государственной службы, 1998. - 346 с.

- Санкт-Петербургский саентологический центр // Религиозные общины и организации Санкт-Петербурга: В 3 вып. Вып. 2 / Отв. ред. и сост. Е. Исакова. — СПб.: Изд-во «Апостольский город», 1998.    С. 342–353.

- Смирнов М. Ю. Социология религии: Словарь. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011 -  412 с.

- Филатов С. Б. Новые религиозные движения. Общая характеристика. Церковь саентологии // Современная  религиозная  жизнь России. Опыт систематического описания. Т. ?V / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. — М.: Университетская книга; Логос, 2006. С. 213–216, 230–244. 

- Филимонов Э. Г. Церковь сайентологии // Религии народов современной России: Словарь / Отв. ред. М. П. Мчедлов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Республика, 2002. С. 555–556.

- Шаров В. Г. Саентологическая религия // Шаров В. Г. Религиозные объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Нестор, 2005. С. 98–109.

8. Экспертные заключения:

Гордиенко Н. С. Религиоведческая характеристика саентологической Церкви (Церкви Саентологии).  6 февраля 2002 г. // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Выпуск 7. Сборник статей / Редкол.: М. И. Одинцов (пред.) и др. — СПб.: Российское Объединение исследователей религии, 2009. С. 33–36.

Иваненко С. И. Краткая характеристика саентологической религии (основные положения Экспертного заключения д.ф.н. С. И. Иваненко о Саентологии в качестве религии. 28 мая 2010) // Иваненко С. И. Саентология и бизнес. (У каждой эпохи — своя религия). — СПб.: Изд-во «Древо жизни», 2011.         С. 14–36.

 

III. Пояснение к подходу составителя

При рассмотрении деятельности религиозной группы, именующейся «Саентологической Церковью города Санкт-Петербурга» (далее — РГ СЦ СПб), составитель исходил из следующих позиций:

1. Для характеристики объединения граждан как религиозной группы, созданной и действующей в Российской Федерации, определяющим должно быть его (объединения) соответствие нормам российского законодательства, устанавливающим признаки принадлежности к религиозным объединениям в форме религиозных групп.

В то же время, правовое описание статуса объединения как религиозной группы не является целью религиоведческой характеристики и применяется только в качестве одного из общетеоретических оснований данной характеристики.

2. Религиоведческий смысл характеристики состоит в выяснении соответствия совокупности мировоззренческих, доктринальных, ритуальных и организационных аспектов деятельности религиозного объединения принятым в научном религиоведении трактовкам признаков религиозной идентичности.

При этом учитываются теоретические расхождения, существующие между научными исследовательскими подходами в вопросах религиоведческой классификации и интерпретации явлений, рассматриваемых в качестве религиозных.

 

  • I. Правовые основы религиоведческой характеристики РГ СЦ СПб

Составитель руководствуется следующим пониманием положений и норм действующего российского законодательства:

В соответствии со статьёй 28 Конституции Российской Федерации: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Гарантированное Конституцией Российской Федерации право каждого человека в России исповедовать любую религию, распространять свои религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, не предполагает каких-либо исключений в отношении религий, выбираемых гражданами для вероисповедания. Ограничение этого права может быть установлено федеральным законом «только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (статья 55 Конституции РФ). В то же время, по статье 56 Конституции РФ, «не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные», в числе указанных, статьёй 28.

Право на совместное вероисповедание реализуется гражданами путём создания религиозных объединений. По статье 6 Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» № 125–ФЗ (далее — Закон): «Религиозным объединением в Российской Федерации признаётся добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей».

При этом религиозные объединения могут создаваться только в форме религиозных групп и религиозных организаций. Каких-либо других установленных законодательством форм, например,  — «традиционная религия», «нетрадиционная религия», «секта» и проч. не существует.

В соответствии п. 1 ст. 7 указанного выше Закона, религиозной группой признаётся «добровольное объединении граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации». Религиозная группа — это религиозное объединение, осуществляющее свою деятельность без образования юридического лица.

Закон не устанавливает и не ограничивает численность религиозной группы. Это могут быть как два человека, так и несколько десятков, сотен или тысяч человек. В случае, если религиозная группа намерена получить государственную регистрацию и стать религиозной организацией с образованием юридического лица, она должна иметь не менее 10 участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении (п. 3 ст. 8).

Государственная регистрация религиозного объединения является правом, а не обязанностью такого объединения и связана исключительно с приобретением правоспособности юридического лица; её отсутствие нельзя рассматривать как основание запрета на деятельность религиозного объединения. Иначе это противоречило бы норме о «прямом действии» Конституции Российской Федерации (п. 1. ст. 15 Конституции), относящейся и к гарантированному статьёй 28 Конституции праву на совместное исповедание любой религии, которое не связано с какой-либо регистрацией. 

Религиозная группа имеет право совершать религиозные обряды и церемонии, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Для этого никакого уведомления не требуется. Закон не предъявляет к религиозной группе требования указывать своё вероисповедание, поскольку сведения о вероисповедании, согласно п. 8  ст. 8 Закона, должны содержаться в наименовании только у религиозной организации и только религиозная организация обязана указывать своё полное наименование при осуществлении своей деятельности. Однако, в силу возможных конфликтных ситуаций, религиозная группа при осуществлении своей деятельности может указывать своё вероисповедание, чтобы предупредить обвинение в обмане или сокрытии вероисповедной принадлежности.

Будучи религиозным объединением, религиозная группа «создаётся и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям» (п. 5 ст. 4 Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Поскольку религиозная группа не является юридическим лицом, она не может от своего имени заключать какие-либо договоры; заключение договоров осуществляется от имени одного или нескольких участников религиозной группы. Соответственно, религиозная группа не может иметь имущества, находящегося в её обособленной собственности. Имущество, необходимое для деятельности религиозной группы, может находиться в собственности одного либо нескольких её участников. Согласно п. 1 ст. 7 Закона помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы её участниками.

  • II. Исторический обзор РГ СЦ СПб

По доступным сведениям (опубликованные воспоминания, работы исследователей, справочная литература — см.: Раздел первый, пункты ??.5, ??.7, ??.8), в Ленинграде группа приверженцев учения Л. Рона Хаббарда — основателя Международной Церкви Саентологии (создана в 1954 г. в США), образовалась в 1984 г. Первоначально происходило знакомство с зарубежными изданиями работ Хаббарда, их самостоятельный перевод на русский язык, изучение Дианетики как «современной науки душевного здоровья». Насколько можно судить по отдельным свидетельствам, наибольший интерес вызывали рекомендации по психосоматической терапии, возможность овладеть практиками («технологией») преодоления последствий травматических переживаний, предполагаемое развитие умственных и физических способностей (см.: Казицына-Тьюнисон О. Ю. Дианетика в Ленинграде в 80–90-е годы XX столетия. Воспоминания // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Вып. 2 / Сост. и общ. ред. Е. Н. Мельникова, М. И. Одинцов. — М.: Российское Объединение исследователей религии, 2005. С. 516–527). В советское время группа существовала без государственной регистрации. У составителя нет информации о каких-либо преследованиях членов группы в то время за их занятия по освоению Дианетики.

В конце 1980-х – начале 1990-х годов внимание участников этого сообщества акцентируется на религиозной составляющей учения Хаббарда — Саентологии. После вступления в силу Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» № 267-1  (от 25 октября 1990 г.) деятельность группы по изучению и распространению Дианетики и Саентологии в Ленинграде (с сентября 1991 г. — Санкт-Петербурге) осуществлялась как реализация права граждан исповедовать любую религию и «действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства». Сообразно указанному Закону (статья 4), ленинградские последователи Саентологии смогли воспользоваться правом на свободу вероисповеданий совместно, путём создания соответствующего общественного объединения (во внутреннем обиходе использовалось название «миссия», принятое для групп начального изучения Саентологии). 

В 1992 г. это объединение разделилось. Часть последователей придерживалась первоначальных интересов к психотерапевтической стороне трудов Хаббарда. Другие создали общественную организацию «Саентологический центр», установив контакты с Международной Церковью Саентологии. 

В 1994 г. из участников этой организации образовалась религиозная группа. Она действовала параллельно «Саентологическому центру» и вела разрешённые Законом       № 267-1 (статья 17) распространение своих убеждений в обществе непосредственно или через средства массовой информации, миссионерскую деятельность, дела благотворительности, религиозное обучение и воспитание последователей Саентологии (см. сообщение члена группы: Белан Л. Н. Роль религии в жизни поколений и их взаимоотношениях // Религии на пороге XXI века и молодежь: Круглый стол // Преемственность поколений: диалог культур. Материалы Международной научно-практической конференции. С.-Петербург, 24–26 сентября 1996 г. Вып. 2 / Отв. ред. В. Т. Лисовский. ? СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. С. 242–245).

С принятием Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» № 125-ФЗ (от 26 сентября 1997 г.) религиозная группа добивалась установленной этим Законом государственной регистрации в качестве религиозной организации. В 1999 г. Муниципальным советом муниципального образования Владимирский округ Санкт-Петербурга было выдано свидетельство (рег. № ВО – 000002 от 01.11.1999), подтверждающее существование в данном округе религиозной группы саентологов.   

Возросшая активность сообщества последователей Саентологии в С.-Петербурге, выход на открытый публичный уровень и пропагандистская настойчивость в распространении своих взглядов вызвали к себе неоднозначную, зачастую отрицательную реакцию в среде ряда исторически сложившихся религиозных организаций, некоторых общественных объединений, отдельных граждан. Деятельность саентологов неоднократно подвергается критике, с предъявлением им претензий и обвинений идеологической, административной и уголовной направленности. 

В 2007 г. решением городского суда Санкт-Петербурга общественная организация «Саентологический центр» была ликвидирована. 21 ноября 2007 г. Верховный Суд Российской Федерации утвердил это решение и оно вступило в законную силу.  

Тем не менее, в соответствии положениям Федерального закона № 125-ФЗ, петербургские саентологи сохранили право на деятельность в качестве религиозной группы, которая удовлетворяет религиозные потребности своих членов. Действуя с наименованием «Саентологическая Церковь города Санкт-Петербурга», эта религиозная группа продолжает добиваться статуса религиозной организации. При возникновении спорных правовых ситуаций РГ СЦ СПб признаётся правоохранительными органами как религиозная группа (это следует, например, из Ответа прокуратуры Адмиралтейского района Санкт-Петербурга от 14.08.2008 г. № 9-547 808 в адрес представителя РГ СЦ СПб). 

Внутреннее устройство религиозной группы «Саентологическая Церковь города Санкт-Петербурга» аналогично тому, как это существует в единственном религиозном объединении российских последователей Саентологии, имеющем государственную регистрацию в качестве религиозной организации, — «Саентологической Церкви Москвы».  

По исследовательским данным С. И. Иваненко, в ноябре 2010 г. общая численность прихожан «Саентологической Церкви города Санкт-Петербурга» насчитывала приблизительно 5 тыс. человек, из них постоянный состав группы — около 330 человек (Иваненко С. И. Саентология и бизнес. — СПб.: Изд-во «Древо жизни», 2011. С. 25, 26). 

На мой взгляд, понятие «прихожане», которое используется самими саентологами, можно считать условным, поскольку фиксированного контингента участников группы по территориальному признаку нет. Подразумеваются люди из любых мест проживания в Санкт-Петербурге, с разной регулярностью участвующие в саентологических практиках, добровольно занимающиеся изучением Дианетики и Саентологии, присутствующие на церемониях и служениях данной религиозной группы. Согласно полученной информации, на конец 2012 г. таковых насчитывалось совокупно примерно 4 тыс. человек, из которых еженедельно посещали мероприятия религиозной группы по 600–700 человек; около 380 человек участвуют в группе как постоянные служители (по внутренней терминологии — «активные члены группы»). 

Судя по доступным учётным документам религиозной группы и моим личным наблюдениям, количество членов группы, участвующих в основных коллективных религиозных практиках — воскресные службы, посвящение в духовный сан, венчание, признание и наречение, прощание с умершим — не превышает максимума в 200 человек, при этом варьируясь в диапазоне от нескольких участников (обычно, при прощании с умершим), до нескольких десятков человек на воскресных службах и посвящении в сан, наречение имени и венчание собирают наибольший контингент присутствующих. Следует заметить, что на церемониях могут находиться и не члены религиозной группы (родственники, друзья и знакомые, не принадлежащие к последователям Саентологии). 

На момент составления данной религиоведческой характеристики религиозная группа «Саентологическая Церковь города Санкт-Петербурга» располагается по адресу: Санкт-Петербург, улица Розенштейна, д. 21. Помещения площадью около 2,5 тыс. кв. метров, занимаемые религиозной группой, предоставлены ей частными лицами из состава этой группы, в статусе индивидуальных предпринимателей заключившими договор аренды с собственником помещений Компанией ЗАО «БИЦ». Аналогичным образом члены религиозной группы арендуют и помещение для проведения принятой в Дианетике и Саентологии процедуры тестирования (Санкт-Петербург, Невский проспект, д. 51-А).

  • III. Религиозная деятельность РГ СЦ СПб

А. Как установлено Федеральным Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», в качестве религиозной признаётся деятельность объединения граждан, направленная на совместное исповедание и распространение веры и обладающая соответствующими этой цели признаками: вероисповеданием; совершением богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучением религии и религиозным воспитанием своих последователей.

Религиозная группа «Саентологическая церковь города Санкт-Петербурга» в своих открытых и доступных документах свидетельствует о Саентологии как вероучении и предмете исповедания, указывает целью своего образования и деятельности «удовлетворение религиозных потребностей граждан, последователей саентологического вероучения».

Б. В различных описаниях Саентологии встречаются существенные расхождения по поводу признания этого учения и соответствующих ему практик в качестве религии. Мне известны имеющиеся критические характеристики, вплоть до тех, которые отрицают за Саентологией право называться религией. Профессиональная квалификация в сфере религиоведения и учёт существующих научных подходов (см. Раздел первый, п. ??) определяют следующую трактовку составителем рассматриваемого предмета:

1. Отношение к Саентологии и её последователям может быть как положительным, так и нейтральным или отрицательным — оно зависит от личного мировоззрения, вероисповедания (если таковое имеется) и социальной позиции. Учение Саентологии занимает своё место в общем спектре всяких других учений и выбор его, либо критика его есть суверенное право любого человека. Это оправдано свободой мысли и слова, которая является неотъемлемым атрибутом свободного общества и гражданина.  

Поскольку данная свобода носит всеобщий характер, она распространяется на носителей любых убеждений, если их реализация не нарушает законодательно установленные нормы государства и общественной жизни. Иными словами, последователи Саентологии, включая участников РГ СЦ СПб, имеют право на ту самоидентификацию, которая соответствует их мировоззрению и убеждениям. 

2. Статус саентологических организаций в разных странах мира, где они действуют, различается. Эти организации могут признаваться или не признаваться религиозными в зависимости от положений правовой системы того или иного государства. Однако повсеместной и общепринятой, юридически и/или религиоведчески обоснованной характеристики Саентологии исключительно как чего-то, безусловно нарушающего нормы и ценности современных обществ, не существует. Встречающееся локальное непризнание Саентологии религией не отменяет права граждан на приверженность к ней и принятие как религиозного учения. 

Нахожу, что религиозной группе «Саентологическая Церковь города Санкт-Петербурга» присуще намерение действовать в рамках существующих правовых установлений Российской Федерации. Явных причин воспринимать её деятельность как противоречащую российскому законодательству мной не обнаружено. 

3. Критика Саентологии, даже если она носит обвинительный характер, признаёт, что это учение содержит собственную картину мира, объяснение человеческой природы и смысла человеческого существования, т. е. обладает чертами, присущими большинству религиозных учений. 

Например, в критических изданиях Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) констатируется наличие в Саентологии «религиозной доктрины» («Санкт-Петербургский миссионерский листок. № 10. Церковь Саентологии». С. 1), указывается, что «Церковь Саентологии относится к так называемым сциентическим религиям» («Санкт-Петербургский миссионерский листок. № 15. Саентология. Религия под вывеской науки». С. 1); в издании Санкт-Петербургского Центра апологетических исследований «Христианство, мировые религии и культы» (СПб., 2003) у Саентологии признаётся наличие вероучения, идей «спасения» и «вечного духа в человеке».

Предметом осуждения является, в частности, претензия Саентологии на истинность своих положений, т. е. такое свойство, которое присуще практически любой религии. Считаю, что подавляющее большинство отрицательных оценок Саентологии основывается на абсолютизации критиками собственных мировоззренческих, философских, этических, религиозных (в конкретной конфессиональной форме) позиций.

4. По поводу религиозного характера Саентологии продолжаются дискуссии в научной (религиоведческой) литературе, в публицистике и конфессиональных изданиях. Сам факт этих дискуссий свидетельствует о различии в критериях отнесения того или иного учения к разряду религиозных, что не может быть аргументом против религиозной самоидентификации последователей Саентологии.  

Составитель придерживается взглядов на Саентологию, принятых теми зарубежными и российскими исследователями религии, которые классифицируют это учение и обусловленное им объединение последователей как «new religious movement / новое религиозное движение» (NRM/НРД). Понятие «новых религиозных движений» устойчиво существует в религиоведческих дискурсах более 40 лет и используется при научной типологии религиозных объединений.  

Среди типологических признаков НРД, которыми руководствуется составитель:      1. возникновение не ранее середины XX в.; 2. внеконфессиональное происхождение (т. е. формирование на собственной основе, а не в рамках какой-либо из уже существовавших религий); 3. харизматическое лидерство основателя движения (и последующее признание безусловного авторитета учения основателя после его ухода из жизни); 4. эклектичность вероучения (совмещение разнородных элементов из широкого спектра религиозных и светских учений, синтезированных на основе личного творчества основателя движения).

Все известные документы и научно-исследовательские описания Саентологии, при разнообразии оценочных суждений, подтверждают наличие указанных признаков у сообщества последователей этого учения.

5. Религиозный смысл Саентологии определяется обязательным признанием трансцендентного Бога как Верховного Существа (описывается доктринальными понятиями Восьмой динамики или Бесконечности). Конечной целью человека считается единение с Богом («существование в качестве Бесконечности»). Она обусловлена осознанием себя как духовного существа, для достижения этой цели применяются основные практики Саентологии (так называемые «технологии») — обучение и одитинг. 

Обучение проводится по каноническому набору сочинений и зафиксированных выступлений Л. Рона Хаббарда, которые кодифицированы и совокупно считаются истинными Писаниями. Эти Писания объявлены единственным источником всех саентологических доктрин и практик, а Хаббард воспринимается как Основатель Саентологии, имеющий исключительный сакральный статус. 

Одитинг способствует закреплению доктринальных воззрений, развитию у последователей необходимых качеств, достижению описанного учением духовного состояния. Эта «технология» включает индивидуальный или групповой «процессинг» (комплекс специальных вербальных практик и моторики) и «ассисты» (терапевтические процедуры), описанные в работах Хаббарда. 

Проведение индивидуального одитинга трактуется саентологами как эквивалент религиозной исповеди. Эта персональная процедура требует особых условий, длится примерно два часа, и в РГ СЦ СПб такую практику еженедельно проходят около 70 человек.

Формой сочетания элементов обучения и одитинга являются воскресные службы (по внутренней терминологии РГ СЦ СПб — «церковные приходские службы»). Состав воскресных служб во всех объединениях саентологов идентичен, можно говорить о своего рода «каноне». В эти службы входят: коллективное произнесение «Кредо Церкви Саентологии», стандартные проповеди по тематике из Писаний Хаббарда (или прослушивание записей его лекций), групповой «процессинг» для последователей учения (каждой теме соответствует свой комплекс практик), объявления, коллективное произнесение «Молитвы о полной свободе». Службы носят открытый характер. 

В. По материалам, предоставленным РГ СЦ СПб, мной был проведён анализ некоторых форм деятельности этой группы, которые сами участники рассматривают как свои религиозные практики. 

Основным документом стал журнал учёта «Церковные церемонии и воскресные службы. Статистика», который на момент его получения 21 февраля 2013 г. содержал учётные записи за период с 13 марта 2008 г. по 19 февраля 2013 г. (1645 записей). Записи заносятся по графам: Дата; Наименование; Кто просит провести; Кто проводит; Количество присутствовавших. Учёту в этом журнале подлежат следующие церемонии: Воскресная служба; Церемония посвящения в духовный сан; Церемония венчания; Церемония наречения; Церемония прощания. Согласно учётным записям, церковных церемоний и воскресных служб совокупно было проведено в 2008 г. — 354, в 2009 г. — 446, в 2010 г. — 308, в 2011 г. — 243, в 2012 г. — 261, в 2013 г. до 19 февраля — 33.

Воскресные службы совершались по тематике, содержащейся в официальном издании Международной Церкви Саентологии: Саентологическая религия: истоки, церемонии, проповеди и службы / Пер. с англ. — Glostrup (Denmark): NEW ERA Publications International ApS, 1999. С. 151–507. (96 тем с неизменными текстами проповедей и рекомендуемыми групповыми процессами).

Воскресные службы проводились как для всех желающих, так и отдельно для стажёров, которыми называются кандидаты в постоянный состав группы. В 2008 г. проведено 75 служб (из них 1 для стажёров) по 32 темам, в 2009 г. — 113 (из них 1 для стажёров) по 62 темам, в 2010 г. — 95 (из них 13 для стажёров) по 56 темам, в 2011 г. — 88 (из них 27 для стажёров) по 47 темам, в 2012 г. — 98 (из них 46 для стажёров) по 61 теме, в 2013 г. (до 19 февраля) — 14 (из них 5 для стажёров) по 9 темам. 

Общее ежегодное количество воскресных служб превышает число календарных воскресений в году, поскольку службы под названием воскресных проводятся и в некоторые другие дни недели. Это объясняется стремлением РГ СЦ СПб обеспечить участие в службах всех желающих, при недостатке помещений для массового присутствия.  

В целом воскресные службы совершались максимум по ? (не больше 62 тем) из официально установленной тематики. Ежегодно шли службы, посвящённые Верховному Существу, духовной свободе, влиянию религии в обществе. Количественно преобладающими в ежегодном тематическом диапазоне постоянно были проповеди о практической ценности, миссии и будущем Саентологии, об этике и выживании (общие установки и прикладные аспекты), о семье и супружестве.

Церемонии посвящения в духовный сан проводились по стандартной процедуре, в специально подготовленном помещении (с символами и атрибутами Саентологии), с присутствием участников религиозной группы, друзей и членов семьи посвящаемого. Ведёт церемонию саентологический священник. По ходу действия посвящаемые подтверждают выполнение всех необходимых требований подготовки к принятию сана, соблюдение Кодекса одитора и Кодекса саентолога. Новопосвящённому вручается нагрудный крест как церковный символ, участники религиозной группы вслух подтверждают своё согласие с посвящением. В завершении новому священнику выдаётся Свидетельство, подтверждающее посвящение в сан, подписанное проводившим церемонию священником и руководителем РГ СЦ СПб. 

 В 2008 г. проведено 3 посвящения в сан (все посвящённые — женщины), в 2009 г. — 13 (8 женщин и 5 мужчин), в 2010 г. — 7 (6 женщин, 1 мужчина), в 2011 г. — 3 (все посвящённые — женщины), в 2012 г. — 4 (3 женщины, 1 мужчина), в 2013 г. за время до 19 февраля эта церемония не проводилась.

Церемонии венчания проводились саентологическими священниками в специально подготовленном помещении с необходимыми атрибутами (изображение Л. Рона Хаббарда, саентологический крест, аналой). Присутствовали участники религиозной группы, члены семей и друзья жениха и невесты. Существует несколько вариантов процедуры венчания, в том числе на случай, когда один из вступающих в брак не является саентологом, но согласен на проведение церемонии (имели ли место подобные случаи в практике РГ СЦ СПб установить не удалось). После церемонии новобрачным вручается Свидетельство, подтверждающее обряд венчания, подписанное проводившим церемонию священником и руководителем РГ СЦ СПб.

В 2008 г. проведено 11 церемоний венчания, в 2009 г. — 8, в 2010 г. — 8, в 2011 г. — 2, в 2012 г. — 3, в 2013 г. за время до 19 февраля эта церемония не проводилась.

Церемонии наречения проводились саентологическими священниками в специально подготовленном помещении с символами и атрибутами Саентологии. Церемония носит открытый характер. Процедура включает утверждение «крёстных родителей» для ребёнка (допускается, что «крёстным» может быть и не саентолог), подтверждение родителями и «крёстными» ответственности за ребёнка, признание религиозной группой личности ребёнка с наречённым ему именем. В завершении выдаётся Свидетельство, подтверждающее обряд наречения, подписанное проводившим церемонию священником и руководителем РГ СЦ СПб. 

В 2008 г. проведено 28 наречений, в 2009 г. — 28, в 2010 г. — 11, в 2011 г. — 6, в 2012 г. — 2, в 2013 г. за время до 19 февраля — 3.

Церемонии прощания с умершими проводились саентологическими священниками РГ СЦ СПб заочно, в силу отсутствия предполагаемого по обрядовым процедурам специально подготовленного места заупокойной службы. Ритуал совершается по просьбе родственников, носит открытый характер, хотя участие в нём принимают в основном родные и близкие покойного. Прощание адресуется погребаемому телу («праху») умершего, тогда как его духовное существо признаётся бессмертным и продолжающим жить.   

В 2008 г. проведено 237 церемоний прощания, в 2009 г. — 284, в 2010 г. — 187, в 2011 г. — 144, в 2012 г. — 154, в 2013 г. за время до 19 февраля — 16.

Приведённые данные свидетельствуют о деятельности «Саентологической Церкви города Санкт-Петербурга» как религиозной группы, реализующей в своих практиках конституционное право граждан исповедовать любую религию. При этом полученная общая картина религиозной деятельности показывает аналогию обрядового сопровождения жизни участников РГ СЦ СПб культовой практике многих других религиозных направлений.

По частотным показателям за обозреваемый период преобладают прощания с умершими (более 1 тыс.), поскольку церемония по просьбе родственников может совершаться и в отношении человека, не являвшегося последователем Саентологии. Следующее место занимают воскресные службы (почти 500), затем идут церемонии наречения (около 80), венчания (32) и посвящения в духовный сан (30).

Количество участвовавших в воскресных службах и других церковных церемониях различается, при этом общее число присутствовавших всегда меньше, чем даже  постоянный состав РГ СЦ СПб. Например, максимум участников воскресной службы — 94 человека, максимум участников посвящения в духовный сан — 78 человек. Наибольший количественный показатель присутствующих — у церемонии венчания (максимум — 204 человека). При этом не все присутствующие на церемониях религиозной группы могут быть последователями Саентологии.  

Такие показатели вполне объяснимы отсутствием у РГ СЦ СПб технических возможностей (помещений и др.) проводить массовые мероприятия с участием всех членов группы и вообще заинтересованных лиц.

Кроме того, считаю установленным наличие у совокупности членов РГ СЦ СПб признака, свойственного практически всем современным религиозным сообществам, а именно — меньшей доли так называемых «практикующих верующих» среди общего числа идентифицирующих себя с религиозным учением. Иными словами, разделяя идеи учения, часть саентологов может далеко не в полном объёме совершать предусмотренные этим учением религиозные и иные практики.

Таком образом, знакомство с сообществом последователей Саентологии в Санкт-Петербурге, с используемыми в их деятельности работами Л. Рона Хаббарда в русских переводах, с печатными, аудио и видео материалами, публикациями и выступлениями членов группы, а также с осуществляемыми ими практиками и служениями даёт мне основание охарактеризовать «Саентологическую Церковь города Санкт-Петербурга» в качестве религиозной группы, принадлежащей к Саентологии как новому религиозному движению.

 

доктор социологических наук                                                               М. Ю. Смирнов 

 

Источник: научная библиотека - http://lawlibrary.ru/article2309936.html

 Rambler's Top100