Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 274 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



ОБЗОР РУССКОЯЗЫЧНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ НА ПРЕДМЕТ СВЕДЕНИЙ О РЕЛИГИОЗНОЙ АССОЦИАЦИИ ЦИХСПД (мормонов) – январь – март 2015, RP

Печать

 

Опыт мониторинга отображения в русскоязычном информационном поле одной из присутствующих на пост-социалистическом пространстве «новых религиозных организаций» (НРД) старшего поколения – Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов), позволяет получить представление о процессах, происходящих в религиозном сообществе в целом. В частности, сюда можно отнести степень мировоззренческой толерантности, во многом определяющей общекультурный уровень населения и тенденции духовного развития или регресса, регулируемые административным путем.

Окажись на месте объекта аналогичного мониторинга любое другое новое для России религиозное направление, а не отмечающая в 2015 году 120-летие своего присутствия в нашей стране ЦИХСПД, эффект вероятно был бы тем же. Для абсолютного большинства таковых за исключением выполняющей особые функции при государственной власти «титульной церкви» и нескольких организаций-сателлитов, религиозная жизнь за минувший год для большинства верующих значительно осложнилась. Кроме НРД в ряду религиозных направлений и организаций, столкнувшихся с новыми проблемами, можно назвать православное христианство, представленное организациями, не входящими в юрисдикцию РПЦ МП; ряд мусульманских организаций; практически все церкви христиан-протестантов; сообщества последователей индуизма, язычников, шаманистов.

Данная ситуация сложилась далеко не внезапно. Причинами этого можно считать преимущественно внешние обстоятельства, под которыми следует понимать ряд факторов, не имеющих никакого отношения к самим вероисповеданиям или практике религиозных организаций. Поэтому, в наступившем 2015 году, в отличие от минувшего года можно говорить о новых признаках продолжающегося в России процесса искусственного дифференцирования религий в соответствии с возможностью использования их организаций властями в целях популизма.

 

В первые же дни января о жизни сообщества последователей Церкви Иисуса Христа Святых последних дней напомнил русскоязычный сетевой ресурс «Дозор». В фоторепортаже о достопримечательностях Харькова, в их число наряду с памятниками,  спортивными и киноконцертными залами и другими культурными объектами был включен молитвенный дом ЦИХСПД, судя по фото, заметно ожививший архитектурную монотонность городского спального района.

Надо сказать, что периодическое освещение в различных СМИ архитектурного аспекта культуры мормонов перестало быть редкостью. При этом, в русскоязычном секторе информационного поля наибольшей популярностью пользуется первый и пока единственный на пост-советском пространстве храм мормонов в Киеве. Так, например, в том же январе ресурс «Наш Киев» опубликовал нестандартный фоторяд «Киевский храм мормонов: 13 фото с земли и высоты».

Агентство ГлобалСиб сообщило о продолжении в 2015 году в Томске работы круглого стола "Межрелигиозный диалог" – мероприятия, организованного с целью просвещения людей в области религиозной составляющей светской культуры. Согласно условиям программы «на встречи могут приходить свободно все желающие», чтобы увидеть, как «представители разных религиозных конфессий - православия, католицизма, иудаизма, пятидесятников, мормонов, кришнаитов, буддистов, мусульман и других - обсуждают различные этические, социальные и духовные проблемы без жесткого противостояния, миссионерства и почти без нравоучений. Более того, иногда в дискуссиях участвуют ученые, философы, атеисты или представители течений new age».

Через пару недель, ГлобалСиб уже анонсировал первую ожидавшуюся в 2015 дискуссию, темой которой стала такая проблема, как «Речевая агрессия в современном обществе».

В программу встречи вошли доклад профессора кафедры теории языка Томского государственного педагогического университета Ольги Орловой, а далее - выступления представителей религиозных конфессий и других участников дискуссии. Мормонам вместе с представителями других религиозных сообществ было предложено обсудить такие вопросы, как «Вульгарность, грубость, оскорбления - где грань?», «Речевая агрессия: защищаться или бороться?», «Слово проповедника в аспекте лингвистической экологии» и др.

Через день региональное агентство Кузбасса распространило сообщение  о претензиях местного УФСБ к оказавшимся в г. Кемерово мормонам-миссионерам из США, которые «встали на миграционный учет по месту расположения прихода религиозной организации», осмелившись фактически находиться «по иным адресам». При этом, спецслужба апеллировала к норме закона, согласно которой иностранные граждане в России обязаны регистрироваться по всем адресам, где они могут находиться.

Разумеется, при интенсивном притоке мигрантов в страну данное положение закона играет в большей степени формальную роль, и к нему обращаются, как правило, избирательно. Поэтому то, что из десятков тысяч иностранцев, работающих и проживающих в регионе были избраны именно граждане США и мормоны, вполне объяснимо.

На следующий день после празднования Рождества Христова саратовское сетевое издание «Общественное мнение» опубликовало материал под заголовком « Что нам ждать от 2015? ».

Автор статьи – А.Никитин, являющийся членом ЦИХСПД, поделился своим анализом громадного количества проблем, возникших практически перед всеми россиянами и размышлениями о том, как в этих условиях сохранять здравость рассудка и духовную целостность.

«Жить по совести, в правде – это значит жить в согласии с Богом. Мне хочется, чтобы в 2015 году подавляющее большинство русского народа сумело очнуться от обывательского сна и осознать простую, но важную истину, что им следует отказаться от наркотиков и спиртного, и стать честными, верными, целомудренными, благожелательными, добродетельными и делать добро всем людям», - заканчивает свою статью автор.

Религиозное информагентство «Благовест-инфо» сообщило о любопытном прецеденте общения западного ученого и верующего мормона с марксистским экономистом из Китая.

«Профессор Гарвардской школы бизнеса Клэй Кристенсен, мормон по вероисповеданию, рассказывает о своем диалоге с экономистом-марксистом из Китая о демократии и религии. Кристенсен цитирует своего собеседника, который был удивлен, "насколько важна религия для функционирования демократии", - сообщило агентство. - "Мой друг сказал, что американцы соблюдают правила, поскольку они пришли к убеждению, что ответственны не только перед обществом, но и перед Богом", – говорит Кристенсен в видео. Он отмечает, что его китайский друг выразил опасение по поводу того, что религия теряет свое влияние. "Что будет с нашей демократией?", – задается вопросом Кристенсен. "Где институты, которые научат следующее поколение американцев тому, что они также должны добровольно соблюдать закон? Если убрать религию, невозможно будет нанять достаточно полицейских", – добавляет профессор Гарвардской школы бизнеса».

Приведенный пример может служить иллюстрацией сразу к двум разным явлениям, где первое – естественное миссионерство ученого-мормона; и второе – заведомая готовность атеиста, ранее не сталкивавшегося с религиозным фактором в светской жизни, к осознанию новой для него информации. Оба явления позволяют лишний раз убедиться в том, что диалоги между обладателями даже столь противоположных мировоззрений, как религиозное и атеистическое, оказываются возможны, если не контролируются и не регламентируются какими-либо соображениями сторонних сил.

Сообщение новостного сайта Одессы «Думская» об одной из регулярных благотворительных акций ЦИХСПД касалось оказания помощи беженцам с востока Украины. По словам активиста компании милосердия Юрия Слепака весь гуманитарный проект называется «Помощь перемещенным лицам в Украине» и входит в ряд аналогичных проектов, действующих по всему миру.

«В Украине, - говорит Слепак, - проектохватывает семь основных областей, где сконцентрировано самое большое количество перемещенных лиц. Это Одесская, Днепропетровская, Харьковская, Запорожская, Полтавская, Луганская области.Общий бюджет — полтора миллиона долларов».

Совместно оказываемая миссиями ООН и Церкви Иисуса Христа Святых последних дней гуманитарная помощь представлена продуктами питания, которые получают мамы с детьми до 3-х лет, инвалиды и престарелые.

По словам представителя ЦИХСПД Екатерины Ножевниковой, в Одесской области более 16 тысяч переселенцев, а за семь месяцев помощь в той или иной мере получили около пяти тысяч человек, так что теперь очередь за остальными.

С осложнением ситуации после введения санкций, ограничивших экономическую помощь стране после аннексии ею территории суверенного независимого государства и инициирования вооруженных действий на востоке Украины, администрация России обнаружила тенденцию к ответным действиям. Абстрагируясь от оценок того, насколько такие действия выглядят оправданным и адекватными, нельзя не отметить, что тенденция вызвала к жизни соответствующие движения в различных ведомствах.

Так пропагандистский ресурс Полит-Онлайн  22 января распространил информацию о появлении и представлении на обсуждение некоего законопроекта, который «в случае его принятия, обяжет религиозные организации в РФ вести раздельный учет доходов, полученных в рамках иностранного финансирования, и доходов, полученных в рамках иных поступлений.  Согласно этому же законопроекту религиозная организация будет обязана ежегодно предоставлять в Минюст сведения о целях расходования полученных за год денежных средств и публиковать отчеты в сети Интернет».

Российские мормоны и пятидесятники, как полагается в подобного рода материалах, названы неким анонимным «источником в Минюсте», как «секты» и «иностранные агенты». Однако, даже сформулированный в пропагандистских целях материал, содержал и недвусмысленное указание на действительную цель законопроекта.

«В настоящее время в России действует около 27 тысяч отделений религиозных организаций более чем 60-ти конфессий. Это огромный пласт нашего общества и государство, естественно, должно обеспечить должный уровень контроля за его деятельностью. В настоящий момент такой контроль организован в соответствии с законом РФ «О некоммерческих организациях». Но этот порядок не учитывает особенностей деятельности именно религиозных организаций. Законопроект Минюста позволит, с одной стороны, обеспечить государству более качественный и эффективный контроль, а с другой - станет своего рода защитой для верующих от слишком пристального и порой неправомерного внимания контролирующих органов».

В переводе с «канцелярита» на современный русский язык, это должно означать, по существу, следующее: «Присутствующие сегодня в России около 27 тысяч религиозных организаций более, чем 60-ти религиозных направлений  без ожидаемого закона уже контролируются в соответствии с имеющимся законом «О некоммерческих организациях». Но этого финансового контроля недостаточно, так как религиозные организации, аналогичные по закону нерелигиозным, требуется вывести за рамки этого закона. Поэтому, проект особого финансового контроля за религиозными организациями облегчил бы государству возможность используя искусственные нормы оказывать на них по давление по своему усмотрению и стало бы «защитой»... от неправомерного контроля того же Минюста».

Абсурдность оправдания очевидной попытки придать «законообразие» облегчению произвольной дискриминации прав религиозных сообществ и организаций здесь налицо. Но факт появления подобных «антисанкций» в настоящее время не уникален...

Не исключено, что освещенный Полит-Онлайн и распространенный еще несколькими новостными ресурсами «сигнал от Минюста», означающий тенденцию к обособлению прав общественных организаций «по религиозному признаку», мог стать в конце января – начале февраля 2015 года причиной (либо началом заведомо согласованной) «кампании» с целью дискриминации сообщества и религиозных организаций российских мормонов.

Уже 28 февраля саратовская «Версия » сообщает о «пикете против строительства мормонской церкви». Ресурс публикует фото молодого человека, сообщая о том, что по его словам «мормоны планируют возвести свою святыню на месте старинного здания», что такой объект, как он считает, «может оскорбить чувства верующих. Через пару дней саратовские сетевые ресурсы активно распространяют сообщение о возмущенных жителях, собирающихся организовать пикет  «против строительства храма мормонов», который и проводится 1 февраля силами нескольких активистов так называемой «Молодой гвардии Единой России» (МГЕР).

В то же время ресурс Тема-Саратов  сообщает об объявлении накануне местными «казаками» о своем намерении «сорвать конференцию мормонов, принеся кресты и нагайки».

Однако, вместо казаков, грозивших вмешаться в религиозную жизнь мормонов, накануне собрания членов религиозной общины округа, в офис ЦИХСПД явилась комиссия в составе заместителя районного прокурора Александра Тришева, сотрудников Госпожнадзора, Роспотребнадзора, полиции и других государственных ведомств.

В подробном описании акции, которое опубликовали «Свободные новости », сообщается, что «комиссарами» в результате проверки 30 – 31 января «было возбуждено административное производство о нарушении норм противопожарной безопасности, а сотрудники Госпожнадзора опечатали здание. Из-за действий ревизоров намеченное на воскресенье собрание членов общины округа пришлось проводить в другом помещении в поселке Солнечный на улице Тархова». Уместно добавить, что прокурором Тришевым на основании исследования помещения и документов было принято и решение «о временном запрете религиозной деятельности» в здании.

Более, чем через две недели, 17 февраля, Ленинский районный суд Саратова признает упомянутое «решение о временном запрете» незаконным , однако акция, идею которой подали местные «казаки», представителями местных государственных ведомств была проведена.

О запланированном характере кампании с нападками на сообщество мормонов, в которой наряду с маргиналами приняли участие и отдельные представители чиновничества, может говорить и то, что 1 февраля в эфире Пятого канала ТВ состоялся показ ролика  о последователях ЦИХСПД, основанный на диффамации и подтасовках.

Видеоматериал, с которым всегда можно ознакомиться по растиражированным в сети роликам, представляет собой видеоряд фрагментов из различных сюжетов, касающихся ЦИХСПД и мормонов, где кадры хроники и реплики современной видеосъемки перемежаются «комментариями специалистов», в качестве которых могут выступать бывшие сотрудники спецслужб, так называемые «сектоведы» или священнослужители. Видеоряд озвучивается за исключением реплик «специалистов» комментариями, истолковывающими кадры в нужном направлении. Текст не отличается особой внимательностью к фактам, приписывая принадлежность к сообществу мормонов в том числе и заведомо не имеющих к нему отношения известных персон. Но профессионально выверенные на создание негативного представления о конкретном религиозном сообществе или смешивание воедино несопоставимых реальных и вымышленных фактов и суждений могут быть замечены только профессионалами, осведомленными о религиозной практике Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. 

Интересно, что в процессе подготовки «последних штрихов» к публикации своего материала, тележурналисты даже не скрывали конкретных деталей готовящихся подтасовок. Так, например, в одном из случаев к вышедшим на улицу из офиса двум миссионерам подошли двое солдат срочной службы с вопросом о том, как найти дом по записанному ими на клочке бумаги адресу. Именно в этот момент рядом «неожиданно» оказались и члены съемочной группы Пятого канала телевидения, которые, снимали этот разговор. Не стоит говорить, что именно тот самый минутный обмен фразами, где мормоны говорят с солдатами, и вошел позже в видеоролик с комментарием на предмет того, насколько большой интерес для мормонов представляют контакты с военнослужащими.

На следующий день, 2 февраля, хотя бы вскользь о мормонах, которым принадлежит заброшенный городом кинотеатр «Родина» счел своим долгом напомнить и один из ресурсов  Воронежа.

Сообщая о том, что мормоны скорее всего не будут подавать в суд на Пятый канал,  информагентство АПН сочло уместным перечислить наиболее очевидные «ляпы»: «Сюжет на редкость тупой, рассказ о мормонах сопровождается видеорядом о совсем других организациях, а самозванные "эксперты" несут бред, заявляя, например, что мормонами являлись президенты США Джородж Буш-старший и Джордж Буш-младший (на самом деле Буш-отец - член Епископальной Церкви США, его сын перешёл в Методистскую Церковь, а первым в истории США президентом-мормоном мог стать кандидат от Республиканской партии Митт Ромни, но он в 2012 году проиграл Бараку Обаме)».

Информагентство АПН (Агентство политических новостей) сосредоточено, в основном, на отображении политического аспекта происходящих в России и за рубежом событий и развивающихся вокруг них процессов. Поэтому то, что данное СМИ уделяет внимание дискриминационной кампании в отношении российской религиозной организации ЦИХСПД, может лишний раз указывать на наличии в ее стимулах такого «политического фактора», как искусственное разжигание антизападных и, в частности, антиамериканских настроений.

Абсолютное большинство средств массовой информации в России в подобных ситуациях, как правило, поддерживают официальные тенденции в соответствии с прямыми указаниями администрации, либо проявляя собственное усердие.

Тем не менее, благодаря мониторингу АПН в данном случае в той части информации, которая не касается напрямую «антизападничества», читательская аудитория могла получить представление о качестве используемых Пятым каналом сведений – то есть, отдельных примерах диффамации и безапелляционных небылиц. Однако, подмеченное журналистами информагентства отсутствие судебных претензий со стороны религиозной организации в ответ на явное намерение подорвать ее репутацию, полностью соответствует внутрирелигиозным предпочтениям мормонов.

Религиозная организация «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней» и в самом деле не отличается стремлением к сутяжничеству, в том числе и в случаях бесспорного нарушения в ее отношении законодательства и норм морали. Однако, своего отношения к нелепым провокациям против них мормоны не скрывают.

Об этом свидетельствовало появившееся на сайте ЦИХСПД  Открытое письмо , в котором его авторы отмечали, что благодаря показанному ролику «в результате допущенных серьезных искажений сведений и фактов о деятельности религиозной организации, содержащих указания на ее якобы противозаконную практику, репутация Церкви Иисуса Христа Святых последних дней и ее последователей была опорочена».

«Учитывая все сложности переживаемого исторического периода, а также недостаточный  уровень знаний о религии в целом и о российских религиозных организациях, в частности, во избежание введения телеканалом своей аудитории в заблуждение», авторы письма обозначили основные доктринальные принципы своей христианской конфессии, предложив «руководству Пятого канала опубликовать опровержение допущенной диффамации».

Открытое письмо было перепечатано рядом российских и зарубежных русскоязычных ресурсов, но никаких существенных последствий для организаторов запланированной акции, направленной на разжигание розни по религиозному признаку со стороны телевидения, разумеется, не последовало. Пятый канал не опубликовал ни опровержения распространенных им домыслов, ни подтверждения, что опубликованные им сведения не являются клеветническими.

Зато, пусть и с небольшим запозданием, к попыткам дискредитировать мормонов присоединились «молодогвардейцы» из Новосибирска.

О намерении предводителя этой маргинальной группы провести свой пикет против строительства офиса ЦИХСП 12 февраля сообщало Сибинфо .  На следующий день, 13 февраля, как сообщил ресурс Город54 , мероприятие группы активистов МГЕР состоялось напротив входа в офис религиозной организации. А через неделю, согласно сообщению Сибинфо , глава пикетчиков обратился к мэру Новосибирска с пространным письмом, содержащим основные антикультистские мифологемы о мормонах. В завершение письма, автор просил мэра выяснить всю информацию по документации о приобретении религиозной организацией земельного участка, которая, собственно, и находится в распоряжении мэрии.

Письмо «молодогвардейцев» представляется настолько типичным образчиком подобных петиций, что было опубликовано в разделе RP- Документы  .

Информационно-аналитический центр «Сова» 20 февраля опубликовал комментарий специалиста по поводу претензий группы новосибирских «молодогвардейцев».

Заведующий сектором научной информации Русской христианской гуманитарной академии (РХГА), религиовед Владимир Егоров, разочаровал антикультистов и «молодогвардейцев» сообщением, что в Новосибирске планируется не «возведение храма», а строительство молитвенного дома, который будет одновременно офисным центром законно присутствующей в правовом поле страны российской религиозной организации.

«Молитвенный дом предназначен, в первую очередь, для проведения воскресного богослужения, в  которое входят причастие, проповеди на различные библейские темы, занятия в воскресной школе по изучению Священных Писаний, - уточняет религиовед. - В будние дни помещение молитвенного дома может использоваться для проведения культурных или спортивных мероприятий, вечеров для молодежи, лиц среднего и старшего возраста и других, на которых могут присутствовать как члены церкви, так и гости. (...) Утверждение журналистов о строительстве первого мормонского храма в России в Новосибирске не соответствует действительности».

Одновременно, ученый оговорился в своем комментарии и о провокации, исполнителем которой оказался Пятый канал телевидения: «Стоит отметить, что за последнее время это не единичный случай введения в заблуждение. 1 февраля 2015 года по 5 каналу ТВ в программе «Главное» прошел сюжет о мормонах содержащий недостоверные сведения...».

Но мнения компетентных специалистов сторонниками нагнетания напряженности в обществе любой ценой не читаются и во внимание, конечно, не принимаются. Вероятно поэтому, как сообщал о том Сибкрай, во время митинга «православных патриотов», требующих уголовного наказания за постановку оперы «Тангейзер», группа «молодогвардейцев» собирала заодно и «подписи против строительства храма мормонов в Новосибирске».

В плане искусственно создаваемых проблем для мормонов и представителей других «новых религий» в современной России, в других регионах жизнь этого религиозного сообщества мало отличается от прочих христианских конфессий.

Любопытная информация, опосредованно касающаяся религиозного сообщества мормонов в регионе возникновения этой религии, появилась 7 марта на сайте «Центр актуальной политики». Сообщение касалось старта интерактивного сетевого проекта «Атлас американских ценностей», собирающего и систематизирующего данные о ценностях и самоидентификации американцев. «Одним из главных выводов исследования, - сообщает ресурс, - стало признание того, что впервые в истории Америка больше не является страной преимущественно белых протестантов. Одной из причин этого является распространение религиозной индифферентности среди жителей США, в настоящее время равнодушно относящиеся к религии составляют 22% нации в целом и 34% молодых американцев. (...) Определение "белого христианина" Института религиозных и общественных исследований включает в себя евангельских протестантов, последователей других основных ветвей протестантизма, католиков, православных христиан, мормонов, которые самоидентифицируют себя в качестве "белых нелатиноамериканцев"». Таким образом, исходя из присутствия мормонов в ряду наиболее распространенных в США христианских религиозных сообществ, нетрудно допустить, что как проблемы, так и успехи религиозных структур ЦИХСПД подчиняются общим закономерностям жизни религиозных организаций в светском обществе. 

Искусственная градация, которой подвергаются в среде российского чиновничества религиозные направления и, следовательно, их организации и последователи, помещает большинство из них в разряд в лучшем случае «неполноценных», если не однозначно «враждебных». Но общественное отношение к таким организациям соответствует актуальным для коррумпированной бюрократии установкам далеко не всегда.

Отчетливым признаком такого несовпадения между усиливающейся дискриминацией религиозных меньшинств и продолжением их успешного развития, например, становится рост популярности в обществе в первую очередь именно НРД. Тогда как традиционные конфессии, вовлеченные в политические игры и связанные коррумпированными условностями, в религиозном отношении напротив погружаются в кризис.

Административный саботаж при реализации гражданами своих прав на свободу вероисповедания – не единственная проблема большинства верующих россиян. События на востоке Украины, связанные с административной неразберихой и силовым произволом в этом регионе отозвались серьезной бедой практически для всех, за исключением единственной политизированной конфессии, выполняющей на контролируемой боевиками территории идеологическую функцию.

Примером сравнительно объективной информации о происходящем на востоке Украины можно назвать публикацию ресурса «Луганский радар» от 11 марта под заголовком «На грани. Как в «ЛНР» искореняют свободу вероисповедания». Однако, объективность в данном случае достигается несколько необычным способом, а именно – дословным цитированием публикации православного священника А.Слюсаренко. Это его отчет о религиозной ситуации в «Новороссии». Предваряя цитирование рапорта антикультиста, СМИ замечает, что «в уничтожении свободы вероисповедания боевикам "ЛНР" активно помогают священники, оставшиеся на оккупированной территории и перешедшие им на службу».

Перечисляя широкий ряд религиозных направлений, в котором присутствуют новые религии, христиане-протестанты и православные конфессии, священник повествует о жесткой дискриминации верующих, что видится ему заслугой новой власти и бесспорным успехом в «возрождении духовности» на востоке Украины. Стиль повествования священнослужителя «титульной церкви» вполне соответствует ценностным ориентирам этого контингента клерикальных функционеров, и ознакомиться с его особенностями можно непосредственно по публикации «Луганского радара».

Так, священник сообщает о таких «успехах», как изгнание из Луганского государственного университета отдельных членов профессорско-преподавательского состава, не получивших «добро» от боевиков. Говоря, в частности, о последователях ЦИХСПД на луганщине, Слюсаренко сообщает: «...Обратимся теперь к тем, кто традиционно находится в зоне внимания РАЦИРС. Начнём с хорошего.  Из Новороссии исчезли мормоны. Их офис в Луганске не подаёт признаков жизни».

Понятно, что невыносимые условия для существования, когда вооруженные «сепаратисты» врываются в храмы, молитвенные дома и квартиры православных, адвентистов, греко-католиков, баптистов, мормонов, мусульман и других верующих, топча их святыни и издеваясь над людьми, не могут представлять собой ту атмосферу, в которой уместно говорить о какой-то «свободе веры». Однако, священнослужителя – члена РАЦИРС и участника Рождественских чтений, как и аудиторию, которой адресован отчет, такая ситуация, судя по его отчету, радует.

В отличие от сторонников «деструктивного управления», в ряд которых вне всяких сомнений входят не только чиновные лоббисты формирования тоталитаризма в стране, но и криминалитет, клерикальные антикультисты и другие авантюрно настроенные маргиналы, в среде бюрократов встречаются представители «конструктивного мышления». В этом отношении, опубликованный 16 марта в русскоязычном украинском журнале «Экономист» материал, может вызывать даже веселые ассоциации.

В статье констатируется, что «когнитивная безграмотность чиновников ведет к деградации государства. Осуществление экономических реформ в отсутствии достаточной команды чиновников, сочетающих в себе целеустремленность, порядочность и социально-экономическую грамотность, выявляет и ускоряет эту деградацию, поэтому амбициозной власти разумно их и не начинать. И это не совет, а понимание и принятие беспристрастной реальности». Но среди полезных рекомендаций, которые предлагает издание чиновничеству, утратившему доверие у людей, есть и предложение прибегнуть к  помощи...религии:

«При участии в коллективных дискуссиях государственным служащим все труднее убеждать гражданское общество в правильности их решений даже с помощью "подсадных уток", - замечает автор. - Власти необходимо взять на вооружение более продуктивную практику обращения к людям через служителей культовых учреждений и выстроить необходимую коммуникационную связь с гражданским обществом при поддержке структур: "Церкви Живого Бога", баптистов, "Церкви Адвентистов Седьмого Дня", мормонов, "Церкви Полного Евангелия" и т.д. Это тем более важно, что власть, смягчая проблему ответственности за свои прожекты, перестала обещать гражданскому обществу позитивные изменения от своей реформаторской деятельности, как минимум, в ближайшей перспективе».

Само собой, что журнал адресован в первую очередь властной бюрократии Украины. Однако, единая природа такой бюрократии в Украине, в России и других бывших республиках СССР делает рекомендации актуальными для всех. А перечисление в ряду религий, вызывающих наибольшее доверие у населения, в основном, христиан-протестантов и христиан-мормонов, хорошо коррелирует с ростом популярности этих религиозных направлений у множества людей, несмотря на административные препоны.

Буквально через два-три дня после появления вышеприведенного остроумного материала в «Экономист», в России началось освещение в СМИ очередной атаки на Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, организация которой, как и предыдущей (акции конца января – начала февраля 2015) носила «сетевой характер».

Интернет-ресурс «Свободные новости – Волга» опубликовал 20 марта материал, информирующий читателя о состоявшемся накануне, 19 марта 2015, заседании в Саратове местного Совета по взаимодействию с национальными и религиозными объединениями при губернаторе. Вероятно, протокольное мероприятие не привлекло бы внимания журналистов ничем, если бы на нем не прозвучало эпатажных заявлений местного «сектоведа» - священнослужителя РПЦ МП Александра Кузьмина, который через три дня был выведен из состава совета по государственной религиоведческой экспертизе при Минюсте РФ в ряду других неквалифицированных персонажей, уличенных в «нечистоплотных» деяниях. В момент выступления на заседании губернаторского совета, священник выступал, как руководитель местного отделения антикультистской организации под эгидой Московского патриархата, объявляющего себя «Центром религиоведческих исследований».

Пикантный для журналистов сюжет, профессионально представленный в публикации, состоит как из цитат «сектоведа», так и реакции на его выступление со стороны поносимой Кузьминым религиозной организации:

«Это угроза №1 для религиозной стабильности в регионе. В Киеве все началось после того, как был построен мормонский храм. Настроения населения после его появления будут другими. От послабления не выиграет ни власть, ни присутствующие в регионе другие здоровые силы общества», - приводит издание слова антикультиста, по мнению которого строительство молитвенного здания грозит разрушить «стабильность во всем регионе».

Предложение прокомментировать конспирологические опасения Кузьмина журналисты адресовали руководителю местного отделения Церкви Иисуса Христа Святых последних дней Павлу Козленко. Верующий отметил, что в Саратове Кузьмин «хорошо известен фантазиями и страшилками дворкинского пошиба», но никаких реальных претензий к религиозной организации нет, и ни в чем предосудительном она замечена не была. Не комментируя странных опасений антикультиста, Козленко оговорился, что каждая «очередная порция антимормонских небылиц парадоксальным образом служит своеобразным пиаром», пробуждая в обществе интерес к мормонам, и приводит к ним новых и новых людей, «обнаруживших вдруг, что их очередной раз грубо надули записные сектоведы».

Относительно же того, что на заседании совета при губернаторе возникают такие прецеденты, как озвучивание болезненных страхов, председатель религиозной общины заметил, что не исключает возможности принять участие в работе совета по взаимодействию с национальными и религиозными объединениями, что, конечно же, значительно оздоровило бы атмосферу в этом органе. «Пусть посмотрят на живых мормонов. Все думают, что мы американцы, а мы, оказывается, русские, такие же люди, как и в других конфессиях, которые тоже могут быть оскорблены в своих религиозных чувствах, оболганы и обижены пренебрежительным отношениям, - сказал собеседник, добавив, что в этом отношении принцип равенства религий не соблюдается. – Пока нас просто игнорируют и распускают о нас всякие слухи. Если меня туда пригласят в качестве мальчика для битья или клоуна, я не согласен. Если участие в работе совета будет нам предложено на постоянной основе (чтобы мы знали круг вопросов, повестку, что там обсуждается и имели бы свой голос), мы готовы пойти навстречу, но только на условиях конструктивного диалога».

Как стало ясно через пару дней, манифестация священника А.Кузьмина на заседании Совета при губернаторе Саратовской области лишь предваряла основную акцию в отношении мормонов.

22 марта 2015 уже упомянутый Пятый канал телевидения в той же еженедельной итоговой программе «Главное», что и 1 февраля, предпринял демонстрацию очередного видеоролика, очерняющего Церковь Иисуса Христа Святых последних дней и ее членов в контексте пропаганды антизападных и антиамериканских настроений. Выпуск программы, посвященный празднованию аннексии Крыма, аресту губернатора Сахалина и другим актуальным сюжетам, после краткой «преамбулы» об эпохе «маккартизма», завершал ролик под названием «С позывным «святой»: как профессиональные американские разведчики проникают в Россию под видом благочестивых миссионеров?».

Специфика подачи аудитории пропагандистского видеоматериала в данном случае ничем не отличалась от описанной в предыдущем аналогичном эпизоде. Те же извлеченные из разных мест кадры хроники, видеорепортажей и скрытой видеосъемки с тем же беспрерывным комментированием видеоряда в ключе о том, как «вербуют россиян», «шпионят в государственных архивах», «после окончания миссии становятся солдатами»  и т.п. Такого рода нелепости, как наличие «государственной тайны» в сведениях об умерших в 19-17 веках, убеждения, что мормоны молятся не Богу, а Джону Смиту и не признают своей основной священной книги – Библии, не в счет. Главное, это упоминание о том, что миссионеров «замечали вблизи военных баз, в которые они пытались проникнуть», что тоже ничем не подтверждается, зато должно действовать на эмоции предполагаемого зрителя.

Тем не менее, в отличие от аналогичного полуторамесячной давности заметного оживления среди антикультистов и псевдопатриотов, а заодно и появления перепечаток в СМИ, на сей раз не наблюдалось. Исключением можно считать упомянутое агентство АПН, которое снова упрекнуло телеканал в некомпетентности, хотя и вынесло в заголовок риторический вопрос ролика о том, «что делают мормоны в воинских частях?».

Почти незаметный резонанс на показ «антирелигиозно-антиамериканского» ролика в социальных сетях был представлен, в основном, недоуменными репликами и возмущением, которое вызвало у россиян амплуа пропагандистов, столь не свойственное ранее Пятому каналу.

По следам очередной провокации в адрес Церкви Иисуса Христа Святых последних дней руководство религиозной организации вторично обратилось с Открытым письмом в адрес Пятого канала, в котором предложили извиниться перед верующими и опровергнуть информацию, прозвучавшую в двух выпусках еженедельной программы «Итоги».

Разумеется, никакой реакции со стороны руководства телеканала, как и после предыдущего Обращения религиозной организации, не последовало. При этом, вовсе не исключено, что она не наблюдалась по самым разным причинам. Журналисты и руководство СМИ вполне могли выполнять «заказ» такого уровня, который почти полностью исключает для них возможность выбора. Нельзя отбросить и другую крайность, при которой допустимо предположить, что авторы материала, пусть и не все, но могли оказаться совершенно искренними в своих представлениях о религиозной жизни мормонов. Катастрофически низкого уровня общей грамотности среди россиян, также, как и продолжающегося нагнетания социальной истерии пока никто не отменял.

В завершение ряда сообщений, касающихся ЦИХСПД и ее последователей, нельзя не упомянуть о состоявшемся 28 марта научном семинаре на тему «Религии современности: Церковь Иисуса Христа Святых последних дней». Сообщения об этом мероприятии, проведенном в Национальном педагогическом университете  имени МП Драгоманова, в последние дни марта появились в ряде российских и зарубежных СМИ. Однако, более предметно о содержании семинара можно будет судить после публикации его материалов.

 

ReligioPolis

 Rambler's Top100