Регистрация / Вход



И.Б. ЦЕПКОВА "РЕАЛИИ И МИФЫ КАЗАХСТАНСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ" (материалы Международной научной конференции "Свобода религии и демократии: старые и новые вызовы", Киев, август 2010)

Печать

НАН Украины, Киев, 6 августа 2010

 

Религиозная толерантность является одним из наиболее сложных феноменов. Луи Дж. Хэммени (профессор Геттисбергского университета, США) считает религиозную толерантность добродетелью особого вида. … желание понять другого может породить неожиданные трудности и оказаться серьёзной проблемой /1/.

Замечание Луи Дж. Хэммени подтверждается современными реалиями. С обретением независимости, толерантность в религиозной сфере для Казахстана стала одной из центральных тем предупреждения социально-политических конфликтов и построения современного гражданского общества в силу утвердившегося плюрализма религиозных объединений.

Республика Казахстан, в целом, имеет репутацию устойчиво прогрессирующей страны  с точки зрения развития демократии и соблюдения прав человека. Именно за эти достижения она удостоилась возглавить ОБСЕ в 2010 году. В качестве приоритета своего поста председателя ОБСЕ Казахстан определил продвижение толерантности. В своем последнем Послании народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» (2010 г.) Н.А. Назарбаев напомнил, что «казахстанское председательство в самой влиятельной организации по безопасности будет проходить под девизом: «Доверие. Традиции. Транспарентность. Толерантность»».

Но, продвигая толерантность во всем мире, нельзя забывать и о её месте во внутренней политике своей страны.

Казахстанскими учеными и правозащитниками регулярно освещается в отечественных и зарубежных масс-медиа состояние реализации свободы совести в Казахстане. В данном докладе мной будет показана динамика религиозной толерантности в Казахстане за период его председательства в ОБСЕ. Считаю, что эти сведения послужат поводом для многих задуматься о том, что можно сделать в оставшееся время этого ответственного для Республики Казахстан года для того, чтобы исправить текущую ситуацию, а имеющиеся негативные процессы не усугубились. Возможно, это поможет найти некий баланс между полноценным сотрудничеством государства с религиозными объединениями и стандартами демократии, не принося в жертву этому сотрудничеству демократические ценности.

Религиозная ситуация в Казахстане во многом зависит от активного воздействия на неё этнической и демографической специфики, а также политической, экономической, правовой обстановки как  внутри страны, так и за её пределами. А общая картина форм и видов религиозности и идентичности населения, межконфессиональных взаимоотношений имеет сложный, комплексный характер. Обусловлено это, прежде всего тем, что Казахстан – страна мультиэтническая и мультиконфессиональная. В ней имеются давние традиции не только религиозности, но и светскости, а также толерантности.

По официальным данным по состоянию на сентябрь 2009 г. в Республике Казахстан было зарегистрировано 4173 религиозных объединения, представляющие 42 конфессии и деноминации, различные религиозные миссии и движения /2/. (При этом отмечу, что государством ведется статистический учет количества зарегистрированных общин и организаций, но не численности каждого объединения).

Приведенные данные нельзя считать исчерпывающе точными, поскольку в них охвачены только официально зарегистрированные религиозные общины, чья деятельность известна государственным органам и постоянно озвучивается в СМИ. Но целый ряд новых для нашего государства религиозных течений, околорелигиозных направлений и духовных школ не регистрируются в качестве религиозных, предпочитая функционировать как учебные центры, группы оздоровления, коммерческие организации и т. д. Подобная тактика крайне затрудняет учет влияния этих объединений на общую религиозную ситуацию в республике.

И всё же состоявшееся идеологическое многообразие является показателем толерантного отношения казахстанского государства к религии и религиозным объединениям, отразившееся в его Конституции и на подконституционном уровне.

За годы независимости в стране создана соответствующая нормативно-правовая база, которая обеспечивает равенство прав и свобод всех граждан независимо от их религиозной принадлежности. По мнению международных экспертов и отечественных аналитиков, в целом закон Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» (1992 г.) – один из лучших на постсоветском пространстве. В его разработке принимали участие религиозные деятели различных конфессий и деноминаций, а потому он является наиболее либерально-демократичным.

Однако после принятия этого закона в отношениях между государством и религиозными организациями периодически возникают интолерантные настроения, связанные с намерениями властей ужесточить законы по вопросам религии не в пользу протестантских, неопротестантских и новых религиозных объединений.

Так, начиная с марта 1998 года, несколько раз на обсуждение выносились дополняемые и изменяемые варианты поправок к Закону Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». Это вызвало крайне негативный резонанс в обществе. В итоге, в ответ на обеспокоенность ограничительным характером нового (последнего) законопроекта в области религии, государство в 2009 году направило официальную просьбу о правовой экспертной помощи в Организацию по безопасности и сотрудничество в Европе/Бюро по демократическим институтам и правам человека (ОБСЕ/БДИПЧ). В результате этого проект стал менее ограничительным по сравнению с вариантом, ранее представленным в Парламент, однако и он не соответствовал Конституции Республики Казахстан, поэтому на последнем этапе был отклонен Президентом страны.

Как видно, предстоящее на тот момент председательство Казахстана в ОБСЕ смогло противостоять тенденции к антиконституционным процессам – законодательному ограничению принципа свободы совести.

Власти прилагают усилия, чтобы содействовать распространению религиозной толерантности в рядах своих сотрудников.  Совместно с НПО они провели для работников правоохранительных органов курсы по правам человека, включавшие информацию о религиозных правах, гарантированных законом. Министерством культуры и информации Республики Казахстан были выделены средства для проведения научных исследований по изучению состояния толерантности в республике и проведения тренингов среди молодежи по формированию толерантности. Тренинги по толерантности активно проводят и НПО.

В прошедшем году на базе Дворца Мира и Согласия был создан Международный центр культур и религий, деятельность которого теперь известна не только в Казахстане, но и за рубежом.

Но более значимым событием 2009 года можно считать состоявшийся в г. Астане Третий съезд лидеров мировых и национально-традиционных религий. В отличие от прошедших съездов, в работе данного форума приняли участие уже 77 делегаций из 35 стран мира, которые представили все мировые и традиционные религии и конфессии мира. Напомню, что Первый съезд лидеров мировых и национально-традиционных религий состоялся 23-24 сентября 2003 года в г. Астане, в работе которого участвовали более 150 делегатов (17 делегаций) и почетные гости из 21 стран мира. Второй съезд прошел 12-14 сентября 2006 года в г. Астане во Дворце Мира и Согласия, в котором приняли участие 43 делегации более чем из 20 стран мира.

На уровне Глав государств, несмотря на люббирование государством так называемых «традиционных» конфессий, всё же проводится немалая работа по обеспечению и укреплению межконфессиональной толерантности, консолидации религиозных конфессий и деноминаций

В целом, задача формирования толерантности в казахстанском обществе, особенно в этнической и религиозной сферах, находится в русле государственной идеологии и отвечает приоритетам Республики Казахстан на посту председателя ОБСЕ.

Но вот в чём парадокс. Большинство государственных чиновников, казахстанских граждан, представителей русской православной церкви и ислама суннитского направления публично декларируют идею толерантности и принцип свободы совести. Однако эти категории в их понимании имеют, по сути,  интолерантный смысл: толерантного отношения, межконфессионального диалога должны удостаиваться только суннитский ислам, русское православие, католицизм, иудаизм и в последнее время – лютеране. Деятельность же большинства официально действующих протестантских, неопротестанских и так называемых «новых» религиозных объединений объявляется ими «губительной» для общества. По отношению к  «протестантской группе» доминирует интолерантное сознание, несущее на себе определенные предубеждения, пристрастия, стандарты мысли и навыки поведения, присущие недемократическому строю.

Например, представители местных и областных органов в некоторых случаях пытаются ограничивать или контролировать практику богослужений некоторых официально зарегистрированных религиозных групп, относящихся к религиозным меньшинствам, в особенности христианам-евангелистам, Свидетелям Иеговы, сайентологам, а также мусульманам, не состоящим в Духовном управлении мусульман Казахстана (ДУМК). В отношении них также имелись факты необоснованных отказов в регистрации их отделений, некоторые группы потеряли свой регистрационный статус.

Вместе с тем, за 2009 год Правительство зарегистрировало 107 новых религиозных групп. Свидетели Иеговы получили регистрацию во всех 14 областях.

Кроме того, будучи приостановленная деятельность нескольких отделений Свидетелей Иеговы и сайентологов по решениям районных судов за нарушения административного кодекса, была восстановлена благодаря поддержке Генеральной прокуратуры, официально опротестовавшей решения судов. После вмешательства Комитета по делам религий Генеральная прокуратура отменила решение о депортации и запрете на возвращение в Казахстан для ведения миссионерской деятельности лидеру Алматинского общества сознания Кришны, гражданину США, и он смог  вернуться в страну.  

Был разрешен и конфликт между районными властями и обществом сознания Кришны, получивший большую известность и вызвавший общественный резонанс в 2006 и 2007 гг. в результате лишения права собственности на землю якобы за нарушение законов о частной собственности и сноса 25 жилых домов близ г. Алматы, принадлежащих юридически зарегистрированному обществу сознания Кришны. В марте 2009 г. местные власти предложили кришнаитам участок вблизи г. Алматы для храма и обещали найти пастбище для коров общины.

Также в марте 2009 г. апелляционный суд г. Алматы отменил приговор о  лишении свободы на два года миссионеру Церкви объединения, гражданке Российской Федерации Е. Дреничевой, обвиненной в январе 2009 г. в «пропаганде неполноценности казахстанских граждан». Апелляционный суд подтвердил решение суда нижней инстанции о виновности Е. Дреничевой, но заменил приговор о тюремном заключении на штраф (приблизительно $ 8), от которого её освободили, поскольку она уже провела некоторое время в заключении в ожидании апелляционного решения.

Хоть и незначительно, но сократилось количество публикаций и передач в СМИ, регулярно ранее оскорбляющих верующих, относящихся к официально действующим религиозным меньшинствам.

Как видно, ситуация в вопросах соблюдения государством принципов свободы вероисповедания за период председательства в ОБСЕ немного изменилась в лучшую сторону. 

Однако Казахстан столкнулся с новым явлением – проникновением религиозной интолерантности в образовательную и научную сферы. 

В начале августа 2009 г. Министерством образования и науки Республики Казахстан было принято решение о введении школьного курса религиоведения в качестве обязательной дисциплиной для учеников 9 класса. Группа авторов, возглавляемая депутатом Сената Парламента, доктором философских наук Г. Есимом, по государственному заказу написала школьный учебник «Основы религиоведения». Вокруг него разыгрались нешуточные страсти.

Конфликт  начался с того, что учебник был не одобрен, но издан.

Во-первых, книга трижды не прошла экспертизу в Республиканском научно-практическом центре (РНПЦ) «Учебник».

Во-вторых, Министерство юстиции, которое курирует деятельность религиозных конфессий, выдало по поводу «Основ» отрицательное заключение.

В-третьих, книга не вошла в перечень рекомендованной для школьников литературы на 2010-2011 учебный год, который утвержден приказом министра образования и науки РК Ж. Туймебаева 5 апреля 2010 года /3/.

Ученые раскритиковали труд депутата. По мнению критиков, учебник, по которому девятиклассники знакомятся с особенностями различных религий, написан слишком сложным языком, в нем нет расшифровки философских и религиоведческих терминов, не учтены возрастные особенности и уровень подготовки обучающихся при отборе и изложении учебного материала, структура учебника включает в себя 1/3 часть знаний по исламу, в главах «Христианство», «Православие» присутствует много информации, лишней в учебнике для светских учебных заведений, что может вызвать негативную реакцию как со стороны учащихся, так и со стороны родителей /3/. В качестве основной и дополнительной литературы девятиклассникам рекомендуются труды самого Г. Есима «Хаким Абай» (его докторская диссертация) и «Мудрость Шакарима», учебник для вузов по религиоведению, книга Александра Дворкина «Сектоведение», публикация в одной из газет.
Но главное, по замечанию известного в стране религиеведа, профессора А.И. Артемьева, этот учебник нельзя допускать в школы, потому что он будет формировать не веротерпимость, а веронетерпимость: «Глава «Нетрадиционные религиозные культы» построена так, что в конечном итоге школьники станут считать сравнительно новые религиозные формирования – Свидетелей Иеговы, Общество Сознания Кришны – особо опасными. Эти распространенные в мире течения в учебнике поставлены чуть ли не в один ряд с деструктивными культами и запрещенными в Казахстане организациями» /4/.

Пока ученые спорят, будет ли учебник «Основы религиоведения» формировать религиозную толерантность у подрастающего поколения или нет, эксперты Комитета по контролю в сфере образования и науки (ККСОН –бывший ВАК) при Министерстве образования и науки Республики Казахстан вовсе не желают, чтобы казахстанские ученые занимались вопросами толерантности, будь то политическая, религиозная или межэтническая толерантность.

12 июня 2009 года в одном из диссертационных советов г. Алматы была защищена диссертация на тему: «Формирование толерантности как фактор социально-политической стабильности в Республике Казахстан» на соискание ученой степени доктора политических наук по специальности 23.00.02 – политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Диссертационный совет в количестве 16 докторов политических наук единогласно одобрил искомую диссертацию. Официальные оппоненты дали положительные рецензии. На автореферат диссертационной работы были получены также позитивные отзывы от ведущих казахстанских ученых и от ученых из Российской Федерации, Республики Украина, Кыргызской Республики.

Учитывая новизну категории «толерантность» в политическом дискурсе, с уверенностью можно говорить о том, что данная диссертационная работа – это первое в Казахстане исследование фундаментальных мировоззренческих, логико-методологических и политико-практических проблем формирования толерантности в политической, религиозной и этнической сферах, которое ни в коей мере не противоречит государственной идеологии и тем приоритетам, который выдвинул сегодня Казахстан на посту председателя ОБСЕ.

Однако диссертационная работа была отклонена. Председатель Экспертного совета и некоторые его члены  заявили, что диссертация, в которой рассматриваются вопросы толерантности и веротерпимости, «представляет угрозу национальной безопасности Республики Казахстан». На вопрос автора: «В чем это выражается?» было сказано: «В защите протестантских и неопротестантских религиозных организаций». Хотя речь в диссертации шла об официально зарегистрированных в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан религиозных формированиях.

Решением Президиума № 4 от 28 мая 2010 г. официальный отказ был сформулирован так: «Диссертацию характеризует односторонний концептуальный подход к исследуемой проблеме – диссертант, фактически полностью опирается на идеи западных концепций, не учитывая казахстанскую специфику. … В целом, теоретико-методологический подход к исследованию проблем толерантности в Казахстане, основанный на недооценке историко-культурных особенностей страны, логически приводит диссертанта к абстрактным выводам и рекомендациям, далеким от потребностей государства и общества и не способствующим регулированию политической, религиозной и этнической сфер».

Сводя воедино сказанное и написанное учеными-экспертами ККСОНа, очерчивается ужасающий вывод: специфика казахстанской толерантности заключается в том, что в стране на религиозную толерантность имеют право лишь так называемые «традиционные» для Казахстана религии, а официально зарегистрированные протестантские, неопротестантские и новые религиозные объединения угрожают национальной безопасности Республики Казахстан.    

Как говорится: «Приехали!». Вот какой тоталитарно-демократический гибрид толерантности, эрзац-толерантность, по мнению ученых-экспертов ККСОНа, должен предлагать миру Казахстан, председательствуя в ОБСЕ.

Невежественные эксперты из ККСОНа абсолютно забыли о том, что подобные антиконституционные суждения, затрагивающие религиозные права граждан, могут создать определенные проблемы для страны. Во-первых, возможны протесты верующих или всей общественности, следствием чего явится осложнение религиозной обстановки в целом. Во-вторых, возрастет вероятность изменения конституционного строя в Казахстане. В-третьих, возможна массовая миграция населения за пределы Казахстана, среди которых – молодежь. Ведь верующие протестантских, неопротестантских и новых религиозных течений, причисляющиеся к религиозным меньшинствам, обладают низким возрастным цензом, т. е. это люди молодого и среднего возраста с высшим или средним специальным образованием. А в современных условиях данная категория граждан рассматривается как стратегический ресурс Республики Казахстан, являющийся основным источником народонаселения и главным проводником всех изменений в обществе. В-четвертых, значительная часть общества будет противопоставлена государству и так называемым «традиционным» религиям. В-пятых, дипломатическими представительствами ряда зарубежных государств, аккредитованных в нашей стране, это может быть расценено как недружественный акт в отношении их граждан. Соответственно, ухудшатся отношения со странами, в которых живут единоверцы дискриминируемых. В-шестых, пострадает демократический имидж Казахстана, находящегося сейчас на посту председателя ОБСЕ.

 

Список использованных источников:

  1. Религиозная традиция и границы толерантности // Человек: образ и сущность. Толерантность и архитектоника эмоций. М.: ИНИОН, 1996. – С. 90.
  2. Жоров Н. Религий много, а согласие одно //  Вечерний Алматы. – № 108-109. – 17 сентября 2009. – С. 15 / http://www.vecher.kz/?S=7-200909170620
  1. Алёхова А. Религия – опиум для сената. История с изданием нового учебника по религиоведению, повергшего в шок религиоведа // Время. – 17 апреля 2010 / http://www.time.kz/index.php?newsid=15653
  2. Алёхова А. Книжный червь сомнения // Время. – 23 июня 2010 / http://www.time.kz/index.php?newsid=16574

 

Автор: ЦЕПКОВА Ирина Борисовна  - кандидат политических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева (Алматы, Казахстан).

 

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал