Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 232 гостей и 4 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



СПРАВКА О ПРЕДСТАВЛЕННОСТИ В РУССКОЯЗЫЧНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ ЦИХСПД (мормонов) - IV квартал 2014 года.

Печать

 

Как отмечалось в предыдущем исследовании информации в русскоязычных СМИ о новой религии на примере ЦИХСПД (за период с июля по сентябрь 2014 года), доля появления конструктивных материалов увеличивалась, что продолжалось и в IV квартале года.

После времени летних отпусков, с наступлением осени информационное поле, как известно, активизируется не мгновенно, а постепенно, но достаточно динамично.  Тем не менее, в уходящем году ситуация складывалась нетипично, что можно напрямую связывать с рядом событий, включивших в России, странах СНГ и в мире в целом ярко выраженные деструктивные процессы. Развитие драматической ситуации в Украине, вызвавшее непонимание, а затем санкции в отношении стимулирующего конфликт государства, обернулось с его стороны малоадекватной реакцией, продолжающей ускорять погружение страны в кризис. На фоне разворачивающихся событий заметные изменения претерпело в целом и обращение к религиозной тематике в русскоязычном информационном пространстве.

Средства массовой информации в этом отношении отдавали явное предпочтение конфессиональному официозу и использованию любых, связанных с религией и религиозными организациями сюжетов в политико-пропагандистских целях. Что касается сравнительно новых для России религиозных направлений, то внимание к ним в информационном пространстве несколько снизилось и, можно сказать, уравновесилось.

Это выразилось в том, что доля объективных материалов увеличилась благодаря тому, что известные агрессивно настроенные к НРД группы в стране переключили свое внимание на обслуживание заказов националистического и «ура-патриотического» плана. Конечно, это вовсе не означает, что попытки оказания информационного давления с использованием диффамации в отношении религ8иозных организаций полностью сошли на нет. Но то, что по мере наступления зимы это выглядело все более вялым, стало хорошо заметным.

Во многом это наблюдалось и на примере внимания СМИ к деятельности ЦИХСПД в России и в мире в целом.

С начала октября агрессивные упоминания о сообществе мормонов, по сравнению с весной или концом лета 2014, практически отсутствовали. Тем не менее, публиковались познавательные материалы, например статья «Мормоны, каньоны и бизоны» в информагентстве RATA-news, рассказывающая о штате Юта (США) и характерностях его культуры, социума и природы.

Упомянула о мормонах и программа CNN, в которой мелькнул материал о проблемах наркомании, созданный на основе сообщений анонимных «бывших мормонов», рассказавших о «злоупотреблении мормонами болеутоляющими и другими наркотическими веществами». Однако, кроме одноразовой публикации тема в русскоязычных СМИ не развивалась.

То же самое можно было наблюдать на примере публикации КП в Новосибирске, где сообщалось об «опасениях жителей города», вызванных слухами о строительстве «храма опасной американской церкви». Появление случайной заметки не привлекло внимания даже антикультистов, как правило, не упускающих повода отметиться хотя бы в социальных сетях.

Хотя, например, появление на следующий день, 8 октября в Газете.UA маленькой заметки о семье молодых супругов-мормонов из Киева, которые делятся своим опытом организации домашнего хозяйства и продуктового запаса при условии малой материальной обеспеченности, напротив, вызвало не такой большой, но заметный резонанс в русскоязычных соцсетях. Опыт супругов Пигулевичей, разумеется, выглядит все более актуальным для россиян, так что ничего противоестественного в интересе молодых россиян к тому, как можно выживать, не наблюдается.

Некоторое недоумение вызывало упоминание о мормонах в достаточно беспорядочном интервью с психологом на русскоязычном ресурсе Фраза.UA от 10 октября, где это могло быть связано, разве что с использованием у контексте негативного образа американской масскультуры. И снова тот же непривычный эффект проваливания информации «в вату»: пусть не о мормонах, но и о «тупых американцах», интервью остается до сих пор невостребованным даже при всей откровенности нагнетания антиамериканских настроений.

Упоминание о сообществе мормонов в негативном контексте наблюдается лишь к концу октября, когда это происходит в контексте антикультистского мероприятия на Сахалине. В процессе встречи «сектоведов» и представителей местной и зарубежной (Кипрской) православных религиозных организаций, Церковь мормонов упоминается в ряду практически всех прочих религиозных направлений, которые преследуются в России в интересах религиозной монополизации. В данном случае, целью съехавшихся в Южно-Сахалинск антирелигиозных активистов была выработка рекомендаций для депутатов Сахалинской областной думы к принятию ими местного закона об ограничении влияния нежелательных религий на сахалинцев.

В связи с участием в антикультистском мероприятии скандально небезызвестного околоцерковного активиста А.Дворкина, информация о нем была распространена в ряде конфессиональных и право-патриотических ресурсов.

По всей вероятности, без какой-либо связи с сахалинском «совещанием сектоведов», через несколько дней в русскоязычном пространстве освещалась тема, поднятая со ссылкой на американский ресурс «The Huffington Post». Так, например, христианское агентство Благовест.инфо, аппелируя к американским журналистам, сообщило об «открытии» того факта, что ЦИХСПД официально признала существование нескольких жен у ее основателя. При этом, ссылка на то обстоятельство, что «эти факты давно были описаны в различной литературе», дополнялись пояснением, что ранее существовавшее в среде мормонов многоженство сегодня считается в религиозном сообществе недопустимым.

В тот же день, но уже вдогонку сахалинскому мероприятию, на православном национал-патриотическом ресурсе «Русская народная линия» было опубликовано выступление православного священнослужителя и руководителя Миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии РПЦ МП В.Горбача с отчетом об итогах совещания антикультистов. Упоминание о мормонах в широком ряду религиозных сообществ других направлений присутствует в публикации чисто формально.

Практически одновременно в газете «Взгляд» публикуется сравнительно небольшая, но весьма любопытная статья, в которой поднимается вопрос о некоторых процессах, становящихся очевидными в настоящее время. Отталкиваясь от того факта, что в мире нарастает религиозно мотивированная напряженность, где «террористы лелеют мысли о создании халифата на Ближнем Востоке», авторы статьи отмечают, что «религиозные идеи, которыми прикрываются многие страны для достижения своих целей, стремительно видоизменяются и обрастают новыми смыслами».

В ряду примеров конструктивного развития различных, в том числе новых религиозных направлений, сообщество мормонов сравнивается с рядом традиционных, в том числе протестантских церквей, как не подвергающееся глобальной утрате популярности, которая наблюдается в отдальных традиционных церквях. Упоминание о том, что «по мнению официального протестантизма» мормоны и некоторые другие религиозные сообщества «имеют склонность к неправильной по трактовке содержания Священного Писания», относится уже к совсем другой теме.

В начале ноября несколько популярных сетевых ресурсов упоминают об оригинальности культовой архитектуры ЦИХСПД. Здесь можно выделить туристический сайт АдмиРу, предложивший аудитории, в частности, фото главного Храма Церкви, находящегося в Солт-Лейк-Сити (США) в выпуске под названием «25 уникальных храмов мира, от которых захватывает дух».

Спустя несколько дней, в газете «Комсомольская правда» публикуется целевая статья, направленная на усиление контрастности идеи о «западном влиянии» на Украину, которое призвано объяснять происходящие на территории этой страны события. По времени это совпадает с окончанием первой декады ноября (11.11), когда действительные причины и источник насилия в Донбассе становятся для всего мира официально установленным фактом.

Разумеется, что в статье бывшего военного специалиста, пишущего для КП, речь идет об «американских корнях» освободительного движения в Украине, где абсолютно вся власть и Вооруженные силы государства «управляются из США». Переходя к религиозному аспекту такого «присутствия», автор, выдавая ряд уже опровергнутых слухов за факты, в частности, пишет: «Известно, что Турчинов – «баптист», пастор одного из протестантских течений, Яценюк – сайентолог, Коломойский – иудей, руководитель Объединённой еврейской общины Украины, бывший глава и член до 2011 года Европейского совета еврейских общин, и президент Европейского еврейского союза (EJU) Порошенко, Президент Украины, перед выборами позиционировал себя, как православный, появлялся на молебнах и выступал на митингах с иконами. Правда, истинное отношение Порошенко к Православию можно узнать из небольшого ролика, попавшего в интернет перед президентскими выборами».

Ну, а далее, следуя того же рода ассоциативному импульсу, сообщает читателям популярной «бульварной» прессы о том, что всем этим – в том числе, американскими и международными кампаниями, устроившими и майдан, и войну в Украине, управляют... нет, не масоны, а мормоны.

Как ни странно, эта пусть и откровенно фантастичная, но художественно исполненная версия причин происходящего в соседней стране, так же, как и октябрьские опасения о строительстве храма в Новосибирске, не привлекла внимания не только антикультистов, но и новостных агентств и участников соцсетей.

В день выхода публикации КП с большим опозданием информацию о практиковавшемся когда-то мормонами многоженстве опубликовал русскоязычный раздел ВВС.

Надо сказать, что в отличие от более оперативных, но и заметно скупых ранее появившихся сообщений, статья на сайте компании более подробна и включает полезные сведения, которые позволяют получить представление и о позиции ЦИХСПД в этом вопросе, и об истории ее формирования.

После почти полного отсутствия каких-либо упоминаний о мормонах больше недели, 21 ноября в русскоязычной версии появляется сообщение на ресурсе Информационно-консультативного центра им. прп. Иосифа Волоцкого в Минске (Беларусь). Информация о прошедшем в Ватикане межрелигиозном коллоквиуме на тему взаимоотношений мужчины и женщины в браке, разумеется, появилась на иноязычных католических ресурсах в Европе ранее, но в русскоязычном пространстве стало доступной только в данном варианте. Информация сама по себе любопытна, содержание сообщения во многом объясняет ее отсутствие в российских СМИ, что заслуживает цитирования:

«Католики ищут с мормонами общий язык/ По инициативе Римско-католической Церкви в Ватикане 17-19 ноября 2014 года прошел межнациональный, межрелигиозный коллоквиум на тему взаимоотношений мужчины и женщины в браке. Во встрече приняли участие религиозные лидеры и ученые 14 вероисповеданий из 23 стран мира (...) В коллоквиуме приняла участие также делегация мормонов в составе первого советника в Первом Президентстве Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней Генри Айринга, старейшины Тома Пэрри, члена Кворума Двенадцати Апостолов, и епископа Жеральда Коссе, первого советника в Председательствующем Епископстве ЦИХСПД. Первый советник в Первом Президентстве Генри Айринг выступил перед собравшимися с докладом, изложив точку зрения мормонов по вопросам брака и семьи».

Поддержание по понятным причинам в России мифа о, якобы, «маргинальности» религиозной институции ЦИХСПД в мире, не распространяется на русскоязычное информационное пространство в целом. Даже в результате неофициального опроса дюжины журналистов, пишущих в разных жанрах о религии, оказалось, что сам факт сотрудничества в гуманитарной сфере и научной сферах между сообществом мормонов и крупнейшей христианской конфессией мира им не известен.

Кстати, в качестве примера аналогичного социально-просветительского проекта можно назвать и появившуюся на следующий день публикацию популярного, но уже российского интернет-издания Лента.ру, в которой нерелигиозная россиянка Т.Лоскутова, проживающая в Солт-Лейк-Сити (Юта, США) рассказывает о некоторых деталях своей биографии и шестнадцатилетней жизни в «мормонском штате»:

«Меня, атеистку, никто и никогда не принуждал к мормонской вере, но я никогда и не выступаю с критикой, - пишет, в частности, Лоскутова. - Верят они в эту утопическую белиберду, ну и пусть, меня это не волнует. Они мне напоминают наших коммунистов в советские времена: были нормальные люди, а были оголтелые большевики, от которых спасу не было нигде. Только мормоны чрезвычайно терпимы по отношению к другим религиям. Мормонизм — типичная американская церковь, вобравшая в себя все религии и философии, до которых пытливый ум Дж.Смита и его соратников по написанию мормонских книг смог добраться в первой половине XIX века. (...) Как мне сказали, в России про мормонов знают в основном из рассказа Конан Дойля и подозревают, что мормонских девушек до сих пор насильно выдают замуж. Отнюдь. Они сами решают, за кого им выходить замуж. Некоторые хотят только мормонских мальчиков, некоторым все равно, к какой конфессии принадлежит их любимый, некоторые вообще не хотят замуж ни за кого. Церковь официально запретила многоженство в конце XIX века. Хотя тайные многоженцы еще иногда выявляются в Солт-Лейк-Сити и идут под суд».

Попытка выяснить, не являлась ли данная публикация «Ленты» инсценировкой письма, увенчалась успехом: автор оказалась реальной жительницей Юты, и присланный в редакцию материал согласован с нею после небольшой грамматической и синтаксической правки редактором.

Внимание многих серьезных исследователей религии в Москве привлекла информация о лекции на тему «Книга Мормона как апокриф: взгляд светского исследователя», на которую приглашал 26 ноября «Свято-Филаретовский православно-христианский институт». Это уникальное в своем роде конфессиональное научное и учебное учреждение практикует религиоведческие исследования и ведет просветительскую работу в дискурсе объективизма.

Так, например, проводивший лекцию религиовед Максим Демченко, упомянув о противоречивом отношении разных людей к основателю ЦИХСПД Джозефу Смиту, предложил взглянуть на его личность не с точки зрения последователей или противников, а «с другой стороны: Смит — талантливый писатель, философ-гуманист, отразивший в своих книгах и статьях собственные искания и прозрения. В Книге Мормона и других текстах он представляет некоторые весьма прогрессивные для своего времени взгляды: сомневается в вечном проклятии «неуверовавших», догадывается о существовании бесконечных миров (галактик или вселенных), населенных разумными существами; о вечности и нетварности индивидуального разума/духа и материи».

Как и представители многих других религиозных направлений, мормоны упоминались в последнем квартале уходящего 2014 года в сообщениях о беспорядочных экспериментах нынешнего «законотворчества». Многочисленные проекты и предложения всевозможных активистов в требованиями о создании «черных списков», ограничениях и запретах, как правило, содержат в себе упоминания различных общественных, в том числе религиозных организаций, а также сообществ и отдельных персоналий. Сообщение об одной из последних деструктивных инициатив такого рода появилось 28 ноября в материалах информагентства «Балтинфо», где речь шла о предложении депутатов Госдумы РФ «создать список иностранных некоммерческих организаций, деятельность которых нежелательна на территории России». Два депутата этого учреждения от «Справедливой России» и ЛДПР, опираясь на заметно параноидальные утверждения о том, что «кругом враги», предложили создать очередной «черный список», в который надо внести практически все правозащитные организации, а также и религиозные, в той или иной мере аффилированные с международным статутом. В материале сообщается о присоединении к инициативе так называемых «правозащитников» из национал-патриотической организации ВРНС, которые предполагая санкции за какую либо активность «запрещаемых» ими НКО вплоть до лишения свободы, «еще жестче... хотели бы обойтись с сайентологами, мормонами или «Свидетелями Иеговыми» (так в тексте).

Разумеется, такого рода инициативы не следует выделять из общего ряда истеричной активности разных функционеров, безумный характер которой к зиме 2014 года стал окончательно очевиден всему обществу страны. Это заметно и по структуре и содержанию данного материала информагентства, где кроме сообщения об инициативе функционеров приводятся ее оценка компетентными экспертами.

В начале декабря сетевой ресурс Информационно-консультативного центра им. прп. Иосифа Волоцкого в Минске (Беларусь) вновь сообщил о конкретном факте, касающемся сообщества мормонов. Это опубликованная 3 декабря заметка о результатах социологического исследования проведенного в штате Юта (США), где, как известно, расположен главный Храм ЦИХСПД и административный центр религиозной организации. Согласно сообщению, некоторое уменьшение количества последователей ЦИХСПД в 2013 году, в 2014 году сменилось ростом числа верующих: «На данный момент число мормонов растет. В 2013 году мормоны составили 54% населения штат Юта, в 2014 данная цифра выросла до 62%».

Почти одновременно мормоны в числе других представителей религиозных меньшинств в России были упомянуты в аналитической статье «Загадки российской свободы совести», опубликованной в «Ежедневном журнале». В контексте анализа поправок к законодательству о свободе совести, кроме позитивных моментов автор отмечает и откровенно негативные, констатируя, в частности, что «реальный смысл» деструктивных «поправок заключается в том, чтобы на самых законопослушных, у которых все легально и открыто, как, например, у Свидетелей Иеговы или Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормонов), навесить новые ругательные ярлыки. Почему-то срыв богослужений у харизматов и иеговистов под видом проверок, что происходит регулярно, никогда не рассматривается как оскорбление религиозных чувств». Для российских пользователей сети ознакомление  с публикацией затруднено и возможно в виде републикации.

Периодические упоминания сообщества мормонов в региональных СМИ зачастую связаны с формальными инициативами местных функционеров, имитирующих активность или ругательными репликами разного рода «право-патриотов» и антикультистов. Так в сообщении одного из региональных СМИ (Саратов) об отчете местных депутатов о своей деятельности, один из ничем не отличившихся в городе, «поднял тему межрелигиозных отношений», сетуя, что в городе слишком много мормонов.

Однако, упоминания о мормонах в русскоязычных регионах бывают и не столь малосодержательными. Так, в другом случае, бакинская русскоязычная общественно-политическая газета «Эхо» предложила широкой аудитории статью политолога, в которой рассматривается значимость личной и общей ответственности за собственное состояние и мировосприятие. При этом, специалист апеллировал к тезису одного из известных мормонов 19 века. «...Не мы ли сами являемся авторами происходящей с нами картины? Не от нас ли зависит наше состояние - радостное или печальное? Интересно на этот счет высказался президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) Джон Тейлор. По его словам, в связи с желанием Всевышнего создать радость в нашей жизни, "среди творений Бога" отсутствует что-либо мрачное и наводящее уныние. Поэтому, взглянув вокруг, мы видим гармонию, очарование и красоту. Другое дело, говорит Д.Тейлор, что"унылыми людей делают мирские пороки", являющиеся рукотворными источниками зла и горя", а отнюдь не результатом "неблагословения Бога"».

В контексте подведения итогов, популярного перед наступлением каждого следующего года, ресурс «Анкетолог» Института общественного мнения опубликовал результаты одного из опросов, проведенных институтом Гэллапа. Исследование касалось количественного соотношения представителей разных религий в США и уровня их религиозности, предполагающего следование предписаниям своей веры. «Протестантами считают себя 50% опрошенных, католиками - 24%, мормонами - 2% американцев, - говорится в сообщении. - Следует заметить: американские аналитики относят к протестантам последователей всех некатолических христианских конфессий, в том числе и православных христиан». Отмечается, в частности и то, что «согласно итогам опроса, наибольшую религиозность и серьезное отношение к своей вере продемонстрировали мормоны. Они чаще всего посещают храмы — 75% опрошенных делают это еженедельно. Среди протестантов этот показатель значительно ниже — 53%».

 

ReligioPolis

 Rambler's Top100