Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас один гость и 2 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



О.К. ШИМАНСКАЯ "СВОБОДА СОВЕСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОСЛАВИЯ" (материалы Международной научной конференции "Свобода религии и демократии: старые и новые вызовы", Киев, август 2010)

Печать

НАН Украины, Киев, 6 августа 2010

 

Православие не только основа отечественной культуры, но и авторитетная  общественная сила, дающая оценки событиям современности. Развитие современного православия во многом определяет направленность развития российского общества, государственности, культуры. Наша задача рассмотреть основные тенденции развития православия в контексте реализации принципа свободы совести на примере Нижегородского региона.

Русская православная церковь Московского Патриархата (РПЦ МП) самая крупная и значимая религиозная организация в нашей  стране. Прежде всего, следует отметить наращивание инфраструктуры Нижегородской и Арзамасской епархии Русской православной церкви Московского Патриархата. На 31 декабря 2009 г. епархия насчитывает 570 действующих церковных зданий и помещений[i].  На приходах и монастырях епархии несут послушание 538 клириков. По количеству действующих храмов Нижегородская область занимает третье место в России после двух столичных регионов. Действует 15 монастырей: 8 мужских, 7 женских, насчитывающих 604 насельника: 39 в мужских, 565 в женских обителях. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь один из почитаемых в православии и самый крупный в области по числу несельниц (около 400). Восстановление монастыря, новое строительство получило государственную поддержку. Торжества, посвящённые столетию со дня канонизации преп. Серафима Саровского в 2003 г., посетил не только Патриарх Алексий II, но и президент РФ В.В.Путин. 22 июля 2009 г. монастырь посетил президент РФ Д.А.Медведев. Всё это подчёркивает особую значимость РПЦ МП в нашем регионе, определяет её влияние на религиозные процессы, на общественную жизнь и региональную власть.

Деятельность архиепископа Георгия (Данилова, род.1964, возглавляет епархию с 2002 г.)  в Нижнем Новгороде ознаменовалась активизацией строительства храмов. Восстановление историко-культурных памятников культового назначения, получает государственную поддержку, что связано с Нижегородским ополчением 1612 г. и государственным праздником Днём народного единства 4 ноября, а так же расширением формата празднования «Александровских дней», посвященных памяти Александра Невского – программы «Ильинская слобода» и «Городец ХХI век». Их цель, по словам заместителя полпреда ПФО Владимира Зорина, содействие семье и школе в воспитании духовности и патриотизма у подрастающего поколения на примере Александра Невского[ii]. По нашему мнению, темпы храмостроительства исчерпали себя в последние десятилетия, когда верующие и священнослужители понимали под духовным ренессансом в первую очередь открытие порушенных в годы атеизма храмов.  Другая точка зрения у секретаря Нижегородской епархии протоиерея Игоря Пономарёва: «Я думаю, что в Нижнем Новгороде необходимо построить ещё 25-30 храмов, учитывая уже существующее количество. У нас имеются обращения от населения, особенно от жителей так называемых спальных районов»[iii], - ибо они расположены в городе и области неравномерно. И всё же, вряд ли епархии удастся выйти на идеальный уровень 1917 г., когда она насчитывала 898 храмов. Причина в изменении структуры жизни общества, аграрная Россия, где каждое село имело храм - ушла в прошлое, многие сёла исчезли или оживают только в летний период. Наращивание инфраструктуры РПЦ в области проходило при поддержке государства, связанной с возрождением историко-культурного наследия, возвращением к традициям православной духовности, патриотизма, крепкой семьи. Цели и задачи государства и церкви в этом направлении совпадали.

Вторая тенденция это образовательно-просветительская деятельность. РПЦ МП стремится возвратиться к дореволюционной образовательной модели, в 1917 г. в епархии насчитывалось около 520  учебных заведений. Ныне церковь стремится к присутствию в государственных образовательных учреждениях и создаёт собственные образовательные структуры. Теологические факультеты с заочной формой обучения открыты в Нижегородском и Арзамасском госпедуниверситетах (109 студентов). С 1993 г. при Благовещенском монастыре было открыто духовное училище, преобразованное в 1995 г. в семинарию, а с 1998 г. перешедшее на пятилетний срок обучения. Действуют два духовных училища: Нижегородское женское и Выксунское. На базе медицинского колледжа открыто Свято-Елисаветинское отделение сестёр милосердия. К концу 2009 г. в епархии действуют 200 приходских воскресных школ, 10 православных гимназий, один православный детский сад. Из четырнадцати епархий, входящих в состав ПФО по своей активности в образовательной сфере к Нижегородской и Арзамасской приближается лишь Оренбургская и Бузулукская, где действует 5 православных гимназий.

Православный некоммерческий просветительский центр «Глагол» выпускает газету «Нижегородские епархиальные ведомости». Журналы:  «Православное слово», «Нижегородская старина», «Дамаскин» - издание НДС;  женский «Моя надежда», детский «Саша и Даша». На региональном телевидении ННТВ вещает телекомпания «Образ», о православии на Нижегородчине бывают выпуски на канале «Культура» в программе «Свете тихий». Действует культурно-просветительское радио «Образ» и радиоканал «Преображение». Катехизаторская и миссионерская работа в молодёжной среде даёт свои результаты, как показало исследование «Молодёжь в ситуации свободы совести и свободы вероисповедания»[iv]. Сегодня верующими считают себя 50,4% респондентов (студентов и аспирантов), «и да, и нет» - 36,7%, неверующими – 5,1%, затруднились с ответом – 7,8%. Так называемая «культурная религиозность» стимулирует согласие на государственную поддержку религиозных объединений у существенной части молодёжи, в то же время культивация «культурной религиозности» связана с позицией СМИ, образовательными программами и государственной инициативой.

Средства массовой информации в силу широты охвата населения формируют отношение жителей регионов к религиозной проблематике, истории религий и их значения в прошлом и настоящем для нашей страны. Поэтому неудивительно, что во многих светских газетах и журналах появились постоянные обозреватели церковных проблем и даже отделы и специальные приложения, посвящённые религии. Мониторинг СМИ регионов ПФО, проведённый С.В.Старцевой[v] показал, что статьи затрагивающие православную религию, деятельность церкви, интервью со священнослужителями, отзывы о православии представителей других конфессий, представителей власти и общества регулярно встречаются в печатных и электронных СМИ. Региональные СМИ рассматривают следующие аспекты деятельности РПЦ: обрядовые и ритуальные (православные праздники и святыни); хозяйственные (восстановление храмов); организационные вопросы (деятельность иерархов, патриарха, Соборов); социальные (деятельность священнослужителей в армии и исправительных учреждениях); политические (взаимодействие с представителями власти); нравственные (критика пропаганды насилия и безнравственности в СМИ, религиозной нетерпимости); вопросы культуры (православное образование и воспитание, продвижение православной культуры, православное искусство, выставки). Как видно, представление о православии во многом формируется исходя из его внешней, эстетической и ритуальной составляющей, так же при рассмотрении любых мероприятий православной церкви особо подчёркивается возвращение к отечественным традициям и отсюда массовость происходящего, участие большого количества верующих.

В меньшей степени выражена третья тенденция – социальная деятельность церкви, как отмечает Н.Митрохин: «Масштабы диаконической работы РПЦ весьма скромны – учреждённых ею больниц, домов престарелых, приютов очень немного»[vi]. Необходимость активизации социальной деятельности очевидна священству церкви, в этом направлении предпринимаются определенные шаги. Семь лет в Нижнем Новгороде действует христианский православный центр детства и родовспоможения во имя преп. Серафима Саровского, волонтёры православного молодёжного движения «Милосердие» попечительствуют над детскими больницами города, при храме преп. Сергия Радонежского работает  православный центр глухонемых и проводятся литургии с сурдопереводом., некоторые приходы опекают тюрьмы. Думается, церковь сохранит доверие в будущем, если будет расширена сфера её социальной деятельности, поскольку государство сегодня придерживается курса сворачивания социальных программ.

Четвёртая тенденция – взаимодействие с силовыми структурами, что является сферой государственно-конфессиональных отношений, а не диаконической деятельности. Но епархиальные СМИ и сотрудники правоохранительных органов рассматривают своё сотрудничество в качестве направления социальной деятельности, подчёркивая: «у нас в Нижегородской епархии, взаимоотношения с МВД и внутренними войсками очень хорошие»[vii]. По благословению правящего архиерея на базе Нижегородской академии МВД в ноябре 2007 г. проводились сборы, собравшие вместе представителей воинских частей, ГУВД, областного военкомата, милиции на транспорте, МЧС, пожарных и священников, окормляющих эти структуры. Начальник ГУВД В.Братанов обращается к правящему архиерею с просьбой в оборудовании переносного храма-палатки для отрядов милиции, дислоцирующихся на Кавказе. С 2001 г. действует соглашение между епархией и Нижегородской Академией МВД по духовно-нравственному воспитанию курсантов, в принятии присяги участвует архиепископ Георгий. По мнению руководства тем самым: «мы планомерно создаём условия обретения нашими курсантами традиционного, т.е. православного духовного опыта и основывающегося на нём правосознания»[viii]. Армии, МВД импонирует державническая и патриотическая позиция церкви. В то же время православие рассматривается ими как адекватная замена монополии советского мировоззрения, армия и силовики всегда тяготеют к единообразию, а не плюрализму по своей структуре и сути. Русское православие охранительно по природе, соотнося современность со святоотеческой традицией, силовики тоже охранители порядка и государственности, что объясняет их приверженность к консервативным социальным проектам. К чертам сходства военизированных структур и РПЦ относятся их закрытость, иерархизм, централизованное  руководство. Причём традиция их бюрократической и иерархической жизнедеятельности укоренена в истории. Церковь стремится к использованию государственного ресурса для укрепления своих позиций в борьбе на миссионерском поле, а критикуемые в СМИ силовики нуждаются в положительном образе православия для укрепления доверия в общественном сознании. Усиление альянса РПЦ и государственных структур вызывает опасения не только у представителей других конфессий, но и у всех граждан:  законодательно церковь отделена от государства. От религиозных деятелей общество ожидает нравственных оценок событий современности, а сближение церкви с исполнительной властью лишает её автономии в социальной деятельности, свободы выражения мнений, развития церковного учения об обществе и человеке, что как свидетельствует опыт прошлого, не является благом и для церкви, и для общества.

Рассматривая православие как изначальную истину, представители РПЦ МП полемизируют с представителями других конфессий. На рубеже 80-90-х гг. ХХ в. появилось представление о канонической территории РПЦ. Защищая её Нижегородская епархия в феврале 2004 г. заявила протест по поводу намерения католической церкви открыть в областном центре женский монастырь, считая достаточным для немногочисленных католиков одного прихода[ix], после чего РКЦ отказалась от своего намерения. Как ересь определена, возникшая в Нижегородской области «Церковь матушки Фотинии Светоносной»[x]. В декабре 2005 г. был впервые на территории области официально зарегистрирован конфликт между Нижегородской епархией РПЦ МП и Духовным управлением мусульман Нижнего Новгорода и Нижегородской области[xi], прозвучали взаимные обвинения в отсутствии толерантности и уважения принципов межконфессионального мира. Это подчёркивает необходимость соблюдения Конституции, и законодательства о свободе совести и религиозных организациях в силу усложнения динамично развивающейся религиозной ситуации. Законодатель декларирует отделительную модель государственно-конфессиональных отношений, но на практике формируется кооперационная модель и встают проблемы её реализации, которые ни в коем случае не должны вернуться к идентификационной модели ХIХ века, когда РПЦ МП была государственным «ведомством православного исповедания».

Традиционно значимым на  территории нашей области остаётся дониконианское православие. Нижегородчина со времени раскола ХVII в. является одним из общероссийских центров старообрядчества,  эсхатологической и хилиастической ветви христианства. В настоящее время действует 26 зарегистрированных приходов, шесть старообрядческих толков и согласий: Русская Православная Старообрядческая церковь (белокриницкая иерархия)- 12, Русская Древлеправославная церковь (Патриархия с центром в г. Новозыбков Брянской области)- 10, Древлеправославная Поморская церковь - 3, федосеевский толк – 1 (п.Токино), спасовский толк, филипповцы. С 2000 г. была восстановлена церковно-приходская жизнь в 5 общинах[xii] - это 20% рост с 2000 по 2010 г. С 1995 года издаётся газета «Старообрядец». Её учредитель и редактор, историк С.В.Рудаков определяет её как информационно-научное издание, посвящённое современности, истории и культуре древлеправославия.

Современные старообрядцы, оставаясь приверженцами «старины» стали более открытыми обществу.   С неодобрением старообрядцы отнеслись к принятию закона от 1 октября 1997 года «О свободе совести и религиозных объединениях», считая его по сравнению с законом 1990 года осложняющим государственно-конфессиональные и межконфессинальные отношения[xiii]. Для старообрядцев православие связано с их традицией, а не с «новообрядным» православием Московского Патриархата. Старообрядцы выступали против статей навязывающих иерархическую структуру внутрицерковной организации и регистрации в органах власти, так как последователи многих беспоповских упований на протяжении столетий, будучи гонимыми, уклонялись от подобной формализации своих согласий. Главной социальной задачей староверов сегодня является сохранение старообрядческих общин и уникальной культуры старообрядчества. На это направляются усилия руководства общин, значительная часть их материальных ресурсов. Социальная активность старообрядческого сообщества Нижегородской области направляется на такие сферы как:

- восстановление былых приходов;

- поддержание старообрядческих памятных мест: святых могилок, пустошей, установление крестов на местах значимых для старообрядцев;

- всемерное развитие уникальной старообрядческой культуры: реставрационные работы и искусствоведческая экспертиза, сотрудничество с Институтом рукописной книги, помощь в деятельности археографических экспедиций, сохранение знаменного церковного пения. Всероссийскую известность получил хор Успенской церкви РПСЦ. К старообрядческим церквям повышенный интерес проявляют охотники за антиквариатом, верующие организуют своими силами их охрану;

- образование: воскресные школы, исторические и духовно-нравственные конкурсы, познавательные поездки, Всероссийский детский старообрядческий летний лагерь при Малиновском ските Борского р-на РДЦ. В воскресной школе РПСЦ при Успенской церкви учится около 60 человек. Им преподают церковное пение, чтение, богословие, искусство иконописи, историю старообрядческой церкви. В школе есть мастер-класс по знаменному церковному пению. Преподают в школе профессиональные педагоги из прихожан, так об этом пишет директор школы А.С.Лебедев: «Они работают на добровольной, бескорыстной основе. Основа эта – ЗАБОТА О ЧЕЛОВЕКЕ. Эта идея положена в основу всей деятельности школы»[xiv].

Старообрядчество для Нижегородской области остаётся её религиозной и культурной особенностью, сохранившейся, несмотря на гонения разных эпох. Пристальное изучение вероучения, культуры, экономического и бытового уклада древлеправославия, по утверждению, старообрядцев и исследователей, могли бы всемерно способствовать развитию институтов гражданского общества. У России есть свои исторически обусловленные и разработанные демократические традиции: «Христианская религия в тех случаях, когда она не обслуживает интересы государства, сама по себе крепкая основа для развития демократического строя»[xv],-  убеждён сотрудник центра древнерусской духовной культуры «Старая Русь» Д.Лупекин. Россия имеет собственные вековые традиции демократического устроения, что связано со старообрядческой соборностью как формой консервативной демократии. Сама организация Русской Православной Старообрядческой Церкви является соборной и прозрачной, с максимальным участием мирян в жизни церкви и приходов. На последнем Соборе, прошедшем в октябре 2007 г. из 220 делегатов только 80 являлись священниками, остальные мирянами. Все должности являются выборными. Старообрядчество показывает пример возможной автономной самоорганизации без помощи и контроля государства, западных влияний в сторону формирования свободного общества с традиционными ценностями.

Таким образом, к основным тенденциям развития современного православия на примере нашего региона можно отнести:

1. Стремление к расширению инфраструктуры церкви на основании собственных ресурсов и при государственной поддержке, остается ведущей и сегодня. При этом такой ресурс как государственные целевые программы направляется на восстановление памятников РПЦ МП.

2. Активизация культурно-образовательной деятельности православных церквей, ведущая к росту числа верующих среди молодежи.

3. В диаконической деятельности православные церкви делают только первые шаги. Нижегородская и Арзамасская епархия РПЦ МП начала работу с социально незащищёнными группами населения, имея больший людской и материальный потенциал. Старообрядческое сообщество в социальной деятельности не выходит за пределы собственно старообрядцев, опекая старших представителей своих общин. Сохранение высокого авторитета православных церквей в ближайшее время будет зависеть от расширения масштабов их социальной деятельности.

4. В своём отношении к государству и теории симфонии сегодня православные церкви не едины, что наглядно демонстрируют в регионе Нижегородская и Арзамасская епархия РПЦ МП и старообрядческие согласия и упования. Первая стремится к активному сотрудничеству с государством и использованию его ресурса, смешению функций, отсюда не всегда чёткая граница между социальным служением и государственно-конфессиональными отношениями. Вторые же, культивируют открытость, соборность во внутрицерковных отношениях и автономию в государственно-конфессиональной области. Стремление к более активному сотрудничеству правоохранительных органов, силовиков  и РПЦ МП в регионе остро ставит вопрос о реализации конституционного принципа свободы совести. Конституция провозгласила отделительную модель государственно-конфессиональных отношений, но на практике формируется кооперационная модель, и возникают проблемы её реализации, требующие обращения к международному опыту их решения.

 

Автор: ШИМАНСКАЯ Ольга Константиновна – доктор социологических наук, профессор Нижегородского государственного лингвистического университета  им. Н.А.Добролюбова 



[i] Нижегородская епархия в 2009 году. // Нижегородские епархиальные ведомости.,  № 4 (169) февраль 2010, С.9.

[ii] Александровские дни стартуют в Нижнем Новгороде. http://www.rosbalt.ru/2009/01/12/608976.html - Доступ 25.03.2010

[iii] Пономарёв Игорь, прот. «Я желаю каждому священнику оставаться верным Христу и Церкви».// Нижегородские епархиальные ведомости., 2010, февраль, №4.(169), С.8.

[iv] Аникина А.В. К вопросу о религиозности студенческой молодёжи. // Русская Православная церковь в мировой и отечественной истории: материалы научно-практической конференции, 17-19 мая 2006 г., Нижний Новгород: НГПУ, 2006, С.266-270.

[v] Старцева С.В. Деятельность православной церкви в освещении региональных СМИ ПФО. // Перспективы: Сб. научн. статей аспирантов (вып. 6) – Н.Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2007, С.183-187.

[vi] Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М., 2006, С.580.

[vii] Чугунов А. Церковь и армия. Шаг навстречу.// Нижегородские епархиальные ведомости. февраль 2008, №3 (120), С.6.

[viii] Каныгин В. Православный крест, правосудие и меч. // Нижегородские епархиальные ведомости, 2008, февраль, №3 (120)

[ix] К ситуации вокруг создания католического женского монастыря в Нижнем Новгороде. Заявление Нижегородской епархии Русской Православной церкви (Московского Патриархата) от 21 февраля 2004 года // Электронный ресурс Интернет: http://www.nne.ru/events.php?id=19 – Доступ 12.03.2010

[x] Нижегородская епархия обвиняет псевдоправославную «целительницу» Фотинию в сектантской деятельности // Электронный ресурс Интернет: http://www.k-istine.ru/occultism/oc-news/oc-news-35-fotinia.htm - Доступ 12.03.2010

[xi] Впервые в истории Нижегородской области произошёл официально оформленный конфликт между Нижегородской епархией Русской Православной церкви Московского Патриархата и Духовным управлением мусульман Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Заявление Нижегородской епархии РПЦ МП. Заявление ДУМНО в связи с необоснованными обвинениями Нижегородской епархии // Электронный ресурс Интернет: http://religio-nn.narod.ru/arkivo/1konflikt.htm - Доступ 01.03.2010

[xii] с. Семёново Уренского района - РДЦ, с. Безводное Кстовского р-на РПСЦ, г. Нижний Новгород – Никольская церковь Сормовский р-н РДЦ, община РПСЦ в Заречье, община РДЦ  д. Песочная Уренский р-н.

[xiii] Старообрядец, 1997,  №7.

[xiv] Лебедев А.С. Воскресная школа как форма социального служения.// Сб.материалов конференции. Религии Поволжья: проблемы социального служения. Н.Новгород, 2009, С.267.

[xv] «Русские демократические традиции» // Старообрядец, 2008, №43.

 Rambler's Top100