Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 310 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



ОБЗОР ЭКСПЕРТНЫХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ, КАСАЮЩИХСЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ПРИРОДЫ САЕНТОЛОГИИ – Саентологическая церковь Москвы, 2014

Печать

Юлия ТЕНЮХ-ЮРАЕВА

 

...Лишь за прошедший год не менее десятка авторитетных ученых-религиоведов выбрали Саентологию[i] в качестве предмета своих исследований. По какой причине возник такой повышенный интерес, и к какому выводу пришли эксперты, предлагается рассмотреть в данном обзоре.

Представляется, что такой обзор будет полезным не только для ученых и сотрудников государственной службы, но и для широкого круга читателей, которых интересует проблематика новых религий. Поэтому, перед тем как делать обзор религиоведческих экспертных оценок, считаем целесообразным провести анализ устоявшихся критериев определения религии и современных тенденций ее толкования, а также попробовать сформулировать оптимальную дефиницию религии на основе ранее не использовавшегося универсального научного «систематизатора».


1. Критерии определения религии.

Федеральный закон от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» содержит три признака религиозного объединения. Как гласит пункт 1 статьи 6 указанного Федерального закона, «религиозным объединением в Российской Федерации признаётся добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

вероисповедание;

совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

обучение религии и религиозное воспитание своих последователей».

Указанные положения Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» не противоречат данным российского религиоведения и зарубежных учёных-религиоведов.


1.1. Далее, следует остановиться на полемике вокруг проблемы, связанной с толкованием понятия «религия» и попытаться дать такую дефиницию, которая была бы бесспорным мерилом и для религиоведа и для юриста (которому все чаще в качестве судьи, следователя или прокурора требуется выносить решение о судьбе той или иной религиозной организации), и для других лиц, столкнувшихся с данной проблемой или проявляющих к ней интерес.

В связи с этим полагаем, что было бы уместно процитировать некоторые фрагменты из публикации Грегори Аллеса «Религия», представленной в Энциклопедии религии (The Encyclopedia of Religion, Macmillan Reference, 2005):

«…Адекватность понятия зависит от того, может ли оно быть должным образом сформулировано и служит ли оно прикладным целям.

Во второй половине XX века ученые неоднократно обсуждали ряд вопросов, относящихся к адекватной концептуализации религии…

В принципе, возможно сформулировать перечень свойств, достаточный для того, чтобы нечто считалось примером религии, но до сих пор это не было сделано…

Значительно острее, чем в научном дискурсе, вопрос точности определений встает в границах правового дискурса. Имеются в виду судебные разбирательства по делам о религии. Общины, составляющие большинство населения – христиане в Северной Америке и Европе, индуисты в Индии, мусульмане в арабских странах – порой оказывались заинтересованными в том, чтобы определенные практики и убеждения считались не религиозными, а общекультурными. Иногда с этим соглашались и суды, например, в 1966 году Конституционная Комиссия Высшего суда Индии постановила, что индуизм «в широком смысле может восприниматься как образ жизни, и ничего больше», а слово Hindu, (англ. индуист, индус) указывает скорее на проживание на определенной территории, чем на религиозную принадлежность…

По-прежнему необходимо уточнить, до каких пределов различия местных взглядов на религию оказываются совместимы с всеобщим законодательством, так же как и точные границы религии в большинстве законодательных систем. На практике такие вопросы выявляют напряжение между научным и правовым дискурсами. Те, кто должен выносить приговоры, обращаются к ученым за экспертным мнением о религии и цитируют научные труды для обоснования своих решений. Ученые же критикуют адекватность юридических и политических концепций, в частности, тенденцию к называнию новых религиозных движений «культами». Тем не менее, задачи научного дискурса, который часто, в погоне за открытиями, ставит под вопрос привычные границы, оказываются в определенном отношении с потребностями правового дискурса в более тщательном определении, которое позволит принимать обоснованные решения»[ii].

Основатель Саентологической религии Л. Рон Хаббард в ноябре 1951 года явил миру 24 фундаментальных открытия в области мышления. Одна из так называемых «Логик»[iii], на наш взгляд, может быть любопытной для апробации в широком спектре научного поля.

Попробуем ее приложить к науке религиоведения в попытке дать наиболее практичное определение для религии.


«ЛОГИКА 5:

ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ СОГЛАСОВЫВАТЬ ДРУГ С ДРУГОМ И ФОРМУЛИРОВАТЬ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ, НАБЛЮДЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ И ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ В ОТНОШЕНИИ ИХ, А ТАКЖЕ ЧТОБЫ СООБЩАТЬ ИХ КОМУ-ЛИБО ЕЩЁ, НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ ДЕФИНИЦИИ ТЕРМИНОВ.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. ОПИСАТЕЛЬНАЯ ДЕФИНИЦИЯ: та, в которой определяемый объект относят к какому-то классу, давая характеристику или описывая существующие состояния бытия.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. РАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ ДЕФИНИЦИЯ: та, в которой рассматриваются отличия от существующих состояний бытия или небытия.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. АССОЦИАТИВНАЯ ДЕФИНИЦИЯ: та, в которой делается утверждение о сходстве с существующими состояниями бытия или небытия.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. ДЕФИНИЦИЯ ДЕЙСТВИЯ: та, в которой даётся описание причины, а также возможного изменения состояния бытия в силу следующих факторов: существование, несуществование, действие, отсутствие действия, цель или отсутствие цели»[iv].

Полагаю, что для наших целей нам необходимо «пропустить» понятие религии через каждое из представленных определений.

С точки зрения описательной дефиниции, религию можно было бы представить, как  совокупность знаний и практик, которые человек использует для того, чтобы осуществить духовное совершенствование и преобразование.

С точки зрения различительной дефиниции, религия - это нечто, что используется с целью духовного развития, в отличие от удовлетворения сугубо материальных потребностей, таких как: приобретение одежды, строительство дома, вождение автомобиля и пр.

С точки зрения ассоциативной дефиниции, можно было бы, проведя параллель, заключить, что если человек желает что-то улучшить в своей жизни, он использует какую-то систему знаний, будь то медицина, математика и пр. Человек также может не использовать никакую систему знаний, либо использовать систему знаний, которая была бы направлена на разрушение. Представляется, что в большинстве своем религия - это то, что используется в созидательных целях. Однако, это зависит от точки зрения и целей, преследуемых при ее использовании.

С точки зрения дефиниции действия, мы можем заключить, что религия – это совокупность знаний или практик, используемых с целью понять причину существования человека в земных условиях, что позволит ему лучше сориентироваться со своими целями в жизни и достичь духовного совершенствования и преобразования посредством получаемых знаний и проводимых практик.

Таким образом, в данной работе предлагается отталкиваться от того, что религия – это нечто, что позволяет человеку работать со своей духовной стороной жизни в целях ее совершенствования.

Интересно отметить, что именно саентологи, последователи Л. Рона Хаббарда, чью «логику» мы только что приложили к религиоведению, повлияли существенным образом на формирование концепции и определения религии в трех странах мира.


1.2. Влияние саентологов на формирование концепции и определения религии в Австралии.

Так, Высший суд Австралии в октябре 1983 года постановил, что Саентология является религией, и указал, что «вывод о том, что [Церковь] является религиозной организацией…неоспорим». Суд пришёл к такому выводу, проанализировав определение религии, охватывающее вероучения конфессий, которым обычно предоставляется религиозный статус. Суд расширил прежнюю дефиницию религии, включённую в законодательство Англии, согласно которой религиозная природа признавалась лишь за иудео-христианскими направлениями, а большинство вероисповеданий, существующих в мире, исключались из категории религий[v].

В рамках исследования того, какие организации могут считаться благотворительными и родственными им, правительство Австралии ссылается на судебное постановление по этому делу как на «самое важное судебное постановление в Австралии по вопросу о том, что представляет собой религия… Высший суд установил, что Саентология является религией.

Дело Церкви Саентологии наиболее полно освещает вопрос современного подхода к определению религии…».

В 2005 году английские лорды-судьи вынесли решение в деле «Против министра образования и трудоустройства Великобритании по апелляции Вильямсона и других», в котором сослались на решение Высшего суда Австралии по делу Саентологии как на решение, «проливающее свет» на вопрос об определении религии, и отметил, что «полномочные органы стремятся к «новому, более широкому толкованию» религии, что неудивительно в наш век общества с множеством культур и растущего уважения к правам человека (комментарии судей Уилсона и Дина в деле Церкви новой веры [Церкви Саентологии] по поводу аналогичной тенденции в юриспруденции Соединённых Штатов, стр. 174).


1.3. Влияние саентологов на формирование концепции и определения религии в Италии.

В Италии в октябре 1997 года Верховный суд вынес решение, в котором тщательно проанализировал критерии определения религии и пришёл к выводу, что Саентология является подлинной религией и все виды деятельности в Саентологии, «без каких-либо исключений присущи и всем прочим религиозным течениям». Делая вывод о подлинной религиозной природе Саентологии, суд отказался от определения религии, на которое опирался нижестоящий суд в силу того, что это определение было основано на иудео-христианских представлениях («Система догматов, центральным моментом которой является аксиома о существовании Верховного Существа, имеющего прямую связь с людьми, которые должны его слушаться и почитать»). Суд пришёл к выводу, что «такое определение религии (необъективное само по себе потому, что оно заимствовано, как заявлено, исключительно из библейских религий) недопустимо по нескольким причинам; оно основано на ошибочных философских и историко-социальных предположениях». Суд также отметил, что такое понятие исключает из категории религии буддизм, даосизм и в целом все «политеистические, шаманские и анимистические религии»[vi].


1.4. Влияние саентологов на формирование концепции и определения религии в Англии.

И, напоследок, 11 декабря 2013 года Верховный суд Соединенного Королевства (Англия) вынес решение, которым признал часовню Лондонской Церкви Саентологии культовым сооружением, возведенным для отправления религиозных обрядов, в соответствии с законодательством Великобритании. Данное решение, согласно системе получения государственного признания религией в Англии, официально признает Саентологию в качестве религии.

Суд заключил, что: «В английском праве никогда не существовало универсального юридического определения религии, и многолетний опыт, наработанный в той части мира, где действует обычное право, продемонстрировал ловушки, в которые можно попасть при попытке придать данному слову узко ограниченное определение. Тому есть несколько причин: различный контекст, в котором может быть поднят данный вопрос, разнообразие мировых религий, развитие новых религий и религиозных практик, а также изменения в общем понимании концепции религии в связи с культурными переменами в обществе. В то время как исторические предпосылки законодательства имеют значение для понимания его целей, выражение «место собрания для религиозного богослужения» в секции 2 Акта о регистрации мест богослужений 1855 года должно быть истолковано в соответствии с современным пониманием религии, а не со ссылкой на культуру 1855 года. Бесполезно размышлять о том, посчитали бы члены законодательного органа более 150-ти лет назад Саентологию религией или нет, поскольку ее тогда не существовало».

Судьи начали вынесение своего вердикта, заключив о том, что не существует единой характеристики, на основании которой можно было установить сформулированный правовой критерий для определения того, составляет ли определенная система идей и практик религию и заключили, что самое большее, что можно было сделать – это сформулировать наиболее важные из признаков или руководящих принципов, придерживаясь которых, можно было бы ответить на данный вопрос.

Ими были сформулированы следующие признаки:

«Одним из более важных признаков «религии» является то, что отдельно взятая совокупность идей и/или практик включает в себя веру в сверхъестественное, то есть веру в то, что реальность простирается за рамки того, что можно постичь через восприятия органов чувств. Если этот фактор отсутствует, то маловероятно наличие «религии». Другим признаком является то, что идеи касаются природы человека и его места во вселенной и его связи со сверхъестественным. Третий признак – то, что приверженцы принимают эти идеи как нечто обязательное или то, что подвигает их на соблюдение определенных стандартов или кодексов поведения, или на участие в особых практиках, имеющих сверхъестественный смысл. Четвертым признаком является то, что, как бы мало общего и как много различий не было между приверженцами, они вместе составляют группу или группы, обладающие общими опознавательными признаками. Пятый и, пожалуй, наиболее противоречивый признак (Мальнак против Йоги) – то, что сами приверженцы видят, что данная совокупность идей и/или практик составляет религию»… Они посчитали, что Саентология удовлетворяет всем пяти признакам, которые они обозначили»[vii].


2. Научный взгляд на Саентологию как религию, представленный известными зарубежными и отечественными учеными в виде экспертных заключений, выполненных в 2013 году.

После рассмотрения того, как последователи Саентологии повлияли на формирование определения религии в разных уголках мира, представляется целесообразным проанализировать, что говорят о самой Саентологии как религии ученые-религиоведы.

В 2013 году было написано множество работ, экспертирующих религиозную сущность Саентологии. Превалирующее большинство экспертных заключений положительно отвечают на вопрос о том, является ли Саентология подлинной религией. А экспертизы, которые отрицательно отвечали на данный вопрос, были выполнены специалистами других отраслей знаний, не имеющих ничего общего с религиоведением. Нам данное явление представляется дилетантством. Для сравнения можно было бы провести аналогию с пилотированием реактивного самолета врачом-акушером. Результат от такого пилотирования был бы тем же самым, что и от проведения экспертизы по религии нерелигиоведом – т.е. полный провал. Поэтому нами не будут рассматриваться данные работы.

Отобранные для рассмотрения экспертные заключения предлагается рассмотреть фрагментарно, акцентируя внимание на том, какие критерии религии были использованы специалистом-религиоведом для анализа наличия религиозной составляющей в Саентологии, а также к каким выводам пришел автор исследования, приложив эти критерии к ее аспектам.


2.1. Экспертное заключение профессора кафедры сравнительного религиоведения в Папском институте пастырской литургии Св. Джустины (католический богословский факультет литургии) в Падуе (Италия) Террина Альдо Натале. Эссе о Саентологии: Церковь Саентологии - истинная новая религиозная церковь? Падуя, Италия. Выполнено 7 апреля 2013 года.

Одно из экспертных заключений относительно религиозной сущности Саентологии в 2013 году было дано Итальянским религиоведом Альдо Натале Террином, преподавателем и специалистом в области новых религиозных движений, занимающем должности профессора кафедры истории религий в Католическом университете Милана и профессора кафедры культурной антропологии в университете Урбино (Италия), в настоящее время занимающем должность профессора кафедры сравнительного религиоведения в Папском институте пастырской литургии Св. Джустины (католический богословский факультет литургии) в Падуе (Италия). В начале своей профессиональной деятельности г-н Террин посвятил значительную часть своих исследований «альтернативным религиям», отнесенным к категории «сект».


Взявшись продемонстрировать «религиозную» природу Церкви Саентологии как таковую, г-н Террин использовал четыре основных признака:

«1. Во-первых, описание и идентифицируемость религиозной природы на примере Саентологии;

2. Во-вторых, взаимосвязь типа «тело-разум» и понятие ритуала в истории религий и в Саентологии;

3. В-третьих, элемент «нравственного закона» в религиях и в Саентологии;

4. И последнее, но не менее важное: я хотел бы сделать акцент на понятии общения: концепция общения определенно является новой в Церкви Саентологии и особенно выделяет это молодое новое религиозное движение».

В результате их проработки, он сделал вывод, что «Религии представляют собой источник «смысла жизни»… В этом смысле лучшая ориентация состоит не в «жизненных философиях», а, как мне кажется, именно в «религиозной ориентации». Саентология дает возможность многим людям найти смысл и подходящую ориентацию в нашем мире, который становится все более «раздробленным» и «безумным». Нам всегда следует помнить о девизе этой Церкви: «осознавай, осознавая»!

Практики этой Церкви, связанные с телом и ощущениями (ритуалы), я считаю ключевыми в плане закрепления связи между теми, кто участвует в этих практиках. В этом смысле ритуалы играют главную роль в создании религиозных сообществ. В то же время стиль, как тип поведения, является одним из основных аспектов религиозного поведения. Нам следует заметить, что это совместное, общее поведение не имеет ничего общего с «фашизмом» или чем-то подобным (!). Общий религиозный стиль необходим для каждой религии, и этот стиль реализуется в общей «молитве», общем своде «образов», «символов» и «ритуалов», а также в сходном стиле «одежды» и «материальной культуры». Все это позволяет людям чувствовать себя свободно и комфортно, «как дома». Да и какой смысл в религии, если она не дает каждому человеку и всем людям это самое чувство свободы и комфорта?

Тех, кто считает Саентологию религией, часто причисляют к ее «одиозным защитникам» или обвиняют таких людей в том, что они втайне практикуют Саентологию. Однако я не из числа таких людей.

Я - католический священник и богослов. Я стараюсь быть «объективным» в той мере, в какой было бы возможно представить «объективную истину». Я изучаю Церковь Саентологии с 1985 года, потому что в этом движении были представлены определенные «целительные практики», как и в Христианской науке Мэри Бэкер Эдди, движении «Новая мысль» и движении «Нью эйдж» эпохи модернизма и постмодернизма.

Для меня Саентология - отнюдь не легкая тема с вероучительной точки зрения, но, как я показал, это «новая религиозная философия разума, приводящая в безграничное царство духа».

…Церковь Саентологии очень близка к «гностическим религиям» и «восточным религиям», которые я преподаю тридцать лет…

Полагаю, что вышеприведенные пояснения и сравнительный анализ философских принципов, доктрин и практик, разработанных Роном Хаббардом, могут в полной мере признать законным место Саентологию среди прочих «религиозных знаний и практик», которые так различны в одном и так схожи друг с другом в другом…

Эти религиозные знания, как и религиозное знание Саентологии, имеют очень важное значение сегодня, когда нам действительно нужно преодолеть гордыню и надменность, которые с каждым днем становятся все более иррациональными, непроизвольными и неистовыми в мире, в котором мы, к сожалению, живем сегодня».


2.2.  Экспертное заключение доктора философии, почетного профессора Института сравнительного религиоведения в университете Хельсинки Пентикайнена Ю. и доктора философии Пентикайнена М. «Пять измерений религии: на примере саентологии», Хельсинки, Финляндия. Выполнено в марте 2013 года.

Другое экспертное заключение по Саентологии в 2013 году было дано двумя финскими учеными: религиоведом, доктором философии, почетным профессором сравнительного религиоведения Хельсинского университета Юхой Пентикяйненом и социологом, доктором философии Марьей Пентикяйнен.

Данные специалисты взяли за основу 5 измерений религий:

«Судя по всему, к феномену, обычно называемому «религия», можно подойти с пяти сторон, которые обнаруживаются во всех письменных и дописьменных обществах, которые до сих пор удалось изучить.


1. Когнитивное измерение религии включает в себя факторы сознания и мышления, такие, как представление о вселенной и мире, система ценностей, вера в существование «божественного», т.е., одного или нескольких богов или в других сверхъестественных существ или сверхъестественные силы, которые, как считается, следят за судьбами людей, их потребностями и ценностям. Религии обычно сопровождаются преданиями, передаваемыми от одного поколения другому или от одного человека к другому, включая повествования, мифы и верования, касающиеся «иного».

Что касается источников, основное различие можно провести между письменными и дописьменными религиями. Но как устно пересказываемые мифы дописьменных религий, так и хорошо систематизированная теологическая догматика канонических текстов «книжных религий» и все религиозные философии, - все они имеют это религиозное измерение. Оно часто выражается в виде кратко сформулированных «символов веры», или кредо, которые публично провозглашаются последователями во время миссионерской деятельности таких духовных миссионерских религий, как, к примеру, христианство, ислам и буддизм.

2. Уровень воздействия, или эмоциональный уровень, обозначает религиозные чувства, установки и опыт. Люди обычно ощущают свою зависимость от чего-то сверхъестественного и в то же время чувствуют некую связь с ним. Религиозный опыт – это вид взаимодействия между естественным и сверхъестественным, состояние, в котором религиозный человек, или скорее традиция, проявляющаяся через него, реализует встречу с одним из сверхъестественных персонажей или одной из сверхъестественных сил, доминирующих в религиозных верованиях человека.

3. Конативный или поведенческий аспект религии на уровне действий рассматривается как форма поведения. Сюда входят ритуалы, разного рода условности, такие как жертвоприношения, молитвы, заговоры и заявления, с помощью которых человек, группа или общество могут методами, вытекающими из традиции, достигнуть определенного духовного единения или связи со своими сверхъестественными персонажами.

Еще одна важная часть конативного измерения касается морали. Кроме ритуалов и обрядов религия обычно предполагает определенное этическое поведение. Это проявляется, например, в соблюдении определенных норм с целью достижения заявляемых ценностей, обретения обещанного данной религией воздаяния или возможного наказания за нарушение норм и существующих запретов.

4. Социальный фактор представляет собой фундаментальную составляющую любой религии. Религия обычно предполагает существование группы или сообщества, долг которого – оберегать религиозные представления последователей, вместе выполнять определенные задачи, а также контролировать культовые действия и нравственное поведение верующих.

Члены таких сообществ в более крупном масштабе, иногда размером с целое государство или же в форме малых групп, обычно совместно работают над достижением общих целей в этом или в «ином» мире, возложенных на них их общей религией. Хотя религиозное поведение даже сегодня очень социально и контролируется, официальные религии во многом потеряли прежнюю значимость. Вместо этого значение придается личной неосознанной и неустановившейся религиозности, и, соответственно, на смену многим функциям традиционных церквей пришли менее формальные культы.

5. На культурный уровень часто не обращают внимания, но это очень влиятельный и многогранный фактор для каждой религии. По сути, он проявляется в зависимости религии, как во времени, так и в пространстве, от экологической, социальной и культурной среды, в которой практикуется религия.

Две самые важные переменные «религий как культур» – это язык и этническая принадлежность. Следует особо учитывать, что для многих людей «религия» значит скорее «особый уклад жизни» или «стиль жизни», чем исповедание каких-то догматов или следование кредо. В современном мире сознаваемые национальные, этнические и зональные переменные даже так называемых «мировых религий» приобретают важность, когда люди обретают новую религиозно-социально-культурную идентичность после переезда в иное окружение, как беженцы в новой стране или среде, или перебравшись из сельской местности в город, или как иммигранты на улицах или в гетто мегаполисов третьего мира.


Вывод, который следует из всего рассмотренного нами выше, состоит в том, что понятие «религия» следует освободить от его теоретических и свойственных западной цивилизации коннотаций, а не пытаться втиснуть глобальный феномен во всей широте его проявлений в определение, которое этому феномену явно не подходит».

Рассмотрев Саентологию «в разрезе пяти измерений религии», ученая чета Пентикяйненых сделала следующий вывод о ее религиозных составляющих:

«Настоящее исследование показало, что в современном мире, где находится место для множества новых религий, требуется более открытый взгляд на религию во всем ее многообразии, а не узкие определения, основанные на толкованиях латинского понятия religio, которые до сих пор зачастую повторяют некоторые правительственные чиновники. В категорию религии необходимо включить пять параметров: 1. когнитивный, 2. эмоциональный, 3. поведенческий, 4. социальный, 5. культурный факторы, описанные выше сначала в целом, а затем на конкретном примере Саентологии.

По нашему мнению, существует много причин, по которым Саентологию можно считать новой религией. Особенно вписывается в такую категоризацию тот факт, что это современная, возникшая на Западе религия, соответствующая именно западному значению слова «религия». Она являет собой прямое проявление того типа новой «религиозности», который возник в западном мире, где для передачи своего послания людям используются современные средства социально-культурных сетей.

В своих амбициозных усилиях использовать преимущества своих развитых сетей Саентология стала одной из самых «современных» и «обсуждаемых» религий нашей эры.

Для многих так называемых новых религий характерно то, что их назвали «религиями» специалисты, а не те, кто их практикует. Вместо соблюдения формальностей, связанных с организацией, некоторые новые религиозные движения предпочитают существовать в форме неорганизованных групп. Например, очень многие новоиндуистские группы йоги и медитации не имеют организации и терпеть не могут, когда их считают «религиозными». В дальнейшем при необходимости некоторые из них все же проходят «регистрацию», иногда даже как «научные» общества, в соответствии с федеральным или национальным законодательством, регулирующим создание «религиозных» обществ и других организаций в соответствующих странах.

С момента своего основания в 1954 году Церковь Саентологии стала одной из немногих новых религий, называющих свои организации религиозными, и активно добивается их признания в качестве таковых. Саентология была признана церковью и религией многими официальными организациями в разных обществах по всему миру, включая такие удаленные друг от друга страны, как США, Австралия, Южная Африка, Швеция, Новая Зеландия, Испания, Португалия, Аргентина, Австрия, Хорватия, Тайвань, Никарагуа, Венесуэла, Филиппины и Словения.

Доктрина Церкви и сама Церковь Саентологии неразрывно связаны с тем, что они основаны на видении современного американца, который родился в XX веке и предпочитал писать книги и читать публичные лекции, а не проповедовать свое послание. Религиозная концепция не была проявлена в первых текстах и идеях Л. Рона Хаббарда, которым он старался придать экспериментальный и психолого-философский характер. Таким образом, Дианетика стала Саентологией, только когда Хаббард в своих дальнейших исследованиях открыл ее духовное измерение и духовные связи с древними мировыми религиями.

Истоки учения Саентологии обнаруживаются в различных религиозных и философских традициях. Послание новой «книжной религии», разработанное и провозглашенное ее Основателем, точно записано и сохранено в антологии священных писаний. В целом эти писания открывают источник религиозного опыта, ритуальных и других действий, раскрывают социальную структуру Церкви и содержат образцы ее культуры.

Многогранная социальная организация Церкви Саентологии со всеми ее сетями и культурной инфраструктурой является важным свидетельством ее природы как сообщества, которое легко можно охарактеризовать как «религиозную» группу. Связанная с морем мифология ее религиозного ордена, Морской организации, ложится в основу социальной структуры для тех, кто решил полностью и навечно посвятить свою жизнь достижению целей Церкви.

На основе нашего совместного исследования Церкви Саентологии и ее членов по всему миру, особенно в Скандинавии, мы пришли к заключению, что Церковь предлагает этим людям стандарты для формирования уклада жизни, а также опыт, который является религиозным согласно критериям, выделенным и описанным выше. Далее, мы признаем и подтверждаем религиозную природу самой религии Саентологии, которая существует в форме независимого вероисповедания.

Однако, вне зависимости от научной оценки религиозного статуса Саентологии, истинный критерий того, является ли новая религия действительно религией, состоит в следующем: считают ли ее религией ее последователи. И здесь Саентология дает утвердительный ответ. Это сам по себе научный критерий. Покойный шведский теолог доктор Кристер Стендаль сформулировал принципиальное правило понимания религии: «В попытке понять другую религию спрашивайте ее последователей, а не врагов»».

 

 

2.3. Экспертное заключение заслуженного профессора американской религиозной истории Института религиозных исследований Бэйлорского университета Дж. Гордона Мелтона. Отчет о Саентологии в качестве религии. Штат Техас, Округ Макленнан. Выполнено 20 мая 2013 года.

Далее, предлагаем рассмотреть экспертное заключение заслуженного профессора американской религиозной истории Института религиозных исследований Бэйлорского университет (США, Штат Техас), автора научного издания «Энциклопедии американских религий», доктора Дж. Гордона Мелтона, данное им также в 2013 году. Вопрос, который был поставлен перед данным специалистом отличается от вопросов, рассматриваемых предыдущими специалистами и направлен на исследование верности или неверности утверждения: «будто, во-первых, способы, которыми Церковь получает средства от своих прихожан и, во-вторых, выплаты комиссионных прихожанам за распространение саентологической религии, доказывают, что Церковь является по своей природе коммерческой, а не религиозной организацией».

Здесь стоит упоминать оговорку, сделанную г-н Мелтоном, что данное заключение составлено на основе его опыта, как исследователя религий, а не как юриста, коим г-н Мелтон не является.

Полагаем, интересно будет рассмотреть то, каким аспектам религиовед уделил внимание, чтобы попытаться рассмотреть поставленный перед ним вопрос:

«Что касается первого из этих моментов — способа, которым члены Церкви финансируют её деятельность — то я уделил особое внимание тому, что я называю «пожертвования типа quid pro quo[viii]», и особенно таким случаям, когда верующий платит заранее указанную плату, рассчитывая получить конкретную религиозную услугу или выгоду (например, когда верующий платит определенную сумму денег индуистскому жрецу за выполнение какого-то конкретного ритуала по запросу верующего). В таких случаях верующий получает нечто нематериальное, имеющее ценность только в системе верований церкви или религиозной группы.

Для целей настоящей работы мы использовали стандартное определение понятия «религия». Религия занимается самыми важными вопросами. Иными словами, религия рассматривает основные вопросы жизни, вопросы о том, откуда мы пришли (происхождение), в чем смысл жизни (цель) и куда мы идем (наша судьба). Религиозные группы — это те группы, которые из этих важнейших вопросов и своих ответов на эти вопросы формируют целостное мировоззрение, проявляющееся в молитвах, в жизни общины, в этической системе и в методах прославления цикла человеческого существования. Все группы и виды деятельности, обсуждаемые в этом документе, соответствуют этому определению религии.

Как я понимаю, Церковь получила отчеты других экспертов в области религии, где устанавливается, что, согласно общепринятым принципам сравнительного религиоведения и социологии религии, Саентология во всех значимых отношениях является настоящей и подлинной религией. Я не буду дублировать их работу — я лишь отмечу, что с тех пор, когда я впервые занялся исследованиями Саентологии (это было свыше сорока пяти лет назад), в моём профессиональном мнении Саентология отвечает всем научным критериям религии, упомянутым абзацем выше, и, в действительности, является такой же неподдельной и подлинной религией, как и другие религии, обсуждаемые в этом отчете.

При работе над этим исследованием я опирался на многолетний опыт бесед и интервью с лидерами и членами различных религиозных групп; кроме того, были использованы колоссальные ресурсы Института по исследованию американских религий, являющиеся сейчас частью Собрания материалов о религиях Америки Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, и особенно обширные архивы периодических и однократных публикаций различных религиозных групп. В дополнение к этим источникам сотрудники Института по исследованию американских религий провели большое количество собеседований, как лично, так и по телефону».

Среди сделанных данным специалистом наблюдений о методах сбора средств, применяемых различными церквями, интересно отметить следующее наблюдение, т.к. оно дает общее представление по поднятой проблематике:

«Все религиозные группы, за исключением очень немногих, получают финансирование из разнообразных источников. Эти источники всегда включают в себя платежи членов групп. Все религиозные группы предоставляют услуги как своим членам, так и широкой публике. Методы получения средств от членов групп бывают разными. Многие группы взимают конкретную плату за конкретные услуги; многие группы практикуют десятину. Большинство групп также допускают исключения из правил, разрешая своим членам, находящимся ниже уровня бедности, участвовать в определенных пределах в её деятельности, несмотря на неспособность оказывать группе финансовую поддержку. Большинство групп также предлагает ряд бесплатных услуг».

Для того, чтобы ответить на поставленный перед экспертом вопрос г-н Мелтон провел исследование действий по сбору финансовых средств, применяемых большим количеством разнообразных религиозных групп, представленных в США:

А. Католичество

Б. Протестантизм

В. Иудаизм

Г. Святые последних дней

Д. Метафизические церкви

Е. Спиритуализм

Ж. Церкви и организации, основанные на
эзотерических/древних учениях

З. Индуизм

И. Буддизм

К. Сикхизм

Л. Сант-мат


В результате проведенного исследования, он пришел к следующему выводу:

«Как ученый, посвятивший всю свою научную жизнь исследованиям религиозных групп в Америке и, в особенности, недавно возникшим в Америке религиозным группам, таким как Саентология, я заметил одно явление, проявляющееся снова и снова. Хотя большинство из этих групп действуют более или менее в соответствии с распространенными моделями, описанными выше, верно также и то, что у каждой из них имеются свои собственные индивидуальные, а иногда и уникальные, верования и (или) методы. Фактически, именно эти различия и отличают их от других религиозных групп, делают их самостоятельными религиозными группами с собственной индивидуальностью.

Во многих случаях такие новые религиозные группы в США в период своего формирования столкнулись с враждебностью общества. Часто люди хватаются за эти различия, используя их как оправдание своей враждебности к этим новым группам, утверждая, будто это «доказательства того, что новые группы не являются истинно религиозными по своей природе». Другими словами, из-за того, что их собственные религиозные традиции не включают в себя таких верований или методов, люди делают вывод, что верования или методы этих новых групп не могут быть истинно религиозными.

Этот феномен не нов, он возник не в двадцатом столетии. Он проявился и во враждебности общества по отношению к мормонам и другим новым религиозным группам США в девятнадцатом веке. Его точно также можно было наблюдать в конфликтах протестантов и католиков, столетиями полыхавшим в Европе. Если уж на то пошло, мы можем найти это же явление и в Риме четвертого столетия, до Константина, когда само христианство считалось какой-то непонятной еврейской сектой.

Не удивительно, что в начале существования Саентологии применяемые в ней методы сбора средств и выплата комиссионных тем, кто привлекал в религию новых людей, были среди тех разнообразных «отличий», которые различные критики (а в течение некоторого времени и правительство США) пытались использовать как доказательства того, будто Саентология не является настоящей религией. Со временем, по мере того, как общество лучше знакомилось с Саентологией, а ряды сторонников Саентологии росли (включая саентологов второго, а теперь уже и третьего поколения), подобные поверхностно-правдоподобные аргументы по большей части ушли в прошлое.

Независимо от того, насколько закономерно существование этого явления среди широкой публики или насколько давно оно существует, ему не место в научных исследованиях религии. То, каким образом организация решает получать деньги от своих членов или использовать (и вознаграждать) своих членов за распространение своего послания среди широкой публики, не влияет по-настоящему на то, являются ли верования и методы этой организации религиозными. Подобные аргументы — не более чем предлог для того, чтобы избежать объективного рассмотрения методов организации и вынесения справедливого и рационального решения о её религиозной природе».


2.4. Экспертное заключение о Саентологии в качестве религии профессора Университетского колледжа Университета Вашингтона, писателя, редактора, лектора и консультанта в области теологии и религии Франка Флинна. Округ Сент-Луис, штат Миссури, Соединенные Штаты Америки. Выполнено 12 февраля 2013 года.

Следующее экспертное заключение, которое представляется целесообразным подвергнуть нашему рассмотрению, выполнено в 2013 году известным религиоведом Фрэнк К. Флинном, профессором религиоведения университета Вашингтона в Сент-Луисе, штата Миссури.

Методы, используемые г-м Флинном при изучении религии, включают в себя феноменологию религии, сравнительное религиоведение, социальную антропологию религии, психологию религии и религиозную герменевтику или методологию истолкования священных текстов.

Данный эксперт, будучи сторонником сравнительного подхода к изучению религии,  также взял за основу признаки, с помощью которых проводит свое религиоведческое исследование. Им взяты за основу следующие три признака:

«… я считаю, что движение может считаться религией, а группа – церковью, если они обладают тремя признаками или отличительными характеристиками, которые выражены во всех религиях мира. Ниже я приведу эти три признака:


(1) Во-первых, в религии должна присутствовать система верований или доктрин, через систему символов устанавливающих связь между верующими и их «предельными интересами» и высшим смыслом жизни (богом, верховным существом, внутренним светом, бессмертием, бесконечностью и т. д.). Эта высшая реальность является трансцендентной по своей природе и находится за пределами чувственного восприятия. Таким образом, эта реальность является предметом веры. Иногда верования закрепляются в виде кредо или символов веры, в других случаях излагаются в форме священных мифов и преданий.

(2) Во-вторых, система верований должна порождать символические религиозные действа и практику. Их можно разделить на:

(a) этические кодексы или нормы поведения (заповеди и запреты или табу), порождающие особенно важные последствия для верующих и общин, и

(b) обряды и церемонии, культовые действия и прочие ритуалы (медитация, религиозные праздники, изучение писаний, молитвы, проповеди, очищение, посты, паломничества и т.д.). Обряды в свою очередь делятся на сезонные, которые часто связаны с периодами посева и сбора урожая и отмечаются в дни равноденствия и солнцестояния, и обряды жизненного цикла, связанные с рождением, инициацией, вступлением в брак, возрастными посвящениями, смертью и похоронами. Некоторые обряды представляют собой празднование исторических событий, таких как рождение и смерть Иисуса из Назарета, исход евреев из Египта (еврейская Пасха), Хиджра пророка Мухаммеда из Мекки в Медину (21-22 июня, 622 г.н.э. или 1 г. по мусульманскому календарю), а также рождение, просветление и Паринирвана Будды (Вайсак или Весак).

(3) В-третьих, система верований и практик должна объединять группу верующих или участников в легко различимое сообщество, которое по своему устройству является иерархическим или конгрегационным и живет духовной жизнью в гармонии с высшим смыслом жизни в соответствии с представлениями и практиками последователей.


В различных религиях эти признаки выражены не в равной степени и по-разному, однако они четко просматриваются во всех религиях.

Приведённое выше определение религии согласуется с основными аспектами религии, по мнению большинства известных антропологов, социологов, теологов, феноменологов, а также специалистов в области религии и права из Соединённых Штатов, Европы и Австралии. Мой подход к определению религии широко разделяется ведущими специалистами, на что явно указывает тот факт, что он согласуется с подходом, содержащимся в ключевых учебных руководствах, используемых в рамках курсов подготовки по предмету религии в высших учебных заведениях всего мира».


Используемый подход позволил ему прийти к следующему заключению:

«…Саентология является религией в полном смысле этого слова. У нее есть верования и практики, сопоставимые с верованиями и практиками других религий, старых и новых. Она обращается со своими финансами так же, как и другие религии. Ее сторонники придерживаются своих убеждений с искренностью, присущей верующим православия, индуизма, буддизма и парси. Церковь Саентологии осуществляет управление так же, как и другие иерархические церкви. И, как и многие другие религии в годы становления, она сталкивается с недопониманием, кривотолками, недоверием и преследованием, но, как и эти первые религии, ей приходится преодолевать эти препятствия на пути к свободному выражению и практике веры Саентологии».


2.5. Религиоведческое исследование, Элбакян Е.С., религиовед, доктор философских наук, г. Москва. Выполнено 12 августа 2013 года.

Интересно также рассмотреть экспертные заключения по Саентологии в качестве религии, выполнение в 2013 году российскими учеными-религиоведами.

Так, на заседании Независимого экспертного религиоведческого совета, сформированного Центром религиоведческих исследований «Религиополис», состоявшемся 25 сентября 2013 года, присутствовавшими одиннадцатью членами было постановлено признать «Религиоведческое исследование» о религиозной практике Саентологической церкви Москвы, выполненное доктором философских наук, профессором Элбакян Е.С.  научно обоснованным, выполненным с учетом основных требований к религиоведческой экспертизе и основных признаков научности, содержащими объективную информацию о Религиозном объединении «Саентологическая церковь Москвы», одобрить и поддержать выводы данного исследования.

В данном религиоведческом исследовании профессор Элбакян использовала положения закона Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (№ 125-ФЗ, от 26 сентября 1997 г.), которые, на ее взгляд, согласованы с критериями отнесения той или иной организации или группы к религиозной, выработанными в современном религиоведении.

Так, в соответствии со статьей 6 (пункт 1) указанного закона, «религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:


вероисповедание;

совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

обучение религии и религиозное воспитание своих последователей».


« Совокупность этих критериев называется религиозным комплексом, в структуре которого выделяются следующие элементы: религиозное сознание, вырабатывающее вероучение, являющееся уникальным для данного религиозного направления. Именно вероучение, представляющее собой основные догматические положения той или иной религии, которые в совокупности выступают главным критерием, в соответствии с которым проводится различие между религиозными направлениями и устанавливается вероисповедание. Вероисповедание или исповедание веры означает принадлежность человека к какой- либо религии, церкви, деноминации; а также вероучительно-культовую систему, и, наконец, религиозную организацию, функционирующую в обществе.

Вторым элементом религиозного комплекса является религиозная деятельность, к которой относятся участие в совершении богослужений, религиозных обрядов, церемоний, ритуалов, таинств, молитвы, празднование религиозных праздников, а также разработка религиозных идей, написание богословских сочинений, производство средств культа, обучение основам религии и теологии, издательская деятельность и пропаганда религиозных идей в СМИ, миссионерство, благотворительность, управление религиозными организациями, хозяйственно-экономическая, финансовая, предпринимательская виды деятельности и т.п., одним словом – все то, что обеспечивает функционирование религиозной организации в обществе.

При осуществлении религиозной деятельности между верующими возникают религиозные отношения, а также формируется отношение верующих к Богу или другим сверхъестественным существам (третий элемент религиозного комплекса).

Наконец, последователи одного религиозного направления, как правило, объединяются в религиозное объединение, которое, в соответствии с российским законом № 125-ФЗ может существовать как в форме религиозной организации, так и в форме религиозной группы без регистрации (четвертый элемент религиозного комплекса).

Таким образом, религиоведческий подход, через анализ «религиозного комплекса» также показывает полное соответствие признакам религиозного объединения, обозначенным в Законе «О свободе совести и о религиозных объединениях», более того, сами эти признаки  религиозного объединения, обозначенные в Законе, полностью охватываются «религиозным комплексом», понятие которого еще шире признаков, выделенных в Законе в качестве критериев религиозного объединения. Отсюда вытекает, что использование научного религиоведческого подхода позволяет не только подтвердить наличие признаков, указанных в законе, но и сделать это более тщательно».


Такой подход позволил автору исследования прийти к следующему выводу:

«1. В основе Саентологии как религии лежит единое вероучение с центральным понятием Бога (Верховного Существа) и веры в духовную сущность человека, описаны и практикуются религиозные обряды, службы, церемонии, празднуются религиозные  праздники. Именно единое вероучение как совокупность основных положений данной религии, позволяет выделить саентологическое вероисповедание из массы других религиозных направлений.

Саентология обладает всеми признаками и свойствами религии, а Саентологическая церковь Москвы отвечает основным критериям религиозной организации, в соответствии с которыми осуществляет свою религиозную деятельность.

2. Фактическая деятельность Саентологической церкви Москвы полностью соответствует формам и методам, используемым религиозными организациями. Финансовая система Саентологической церкви Москвы, соответствует принципу финансирования, осуществляемому в ряде других религиозных организаций Российской Федерации и мира в целом.

Наличие или отсутствие элементов коммерческой деятельности, служащих достижению религиозных целей, например, товарного знака для защиты священных текстов от искажения, не входит в ряд признаков религиозного объединения, перечисленных в Законе №125-ФЗ от 26.09.1997 «О свободе совести и о религиозных объединениях». В соответствии с действующим законодательством религиозные организации вправе осуществлять коммерческую деятельность, служащую достижению их уставных целей.

Использование таких форм как заключение договоров поручения с различными лицами на предмет распространения ими сведений о саентологической организации является лишним подтверждением того, что Саентологическая церковь Москвы – организация религиозная. Будучи религиозной организацией, Церковь распространяет свое вероучение и информации о своей религиозной организации, что входит в сферу миссионерской деятельности, которая, в свою очередь, является одной из форм религиозной деятельности, характерной для религиозных, а не для коммерческих организаций».


2.6. Религиоведческая характеристика религиозной группы «Саентологическая церковь города Санкт-Петербурга», Смирнов М.Ю., доктор социологических, г. Санкт-Петербург. Выполнено 20 июня 2013 года.

В 2013 году исследование по Саентологии в качестве религии было выполнено также ученым-религиоведом из Санкт-Петербурга, доктором социологических наук Смирновым М.Ю., которому было поручено дать характеристику деятельности религиозной группы  «Саентологическая Церковь города Санкт-Петербурга».

Смирнов М.Ю.  при рассмотрении деятельности указанной религиозной группы (далее — РГ СЦ СПб), исходил из следующих позиций:


«1. Для характеристики объединения граждан как религиозной группы, созданной и действующей в Российской Федерации, определяющим должно быть его (объединения) соответствие нормам российского законодательства, устанавливающим признаки принадлежности к религиозным объединениям в форме религиозных групп.

В то же время, правовое описание статуса объединения как религиозной группы не является целью религиоведческой характеристики и применяется только в качестве одного из общетеоретических оснований данной характеристики.

2. Религиоведческий смысл характеристики состоит в выяснении соответствия совокупности мировоззренческих, доктринальных, ритуальных и организационных аспектов деятельности религиозного объединения принятым в научном религиоведении трактовкам признаков религиозной идентичности.

При этом учитываются теоретические расхождения, существующие между научными исследовательскими подходами в вопросах религиоведческой классификации и интерпретации явлений, рассматриваемых в качестве религиозных».

Таким образом им были рассмотрены правовые основы религиоведческой характеристики РГ СЦ СПб, ее исторический обзор и основы религиозной деятельности, где тщательно были проанализированы религиозные обряды, отправляемые в данной группе.

Проведенное исследование позволило эксперту прийти к утверждению, что религиозная группа саентологов в Санкт-Петербурге носит поистине религиозный характер. В частности, он заключил:


«Приведённые данные свидетельствуют о деятельности «Саентологической Церкви города Санкт-Петербурга» как религиозной группы, реализующей в своих практиках конституционное право граждан исповедовать любую религию. При этом полученная общая картина религиозной деятельности показывает аналогию обрядового сопровождения жизни участников РГ СЦ СПб культовой практике многих других религиозных направлений.

По частотным показателям за обозреваемый период преобладают прощания с умершими (более 1 тыс.), поскольку церемония по просьбе родственников может совершаться и в отношении человека, не являвшегося последователем Саентологии. Следующее место занимают воскресные службы (почти 500), затем идут церемонии наречения (около 80), венчания (32) и посвящения в духовный сан (30).

Количество участвовавших в воскресных службах и других церковных церемониях различается, при этом общее число присутствовавших всегда меньше, чем даже  постоянный состав РГ СЦ СПб. Например, максимум участников воскресной службы — 94 человека, максимум участников посвящения в духовный сан — 78 человек. Наибольший количественный показатель присутствующих — у церемонии венчания (максимум — 204 человека). При этом не все присутствующие на церемониях религиозной группы могут быть последователями Саентологии.

Такие показатели вполне объяснимы отсутствием у РГ СЦ СПб технических возможностей (помещений и др.) проводить массовые мероприятия с участием всех членов группы и вообще заинтересованных лиц.

Кроме того, считаю установленным наличие у совокупности членов РГ СЦ СПб признака, свойственного практически всем современным религиозным сообществам, а именно — меньшей доли так называемых «практикующих верующих» среди общего числа идентифицирующих себя с религиозным учением. Иными словами, разделяя идеи учения, часть саентологов может далеко не в полном объёме совершать предусмотренные этим учением религиозные и иные практики.

Таким образом, знакомство с сообществом последователей Саентологии в Санкт-Петербурге, с используемыми в их деятельности работами Л. Рона Хаббарда в русских переводах, с печатными, аудио и видео материалами, публикациями и выступлениями членов группы, а также с осуществляемыми ими практиками и служениями даёт мне основание охарактеризовать «Саентологическую Церковь города Санкт-Петербурга» в качестве религиозной группы, принадлежащей к Саентологии как новому религиозному движению».


3. Вывод.

Лишь за 2013 год множество ведущих российских и западных религиоведов пришли к однозначному выводу, что Саентология является одной из религий, а Международная Церковь Саентологии и другие Саентологические церкви – религиозными организациями. Ожидается, что в 2014 году интерес к Саентологии со стороны ученых-религиоведов будет только расти.


Автор: Юлия ТЕНЮХ-ЮРАЕВА - юрист, богослов, Саентологическая церковь Москвы



[i] Саентология – это практическая религия, занимающаяся изучением знания, которая позволяет путём применения её технологии вызвать желаемые изменения состояний в жизни. Она разрабатывалась Л. Роном Хаббардом на протяжении более чем трети столетия. Термин «Саентология» образован от латинского слова scio (знание в самом полном смысле этого слова) и греческого слова logos (учение). Далее Саентология определяется как изучение духа и работа с ним в его взаимоотношениях с самим собой, вселенными и жизнью (дефиниция взята из глоссария саентологических терминов).

[ii] Грегори Аллес, Энциклопедия религии, 2005, Пер. с англ. К.А. Колкуновой, А.Э. Тициана, ред. И.С. Анофриева, ред. и прим. П.Н. Костылева. http://religious-life.ru/2013/02/religion/

[iii] Слово «Логики» использовано здесь в значении «постулаты, относящиеся к способам объединения различных элементов в стройную систему». Л. Рон Хаббард, «Продвинутая процедура и аксиомы», Копенгаген, Дания, 2007, с. 163.

[iv] Л. Рон Хаббард, «Продвинутая процедура и аксиомы», Копенгаген, Дания, 2007, с. 164-165.

[v] См. Решение Высокого суда Австралии в отношении Саентологии в деле «Церковь Новой Веры против Специального уполномоченного по подоходному налогу» от 27 октября 1983 года.

[vi] См. Решение Кассационного суда Италии по делу «Бандера и другие против Италии» (Banderaandothersv. Italy (n.16835/97) от 8 октября 1997 года.

[vii] См. Решение Верховного Суда Соединенного Королевства77, дело (по ходатайству Ходкин и других) против Генерального регистратора от 11 декабря 2013 года.

[viii] Т.е. совершаемые в обмен или в качестве компенсации за что-то (примечание Дж. Гордона Мелтона).

 

Архив RP

 Rambler's Top100