Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 362 гостей и 2 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



ЭССЕНЫ,ЕССЕИ - статья из "Энциклопедии религий", изд. Академпроект, Москва, 2008

Печать

 

ЭССЕНЫ, ессеи – иудейская секта, основанная жрецами из Иерусалимского храма, существовавшая с 145 до н. э. до 70 н. э. Сведения об Э. сохранились у писателей 1в. н. э. Иосифа Флавия, Плиния Старшего, Филона Александрийского. После открытия в 1947 кумранских рукописей, когда в Кумране была обнаружена библиотека Э., начались серьезные исследования этой секты, позволившие восстановить жизнь и учение общины Э. Современные ученые относят членов Кумранской общины к Э.

Рассеянные в Палестине, Э. жили сначала в городах и деревнях, затем ушли на северо-запад от Мертвого мора, где вели замкнутую жизнь в обособленных от внешнего мира общинах. У Э. было принято безбрачие (женщин в их общинах вообще не было), но они принимали и воспитывали чужих детей, становящихся членами общины. Стать членом общины Э. мог и взрослый человек, но только по прошествии трехлетнего испытательного срока. При приеме он клялся чтить Бога, быть справедливым ко всем, никому не вредить, быть «врагом неправды», сохранять верность властям, достигнув власти, не превозноситься, не отличать себя от других членов общины особой одеждой и украшениями, обличать ложь и любить истину, ничего не утаивать от собратьев и о них ничего посторонним не сообщать, воздерживаться от незаконной прибыли, никому не передавать эссенского учения, не давать никогда клятвы, верно хранить писания (древние книги) Э. и имена ангелов. Э. не осуществляли кровавых жертвоприношений, но придерживались жестких культовых предписаний, в том числе, ритуальной чистоты, отвергали войну и не делали оружия, отрицали рабство, всячески помогали друг другу, считая себя братьями, много трудились, как в сфере сельского хозяйства (земледелие, пчеловодство, скотоводство), так и в сфере различных ремесел. Так же занимались врачеванием (в основном, посредством заклинательных формул и стихов). Жизнь была обобществлена: Э. отрицали частную собственность и имели общее имущество, устраивали совместные трапезы, труд считался обязательным для каждого члена общины. В ряде общин была запрещена торговля, Э. не признавали денег, все необходимое для себя они изготовляли сами, то есть вели полностью натуральное хозяйство. Жили они общинами, каждая в особом доме, младшие чтили старших, как дети родителей, окружая их заботой. Отрицали не только роскошь в одежде, но и использование различных мазей и духов, одежду снашивали до полной негодности, но на трапезу всегда одевали белую одежду особого покроя. Вставали Э. очень рано, до восхода солнца, молились солнцу, при этом запрещалось говорить о каких-то житейских делах, и шли работать. Окончив работу, купались в холодной воле, затем переодевались в белую одежду и садились за трапезу в особом доме, вход который запрещался посторонним. Трапеза воспринималась как своего рода священнодействие. За преступления против общины виновные исключались из нее, но оставаясь верными клятве не принимать пищи вне общины, умирали голодной смертью. В случае раскаяния могли быть приняты обратно. Строгость Э. вела к тому, что героическую смерть они предпочитали жизни. По свидетельству Иосифа Флавия, Э. высоко чтили Моисея, ставя его сразу после Бога, а осквернение его (Моисея) имени наказывали смертью Видимо поэтому они особо строго соблюдали субботу. Жизнь Э. протекала в состоянии постоянных эсхатологических ожиданий. Они много занимались аллегорическим толкованием Библии и учением о нравственности. Тем из Э., кто особенно глубоко изучал Священное Писание и прошел ряд ритуальных очищений, приписывался дар предвидения. Э. верили в предопределение. Они считали, что душа состоит из тончайшего эфира и заключена в оковы тела, как в темницу, из которой после смерти человека улетает на небо. Праведная душа вечно живет в блаженных полях за океаном, злые души вечно мучаются в холоде и мраке. Иосиф Флавий пишет о том, что Э. принимали активное участие в антиримском восстании 66-73. Пленные Э. подвергались жестоким пыткам со стороны римлян. Э. во многом подготовили почву для восприятия христианства. См. также Иудеохристиане.

 

Е.С.Элбакян

 

Источник: Энциклопедия Религий

 Rambler's Top100