Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 363 гостей и 2 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



"МНОГО ВОЛИ, МАЛО СТРАХА" – интервью с В.Вигилянским о главе РПЦ МП – РГ, 21 ноября 2011

Печать

Елена ЯКОВЛЕВА

 

протоиерей Владимир ВигилянскийВчера Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу исполнилось 65 лет. О личности Святейшего "РГ" беседует с главой его пресс-службы протоиереем Владимиром Вигилянским.

 

РГ: Обычно в человеке самое интересное - не какая-то его сторона, а сама личность, не как набор индивидуальных особенностей, а как проявление чего-то большего, цельного, как некий фокус истины и искренности. Давайте поговорим о личности Патриарха. Чего в нем много и чего мало? Мой вариант ответа - много воли, мало страха. Как бы ответили Вы?

Протоиерей Владимир Вигилянский: Действительно, в Патриархе много решимости и решительности, цельности и целеустремленности, твердости и осмысленности в словах и действиях. Кроме страха я добавил бы - мало сентиментальности и душевности (в церковном понимании этого слова, то есть как антоним духовности), непредсказуемости и стихийности.


Личность Патриарха не может не определять время. Обычно время от интронизации до ухода Патриарха невольно обозначается вехами и становится выделенным периодом церковной истории. Мы часто говорим, это было при патриархе Пимене, а это при патриархе Алексии I или Алексии II. Что фиксирует нейтральный исследовательский взгляд - при патриархе Кирилле утверждается строгий спрос и порядок в церковной жизни (и даже заметна попытка утвердить это шире.) Но как бы вы назвали эпоху патриарха Кирилла? Метафорически, аналитически - все равно.

Про "спрос" и "порядок" - всё верно. Но очень важно понять, что стоит за словом "порядок". Прежде всего - это приведение церковной жизни в соответствие с евангельскими заповедями. Патриарх постоянно напоминает нам, что главное в деятельности Церкви - это спасение человека. Всё должно быть подчинено именно этому - и реформа церковного управления, и реформа приходской жизни, и особое миссионерское внимание к молодежи, и социальное служение, и создание новых епархий, и строительство храмов. Сейчас закладывается основа для кардинального обновления церковной жизни. Вот когда придет время созревания и сбора плодов, тогда и будет явлена картина эпохи Патриарха Кирилла.


Патриарх - "первое лицо". Эксперты говорят, что у "первого лица" в русской культуре три ипостаси - "вождь", "отец" и "учитель". Вождь апеллирует к "пафосу", народным чувствам, "отец" берет на себя ответственность за других и апеллирует к здравому смыслу, логосу, "учитель" же обычно "идеолог", он апеллирует к общественным нормам - этосу. Мне кажется, что у Святейшего главная ипостась - "учительская". Он - носитель наиболее целостной идеологии, серьезные вопросы отношения к миру проработаны именно в его выступлениях, и он часто апеллирует к нравственному началу в людях.

Из приведенной вами триады Патриарху подходят и "отец" и "учитель". Если бы у Святейшего не было ответственности за Церковь и церковный народ, не было бы того накала учительного пафоса, который звучит в его выступлениях. Проповеди Патриарха Кирилла иногда звучат как "глас вопиющего в пустыни", и это приговор нашему времени, который безразличен к смыслам и идеям. А Патриарх ведь постоянно говорит о самом главном для человека - о смысле его существования, о мотивациях его поступков и слов, о цели его жизни, об обретении любви, без которой он несчастен и одинок, о счастье, к которому он стремится, о свободе, побеждающей внутреннее рабство. Учительство - не самоцель, это инструмент, чтобы достучаться до сердца человека, поставить его перед очами Божьими, убедить его, что он Богом любим, что Господь в него верит и надеется на его спасение.


Патриарх - очень авторитетная ( светские коллеги употребляют слово "влиятельная" ) фигура в обществе. Чем, по-вашему, руководствуется Патриарх, позиционируя себя в "большом мире" - далеко за церковной оградой?

Авторитет Патриарха зиждется не столько на способностях его как человека (хотя этих способностей у него очень много), не столько на харизме первосвятительского служения, но самое главное - на авторитете Евангелия. Ведь по нашему убеждению в Евангелии есть ответы на все жизненные вопросы. Однако не каждому дано эти ответы найти. Патриарху это удается. В этом его сила, духовная власть, убежденность и твердость, с которыми вынуждены считаться даже те, кому Православие чуждо.


"65 лет - это же очень мало", хочется сказать, глядя на Святейшего. Он держит форму. Как ему удается сочетать Патриаршию любовь и мягкость в лице и упругость и силу действия? Обычно первое легко дается затворникам, молитвенникам, созерцателям…

: В конце каждого года пресс-служба готовит "Летопись служения" Патриарха. В ней перечисляются визиты, поездки, встречи с представителями всех ветвей власти. Но главное в этой летописи - богослужения Патриарха. За сухими цифрами (которые, кстати, превышают любые показатели приходских священнослужителей) стоит самое важное - непрестанная молитва, которая и есть "икона" веры. А ведь как известно по Евангелию - "всё возможно верующему"(Мк.9:23). 


Источник: Российская газета

 Rambler's Top100