Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 148 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ИНСТИТУТА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Печать

 

На правах рукописи

 

КАПАЛИН Алексей Михайлович (архиепископ Тобольский и Тюменский ДМИТРИЙ, Русская православная церковь, Московская патриархия - прим.Ред.)

 

22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы

 

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

 

Тюмень – 2009

 

Работа выполнена на кафедре социологии и социального управления ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет».


Научный руководитель:

доктор социологических наук, профессор Акулич Мария Михайловна

 

Официальные оппоненты:

доктор социологических наук, профессор Скульмовская Любовь Григорьевна

кандидат социологических наук, доцент Астахова Лариса Сергеевна


Ведущая организация:

ГОУ ВПО Российский университет дружбы народов

 

Защита диссертации состоится «19»июня 2009 года в 9 часов на заседании диссертационного совета Д 212.274.05 по защите докторских и кандидатских организации при ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет» по адресу 625003, г. Тюмень, ул. Семакова, 10.

С диссертацией можно ознакомиться в Информационно-библиотечном центре ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет».

 

Автореферат разослан «  »          2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор социологических наук,

профессор


Г. Ф. Ромашкина


 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность темы исследования.

Русская православная церковь (далее - РПЦ) в конце XX в. оказалась в центре процессов духовного, нравственного и культурного возрождения народов, традиционно исповедующих Православие. В этот период существенно изменяется и статус РПЦ как социального института. Кризис атеистической идеологии и стремление народов к восстановлению утраченных духовных и культурных традиций побудили многих людей обратиться к РПЦ, осознать значимость веры и православно-христианской системы ценностей для своей жизни. Исследования религиозной ситуации, проводимые различными исследовательскими центрами, в последние десятилетия фиксируют положительную динамику общественного сознания россиян относительно степени их доверия к институту религии, а также высокий уровень религиозной самоидентификации.

В настоящее время в массовом сознании глубоко укоренилось представление об определенной тождественности национальной и конфессиональной принадлежности. В силу того, что народы исторически тесно связаны с конкретными религиями, сами эти религии, их предписания, праздники и обряды воспринимаются как национальное достояние, как неотъемлемая часть исконного духовного богатства. При этом следует отметить, что народам России традиционно присущ достаточно высокий уровень религиозной терпимости по отношению ко всем конфессиям.

Подобное положение можно констатировать и применительно к Тюменской области, являющейся сложной территорий по этническому и конфессиональному составу. В период освоения нефтегазовых месторождений сюда приехали люди практически со всего бывшего Советского Союза. Сегодня наиболее крупными национальными группами в нашей области являются русские, украинцы, татары, белорусы, башкиры. В регионе созданы равные условия для сохранения и развития национально-культурных традиций представителей всех малых и больших народов

России. Сбалансированная межконфессиональная политика региона снижает вероятность возникновения конфликтов на религиозной почве и способствует укреплению мира и согласия.

Изменения, произошедшие в обществе за последние пятнадцать лет, позволили РПЦ с помощью прихожан и государства восстановить и построить несколько тысяч православных храмов, подготовить для служения в них священников. В нашей стране имеется целый ряд проблем, обусловленных реформированием политической, экономической и социальной сфер жизни, а также экономическим кризисом. В связи с этим создается определенная напряженность в обществе, нарастает число социальных конфликтов, возникают угрозы социальной безопасности. В этих условиях возрастает социальная роль РПЦ. Все это и актуализирует потребность в изучении особенностей реализации социальных функций РПЦ в современном российском обществе.

 

Степень проработанности проблемы.

В современной социологии религии можно выделить два уровня изучения религиозных феноменов: теоретический и эмпирический. На теоретическом уровне РПЦ рассматривается как общественная подсистема и изучается ее взаимодействие с другими социальными структурами. На эмпирическом уровне изучается религиозность отдельных личностей, различных социально-демографических групп, нормы и ценности, влияние принадлежности к той или иной конфессии на жизненные позиции и образ жизни людей, причины существования религии (воспроизводства религиозности) в обществе. Связующим звеном между теоретическим и эмпирическим социологическим исследованием выступает изучение РПЦ в качестве специфического социального института.

Анализируя степень изученности рассматриваемой темы, можно выделить несколько направлений исследований. Прежде всего, необходимо отметить, что в зарубежной социологии проблемами религии в разные исторические периоды занимались такие ученые, как: Д. Белл, Р. Белла,

П. Бергер, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, Т. Лукман, Б. Малиновский, К. Маркс, Р. Мертон, Т. Парсонс, А. Р. Редклифф-Браун, Г. Спенсер и др.

В отечественной социологии и философии тема религии была предметом анализа в работах: Ю.П. Андреева, В.И. Гараджи, Н.Я. Данилевского, В.И. Добренькова, М.Н. Ересько, М.С. Комарова, Б.К. Малиновского, Д.Е. Мануйловой, А.А. Радугина, Ж.Т. Тощенко, П. Флоренского, А.С. Хомякова, И.Н. Яблокова и ряда других авторов.

Анализу социальных функций религии, а также ее роли в обществе посвящены работы таких зарубежных и отечественных авторов, как: М.М. Акулич, П. Бергер, М. Вебер, Ю.А. Гаврилов, Э. Дюркгейм, Ю.П. Зуева, Дж. М. Йингер, Е.Н. Кофанова, И.С. Мавляутдинов, Р. Мертон, М.П. Мчедлов, А.А. Нуруллаев, Ф.Г. Овсиенко, А.Р. Редклифф-Браун, Г. Спенсер, Н.А. Трофимчук, С. Хантингтон, А.Г. Шевченко. Значимость конфессионального фактора в развитии российского общества подчеркнута в работах Дж. Билингтона, Г. Гловели, Е.В. Жижко, М.М. Жунина, Н.Н. Зарубиной, В.О. Ключевского, Т.Б. Коваль, О.А. Платонова, В. Фальцман.

Проблемы взаимоотношений религии и власти рассматриваются в трудах Е. М. Амелина, Л. А. Андреевой, О.Г. Большакова, Л.С. Васильева,

М. Верховского, В.И. Гараджи, И. А. Крывелева, А.В. Митрофановой, Л.Н. Митрохина, Е.Н. Салыгина, Р.Р. Сикоева, Ж.Т. Тощенко, С. Хантингтона, И. Н. Яблокова.

Рассмотрению роли РПЦ в духовном и нравственном развитии общества уделено внимание в работах, таких философов и социологов, как: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, Л.Н. Митрохин, П.А. Сорокин,

С. Соловьев, Д.М. Угринович, С.Л. Франк, И.Н. Яблоков, а также в трудах богословов: Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, протоирея А. Меня, митрополита Питирима, игумена Иоанна (И.Н. Экономцева) и др.

Эмпирическими исследованиями религиозности, а также отношения населения к религии и РПЦ, занимались такие авторы, как: Ю. А. Гаврилов,

К. Каариайнен, Н.Г. Каргина, Р.Н. Лункин, М.П. Мчедлов, И.В. Налетова, Л.В. Намруева, Ю.Ю. Синелина, С.Б. Филатов, Д. Фурман, А.Г. Шевченко.

Вместе с тем научных исследований и публикаций о роли РПЦ в социальном развитии, а тем более о реализации ее социальных функций Тобольско-Тюменской епархией пока недостаточно. На наш взгляд, степень разработанности проблемы находится на самом начальном исследовательском этапе. Требуется дальнейшая наработка опыта и нормативно-правовой базы для социального партнерства РПЦ с региональными властями. В связи с этим необходима разработка методики подбора объектов социального служения для православных приходов применительно к современной действительности. Требует изучения (путем проведения социологических исследований) восприятие обществом тенденции возвращения РПЦ в социальной деятельности к рубежам начала XX века. Актуально стоит вопрос подбора и подготовки церковных кадров, занимающихся социальной деятельностью, переподготовки специалистов и руководителей социальных учреждений, разработка программ по их обучению.

Системное решение перечисленных проблем возможно при изучении накопленного опыта, разработки методологии для реализации намеченных преобразований. Это позволяет нам утверждать, что проблемы научного обоснования роли РПЦ в современном обществе и практического осуществления социального партнерства РПЦ и государства являются актуальными и определяют необходимость представленного исследования.

 

Объект исследования - Русская православная церковь как социальный институт.

 

Предмет исследования - реализация социальных функций Русской православной церкви в современном российском обществе.

 

Цель исследования - определение влияния Русской православной церкви на российское общество (на примере Тобольско-Тюменской епархии).

Цель исследования обусловила следующие задачи:

определить теоретические и методологические основания изучения РПЦ как социального института;

проанализировать основные институциональные взаимодействия РПЦ на уровне региона;

показать роль РПЦ в решении актуальных социальных проблем;

провести социологическое исследование роли РПЦ в жизни общества и развитии региона;

разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности реализации социальных функций Тобольско-Тюменской епархии РПЦ;

разработать концепцию программы «Духовное развитие Тюменской области».

 

В качестве методологической и теоретической базы исследования

взяты фундаментальные концепции классиков социологии и труды современных ученых. Исследование основано на:

методологических установках, сформулированных в рамках социокультурного анализа явлений и процессов (М. Вебер, П. Сорокин);

принципах структурно-функционального анализа (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс);

идеях и положениях, обоснованных российскими исследователями религии (В .И. Гараджа, Д.Е. Мануйлова, Л.Н. Митрохин, М.П. Мчедлов, Ж.Т. Тощенко, И.Н. Яблоков).

В работе также использовались общефилософские и общенаучные методы исследования и подходы: анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход, герменевтика и т. п.

 

Эмпирическую базу исследования составили нормативные акты, статистические, отчетные аналитические публикации Госкомстата РФ, Управления статистики Тюменской области, архивные материалы Тобольско-Тюменской епархии РПЦ, результаты эмпирического исследования, проведенного под руководством автора в 2008 г. Исследование проводилось в городах и сельских населенных пунктах юга Тюменской области, всего в нем приняло участие 1169 человек старше 18 лет. Выборка -многоступенчатая, квотная, строилась пропорционально половозрастной структуре городского и сельского населения юга Тюменской области. Метод исследования - прямой анкетный маршрутизированный опрос.

Помимо этого, автором был проведен вторичный анализ социологических исследований, проведенных различными исследователями по проблемам религиозности населения. Особое внимание при этом уделялось методикам проводимых исследований, а также отношению населения к РПЦ и мнению о ее роли в обществе.

 

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

рассмотрен процесс институционализации РПЦ (на примере Тюменской области) и раскрыта ее сущность как социального института;

проанализирована роль РПЦ в современном российском обществе, выделены и изучены ее основные социальные функции;

выявлены взаимодействия РПЦ на уровне региона (на примере Тобольско-Тюменской епархии) с политическими, образовательными и семейно-брачными институтами;

определена роль Тобольско-Тюменской епархии в решении социальных проблем региона, выделены основные направления ее социально значимой деятельности (духовное, нравственное и патриотическое воспитание молодежи; милосердие и благотворительность; психологическая адаптация лиц, попавших в трудные жизненные ситуации; поддержка институтов материнства и детства);

осуществлен анализ религиозной активности населения региона, его отношения к религии, а также оценок населением роли РПЦ в социальном развитии региона. При этом выявлена в целом положительное отношение к институту религии и осознание роли РПЦ в обществе.

обоснована методология социального партнерства государства и РПЦ.

 

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что результаты исследования использованы в работе администрации

Тюменской области и Тобольско-Тюменской епархии РПЦ, а также муниципальных образований и приходов. Главные теоретические выводы опубликованы в монографии «Демографические процессы в Тюменской области и социальное служение Тобольско-Тюменской епархии», которая доведена до руководителей, специалистов и научных кругов в регионах Уральского и Сибирского федеральных округов.

Кроме того, теоретические разработки автора и фактический материал диссертационной работы могут быть использованы в курсах «Социология», «Социология религии», «Социология духовной жизни».

 

Научные результаты диссертационного исследования, выносимые автором на защиту:

Социальные функции института РПЦ можно определить как способы ее воздействия на общество в целом и его институты. К числу социальных функций РПЦ автор относит: интеграционную, идентификационную, адаптационную, социализирующую, культуротранслирующую, легитимирующую (нормативную), коммуникативную, регламентации и социального контроля. Вся совокупность функций РПЦ определяет ту социальную роль, которую играет данный институт по отношению к обществу. Эта роль состоит в том, что РПЦ несет в общество идеалы нравственности, гуманизма и толерантности; способствует укреплению в обществе законопослушности, патриотизма и уважения к закону и власти; способствует возрождению традиционной русской культуры, решению актуальных социальных проблем.

Одной из основных причин многих социальных проблем, тормозящих развитие современного российского общества, является утрата духовных и нравственных основ, складывающихся в российском обществе на протяжении многих веков и свойственных нашему народу. Развитие социального института РПЦ, использование новых форм вовлечения молодежи в социально-полезную деятельность способствует созданию надежной базы для развития Православия в Тюменской области, что, в свою очередь, благотворно сказывается на развитии региона.

Анализ практической деятельности Тобольско-Тюменской епархии показывает, что реализация основных функций РПЦ предполагает развитие следующих основных направлений деятельности: духовное, нравственное и патриотическое воспитание молодежи; милосердие и благотворительность; психологическая адаптация лиц, попавших в трудные жизненные ситуации; поддержка институтов материнства и детства.

Эмпирический анализ социологических данных позволяет отнести к разряду первостепенных функций РПЦ: культуротранслирующие, нормативные, социализирующие, интеграционные и адаптационные функции: сохранение и возрождение культурного наследия; воспитание уважения к окружающим; формирование и поддержание в обществе важнейших социально-нравственных качеств; объединение российского общества; участие в реабилитации пострадавших от тоталитарных сект; воспитание чувства патриотизма; оказание социально-психологической помощи в больницах, хосписах, домах престарелых; оказание помощи в решении проблем нищенства и беспризорности.

В настоящее время необходимы: переход в иное качество сотрудничества РПЦ и государства; выработка программ социального партнерства; их нормативное закрепление и создание специальных общественных фондов. В частности имеется необходимость в создании общественного фонда «Духовное развитие Тюменской области», главной задачей которого станет разработка, материальное обеспечение и реализация программ духовно-нравственного характера.

 

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на следующих научно-практических конференциях: «III Рождественские образовательные чтения» (всероссийская, г. Тюмень, 2004 г.); «V Рождественские образовательные чтения» (всероссийская, г. Тюмень, 2006 г.); «Традиция Духовность Правосознание» (всероссийская, г. Тюмень, 2006 г.); «Наследие Сибири: мировоззрение, духовность, культура» (всероссийская, г. Тюмень, 2008 г.); III Всероссийский социологический конгресс (г. Москва, 2008 г.); «Современное общество и социология» (всероссийская, г. Туапсе, 2008 г.); «Глобализация: мифы и реальность» (международная, г. Тюмень, 2008г.).

Результаты исследования отражены в 16 публикациях, в том числе в одной монографии, семи статьях, трех тезисах научных докладов.

 

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, десяти параграфов, заключения, библиографического списка, приложений. Основное содержание работы изложено на 167 страницах. Библиография состоит из 179 источников. В приложениях представлены: характеристика выборочной совокупности, образец авторского инструментария и таблицы, отражающие результаты проведенного исследования.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены проблема, цель и задачи, объект и предмет исследования, раскрыта научная новизна и практическая значимость работы.

 

Глава первая

«Теоретико-методологические основы изучения Русской православной церкви как социального института» посвящена обоснованию основных принципов анализа поставленной проблемы, анализу основных подходов к рассмотрению РПЦ как социального института и выделению ее основных социальных функций. Глава состоит из трех параграфов и имеет теоретико-методологический характер.

В первом параграфе «Русская православная церковь как социальный институт» автор рассматривает ряд теоретических положений, отражающих подходы к рассмотрению религии и РПЦ.

В истории развития социологической мысли понимание сущности религии и различных форм ее функционирования в обществе осуществляется посредством рассмотрения ее в качестве социального института, именно поэтому в рамках данного параграфа автор уделяет внимание анализу институциональных аспектов религиозной деятельности с позиций различных исследователей.

В современной социологии религии принято выделять различные типы религиозной организации. В частности, В.И. Гараджа, опираясь на типологии, ранее предложенные Э. Трельчем и М. Вебером, указывает в своей работе следующие типы религиозной организации: культ, секта, деноминация и церковь[i]. При этом в современном обществе, несомненно, основной формой религиозной организации выступает именно Церковь.

Под церковью в работах различных авторов понимается отношение людей к Богу, отношения между верующими, особая форма организации религиозной жизни. Автор понимает под термином «церковь» устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, идей, ценностей и норм, направленных на регулирование повседневной жизнедеятельности людей и организующих их в систему социальных статусов и ролей в зависимости от их отношений к Богу, другим сверхъестественным силам, дающим духовную опору человеку. При этом разграничиваются понятия религиозного и церковного института. Это взаимосвязанные, но не тождественные понятия: понятие религии как социального института шире понятия церковь.

Как социальный институт РПЦ обладает рядом характерных (институциональных) признаков: наличие профессионального духовенства, которое формируется по иерархической системе; наличие юридической формы. РПЦ выступает как юридическое лицо, владеющее определенной собственностью,     которая     составляет     экономическую     основу ее существования; наличие четко разработанной догматики и детализированного культа.

Самый древний и мощный церковный институт в мире, подчинивший своему влиянию верующих многих европейских стран - Римская католическая церковь. Русская православная церковь в нынешнем виде сложилась к 1448 г.

Базовым документом, определяющим стратегию социальной деятельности РПЦ, являются «Основы социальной концепции Русской православной церкви». В данном документе изложены базовые положения учения РПЦ по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду социально-значимых проблем. Он отражает официальную позицию Московского патриархата в сфере взаимодействий с государством и светским обществом. Основным предметом документа являются фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы, а также те стороны жизни общества, которые являются актуальными для РПЦ в целом, а также для выполнения ее социальных функций, в частности.

Социальную деятельность РПЦ можно определить как систему ее взаимодействий с другими социальными подсистемами, в процессе которой происходит реализация социально значимых функций данного социального института. Осуществляется данная деятельность в форме социального служения РПЦ, конечные цели которого - привнесение в общество идеалов нравственности, гуманизма и толерантности; укрепление в обществе законопослушности и патриотизма; возрождение традиционной русской культуры.

Как специфический социальный институт РПЦ включена в определенную систему общественных отношений. Она тесно взаимодействует с государством, политическими партиями, общественными организациями и движениями, поэтому в каждом обществе можно констатировать  государственно-церковные,  церковно-правовые и другиевиды отношений. Рассмотрены принципы взаимодействия РПЦ с массой верующих, а также ее особенности как социального института.

Современный статус РПЦ, прежде всего - результат ее новых взаимоотношений с государством. Эти отношения обусловлены и неразрывно связаны с процессами становления правового государства и, демократизации общества, реализации прав человека, которые служат стимулом повышения социальной активности общества и утверждения взаимопонимания и сотрудничества между людьми вне зависимости от их отношений к религии и РПЦ. В настоящее время большинство церковных иерархов и рядовых священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных социально-экономических и общественно-политических проблем, возникающих в процессе развития и изменения нашего общества, ориентируют РПЦ на повышение нравственного потенциала человека. Именно это и порождает интерес исследователей к проблемам влияния РПЦ на социальное развитие.

 

Второй параграф первой главы –

«Социальная роль Русской православной церкви в современном российском обществе» - посвящен теоретическому анализу функций РПЦ как социального института.

Прежде всего, автор разводит понятия «роль» и «функции» института, поясняя, что функции - это способы действия религиозных институтов на общество, тогда как роль - это тот результат, который образуется в следствии выполнения ими данных функций. Рассмотрев предложенные современными российскими социологами подходы к определению функций религии[ii], автор отмечает, что в теоретическом анализе роли

РПЦ в развитии российского общества и эмпирическом исследовании влияния РПЦ на социокультурное развитие региона он будет исходить из следующей классификации социальных      функций      церковных      институтов:

интеграционная;

идентификационная;        

адаптационная;

социализирующая,

культуротранслирующая;          

легитимирующая (нормативная);

коммуникативная;

регламентации и социального контроля.

При этом рассматривается содержание каждой функций, автором приводятся примеры реализации этих функций на практике.

Далее автор подчеркивает, что РПЦ являясь социальным институтом, оказывает влияние на общественную жизнь и социальное развитие, на поведение и взаимоотношения людей на разных уровнях — от индивидуального и межличностного до государственного. Православно-христианские ценности составляют фундамент всей русской культуры, в том числе и в укладе жизни, экономической и хозяйственной деятельности. Именно Православие в течение многих веков привносит в общественную жизнь и хозяйственно-экономическую деятельность России духовное начало, организовывает ее нравственно и тем самым укрепляет российскую государственность. Подчеркивается также тот факт, что рост уровня и степени религиозности, фиксируемый исследователями[iii], является предпосылкой политической консолидации

российского общества.

 

В третьем параграфе работы –

«Институционализация Русской православной церкви в Сибири» - осуществлен анализ процесса становления РПЦ в рассматриваемом регионе.

Автор подчеркивает, что институционализация РПЦ может быть рассмотрена, по крайней мере, в двух аспектах: во-первых, в аспекте развития - как процесс, имеющий свои различающиеся, сменяющие друг друга этапы, обусловленные различными причинами, условиями и факторами; во-вторых, в аспекте функционирования в рамках данной социальной системы - как особенности формирования и деятельности религиозной общности, ее влияние на общественные отношения.

Автор выделяет основные этапы институционализации церковных институтов: возникновение социальной потребности, детерминирующей появление церковной деятельности; формирование общих религиозных ценностей и целей; появление и практическое применение религиозных норм и правил, а также процедур с ними связанных; формирование системы санкций для поддержания религиозных норм и правил; формирование системы церковных статусов и ролей; создание церковных организаций и учреждений. Далее он прослеживает указанные этапы, рассматривая историю становления РЦП в Сибири, начиная с учреждения Тобольско-Тюменской епархии РПЦ и по настоящее время, акцентируя при этом внимание на реализации ею своих социальных функций.

 

Вторая глава

«Институциональные взаимодействия Русской православной церкви» состоит из четырех параграфов, в которых автор последовательно рассматривает взаимодействия РПЦ с другими социальными институтами. При этом автором используются статистические, отчетные аналитические публикации Госкомстата РФ, Управления статистики Тюменской области, а также архивные материалы Тобольско-Тюменской епархии РПЦ.

 

Первый параграф –

«Влияние православия на семейно-брачные отношения» - посвящен анализу взаимодействия РПЦ с институтами семьи и брака.

Автор акцентирует внимание на том, что современная демографическая ситуация в России и основные тенденции в развитии семейно-брачных отношений свидетельствуют о кризисных явлениях этого социального института. Эти негативные тенденции, наряду с другими причинами, обусловлены тем, какая модель семьи имеет место в современном российском обществе и как она согласуется с православными представлениями о семье.

Изменение политической и экономической ситуации в стране в начале 90-х гг. ХХ в. привело к разрушению многих институтов жизнеобеспечения человека и общества, на протяжении всего советского периода формировавших в определенной степени иждивенческий менталитет народа. Политический и экономический кризис в стране углубили духовно-нравственный кризис, основание которого было заложено в годы воинствующего атеизма. Все это привело к катастрофическому падению численности населения.

В качестве основных причин снижения естественного прироста населения в области, наряду с факторами социально-экономического характера, можно выделить и факторы, связанные с утратой духовно-нравственных ценностей. К ним относятся: отсутствие общегосударственных программ, укрепляющих традиции российского народа, в том числе и семейные; утрата традиции духовного воспитания подрастающего поколения; увеличение количества брошенных, беспризорных и неухоженных детей; насаждение чуждой культуры и пропаганда безнравственности в средствах массовой информации; насаждение идеологии культа обогащения, деньги ставятся во главу угла, воспитание молодежи на примерах «красивой жизни»; снижение ценности человеческой жизни -увеличение числа несчастных случаев, рост пьянства и наркомании.

Автор подчеркивает, что в таких условиях актуальной становится задача создания нормативной базы для сотрудничества РПЦ и других социальных институтов (государство, образование, семья) в деле воспитания молодежи в традициях своего народа с целью изменить брачные и репродуктивные установки новых поколений.

 

Второй параграф второй главы

- «Православное образование в регионе» - посвящен анализу взаимодействия РПЦ и института образования.

В Социальной концепции РПЦ вопросы образования занимают значительное место - они раскрываются как общие задачи духовного возрождения общества, как организация системы церковного образования на всех ступенях, как взаимодействия со светскими образовательными структурами.

Диссертант подчеркивает тот факт, что в Тобольско-Тюменской епархии РПЦ к настоящему времени сложилась достаточно развитая система православного образования. Можно сказать, что с момента образования епархии забота о религиозном образовании стала одним из приоритетных направлений. Единый образовательный комплекс Тобольско-Тюменской епархии включает в себя: Тобольскую Духовную Семинарию, Тюменское Духовное училище, православные гимназии и воскресные школы.

Приводится анализ статистических данных о динамике в Тюменской области числа религиозных образовательных учреждений всех видов, а также численности в них учащихся. При этом все данные, приведенные в параграфе, свидетельствуют о распространении влияния РПЦ в регионе: растет число приходов, православных гимназий, воскресных школ и православных библиотек. Это означает то, что эти православные учреждения востребованы, а, следовательно, происходит возвращение православной тематики в социальную жизнь. Автор подчеркивает, что для того чтобы это возрождение осуществлялось более активно, необходимо дальнейшее развитие социального партнерства РПЦ и государства.

 

Третий параграф второй главы –

«Роль Тобольско-Тюменской епархии в решении социальных проблем региона»- посвящен анализу деятельности РПЦ в сфере милосердия, благотворительности, а также взаимодействий РПЦ с военными ведомствами и правоохранительными органами.

Автор приводит в параграфе большое число конкретных примеров уже существующего сотрудничества в области решении социальных проблем региона разными приходами Тобольско-Тюменской епархии РПЦ по таким направлениям как: работа в учреждениях здравоохранения, реабилитационных центрах, домах престарелых и инвалидов, хосписах; помощь детям, оставшимся без попечения родителей; материальная помощь и духовно-нравственное окормление многодетных семей, одиноких людей, инвалидов, лиц, пострадавших вследствие социальных и иных катаклизмов и происшествий, заключенных; духовная поддержка необеспеченных слоев населения; организация православных детских лагерей и оздоровительных площадок; миссионерские экспедиции; духовная и воспитательная работа с военнослужащими; работа с наркозависимыми.

Диссертант подчеркивает, что социальная деятельность РПЦ предполагает не только молитвенную и духовную поддержку людей, попавших в трудные обстоятельства, но и оказание им посильной материальной помощи и призрения, разделение тягот и проблем бытового характера - уход за больными, помощь одиноким на дому, шефство над многодетными семьями и инвалидами. Разумеется, масштабы социальной работы, осуществляемой РПЦ в настоящее время, все еще оказываются недостаточными. Это связано в первую очередь с серьезными материальными затратами, необходимыми для поддержки программ в области осуществления церковных социальных функций, а также с привлечением специалистов - православных врачей, психологов, юристов для участия в социальных программах РПЦ. Несмотря на определенные трудности как нормативно-правового, так и материального характера, работа, направленная на решение наиболее актуальных социальных проблем региона, в Тобольско-Тюменской епархии РПЦ из года в год развивается и остается одной из приоритетных задач.

 

Четвертый параграф второй главы

- «Социальное партнерство государства и Русской православной церкви» - посвящен анализу существующих и возможных направлений взаимодействиями РПЦ и институтов власти.

Автор обращает внимание на то, что уже созданы все предпосылки для формирования программ социального партнерства государства и РПЦ. Доверие к РПЦ в российском обществе весьма велико, и та помощь, которую она может предложить государству и обществу, будет вполне востребована, так как за последние годы накопилось немало примеров плодотворного сотрудничества. В той или иной мере РПЦ выполняет целый ряд социальных функций, полезных для общества, и поэтому чрезвычайно важно придать имеющему место взаимодействию планомерный характер, ведь конечная цель этого партнерства - духовно-нравственное возрождение России.

Диссертант отмечает, что наиболее адекватной формой государственного управления в сфере взаимодействия государства с традиционными религиозными объединениями являются государственно-конфессиональные соглашения о сотрудничестве как разновидность административного договора, поскольку именно они позволят РПЦ и органам власти согласовывать свои действия в решении общих задач в области духовно-нравственного воспитания населения, социального и культурного служения.

В настоящее время взаимодействие РПЦ с государственными и местными органами власти осуществляется в рамках действующего законодательства, обоюдных договоренностей, а также на основе оформленных соглашений. Например, соглашение о сотрудничестве между полномочным представителем президента в Уральском федеральном округе и епархиями, входящими в его состав, было заключено в конце 2000 года и вновь подписано в марте 2009 года. Соглашения о сотрудничестве с рес­публиканскими и областными администрациями и областными отделами образования заключили многие епархии РПЦ. Также подписаны договоры и соглашения между рядом епархий и местными органами социальной защиты и здравоохранения.

Ожидаемый результат социального партнерства: совместная реализация тех или иных социальных программ улучшает социальную обстановку в обществе, предупреждая обострение социальных изъянов. РПЦ, участвуя в социальных программах, созданных совместно с государством, помогает людям понять причины проблем, от которых они страдают, помогает их реабилитации. Таким образом, достигается двоякая цель: государство получает социально защищенного человека, который, изменяясь, перестает   быть   угрозой   обществу;   РПЦ,   вернув   право заниматься благотворительностью, стремится влиять на социальную политику государства с целью улучшения положения людей, придания социальной направленности проводимым экономическим реформам.

 

Третья глава работы

- «Анализ влияния Русской православной церкви на социальное развитие региона» - состоит из трех параграфов и имеет научно-прикладной характер. В ней анализируются итоги эмпирического исследования, проведенного под руководством автора, а также рассматриваются перспективы взаимодействия РПЦ и государства в решении социальных проблем на уровне региона.

 

В первом параграфе главы

- «Религиозная ситуация на юге Тюменской области» - на материалах конкретного социологического исследования рассматривается религиозность населения региона как показатель религиозной ситуации. При этом в эмпирическом анализе были учтены различные факторы, характеризующие уровень и степень религиозности определенной совокупности людей: самоидентификация себя как верующего; принадлежность к определенной конфессии; религиозное поведение (соблюдение предписаний РПЦ, посещение богослужений, совершение обрядов и т.п.).

Проведенное исследование позволило диссертанту в общих чертах обрисовать религиозную ситуацию на юге Тюменской области. К верующим людям можно отнести не менее 70% населения области, при этом почти 80% из них относит себя к православным. Нередко люди, православные по рождению, но воспитанные в других традициях, все же в определенной степени отождествляют себя с православной культурой. Около 8% опрошенных идентифицируют себя с мусульманской конфессией, лишь незначительная часть опрошенных указала на свою идентичность с другими конфессиями. Значительная доля респондентов высказывает стремление соблюдать религиозные предписания, хотя и не всегда (как показывают дополнительные вопросы о религиозной активности), эти стремления реализуются на практике. Более 2/3 респондентов отмечают различные религиозные праздники, причем было отмечено, что отдельные праздники отмечаются людьми, идентифицировавшими себя как «неверующих» или представителей других конфессий.

Безусловно, наибольшую религиозную активность показывают респонденты, идентифицирующие себя как «верующие» или «скорее верующие, чем неверующие», однако нередко респонденты указывают на наличие объективных затруднений в исполнении религиозных обрядов. Это позволяет прогнозировать увеличение религиозной активности при осуществлении РПЦ определенной просветительской деятельности, а также работы по увеличению числа приходов в епархии. На этот же факт указывает и то, что более половины всех респондентов признают значимость для себя религии, отмечая ее важное значение или подчеркивая, что она помогает в трудной ситуации.

Во втором параграфе третьей главы - «Оценка населением роли Русской православной церкви в социальном развитии региона» - на основе результатов социологического исследования осуществлен анализ мнения граждан о том, какое влияние РПЦ оказывает и должна оказывать на социальное развитие на уровне региона.

Исследование показало, что для большинства респондентов, даже неверующих, характерно в целом положительное отношение к институту религии и осознание ее роли в обществе. Большинство респондентов согласны с суждениями о том, что религия помогает сохранять и обогащать культуру народа, удерживает от дурных поступков, способствует формированию согласия в обществе, помогает переносить трудности жизни, дает ответы на важные вопросы миропонимания. Безусловно, высокая религиозная активность присуща лишь определенной части верующих, но, даже в группе неверующих нет абсолютного непринятия религиозных практик. Все больше людей включаются в разнообразные религиозные отношения и готовы реализовывать свои религиозные убеждения в повседневной жизни: исполнять религиозные предписания и обряды (27,5% опрошенных), участвовать в благотворительных акциях (17,8%), в работе по благоустройству храмов (10,2%), оказывать помощь в больницах, хосписах (9%) и т.п.

В общественном мнении довольно четко укрепилась воспитательная, нормативная, культуротранслирующая и адаптивная роль религиозных организаций: респонденты указывают, что религиозные организации должны участвовать в духовно-нравственном воспитании населения (47,3% опрошенных), работать в сфере милосердия и благотворительности (23,1%), способствовать сохранению и развитию культуры (19,3%). Лишь пятая часть опрошенных считает, что религиозным организациям следует сосредоточиться только на удовлетворении религиозных потребностей.

Оценивая социальные функции непосредственно РПЦ, респонденты также относят к разряду ее первостепенных функций культуротранслирующие, нормативные, социализирующие, интеграционные и адаптационные: сохранение и возрождение культурного наследия (59,7% опрошенных); воспитание уважения к окружающим (58,9%); формирование и поддержание в обществе важнейших социально-нравственных качеств (57,5%); объединение российского общества (48,2%); участие в реабилитации бывших участников тоталитарных сект (47,3%); воспитание чувства патриотизма (45,5%); оказание социально-психологической помощи в больницах, хосписах, домах престарелых (44,9%); оказание помощи в решении проблем нищенства и беспризорности (43,6%).

К разряду второстепенных социальных функций РПЦ респондентами были также отнесены адаптационные и воспитательные функции, но несколько «более активного» характера: участие в процессе реабилитации заключенных (42,2%); оказание содействия учебным заведениям в православном воспитании молодежи (42%); снижение социальной напряженности в обществе (40,2%).

Уровень активности РПЦ на территории области респонденты в большинстве своем оценивают как средний, однако, чем выше уровень религиозности респондентов, тем выше они оценивают активность РПЦ. Это позволяет считать, что заниженные оценки активности РПЦ связаны, скорее всего, с некомпетентностью респондентов в вопросах религии и незаинтересованностью делами церкви. Об этом же свидетельствует и тот факт, что многие респонденты затрудняются с ответами на вопросы об участии РПЦ в решении социальных проблем. В то же время верующие респонденты склонны отмечать активное участие РПЦ в решении проблем, связанных с реализацией ее воспитательных и адаптационных функций.

Довольно позитивным является и отношение респондентов к строительству новых православных храмов, а также к изучению в школах традиционной православной культуры. Безусловно, верующие и православные респонденты высказывают при ответах на данные вопросы более положительные оценки, но и в оценках неверующих респондентов, а также респондентов других конфессий абсолютного непринятия мероприятий в данной области отмечено не было.

Отвечая на вопрос о наиболее актуальных проблемах современного общества, респонденты к их числу очень часто относят: проблемы нравственного характера (41,2%), рост алкоголизма и наркомании (33,4%), детское бродяжничество и беспризорность (24%), а это именно те проблемы, на решение которых и ориентирована реализация социальных функций РПЦ. Следовательно, те начинания, которые уже есть у РПЦ и которые представлены во второй главе работы, необходимо продолжать, расширяя при этом деятельность по многим направлениям, прежде всего в области реализации культуротранслирующих, социализирующих, адаптационных, нормативных и интеграционных функций.

 

Третий параграф третьей главы

- «Перспективы взаимодействия Русской православной церкви и государства» - посвящен рассмотрению возможных направлений дальнейшего сотрудничества органов власти и РПЦ на уровне региона.

Автор подчеркивает, что особенность современной социальной ситуации в российском обществе такова, что подход государственных органов, которые должны заботиться о бедных, больных и бездомных, чрезвычайно формален и не учитывает богатый дореволюционный опыт социальной деятельности РПЦ. Настоящую помощь любому нуждающемуся человеку можно оказать только тогда, когда вкладываешь в это дело душу, когда действительно хочешь понять, что нужно данному конкретному больному или бездомному, а не просто выполняешь инструкцию. В подготовке людей, понимающих это, РПЦ может оказать помощь, опираясь на многовековые традиции ее социальной деятельности.

В Тобольско-Тюменской епархии РПЦ уже несколько лет действует отдел социального служения и благотворительности, который имеет регулярные контакты с руководителями социальных учреждений Тобольска, Сургута, Нижневартовска, Нефтеюганска, Тюмени и ряда других городов. Священнослужители проводят собеседования, совершают таинства и обряды по просьбам нуждающихся. Епархия и ее приходы уже участвуют в оказании помощи инвалидам и детям-сиротам и готовы сделать следующий шаг -полностью взять под свою опеку отдельные приюты для престарелых и детские дома.

Пока все взаимоотношения осуществляются под попечительством областных и окружных органов образования и социальной защиты, а также при активном участии местных администраций. Но в основном это происходит в качестве актов доброй воли, в рамках договоров о намерениях или просто на основе личных договоренностей. Учитывая, что это дело новое и, в некоторой степени, проблемное, необходимо выполнение ряда следующих первоначальных действий: заключение с администрациями области и округов договоров о социальном партнерстве; передача под контроль православных общин нескольких домов и приютов для детей и учреждений социального обеспечения пожилых; подбор социальных учреждений в тех населенных пунктах, где есть в наличии сильный и организованный приход, способный выполнить поставленную задачу; подготовка руководителей и специалистов из числа православной общины.

Для отработки деталей социального партнерства может стать до­статочным определение хотя бы по одному учреждению каждого типа. При реализации пилотных проектов будет возможность учесть особенности, связанные с введением православных традиций.

Другим направлением социального партнерства можно считать помощь в реабилитации страдающих алкоголизмом и наркоманией. Здесь также следует предусмотреть несколько первоначальных действий: заключение с администрациями области и округов договоров, определяющих порядок приема больных и нормативы финансирования; заключение договора с медицинскими учреждениями на лечебное сопровождение; выделение церковнослужителей для изучения проблемы наркомании и токсикомании в Тюменской области; подготовка специалистов, способных вести духовную реабилитацию больных; использование методов трудотерапии для наркоманов через их послушание и лечение в монастырях.

Вопрос участия РПЦ в качестве равноправного партнера в решении социальных проблем в обществе вызывает у отдельных чиновников некоторую настороженность, в значительной степени зависящую от идеологических убеждений. Но ради спасения человека следует отбросить разногласия и, опираясь на многовековой дореволюционный опыт церковной социальной деятельности в России, начать этот процесс.

Для успешного возрождения дел милосердия и благотворительности, расширения социальной деятельности РПЦ необходимым условием является выработка механизма реализации такого рода программ, а также создание специального общественного фонда «Духовное развитие Тюменской области». Главной задачей фонда станет разработка, материальное обеспе­чение и реализация программ духовно-нравственного характера. Для достижения поставленной задачи основными направлениями деятельности фонда должны стать:  консолидация усилий жителей области на пути духовного возрождения; оказание содействия учебным заведениям в православном воспитании молодежи; поддержка программ по духовно-нравственной деятельности в детских домах, интернатах, больницах, местах заключения, домах престарелых; благотворительная деятельность среди малоимущих слоев населения; оказание помощи в работе с детьми и молодежью, организация православных лагерей, молодежных клубов; поддержка миссионерской и просветительской деятельности; реабилитация пострадавших от тоталитарных сект; поддержка программ реабилитации страдающих алкоголизмом и наркозависимых; восстановление и строительство православных храмов; возврат РПЦ православных храмов и принадлежавших ей зданий, используемых в настоящее время не по назначению; сохранение культурных и духовных ценностей народа; развитие паломничества.

Сегодня вышеперечисленные задачи в определенной мере реали­зуются на средства православных общин. Традиционными источниками финансовых поступлений приходов и епархии являются: добровольные пожертвования; поступление от торговли церковной утварью и духовной литературой; ведение натурального хозяйства и другая хозяйственная де­ятельность.

Для расширения и активизации деятельности общин в области социальной деятельности в рамках рассматриваемой программы фонда «Духовное возрождение Тюменской области» следует учесть дополни­тельные источники финансирования: увеличение благотворительности юридических лиц и других меценатов за счет повышения привлекательности этой деятельности; финансирование из региональных консолидированных бюджетов духовно-социальных программ в рамках соглашений о социальном партнерстве между администрациями территорий, городов, районов и приходами Тобольско-Тюменской епархии РПЦ.

Кроме экономического обоснования эффективности участия РПЦ в социальных программах, необходима политическая воля руководителей субъектов Российской Федерации, а после этого - ведение большой организационной работы, которая заключалась бы в составлении региональных, городских и районных программ, проведении собраний актива фонда, образовании попечительских советов, создании оргкомитета по проведению областной конференции, избрании руководящих органов. К задачам фонда можно отнести и поиск новых форм взаимодействия с государственной властью по осуществлению программ духовно-нравственного воспитания молодежи и разработке новых программ работы с детьми.

Организационной основой фонда мог бы стать независимый попе­чительский совет, куда вошли бы представители духовенства, органов власти, бизнеса, наиболее уважаемые представители общественности. Его задачи - решение вопросов, связанных с разработкой стратегии деятельности фонда, принятие программ, разработка механизмов сбора пожертвований и наиболее прозрачного и эффективного расходования поступивших средств.

 

В Заключении, подводя итоги диссертационного исследования, автор формулирует основные выводы, предлагает рекомендации, выделяет возможные направления для дальнейшего изучения проблемы.

 

Основные положения диссертации нашло отражение в следующих публикациях:

Научная монография:

Капалин А.М. Демографические процессы в Тюменской области и социальная деятельность Тобольско-Тюменской епархии. // Тюмень: Изд-во ТюмГУ. - Екатеринбург: ООО «Баско», 2007. - 144 с.

 

Научные статьи, опубликованные в периодических изданиях рекомендованных ВАК

Капалин А.М. Православие в Сибири / А.М. Капалин // Религиоведение. -2007. - №2.- С. 48 - 54.

Капалин А.М. Перспективы взаимодействия церкви и государства в решении социальных проблем / А.М. Капалин // «ФЕДЕРАЛИЗМ». -2007. - №2 (46). - С. 19 - 34.

Капалин А.М. Социальная деятельность приходов Тобольско-Тюменской епархии / А.М. Капалин // Социологические исследования. - 2007. -№10.-С. 113 - 117.

Капалин А.М. Религия как социальный институт./ М.М.Акулич, А.М. Капалин //Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. -№ 3 (133). - С. 8-15.

Ролевые функции церкви в решении социальных проблем российского общества. / А.М. Капалин // Социология. Экономика. Политика. Известия высших учебных заведений. - 2008. - № 4(19). - С. 31-32.

 

Научные статьи, опубликованные в других изданиях:

Капалин А. М. Анализ демографической ситуации в Тюменской области / А. М. Капалин // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - №5. С. 85-92.

Капалин A.M. Прогнозирование численности населения в Тюменской области / A.M. Капалин // Региональная экономика: теория и практика. -2007. - №6. - С.77-80.

Капалин A.M. Православие в Сибири: возникновение и развитие / A.M. Капалин // Наследие Сибири: мировоззрение, духовность, культура: материалы Всероссийской научно-практической конференции.- Тюмень: Изд-во РИЦ ТГАКИ. - 2008. - С.5-9.

Капалин А.М. Социальная роль православия в современном российском обществе / А.М. Капалин // Современное общество и социология: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под. ред. профессора М.М. Акулич, Тюмень: Изд-во ТюмГУ. - 2008 - С.39-41.

Капалин A. M. Развитие духовного образования в современной России: проблемы и перспективы/ А.М. Капалин // Глобализация: мифы и реальность. Материалы международной научно-практической конференции (20 ноября 2008 г.). Тюмень: Изд-во ТГАМЭУП. - 2008. - С.

31-34.


 

[i] Гараджа В.И. Социология религии: Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных спеицальностей. - М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 216-220.

[ii] См.: Волков Ю.Г., Добреньков., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. - М.: Гардарики, 2004; Веремчук В.И. Социология религии. - М.: ЮНИТИДАНА, 2004; Добрускин М.Е. О социальных функциях церкви (на

 материалах Русской Православной Церкви).// Социс. - 2002. - №4. - С. 76-85; Зборовский Г.Е. Общая социология. - М.: Гардарики, 2004; Угринович Д.М. Введение в религиоведение. - М.: 1985; Чемикосова Т.А. Трансформация религии как социального института в постсоветской России. Автореферат дисс. на соиск. ученой степени канд. социол. н. - Казань, 2007 и др.

[iii] См. например: Религия в самосознании народа (Религиозный фактор в идентификационных процессах)./ Отв. ред. М.П. Мчедлов. - М.: Институт соуциологии РАН, 2008. - С. 125.

 

 

От редакции: диссертация архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия и её защита вызвали резонанс в научной, общественной и церковной среде в Тюмени и за её пределами. Отправной точкой развернувшихся дискуссий стал отзыв на представленную диссертацию доктора исторических наук, завсектора изучения этноконфессиональных отношений Института гуманитарных исследований ТюмГУ А. П. Яркова. Известный тюменский ученый счел диссертацию архиепископа не отвечающей требованиям научного исследования. Многие отметили, что по существу замечания доктора А. П. Яркова совпадали с замечаниями официальных оппонентов, однако по итогам работы диссовета под председательством доктора философских наук, президента ТюмГУ Г. Ф. Куцева за присвоение соискателю ученой степени кандидата социологических наук было подано 14 голосов, против — 2. Теперь слово за Высшей аттестационной комиссией (ВАК), в компетенцию которой входит утверждение решений диссоветов.

 

 

 Rambler's Top100