Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 342 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



А.И. ПОСПЕЛОВА. ДИНАМИКА РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2005-2010 гг) - Москва, Узкое, сентябрь 2011

Печать


- доклад, прочитанный на Международной научно-практической конференции "Религия как социальный институт" - Москва, Узкое, 5 сентября 2011

 

Александра ПоспеловаРелигия может ускорить процесс развития гражданского общества, но может стать барьером на пути этого развития. В свою очередь, демократические преобразования могут стать необратимыми только тогда, когда они будут восприняты обществом и закреплены в системе ценностей (в том числе и религиозных), на которые ориентируется российское общество.

Сегодня, когда наше общество стремится осуществить переход к качественно новому состоянию, возникает настоятельная необходимость в изучении механизмов формирования сакральных и секулярных процессов в общественном сознании россиян, в выявлении основных тенденций их эволюции в российском обществе вообще и на региональном уровне в частности.

Тенденция динамики религиозности взрослого населения страны к середине 1990-х гг и некоторое ее снижение после 1995 г заметно выражена[i]. Однако, можно сделать вывод, что с конца 1980-х  до 2000 гг шел активный рост религиозности граждан РФ. В начале нового века рост православия и ислама продолжаются, одновременно снижается количество неверующих. Ниже мы увидим тенденции динамики взрослого населения Магаданской области, их общие черты и особенности.

На диаграмме 1.  можно проследить следующие тенденции[ii]:

Диаграмма 1


uzk-posh-3

Идет несущественный процесс снижения православных верующих по РФ.

«Пиком» количества православных верующих были 2007-2008 гг., а число верующих-мусульман стабильно (хотя и медленно) растет.

Уровень, степень и характер религиозности жителей отдельных территорий являются одними из важнейших характеристик, позволяющих описать религиозную ситуацию в стране в целом. Вместе с тем определение факторов, ее формирующих, не менее необходимо, тем более что в разных субъектах Российской Федерации их сочетание и сила воздействия, несомненно, будет иметь региональную специфику.

Региональные исследования интересны тем, что религиозная ситуация в субъектах Российской Федерации может значительно отличаться от ситуации в стране в целом. Например, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере России по динамике развития с Русской православной церковью соперничают  протестанты различных деноминаций.[iii]

Для однозначного понимания результатов различных исследований, возможности их адекватного сравнения и сопоставления необходимо обозначить какие-либо общие методологические и методические рамки, выраженные через специальный понятийный аппарат. Примером тому могут служить разработки, подготовленные специалистами Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации[iv].

Так, по их мнению, ключевыми понятиями, доступными операционализации, на эмпирическом уровне исследования религии выступают: религиозность, ее уровень, степень, характер, динамика, состояние, религиозная ситуация; религиозное сознание и поведение; религиозная группа (община, объединение верующих), религиозная ориентация.

Под религиозностью понимается определенное состояние индивидов и человеческих общностей различного масштаба, отличительной чертой которого является вера в Бога (сверхъестественное) и поклонение ему, приверженность религии и принятие ее вероучения и предписаний.

Важным конкретизирующим признаком религиозности является конфессиональная принадлежность, получающая выражение и в религиозном  сознании, и в религиозном поведении. Выделение эмпирических признаков религиозности, доступных фиксации и количественной оценке, делает возможным измерение религиозности, причем в разных аспектах. Для этого вводятся два дополнительных понятия: уровень и степень религиозности.

Под уровнем религиозности понимается процентное отношение респондентов, обладающих признаком религиозности, ко всей совокупности опрошенных, а при экстраполяции на всю генеральную совокупность – выраженную в процентах долю людей религиозных в общем составе населения или другой исследуемой группы.

Наиболее общей характеристикой религиозности исследуемого объекта является «религиозная ситуация». Данный термин синтезирует в себе качественно-количественную определенность уровня, степени и характера религиозности в их единстве и устойчивом сочетании,  а также учитывает деятельность религиозных организаций и верующих, локализованную во времени и в пространстве, с одной стороны, а с другой стороны, включает информацию о факторах, формирующих религиозную ситуацию.[v]

Как уже было отмечено, при анализе религиозной ситуации одной из важных задач является определение факторов, влияющих на нее. Региональная специфика состоит в том, что в различных  субъектах государства разные факторы с разной силой будут детерминировать религиозную ситуацию.

Факторы вообще можно разделить на две группы: собственно религиозные, которые имеют внутреннее, имманентное развитие, и внешние, которые исходят от общества, государства, средств массовой информации,  от международной организации и различных субъектов из-за рубежа.

Одним из внутренних ключевых факторов можно назвать степень удовлетворения религиозных потребностей и обеспечения законных прав и свобод верующих граждан и религиозных организаций. Во многом именно данный фактор определяет  религиозную ситуацию как «спокойную» или «напряженную».

Другими факторами, определяющими ситуацию изнутри, являются конфессиональная структура населения, соотношение конфессий в регионе (в частности, «традиционных» и «нетрадиционных», конкурирующих между собой в борьбе за влияние на массы верующих), межконфессиональные отношения как на уровне массового сознания, так и на институциональном уровне. В регионах с многонациональным составом населения большое влияние на  религиозную ситуацию  оказывается конфессиями, традиционно исповедуемыми основными этническими группами.

Внешние факторы, формирующие религиозную ситуацию или существенно влияющие на нее, могут быть как религиозными, так и нерелигиозными. Основным из них является состояние государственно-церковных отношений в целом и на региональном уровне, включая конституционное и иное правовое обеспечение свободы совести и вероисповеданий, деятельности религиозных организаций, а также наличие целостной и последовательной концепции государственно-церковных отношений, отлаженной системы взаимосвязей между органами власти и религиозными организациями,  позволяющей корректно и оперативно решать проблемы в данной сфере.

Сегодня, как никогда ранее, актуальной являются, информация о религиозной ситуации в регионе, о реальном состоянии государственно-церковных отношений, о процессах, происходящих в религиозной среде, о состоянии общественного мнения по всему спектру религиозных проблем. Информацию такого рода можно получить только посредством проведения  социологических исследований, включающих, в том числе и хорошо продуманный подготовительный этап, в ходе которого решаются методологические вопросы: формируется проблема, интерпретируются основные понятия, создаются рабочие гипотезы и т. д.

Состояние религиозности, будучи основной и целостной характеристикой религиозной ситуации, своеобразно проявляется на двух разных уровнях общества: институциональном уровне – в деятельности конфессий религиозных институтов и организаций и на уровне массового сознания – в настроениях, ценностных ориентациях, поведении, отношениях людей, прежде всего верующих – последователей различных религий и конфессий. На каждом из этих уровней состояние религиозности может быть представлено в виде набора конкретных социологических показателей, доступных количественному измерению и качественной оценке.

Факторы изменения и стабильности религиозной ситуации, определяющие ее формирование и последующую динамику, делятся на внутренние, имманентно присущие самой религиозной сфере, и внешние по отношению к религиозной сфере, которые исходят от различных субъектов общества и находятся за пределами исследуемого объекта.

Раскрывая современную региональную специфику религиозной ситуации на территории Крайнего Северо-Востока России, мы учитываем,  две методологические перспективам. Одна из них связана с редукцией всех феноменов религиозной жизни к сугубо социальным факторам, когда природа любых сакральных образов выводится исключительно из социумных оснований. Другая методологическая перспектива определяется четким разграничением организационных начал и ритуально-культовых практик в религиях от мистико-иррациональных интенций, когда исследование религии как социального явления останавливается перед признанием ее непостижимой  надмировой сущности[vi].

В любом случае действительную содержательность отвлеченное теоретическое построение обретает при том условии, что оно строится на конкретном фактическом материале, обнаружение которого происходит в сфере прикладного социологического исследования, когда осуществляется анализ собственно носителя какого-либо определенного отношения к религии с присущими ему демографическими, статусными и прочими значимыми для социолога характеристиками. Человек в таком исследовании нужен не сам по себе, а как член  группы, отнесенной к определенной выборке с соответствующими количественными и качествами параметрами. Только тогда  становятся возможны аналитика внутреннего строения  конфессиональных сообществ, их типологическая идентификация, определение их места и роли в общественной системе и т. д.

 

Динамику формирования и регистрации религиозных объединений Магаданской области можно представить в виде таблицы[vii].

Название религиозного объединения

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Русская Православная Церковь

27

27

26

25

23

23

Старообрядцы

3

2

2

1

1

1

Ислам

1

1

1

1

1

1

Иудаизм

2

1

1

1

1

2

Римско-католическая церковь

2

2

2

2

2

1

Евангельские Христиане Баптисты

4

4

4

4

4

3

Христиане Веры Евангельской (Пятидесятники)

14

14

14

14

12

12

Евангельские христиане

4

4

4

4

4

3

Адвентисты седьмого дня

1

1

1

1

1

1

Новоапостольская Церковь

1

1

1

1

1

1

Церковь Иисуса Святых последний дней (мормоны)

1

1

1

1

1

1

Христиане-пресвитериане

1

1

1

1

1

1

Лютеране

1

1

1

1

1

1

Итого

63

62

61

59

55

51

 

Таким образом, общее количество религиозных объединений, зарегистрированных (включая перерегистрированные) Управлением Минюста РФ по Магаданской области в период с 01января 2005г. (63 объединения) по 01 января 2010 г. составляет 51 объединение. Как видно из таблицы, рост количества религиозных организаций остановился и на протяжении последних пяти лет снижался (см.: диаграмму 2).

Диаграмма 2

uzk-posh-2...

С 1998 г. администрация Магаданской области совместно с социологами Магаданского филиала Санкт-Петербургского университета экономики и управления и Северо-Восточного государственного университета проводит социологические исследования в регионе по проблемам этноконфессиональной ситуации. В данной статье мы коснемся некоторых параметров динамики религиозной ситуации в Магаданской области.

На вопрос «Считаете ли Вы себя верующим человеком?» ответили не все респонденты. В 2011 г магаданцы– 35,8% не считают себя верующими (идентифицируют себя как атеисты), 14% – считают себя верующими, но не могут отнести себя к конкретному вероисповеданию, 50% –  считают себя верующими и относят себя к какой-либо конкретной конфессии. В динамике данные за 2005 г –39,1%  не считают себя верующими (идентифицируют себя как атеисты), 11,7% – считают себя верующим, но не могут отнести себя к конкретному вероисповеданию, 49,2% – считают себя верующими и относят себя к какой-либо конкретной конфессии.

 

Считаете ли Вы себя верующим человеком?

Позиции

Данные в %

2005 г

2011 г

не считаю себя верующим человеком

39,1

35,8

считаю себя верующим, но не знаю к какому вероисповеданию отношусь

11,7

14,0

считаю себя верующим

49,2

50,2

Всего:

100

100

Таблица показывает один из важнейших параметров динамики религиозной ситуации: самоидентификация по признаку веры. Явно уменьшилось количество неверующих и возросло количество людей, которые считают себя верующим, но не знают к какому вероисповеданию себя отнести. Данный рост, скорее всего, происходит за счет увеличения числа людей, которые верят в паранормальные явления и оккультные практики. По крайней мере, есть косвенный показатель этот предположения: более 10 лет в газетах и на ТВ не было объявлений о «целительницах» и «салонах магии», однако в последнее время они вновь появились в городе. Если появляются подобные «салоны», следовательно есть в них потребность.

Исходя из таблицы 2011 г., большинство верующих респондентов – православные, вторая значительная группа  – пятидесятники и католики. Рост мусульман незначительный (0,9% 2005 г. и 1% – 2011%).

Исходя из таблицы 2011 г,  подавляющее большинство верующих респондентов, также как в 2005 г,  – православные. Вторая по численности группа  – протестанты различных деноминаций (в совокупности 3,9%). На третьем месте католики  – 2,8%.

Структура конфессиональной принадлежности  жителей Магадана в динамике выглядит следующим образом.

 

Конкретное вероисповедание.

Позиции

Данные в %

2005 г.

2011 г.

Баптизм

0,9

0,5

Буддизм

0,5

0,3

Ислам

0,9

1

Иудаизм

0,1

0,1

Католицизм

2,3

2,8

Кришнаиты

0,9

0,1

Мормоны

0,5

0,1

Пятидесятники

0,9

1,9

Православие

90,7

90,4

Свидетели Иеговы

0,5

0,1

Адвентисты седьмого дня

0,5

0,6

Евангельские христиане

0,5

0,7

Язычество

0,9

1,4

Всего:

100

100

Некоторые значения в таблице за 2011 г требуют дополнительных пояснений. Появление кришнаитов в выборке объясняется случайным ее характером (всего община Международного общества сознания Кришны в городе составляет 30-35 чел.). Язычники, видимо, представляют собой людей, сформировавших свою собственную мировоззренческую позицию и считающих ее языческой, так как информации о существовании какой-либо языческой общины в г. Магадане не имеется. При сравнении таблицы конфессиональной принадлежности с данными 2005 и 2011 гг заметны рост числа протестантов ( 3,7% – в 2005 г и  3,9 % – в 2011 г) и снижение православных на 0,3 %. Возможно несколько объяснений этого факта. Первое, связано со снижением активности местной епархии Русской православной церкви. Второе, представляющееся наиболее достоверным, связано с тем, что представители протестантских деноминаций ведут активную миссионерскую работу.

Несмотря на то, что данные о религиозной самоидентификации важны, но для более глубокого анализа степени и характера религиозности респондентов были использованы вопросы-фильтры. Прежде всего, была сформулирована подвыборка так  называемых «формальных верующих» из  индивидов, которые знают вероучение религии, которую исповедуют, исполняют религиозные ритуалы и ориентируются на религиозные ценности в жизни.

Диаграмма 3

uzk-posh-1...

Как видно из диаграммы, православные составляют большинство и среди  «формальных верующих». Однако можно заметить, что «формальные» православные – это  примерно треть от всех  респондентов, определивших себя как «православные». Зачастую русские говорят о своей приверженности православию только на основании факта крещения или даже  просто этнической принадлежности. Таким образом, в сознании россиян православие выступает своего рода этнической религией. Достаточно высокая религиозная дисциплина протестантов также не может вызвать удивления в связи с особенностями функционирования и  внутренней структурой их общин.

Взаимоотношения общества, государства и религиозных организаций.

На вопрос о регулировании государством деятельности религиозных организаций ответило 436 опрошенных магаданцев. Из них 28,7 %  считают, что «государство должно поддерживать религиозные организации, традиционные для России», 40,1 % полагают, что «государство не должно поддерживать какую-либо религию, больше, чем другие, но должно контролировать деятельность “новых” религиозных движений», 21,6 % придерживаются мнения, что «государство не должно никоим образом влиять на деятельность религиозных организаций и не должно ограничивать возможность любой религиозной организации беспрепятственно действовать в России», 9,2% затруднились ответить на этот вопрос и по 0,2 % респондентов отметили две полярные позиции «православие – единственная религия для России» и «религиозных организаций не должно быть».  Это может быть объяснено тем, что в городе Магадане достаточно много атеистов, а также зависимостью уровня толерантности жителей города по отношению к различным меньшинствам от его размера населенного пункта, в котором они проживают (как правило, чем  крупнее город, тем терпимее его жители).

 

 

 

Как Вы считаете, должно ли государство регулировать деятельность религиозных организаций?


Позиции

Данные в %

2005 г.

2011 г.

да, я считаю, что государство должно оказывать преимущественную поддержку православным организациям как традиционным для России

28,7

44,8

я полагаю, что государство не должно поддерживать какую-либо одну религию больше, чем другие, но оно должно контролировать деятельность «новых» религиозных организаций

40,1

27,3

я считаю, что государство не должно никоим образом влиять на деятельность религиозных организаций и не должно ограничивать возможность любой религиозной организации беспрепятственно действовать в России

21,6

10,4

Нет

-

1,3

Частично

-

1,9

православие – единственная религия для России

0,2

-

религиозных организаций не должно быть

0,2

-

Затрудняюсь ответить

9,2

14,3

Всего:

100

100

 

Данные таблицы показывают, что число респондентов, которые ответили на вопрос «да, я считаю, что государство должно оказывать преимущественную поддержку православным организациям как традиционным для России», увеличилось на 16,1%. Этот показатель важен для выяснения динамики религиозной ситуации, поскольку указывает на рост отношение в различных группах населения по степени веры и неверия, к традиционной православной церкви.

У магаданцев существует определенная зависимость между ответом на данный вопрос и характером религиозности (люди, считающие себя верующими и относящие себя к конкретной конфессии, чаще остальных выбирают первую позицию).

Среди магаданцев 90,4 %  не сталкивались со случаями нарушения своих религиозных прав и свобод, 2,5 %  затруднились ответить на этот вопрос, 7,1 % – отметили, что нарушения были.

В принципе можно предположить, что из-за достаточно высокого уровня толерантности жители областного центра не склонны оценивать некоторые факты (например, религиозную пропаганду) как  что-то нарушающее их религиозные права и свободы.   Всего 15 человек (из них 11 – верующие, относящие себя к конкретной конфессии: 8 православных, по 1 представителю баптистов, кришнаитов, церкви «Слово Жизни») конкретизировали, в чем заключались нарушения: 13 случаев – навязчивое, слишком активное распространение религиозных взглядов, 2 случая  – запрет исповедовать свою религию (отмечены протестантами).

 

Встречались ли Вы с нарушением прав и свобод граждан по религиозному признаку?

Позиции

Данные в %

2005

2011

да

7,1

11,7

нет

90,4

63,3

затрудняюсь ответить

2,5

25,0

Всего:

100

100

 

Таким образом, проведенное теоретическое и практическое исследование позволяет сделать следующие выводы:

 Сегодня существуют четыре основных фактора, детерминирующих динамику религиозной ситуации на территории Магаданской области: деятельность органов государственной власти РФ, активность самих религиозных организаций, миграция, развитие региона.

 Скорее всего, отношения между органами государственной власти, средствами массовой информации и местными жителями останутся на имеющемся уровне. Сохранятся доброжелательные отношения между православием и властными структурами.

 Основными факторами, характеризующие динамику религиозности жителей Магадана с 2005 по 2011 гг. ,  были следующие:

  • сократилось количество зарегистрированных как православных, так и протестантских религиозных организаций.
  • религиозные неправославные движения, стремясь к росту и усилению влияния на территории региона вели активную миссионерскую деятельность.
  • наблюдается рост правового нигилизма среди верующих (не зависимо от конфессиональной принадлежности).
  • дальнейшее пополнение религиозных организаций будет идти главным образом за счет семей самих верующих, а не за счет притока извне, из среды бывших неверующих. Изменения степени и характера религиозности возможно в направлении усиления религиозности сегодняшних неофитов.
  • нет оснований полагать, что на территории региона возможен какой-либо крупный конфликт на религиозной почве.
  • тенденции развития религиозной ситуации обусловлены развитием Магаданской области. Если область будет развиваться, осваивая свои природные ресурсы (в том числе, нефть), то естественно возрастет количество мигрантов, которые пополнят ряды существующих религиозных организаций или создадут новые.
  • в Магадане сегодня не существует проблемы «вытеснения» мигрантами-мусульманами христианских организаций. Мигранты прибывают в основном с Кавказа, однако роста мусульманских организаций не происходит. Это обусловлено, на наш взгляд, тем, что приезжающие чувствуют себя «временными» и, как правило, работают на территории области не более 5 месяцев. Однако при условии развития области мигранты будут оставаться надолго и укореняться. В таком случае прогнозируется рост мусульманских организаций.

 

Автор: Александра Ивановна ПОСПЕЛОВА-  доктор философских наук, профессор,  председатель комиссии по вопросам религиозных организаций при губернаторе Магаданской области



[i]Панков А.А. Проблема воспроизводства религиозного сознания в посттоталитарном обществе// Социологические исследования. 1995. № 11. С. 99-103.

[ii]См.: Социологические исследования. 2009. № 4, C. 96.

[iii]Иванов А.М. Проблемы развития государственно-церковных отношений на Дальнем Востоке// Христианство на Дальнем Востоке: Материалы международной научной конференции. Владивосток, 2000. С. 56 – 58.

[iv]Социологическое изучение религиозной ситуации и государственно-церковных отношений// Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние)/ Отв. ред. Овсиенко Ф.Г. , Одинцов М.И., Трофимчук Н.А., М., 1996. С. 194 –196.

[v]Социологическое изучение религиозной ситуации и государственно-церковных отношений// Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние)/ Отв. ред. Овсиенко Ф.Г. , Одинцов М.И., Трофимчук Н.А., М., 1996. С. 194 –196.

[vi]См. об этом: Смирнов М.Ю. Очертания предметной области социологии религии// Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом  конгрессе “ Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы”: в 3 тт. М., 2003.  Т.3. С. 265 -267.

[vii]Таблица составлена на основе материалов комиссии по вопросам религиозных объединений при губернаторе Магаданской области.

 Rambler's Top100