Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 224 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



Л.А.ФИЛИПОВИЧ. ЦЕРКОВЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ УКРАИНЫ: СМЕНА СТРАТЕГИИ – Москва, Узкое, сентябрь 2011

Печать

 

- доклад, прочитанный на Международной научно-практической конференции "Религия как социальный институт" 5 сентября 2011

 

Людмила Филипович

Двадцатилетние наблюдения за развитием религиозной жизни Украины, за формированием взаимоотношений между обществом и религиозными организациями, между государством и конфессиями приводят к выводу, что процессы, происходящие в общественно-религиозной сфере, подвергаются воздействию множества факторов и законов - как внешнего, так и внутреннего характера, как социальных, так и естественных. Зависимость от прежних методологических установок формировала представление о том, что развитие человечества - это движение от несвободы к все возрастающей свободе, от противоречий и противостояний к гармонии и взаимопониманию между обществом и религиями, между государством и различными конфессиями. В действительности же оказалось, что свобода религии никогда не может быть абсолютной, а отношения между обществом/государством и церковью ни при каких обстоятельствах не достигнут ожидаемого идеального состояния, не станут образцовыми, взаимно удовлетворяющими и церкви, и общество. Религиозная Украина за эти годы то «замерзала» от холодности государства к своим проблемам, то «задыхалась» от жестких объятий разных политических сил, которые рассчитывали на свою победу при содействии им в этом церкви. В конечном итоге – ни первый, негативно игнорирующий, ни второй – любвеобильно доканывающий вариант – не являются ожидаемой моделью взаимоотношений общества, государства и церквей для украинского народа. Если исторически проследить траекторию движения этих отношений, то она напомнит синусоиду: от силовой модели преследования всех церквей к демократической модели свободы вероисповеданий и равноправия существующих конфессий, а от нее, забывая/отрицая достижения времен независимости в сфере свободы совести, установление тоталитарно-авторитарной модели господства одной (читай - государственной) церкви. В зависимости от господства того или иного типа государственно-конфессиональных отношений (далее - ГКО) церковь в разной степени представлена в обществе, имеет соответствующую свободу для осуществления религиозной и внерелигиозной деятельности. Нынешние ГКО характеризуются как менее продуктивные и позитивные по сравнению с предшествующими годами. Он вызывает многочисленные вопросы, претензии, недовольство, тревоги у экспертов, государственных органов, у самих религиозных организаций. Есть ли основания для тревожных настроений, существуют ли угрозы несли да, то какие для Церкви и государства в новых политических условиях, есть ли надежда, что сотрудничество (партнерство) в этой сфере, которое начало складываться в Украине с 1991 г., не будет утрачено или заменено другими отношениями?

Понятно, что чем демократичнее политическая жизнь в стране, тем более цивилизованными являются отношения между церковью и государством, между отдельными конфессиями, тем больше возможностей для взаимовыгодного сотрудничества государства и религиозных организаций, для присутствия Церкви в обществе.

Начавшаяся с горбачевских реформ демократизация общества, обретение Украиной государственной независимости кардинально изменили отношение общества к религии и церкви, что нашло отражение в Конституции Украины (ст.35) и Законе о свободе совести и религиозных организациях (1991). И хотя эти документы сохранили некоторые атавизмы советской эпохи, сама жизнь показала, что на смену жесткому отделению церкви от государства, когда все, что связано с религией, отодвигается на периферию общественного развития, на смену бесконтрольному вмешательству государства в церковную жизнь, силовому ограничению ее проявлений, на смену введенному в статус государственной политики унижению - экономическому, социальному, духовному - верующего человека, что делало его неполноценным гражданином, на смену приспособлению церкви к любому режиму, а особенно тоталитарному и воинственно безбожному, приходит другой формат взаимососуществования общества и религиозных организаций.

Общественная позиция церквей Украины, которая фактически выкристаллизовалась за последние двадцать лет, четко сформулирована в их социальных концепциях, что каждый раз подтверждается выступлениями руководителей церквей, проповедями священнослужителей и социальной активностью верующих. Эту позицию можно охарактеризовать как в целом национально-ориентированную относительно государства, духовно-социально-воспитательную относительно его граждан, лояльную по отношению к власти, толерантную к имеющимся в стране религиозным организациям. Несмотря на ужесточение политики государства относительно церквей в новых условиях (отмена льгот религиозным организациям при оплате коммунальных услуг на основе приравнивания их к прибыльным организациям; отмена упрощенной процедуры получения виз для религиозных деятелей-иностранцев; отказ установить мораторий на возвращение и продажу церковной собственности, культовых сооружений; замораживание деятельности созданной в 2008 г. Комиссии по вопросам обеспечения прав религиозных организаций, отказ провести парламентские слушания о состоянии государственно-конфессиональных отношений и др.), церкви пытаются сохранить наработанный позитивно-конструктивный настрой по отношению к властям.

Несмотря на всю схожесть ситуации в Украине и других постсоветских республиках, в Украине складывается уникальная, своеобразная украинская религиозно-общественная модель - отличная как от европейских или североамериканской, не говоря уже о дальневосточных или переднеазиатских. Она может нравиться кому-то или нет, быть удачной или не очень, но она более или менее устраивала всех субъектов общественно-религиозной жизни, воспроизводя тот уровень гармонии/баланса в обществе, который никто не был заинтересован изменить.

Достигнутый консенсус, в результате которого все церкви нашли свои духовные и деятельные ниши, свою социальную почву, политическую приверженность, сегодня под явной угрозой. Создается впечатление, что государство сознательно или бессознательно провоцирует межконфессиональное противостояние, превознося (официально не рекламируя это) одни и игнорируя другие церкви. Своими непрофессиональными или  целенаправленными действиями государство стремится к расколу в религиозной среде, к конфликту, скандалу. Оно будто проверяет, насколько хватит религиозной, в частности, христианской общине терпимости не поддаваться на провокационные действия со стороны околоцерковных структур, отдельных «ревностных» православных или греко-католиков, мусульман или иудеев.

Происходит навязывание неприсущих украинской ментальности других, чаще всего чужих, характерных скорее для России, государственно-церковных симфоний, византийщины, срощенности государственного и церковного аппаратов. То, что для россиян - благо, для украинцев – разрушительно. И не видеть этих веками сложившихся различий, силовыми методами протискивая чудесные для России, но неприемлемые для Украины проекты типа «Русского мира», значит, не понимать закономерности исторического развития духовной сферы именно украинского общества, адекватного видения современных реалий, перспектив будущего, которое прогнозируется и закладывается уже сейчас, но не путем слома устоявшихся архетипов и позитивных стереотипов, а через адаптацию, преломление, органическое наложение конструктивного опыта на собственную - украинскую, отличную от американской или французской, российской или польской, модель религиозной жизни.

При такой ситуации религиозное сообщество Украины, в общем понимая то, чем опасна смена выстраданной парадигмы религиозно-общественных отношений, стремится к сохранению статус кво, более  того - объединяется против наступления непрофессионализма, политизированной ангажированности, агрессивной провокационности тех сил, которые заинтересованы в обострении межконфессиональных отношений, чтобы потом использовать этот факт как аргумент для ужесточения политики государства по отношению к церкви, для введения «предупреждающих» мероприятий сначала против одной церкви, а затем - против группы нежелательных церквей, позже -против какой-то конфессии, а в итоге - и против религии вообще. Тоталитаризм начинается с малого. Ему не важно кого и за что преследовать, а важен сам принцип - гнать несогласных, иноверных, инакомыслящих.

Церкви Украины не молчат, чем демонстрируют свое несогласие с нынешней политикой новой власти страны[i]. Написано множество писем, обращений, в которых неоднократно предлагалось встретиться с властями, с новым Президентом Украины, обсудить принципиальные положения ГКО, сформулированные в свое время в соответствующей Концепции, которая годами не принимается Верховной Радой, не легитимизируется правительством. Неоднократно говорилось (и здесь достигнут консенсус между всеми церквями и религиозными организациями) о несвоевременности изменения Закона Украины о свободе совести и религиозных организациях, о наложении моратория на передачу или продажу государством церковного имущества государственным учреждениям или частным фирмам, на льготы в оплате коммунальных услуг, об уравнивании в правах всех религиозных организаций , о равном доступе к информационным источникам, к вопросам службы в армии, о праве на свои школы всех Церквей, о недопустимости регионализации политики в сфере ГКО, о запрете смешивания государственного интереса с собственными религиозными преференциями руководителей этого государства. И только через полтора года (21 апреля 2011 г.)[ii] удалось организовать встречу Президента с представителями религиозных организаций Украины. Результаты встречи вселяют надежду Церквям на сотрудничество между властью и конфессиями в социально-гуманитарной сфере[iii].

Самым мощным голосом солидарной позиции церквей в Украине считается деятельность Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций (ВСЦиРО), чье значение и авторитет в последние годы только возрастают. Нельзя допустить игнорирования властью мнения этого независимого, негосударственного общественного органа, который имеет влияние на большинство граждан Украины через представительство в нем 18 ведущих конфессий трех религий. В своем юбилейном, по случаю 20-летия независимости Украины, обращении ВСЦиРО заявил: «Мы разные – но нас объединяет вера во Всевышнего и любовь к земле, на которой мы живем, к нашему общему дому – независимому государству Украина», что не оставляет никаких сомнений относительно патриотической позиции Церквей[iv].

Создание солидарной позиции верующих в обществе через ВСЦиРО или другие межконфессиональные корпорации долгие годы сознательно тормозилось, прикрывалось формированием узко корпоративных целей. Однако религиозному сообществу Украины удалось преодолеть противостояние заинтересованных в разбалансировании религиозной ситуации в Украине сил. Осознавая сложность момента и помня, какими опасными бывают вмешательства государства в дела, которые находятся вне его компетенции, церкви дорожат достигнутым миром и взаимопониманием. Религиозное содружество поддерживают принцип отделения церкви от государства и государства от церкви, выступает за сохранение автономности государственной и религиозной жизни, приветствует включенность церкви в общественно полезные дела и проекты. Но при этом оно не видит смысла как во всегосударственном воцерковлении, в сакрализации общественных событий присутствием первых церковных лиц избранных религиозных организаций, так и в обязательном огосударствлении каких-то церковных памятных дат.

Церковь должна спросить себя, что она получает от «подарков» власти, например освящение мостов, новых станций метро, открытие стадионов и офисов. Везде ли должен присутствовать священник, не говоря уже о первосвященнике. Приобретает ли церковь авторитет от такого собственно бытового включения в общественную жизнь страны? Разве к этому сводится миссия Церкви в мире? Наблюдаемое измельчание духовного призвания Церкви  вызывает удивление, если не раздражение, а иногда и издевательства со стороны граждан, которые не стыдясь высказываются в интернете против такой церковной деятельности. Когда в этих актах благословений участвует только одна Церковь, то возникает мысль: «А не много ли одной церкви на квадратный метр общественных событий?» Изменение-переход статуса «любимчиков власти» от одной Церкви к другой - болезненный процесс не только для государства, должного как-то объяснить свою избирательную любовь/нелюбовь к тому или иному иерарху, но и для самих церквей, либо чрезмерно обласканных вниманием со стороны властей, либо страдающих от ее отсутствия.

Представители религиозных организаций, конечно, по-разному оценивали и сейчас оценивают факт присутствия церкви в обществе, а особенно в его политической жизни. Почти все осудили использование церквей в политической предвыборной борьбе, фальсификацию результатов выборов, открытую поддержку одного из кандидатов в Президенты[v]. Церковь не хочет быть послушным средством, орудием в борьбе разных политических сил, партий, кланов. Принимая то, что Церковь должна быть с народом, особенно в сложные времена его духовного и политического самоопределения, руководители Церквей категорически выступили против насилия в отношении своей паствы, относительно ее выбора Президента или депутатов парламента Украины как со стороны государства, власти, политических сил, так и со стороны духовных лидеров своей конфессии (Церкви), чем продемонстрировали солидарную церковную позицию по многим изменениям в социально-политической и духовной жизни народа.

Несмотря на новые обстоятельства своего присутствия в обществе (20-летняя независимость Украины, некоторые попытки демократизации общественной жизни и либерализации законодательства в сфере свободы совести и деятельности религиозных организаций), Церкви в Украине не в полной мере удовлетворены имеющимися статусом. Церкви устали от противостояния и борьбы за приоритет в государстве и обществе, им не нравится протекционизм властей относительно одних и непризнание или даже унижение других. Не воспринимается в религиозном сообществе бывшая приказная манера управления религиозной жизнью со стороны государственных органов. Церкви последовательно выступают против вмешательства представителей власти в свои внутренние дела: они хотят строить жизнь своих верующих не по моделям бездуховного, коррумпированного и морально больного государства, а на других принципах. Религиозные лидеры не понимают медлительности, с которой государство решает важные общеукраинские проблемы религиозного образования, особенностей налогообложения деятельности церквей, выделения земельных участков под храмовые постройки, реституции церковного имущества и собственности, допуска Церкви в социальную сферу (больницы, детские дома, тюрьмы и т.п. ). Церковь старается работать на духовную и социальную интеграцию украинского общества, посильно участвует в общественно значимых акциях (в частности, борьба против СПИДа, наркомании, последствий экологических и техногенных катастроф, против войны, социального противостояния и конфликтов). Духовное возрождение человека и народа, с точки зрения Церквей, должно стать общей целью всего общества.

Сама жизнь доказала жизнеспособность межцерковного общения, результативность консультаций лидеров религиозных сообществ, их реальное влияние на политику, на социально-политические трансформации в обществе. Определяя значимость межцерковного диалога, который интенсивно велся в прежние годы, надо отметить, что он сыграл свою положительную роль в стабилизации общества, в возрождении веры людей в истину, в распространении ценностей не только духовного, нравственного, религиозного содержания, но и демократической жизни. Коллегиальность добровольных решений в поддержку тех или иных действий церквей придавала уверенности в том, что большинство христиан, а значит и Церковь, стоят за правду, когда речь идет о достоинстве граждан, об их правах и обязанностях. Участие религиозных организаций и их лидеров в обсуждении общечеловеческих (политических, экономических, экологических и т.д.) вопросов не должно ограничиваться только их присутствием в президиуме солидных форумов. И хотя право на окончательную оценку и решение важнейших вопросов человеческого развития узурпировано секулярными структурами, а религиозные организации воспринимаются как специфическая форма общественного объединения, которые, в отличие от политических партий или профессиональных ассоциаций, молодежных или социально ориентированных обществ, все еще не допускаются в полной степени к обществу, в котором они появились и функционируют, Церковь как социальный институт должна заявлять о себе более активно и уверенно. Ибо Церковь, как социальная организация - это самоуправляющаяся структура, состоящая из граждан государства.

Демократические процессы в Украине вообще, а в религиозной жизни в частности, сейчас находятся под угрозой. Фиксируются попытки тоталитаризации украинского общества. В общественно-религиозной сфере это проявляется в игнорировании солидарного мнения церквей; принятии самовольных единоличных решений власти относительно приближения к себе только одной Церкви; распространении практики безнаказанности антиконституционных и противозаконных действий по захвату храмов, закрытию музеев, библиотек и т.д.; безразличие к концептуализации политики государства в сфере религиозной жизни.

Внедряемая нынешними властями в стране моноцерковность, несомненно, нарушит десятилетиями складывающийся баланс между различными религиями, конфессиями и церквями. Религиозная карта Украины уже сложилась: любые ее изменения могут стать катастрофой для баланса религиозных сил, для партнерских отношений между государством и церквями. Эксперты, отметив сползание Украины в сторону тоталитаризма, предупреждают, что это приведет к хаосу в религиозной сфере, к вседозволенности в деятельности религиозных общин, к противостоянию между верующими различных конфессий[vi].

С приходом новой власти изменился вектор их внимания к тем или иным религиозным организациям. Есть попытки наладить новые формы «сотрудничества», напоминающие советские времена, участились случаи запугивания и шантажа через налоговую инспекцию путем всяких проверок, письменными и устными предупреждениями, создание надуманных проблем при регистрации общин и т.п. Это особенно очевидно после 20 лет свободы в сфере религии, когда Церкви вновь, как в далеких 1990-х гг., встречаются с фактами явного вмешательства государственных институтов во внутренние дела своих общин, с желанием чиновников диктовать выгодные им условия партнерства. Трудно сказать, является ли это централизованным заказом или инициативой местных чиновников. Никаких гласных президентских или правительственных распоряжений по сворачиванию религиозной свободы и установлению моноконфессиональности в Украине не было. Наоборот, сам глава государства В. Янукович на первом заседании Гуманитарного Совета при Президенте заявил, что для Украинского государства все церкви и религиозные организации равные и одновременно родные (13 мая 2010 г.)[vii]. Но некоторые события свидетельствуют если не о конкретном плане устрашения (подавления, уничтожения, нейтрализации) какой-то из Церквей, то о попытках отдельных людей, институтов стабилизировать, как им кажется, ситуацию в религиозной сфере, то есть сделать ее прозрачной и управляемой за счет закрытия всех неканонических Церквей и неправославных организаций. Простота такого решения прогнозируема: Церковь - одна, если не одна, то минимум, их максимальная зависимость от государства, некая идеальная церковно-государственная симфония, чтобы все работало на государство (вот только надо определиться, на какое именно), а государство было надежной крышей для Церкви или минимума Церквей. Высказывания и поведение некоторых украинских партийных лидеров, бизнесменов, государственных чиновников, которые демонстрируют приверженность и поддержку только одной Церкви, воспринимается в обществе как знак, как разрешение на утверждение и доминирование только одного вероисповедания.

В условиях наступления на демократию в сфере религиозной жизни, игнорирования конституционных принципов свободы и равенства вероисповеданий, дестабилизации межконфессональных и государственно-церковных отношений, религиозным организациям все сложнее выполнять свои социальные функции. Они никогда не откажутся от присутствия в обществе, но ограничатся работой только со своими верующими, а это означает, что наработанный Церковью социальный и духовный капитал может быть сведен до минимума.

 

Автор: Людмила Александровна ФИЛИПОВИЧ - доктор философских наук, профессор, зав. отделом истории религии и практического религиоведения Института философии имени Г.С.Сковороды Национальной Академии наук Украины




1- Всеукраїнська Рада Церков проаналізувала державну політику стосовно релігійних організацій // Режим доступа: http://www.irs.in.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=923%3A1&catid=34%3Aua&Itemid=61&lang=uk

2-      Зустріч Президента України Віктора Януковича з керівниками українських церков та релігійних організацій, м. Київ, 21 квітня 2011 року // Режим доступа: http://www.president.gov.ua/news/19921.html

по случаю 20-летия восстановления государственной независимости Украины.

4-     // Режим доступа: http://vrciro.org.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=160&Itemid=1

5-      Звернення Всеукраїнської Ради Церков і релігійних організацій до українського народу з приводу виборів Президента України // Режим доступа: http://www.ugcc.org.ua/1004.0.html; Звернення Священного Синоду Української Православної Церкви до духовенства та мирян у зв'язку з майбутніми виборами Президента України // Режим доступа: http://archiv.orthodox.org.ua/page-1225.html; Звернення Патріарха Київського і всієї Руси-України Філарета з нагоди другого туру виборів Президента України. // Режим доступа: http://risu.org.ua/ua/index/resourses/church_doc/uockp_doc/34039/ и др.

6-      Филипович Л. Державно-конфесійні і міжконфесійні відносини: від демократизації до тоталітаризації суспільства // Режим доступа: http://risu.org.ua/ua/index/monitoring/society_digest/39944/

7-      Виступ Президента України Віктора Януковича на засіданні Громадської гуманітарної ради // Режим доступа: http://www.president.gov.ua/news/17141.html

 Rambler's Top100